Детская одарённость и проблема жизненной успешности Педагог-психолог МОУ «СОШ 50» Горбунова И.В. 28 сентября 2010 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система работы с одаренными детьми – основа для индивидуализации в образовании. Подготовила: педагог-психолог Бутахина Е.А.
Advertisements

Психологическое сопровождение одаренных детей. 2 ОДАРЕННОСТЬ 1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения.
Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи.
«РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ» Презентация для педсовета подготовлена Фоминой Л.А г.
Работа с одаренными детьми в массовой школе.. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе. психодиагностика, психодиагностика, психопрофилактика, психопрофилактика, психокоррекция, психокоррекция,
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ТВОРЧЕСКИЕ ЛЮДИ Особенности психического развития.
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования.
Методическая разработка по русскому языку по теме: Работа с одаренными детьми на уроках русского языка.
Одаренные дети Каусова Нурия Кубашовна. : Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или.
Психологический портрет одаренного ребенка. « Подобно тому, как квалифицированный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная.
К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием... Способности ученика– объяснение успеха педагога...
Одаренность – стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Выполнила: Горбунова В. А., учитель русского языка и литературы.
Система дополнительного образования Выбор индивидуальной образовательной траектории Самопознание, самоопределение, саморазвитие, самовоспитание, самосовершенсткование,
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Одаренность и способности Федорук М.Г.,учитель начальных классов (гимназия 4)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
Транксрипт:

Детская одарённость и проблема жизненной успешности Педагог-психолог МОУ «СОШ 50» Горбунова И.В. 28 сентября 2010 г.

Куб личности (Люшер) Эмоционально- волевая компонента Интеллектуально -продуктивная компонента Физическая компонента Социальная компонента

Одарённость Художественная Общая Интеллектуальная и академическая Творческая одаренность Социальная

Классификация одарённости (Н.С. Лейтес) дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности; дети с высокой креативностью

Классификация одарённости(М.А. Холодная) "сообразительные"; "блестящие ученики"; "креативы"; "компетентные"; "талантливые"; "мудрые".

Лица с показателем общего интеллекта более единиц; лица с высоким уровнем академической успешности; лица с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей в виде быстроты мышления и оригинальности порождаемых идей; лица с высокой успешностью в выполнении тех или иных видов деятельности; лица с экстраординарными интеллектуальными достижениями; лица с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей.

КАТЕГОРИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ПЕРВАЯ КАТЕГОРИЯ ОДАРЕННЫХ - ДЕТИ С ВЫСОКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПО УРОВНЮ ОБЩЕЙ ОДАРЕННОСТИ. Вторая группа одаренных- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены (талантливые). Третья категория одаренных детей - хорошо обучающиеся в школе ("академическая одаренность").

Кризисы детской одаренности 1. Утрата творческого потенциала: ребенок прекращает создавать особые, свойственные его одаренности творческие продукты - кризис креативности; 2. Снижение интеллектуальной продуктивности - кризис интеллектуальности; 3. Снижение или полная потеря интереса к процессу и результатам своего труда - кризис мотива достижений

Проблемы кризиса креативности: Утрата творческого потенциала ребенка через олимпиады, конкурсы, фестивали, конференции ожидания и надежда на взрослых, которым ребенок пытается соответствовать. Развитие воображения, фантазии ребенка может иметь не творческое, а невротическое начало, выполняя функцию психологической защиты от тревожности,, вызванной каким-либо внутренним конфликтом личности, что приводит к неврозу и дезадаптации.

Проблемы кризиса интеллектуальности: Перегруженность заданиями без учета индивидуальных познавательных потребностей ребенка Интеллект ребенка развивается в ущерб его физическому, эмоциональному, личностному развитию Защитный механизм личности, как интеллектуализация, может принимать форму умствования

Кризис мотива достижений При доминировании личностной рефлексии над интеллектуальной происходит формирование негативного «образа Я» в следствие чего, тормозится развитие одаренности. Интеллектуальную рефлексию можно расценивать как фактор положительной обратной связи, а личностную рефлексию - как фактор отрицательной обратной связи в механизме саморегуляции системы детской одаренности.

