«Один в поле воин» Рауль Валленберг, Холокост и ценностные установки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
понимать ответственность гражданина за судьбу страны и свою судьбу, роль гражданина в формировании органов власти; осознать необходимость овладения политической.
Advertisements

«СМИ - четвертая власть» «Сила слов настолько велика, что способна великое сделать малым, малое изобразить огромным, давно известное всем выразить по-иному,
Тема: Политическая сфера общества. Цели: способствовать формированию политической культуры; развивать активную гражданскую позицию; развивать аналитическое.
Наркомания- знак беды. Цель: -сформировать умозаключения; -способствовать воспитанию чувства гражданской ответственности толерантное отношение к людям,
Я творю историю. Авторы: Ковтун Виктория, Гудиева Залина Учащиеся 8 В класса. Руководитель: учитель истории МОУ СОШ 1 Клепец М. С.
МАСТЕРСКАЯ ПИСЬМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА. ЦЕЛИ Дать возможность пациентам письменно отразить тему по выбору и обсудить с ними написанное. Способствовать психологической.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 им. Г.С. Фатеева» с. Красногвардейское Ставропольский край Каждый ребенок.
Урок 17 Тема: «Социальный портрет молодежи». Три мудреца слово за слово затеяли спор о том, что важнее для человека – прошлое, настоящее или будущее.
Использование современных педагогических технологий как фактора повышения учебной мотивации учащихся.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Вопросы для вводной беседы: Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? Приведите конкретные примеры из текста Конституции РФ,
БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕКСТОМ.
Реальность и рассказы о ней Реальность Факты: поступки, действия, события Рассказы о реальности Мнения, оправдания, интерпретации, принципы, объяснения.
Общая характеристика проблемы толерантности и экстремизма в современном обществе Организация системы профилактической работы по формированию толерантного.
Ваши права и права других людей Права влекут за собой обязанности. Латинское изречение.
Урок обществознания 9 класс Сажина Т.В.. 1. Способствовать осознанию ценности Конституции Российской Федерации как Основного закона страны; 2. Способствовать.
М ЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ : С АНЖАРОВСКАЯ А.С.
Осадчая Светлана Станиславна Использование современных образовательных технологий, активных методов обучения на уроках биологии для формирования личностных.
Тренинг для учителей по педагогическому мастерству Занятие 1.
Формирование толерантной культуры младшего школьника.
Транксрипт:

«Один в поле воин» Рауль Валленберг, Холокост и ценностные установки

Нужный человек в нужном месте в нужное время, делающий нужные вещи. «Для меня другого выбора нет».

Чем на самом деле занимался Рауль Валленберг в Будапеште? Обратимся к документам!

В общем, обычный человек, оказавшись в необычной ситуации, решил действовать – остаться в Будапеште и спасти как можно больше людей в сложных условиях. 1) «Бюрократическое сопротивление» - метод, примененный дипломатами в Будапеште и оказавшийся самым эффективным. 2) Метод «прямого вмешательства». Скорее всего, использовался довольно редко.

Как выглядит путь от пассивной солидарности к активной помощи?

4. На ваш взгляд, какие личные качества необходимы для спасения чужих жизней? Впишите 4 важнейших в клеточки внизу. Обсудите и примите решение в группе. 5. В ваших журналах напишите короткий рассказ, объясняющий, откуда/как взялись нравственные качества «спасателя». 6. Почему другие не решаются спасать людей, оставаясь сочувствующими?

Когнитивное и социо-эмотивное познание Изображение, документ, текст или иная отправная точка Когнитивное познание Социо-эмотивное познание Вопрос что, как, когда …? мотивы, мысли, чувства …? Тип вопроса исторический вопросоригинальный вопрос Ответ объективный, эмпирический субъективный, основанный на личном опыте Вопрос «почему» объединяет оба метода познания Тип Расширение знаний об Возможность извлечь урок из истории Познания истории

Почему вы прониклись «солидарностью»? 1. Самостоятельно запишите 4 основные причины в ваш журнал. 2. Обсудите ваш выбор в группе, а затем расставьте три главные причины по степени важности. 3. апишите три главные причины на листочках и приклейте листочки на доску в порядке важности.

Алиса Брейер – дважды спасенная Раулем Валленбергом Студенты пересказывают реальные истории!

