Основы профилактической трезвенной работы среди молодежи
Внешние Предложение Сверхдоступность (шаговая доступность, низкие цены), Спрос Реклама (в т.ч. скрытая), … Внутренние
Внутренняя неудовлетворен- ность «Иммунитет» Алкогольная запрограммирован- ность «Инфекция»
Искаженная картина мира Недоверие миру Зла больше, чем добра Искаженная самооценка Заниженная Завышенная Искаженная семья Мужественность/ женственность Созависимость
Рисуночные тесты показывают, что количество детей с негативной картиной мира увеличивается.
Любое искажение традиционных семейных отношений: - гипоопека - гиперопека - неправильная иерархия семьи - утрата женственности и мужественности и т.д., - все это негативно сказывается на картине мира, которая формируется в ребенке.
Нехватка мужского воспитания может стать причиной будущей зависимости
Алкоголизм развивается в семьях, где этому способствует созависимость близких родственников.
Культ наслаждений и привычка к «бесплат- ному» удовольствию – важные факторы фор- мирования зависимости
Возрождение традиционного православного уклада семьи – основа профилактики зависимостей
Алкогольная запрограммированность Сознательное Мифы об алкоголе Безсознательное Психологи- ческие установки Действия Алкогольные ритуалы
Мифы об алкоголе Миф 1-й: Алкоголь веселит сердце человека Миф 2-й: Алкоголь полезен для здоровья Миф 3-й: Русский народ всегда пил и еще не спился Миф 4-й: Алкоголь помогает согреваться
Миф 5-й: Алкоголь помогает в творчестве Миф 6-й: Алкоголь придает храбрости Миф 7-й: Водка бывает плохая и хорошая Миф 8-й: Культурное питие уменьшает пьянство в народе.
Психологические установки формируются - в семье, - окружающими людьми, - СМИ заключаются в том, что употребление алкоголя ассоциировано в сознании с: - взрослостью - успешностью - силой - веселием - непринужденностью - отдыхом (расслабление) и т.д.
Ритуалы Потребление алкоголя обставляется ритуалами: - застолье и тосты - пьют за здоровье и за упокой - при встрече и при расставании - с горя и от счастья - и т.д.
Противодействие алкогольной запрограммированности Сознательное 1. Не повторять мифы об алкоголе 2. Развивать самостоятельность мышления Безсознательное 1. Формировать отрицательные ассоциации с алкоголем 2. Отказ (частичный или полный) от употребления в семье Действия 1. Искоренение алкогольных ритуалов 2. Создание безалкогольных ритуалов для праздников (пение, игры), для общения, для переживания
Главное средство противодействия алкогольной запрограммированности – создание трезвого пространства
Формы трезвенной работы в детской и подростковой среде
Преобладающая форма 4-7 лет: сказочно-игровая 7-10 лет: познавательная лет: дискуссионная лет: деятельная
Сказочно-игровая форма
Познавательная форма Надежные источники Беседы не должны содержать мифов и провоцировать Различные специалисты Беседы не должны восприниматься как мнение одного лектора Мониторинг эффективности Н.П.Жижко, Г.С.Курьянов, А.В.Попов.Уберечь детей. Красноярск, Сугоняко А.П., Пашов В.И, Рехлова Г.П. Методические рекомендации в помощь лектору, преподавателю народного университета по проведению антиалкогольной пропаганды среди учащихся общеобразовательных школ. Красноярск, Углов Ф.Г. Правда и ложь об алкоголе. Методическое руководство для клубных работников. Москва, 1986.
Дискуссионная форма Диспуты на темы: Свобода Я – взрослый Мужественность и женственность Любовь …
Дискуссионная форма Обсуждение фильмов (Проект «Общее дело»): Чижик-пыжик 8 марта Алкогольный эксперимент Большая алкогольная болезнь Алкоголь и преступления День рождения Медицинские и социальные ролики
Дискуссионная форма Обсуждение выставки
м
Деятельная форма Изготовление выставок Раздача трезвенных материалов Организация учебно- познавательных игр (напр. Игра «Агент II», Челябинск, РМиДОО «Лидер»,