Процент одаренных (с точки зрения психологов) Процент одаренных (с точки зрения психологов) Процент одаренных к семнадцати % Процент одаренных к четырнадцати годам %. Процент одаренных в десятилетнем возрасте %,

Дифференциация видов одаренности степень одаренности вид деятельности форма проявления широта проявления особенности возрастного развития

Дифференциация по виду деятельности и обеспечивающих её сфер психики академическая интеллектуальная творческая художественная коммуникативная лидерская спортивная (двигательная)

Уровни успешности деятельности быстрое освоение и высокая успешность выполнения; использование и изобретение новых способов в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление на первый взгляд неожиданных путей и решений.

Особенности развития познавательной сферы Любопытство Любознательность Склонность к задачам дивергентного типа (допускающие множество правильных ответов) Оригинальностью мышления Гибкость мышления Лёгкость генерирования идей (беглость мышления) Лёгкость ассоциирования Способность к прогнозированию, предвосхищению Высокая концентрация внимания Отличная память Способность к оценке Интересы и склонности

Особенно сти развития познават ельной сферы Любопыт ство Любознат ельность Склоннос ть к задачам диверген тного типа Оригинал ьностью мышлени я Гибкость мышлени я Лёгкость генериро вания идей Лёгкость ассоциир ования Способно сть к прогнози рованию, предвосх ищению Высокая концентр ация внимания Отличная память Способно сть к оценке Интересы и склоннос ти

Особенности психосоциального развития Самоактуализация -стремление человека реализовать свои личностные возможности Перфекционизм - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям Социальная автономность (чем ниже уровень педагогической квалификации учителей, чем менее тактичны и внимательны родители, тем больше проблем) Эгоцентризм – неспособность встать на позицию другого человека. Познавательный эгоцентризм – отсутствие способности понять, почему то, что просто и понятно для них самих, не могут постичь окружающие

«ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ: ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» (ПО А.И. САВЕНКОВУ) Моральный эгоцентризм – свойственен одарённому ребёнку в меньшей степени, чем «нормальным» детям Коммуникативный эгоцентризм – характерен для одарённых детей в меньшей степени, чем для их обычных сверстников Соревновательность, конкуренция – фактор развития личности, закалки характера (формируется собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретается уверенность в своих силах, приобретается первый опыт «разумного авантюризма»). Особенности эмоционального развития. Отмечается повышенная уязвимость, способность улавливать то, что осталось незамеченным другими.

Структура одаренности. Модель Дж. Рензулли 1-интеллектуальный компонент (уровень развития процессов внимания, памяти, мышления); 2-креативность, или творческость (уровень развития творческого воображения, его оригинальность и продуктивность); 3- мотивационный компонент (познавательная и исследовательская активность).

Задатки Способно сти Деятельность Соотношение роли задатков, способностей и культурно- воспитательной среды

Регулятивные навыки в умственной деятельности одаренных детей (Ю.З. Гильбух) : осуществление по собственной инициативе тщательного анализа поставленной задачи с целью уяснения ее смысла; планирование предстоящих действий; использование при необходимости ограниченного числа манипуляций для осуществления целенаправленных поисковых проб; умение построить четкий образ цели, осознать критерии качества будущего продукта; неуклонное подчинение выполняемых действий этим ориентирам; непрерывный контроль за ходом познавательного процесса.