О чем наш рассказ? Примеры для подражания Рауль Валленберг Андрей Сахаров Нельсон Мандела Но еще важнее – неизвестные истории «обычных» людей. Леопольд Соча из Львова

«Когнитивные и социо- эмотивные вопросы» Метод критического мышления и сопереживания: Изображения Рассказы Документы Места реальных событий

Преступник и Жертвы Сочувствующие Пассивные Активные (Постепенная адаптация) Поддержка Спасение Обратите внимание на «серую зону» между категориями

Категории Действия Жертвы Преступники Сочувствующие Идентификация Сегрегация Концентрация Депортация Уничтожение «Спасатели» (слишком мало, слишком поздно) Рауль Валленберг в Будапеште Понять непостижимое – перспективы и упражнения – Модель с категориями и 5 шагов к геноциду по Хильбергу Исторические предпосылки

Жертвы Холокоста от 5 до 6 миллионов европейских евреев Другие жертвы нацистской идеологии сотни тысяч цыган – Параимос (геноцид цыган) свыше людей с ограниченными возможностями около 3 млн. советских военнопленных около10 млн. советских мирных жителей от 2 до 3 млн. польских мирных жителей около свидетелей Иеговы около немецких гомосексуалистов ок политических диссидентов Германии Калейдоскоп жертв

Сопереживание Воспоминания (свидетельства) очевидцев из разных категорий (преступников, жертв, сочувствующих, спасателей) 1. Прозрение – способность сострадать чужому несчастью 2. Понимание – постичь чувства другого человека, войдя в его положение 3. Возложение ответственности – действовать в согласии со своими чувствами и пониманием. Нравственный поступок

Жертвы были/постоянно вынуждены решать различные дилеммы. Эти дилеммы не дают им реального выбора – «безальтернативный» выбор.

Дилеммы Упражнение : Прочитайте текст и обсудите вопрос с другом: - Когда вы попадаете в Биркенау, оборванные узники подходят к вам и начинают шептать… «Отдай детей той старухе… …младенцев убивают сразу же, как и старух… …шанс выжить есть только у тех, кто работает…. Женщин с младенцами на руках убивают немедленно… …Отдай детей старухе: они все равно погибнут…а у тебя есть шанс выжить, если отдашь детей… …Отдай детей старухе.» Вопрос: Вы бы отдали детей старухе? Какой фактор мог бы усугубить эту дилему? Вы можете свободно советоваться с вашим соседом.

Дидактические методы Иллюстрация Рассказы – свидетельства очевидцев Документ Место события Дилемма – «Пример» «Что если?»- сценарий Развивающий вопрос Попытки теоретизирования и объяснения Сопереживание и критическое мышление

Какой путь ведет к демократическому и толерантному обществу? Не быть равнодушным – отказаться от пассивной солидарности и занять активную гражданскую позицию Главные элементы этого процесса – критическое мышление и сопереживание.

Что изображено? Выберите одно изображение. Постарайтесь понять, что происходит на картинке. Запишите ваши мысли. Опишите изображение в форме рассказа. Сформируйте группу с теми, кто выбрал то же изображение. Прочитайте ваши рассказы друг другу. Как различаются роли и категории людей, изображенных на картинках? Все ли категории присутствуют?

Преступники Жертвы Сочувствующие Пассивные Активные (Постепенная адаптация) Поддержка Спасение

Задача преподавателя обществоведения: ТИПЫ ПОЗНАНИЯ ОПИСАНИЕ АНАЛИЗ ОБЪЯСНЕНИЕ ПОНИМАНИЕ ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЕ СПОСОБЫ ФАКТЫ/ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ЦЕННОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ ПИСЬМА РАССКАЗА ТВОРЧЕСТВА Каким должно быть общество?

Что вы видите на картинке? На какие мысли она вас наводит? Какие чувства она у вас вызывает? Какие ценности можно приписать этому изображению? За чем они выстроились в очереди?

Что вы видите на картинке? На какие мысли она вас наводит? Какие чувства она у вас вызывает? Какие ценности можно приписать этому изображению? За чем они выстроились в очереди?

Что вы видите на картинке? Какие чувства она у вас вызывает? Какие ценности можно приписать этому изображению? За чем они выстроились в очереди?

Упражнение «4 угла» Вы собираетесь голосовать на следующих выборах? Да Нет Может быть Открытый угол – ваш альтернативный ответ Без дискуссии – разъясняющих вопросов учителя и студентов

Упражнение «4 угла» Обязан ли гражданин голосовать в условиях демократии? Да Нет Может быть Открытый угол – ваш альтернативный ответ

Что изображено на снимке? На кого похожи люди на снимке? Кем они могут быть? Что они делают? Когда, по-вашему, был сделан снимок?

Демократия и права человека – предмет особого внимания в шведской программе

Что значит «толерантность»? Что такое «человек»?

Толерантен на 100% 100% 0% Процент вашей толерантности? Политические взгляды? Сексуальная ориентация других людей? Вероисповедание/жизненные принципы других людей? Другие культуры в шведском обществе? Инвалиды? Насколько толерантно шведское общество? Уточняющие вопросы учителя или студентов

Что вы подразумеваете под «толерантностью»? Какие социальные аспекты, на ваш взгляд, наиболее важны для повышения толерантности общества? Равенство/Равенство полов Экономика Правопорядок Образование Обоснуйте ваши приоритеты. Какие факторы придают дополнительный вес различным социальным аспектам? Ваш вариант

Упражнение «Горячий стул» Учащиеся садятся спиной к спине, образуя круг. Те, кто согласен с каким-либо утверждением, встают и меняются местами. Уточняющие вопросы от учителя и студентов. Примеры: «Дружить с расистом нормально». «Рауль Валленберг правильно поехал в Будапешт».

Права человека Вы – правительство Авалонии, государства со скудными ресурсами. Вы хотите наладить ситуацию с правами человека, однако народ не сможет воспользоваться всеми правами в силу политических и экономических обстоятельств. Вам надо выбрать шесть основных прав. Какие вы выберете? Тщательно обоснуйте выбор.

Верить в что хочешь Строить карьеру Одежда Досуг Мир Свободно выражать мнение Выходные Не голодать Право на собственное имя Право голоса Здоровье Вступать в брак с кем хочешь Равенство Музыка Свобода слова Работа Свобода писать что хочешь Свобода собственного мнения Путешествия Декретный отпуск Крыша над головой Свобода собрания Чистый воздух и экология Учеба Вступать в организации

Введение во Всеобщую декларацию прав человека ООН Все ли права бесспорны, в т.ч. в таких демократических странах как Швеция? НЕТ

ДА или НЕТ Каждый студент получает листочки с ответами «ДА» и «НЕТ». На каждое утверждение он показывает «ДА» или «НЕТ». Уточняющие вопросы от учителя и студентов. Оставлять ли государству право запрещать газеты? Разрешать ли неонацистам проводить митинги перед синагогой? Позволительно ли церкви неуважительно отзываться о гомосексуалистах?

Право на протест Разрешать ли антиисламским организациям устраивать демонстрации перед мечетями? Надо ли наказывать за выражение определенных взглядов на демонстрациях?

Свобода печати Пускать ли в свободную продажу «Моя борьба» Адольфа Гитлера? Вправе ли правительство запрещать газету?

Свобода слова Может ли певец в своих песнях неуважительно отзываться о гомосексуалистах? Допустимо ли сжигать шведский (российский) флаг?

Свобода вероисповедания Может ли полицейский носить чалму? Позволительно ли церкви неуважительно отзываться о гомосекуалистах?

Право на неприкосновенность личной жизни Вправе ли государство следить за вашей активностью в сети Интернет? Вправе ли правительство следить за тем, какие книги вы читаете?

Если права противоречат… Тяжкие телесные повреждения Свобода мнения Закон против разжигания расовой ненависти Преступлени я на почве ненависти Свобода слова Право на защиту от дискриминации и унизительного обращения Свободная организация и участие в мирных демонстрациях Свободное участие в организациях Законы о политическо й символике

Права человека и «Нюрнбергские законы» Сравните Нюрнбергские законы с правами человека, декларируемыми ООН. Ваш вывод? Есть ли такое право, которое вы не поддерживаете?

Степень вашего доверия перечисленным ниже источникам информации? Расставьте источники информации по шкале доверия на следующей странице.

Сомнение Доверие Семья TV4 Собственные источники Политики Учебники Twitter Национальное радио Facebook Местная газета Национальная газета Полиция Учителя Друзья Интернет

Реальность Обсуждения, полемика и критические вопросы, формирующие «реальность» и демократическое общество!

«паразиты» «оккупанты» «культурные марксисты» «заговорщики» гомосексуалисты Равенство полов Предметы ненависти

Стереотипы, предрассудки и расизм ведут к дискриминации, произволу a. Мы и они - «Они» (заклейменные) живут бок о бок с нами «нами» б. Нарастание нетерпимости, «нам» больше нельзя мириться с «их» соседством. c. Перерастание нетерпимости в ненависть («они» - умерли для общества). «Они» не имеют права жить.

Самоопределение Кто такой швед? Упражнение «четыре угла» Кто родился в Швеции Кто считает себя шведом Кто имеет шведское гражданство Открытый угол (ваш вариант ответа)

Чем полезно разнообразие самоопределений Интереснее жить Чтобы сопротивляться фанатизму и враждебности Что мы знаем о нас самих? Можно ли игнорировать приклеенный к вам «ярлык» – самоопределение?

Нравится вам или нет, ваше имя часто многое говорит о вас и вашей семье.

Кто вы? 1.Запишите на руке 5-10 качеств или сторон, которые, по-вашему, определяют вас как личность. 2. Какие «ярлыки», по-вашему, приклеены к вам другими? Запишите на листочках три слова, которыми, по-вашему мнению, определяют вас другие люди. Приклейте листочки на руку.

Форма вопросаСодержание вопроса 1Что, когда, кто, как?Описания 2ПочемуОбъяснения 3Правильно или неправильно?Ценности 4Что надо сделать?Действие 5Что тогда случится?Последствия 6Что означает то-то и то-то?Понятия 7Чем это вызвано?Причины 8Как это согласуется с тем-то?Взаимосвязи 9Что случится, если изменить точку зрения? Идеологические ракурсы

The sources for exercises are partly from the Living History Forum, Sweden