инструмент альные Признаки одаренности Д.Б.Богоявленская мотивационные

Инструментальные признаки одарённости индивидуальный стиль деятельности (склонность «все делать по-своему») и самодостаточная система саморегуляции высокая структурированность знаний, умение видеть в сложном простое, а в простом – сложное; особый вид обучаемости специфические стратегии деятельности: быстрое освоение, высокая успешность выполнения, использование новых способов деятельности, выдвижение новых целей

Мотивационные признаки одарённости повышенная избирательная чувствительность чрезвычайная увлеченность каким-либо делом повышенная познавательная потребность предпочтение парадоксальной и противоречивой информации неприятие стандартных заданий и готовых ответов высокая критичность и стремление к совершенству

Явная Скрытая Одарённость

Врождённая Воспитанная Одарённость

Общие особенности одаренных детей способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положении. Такая особенность требует широты тем, материала для обобщений. Прекрасные возможности в этом отношении представляет междисциплинарный подход; потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программам через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений; способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного; обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя, других, научиться выражать себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других.

Стратегии обучения одаренных детей ускорение обогащение

Формы ускорения обучения Раннее поступление в школу Ускорение в обычном классе «Перепрыгивание» через класс Профильные классы Радикальное ускорение(обучении тематически одаренных детей ) Частные школы Раннее поступление в высшее учебное заведение

Типы летних и зимних школ и программ ориентированные на расширение кругозора (посещения музеев, выставок, заповедников, знакомства с историческими достопримечательностями, культурными традициями). нацеленные на самопознание, на открытие в себе новых интересов, способностей и их граней углубленное изучение избранного предмета, возможность полностью погрузиться в него, разделить свои интересы с другими и поработать под руководством специалистов высокого класса

Организационные формы обучения Программы «вырывания»: специальные классы, специализированные школы и школы-интернаты, факультативы, внешкольные кружки и объединения, заочные школы, станции юных техников, биологов Для средних и старших классов - обучение в центре обогащения в местном институте (университете), вычислительном центре

Недостатки «программы вырывания» не отвечает полностью потребности особо продвинутых детей в постоянной работе на качественно ином уровне и по всем предметам; эта потребность признается во время занятий по программе «вырывания», а в остальное время она как бы забывается; создает в большинстве случаев трения с учителями в обычной школе, которые выдвигают дополнительные требования к одаренному (например, сделать все, чем занимался класс во время его отсутствия); требует больших затрат, чем полное обучение в специальных классах; трудно поддается последующей реорганизации

Формы стратегии обогащения обучения Обогащение познавательных процессов Дидактические подходы к обучению Миникурсы, кружки, факультативы, эллективные курсы Летние и зимние школы и программы

Принципы работы с одарёнными детьми Принцип опережающего обучения. Принцип комфортности в любой деятельности. Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся. Возрастание роли внеурочной деятельности. Принцип развивающего обучения. Принцип добровольности.

Организация воспитательной работы в рамках программы: Воспитание учащихся по принципам общечеловеческих ценностей; Формирование духовной культуры, общекультурной компетенции; Формирование высокой речевой культуры; Обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одарённых детей

Требования к педагогическим кадрам в реализации программы: Высокая профессиональная компетентность; высокий уровень теоретической подготовки; активна научно-методическая деятельность Владение возрастной психологией; стремление к самообразованию и самосовершенствованию; Требовательность и умение найти подход к нестандартным детям; Общекультурная эрудированность; доброжелательность, высокий педагогический такт; Наличие организаторских способностей; знание и применение здоровьесберегающих технологий.

Социально-психологическое обеспечение реализации программы: создание банка данных с содержательными характеристиками одарённых детей; Создание психолого-развивающего пространства, как наиболее благоприятствующего реализации программы; Обучение одарённых детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции; Формирование умение адаптироваться в социально значимой среде ( семье, среде сверстников, педагогов); Организация работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.

Материально-техническое обеспечение: Пополнение библиотечного фонда школы справочной, научно-популярной литературой, энциклопедиями, периодическими изданиями; Компьютеризации образовательного процесса; обеспечение необходимых оборудование и материалами дл организации работы кружков, клубов, секций; привлечение внебюджетных средств и спонсорского финансирования для материального поощрения одарённых детей

Проблемы одаренных детей, связанные с адаптацией (Лета Холлингуорт) Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы..

Проблемы одаренных детей, связанные с адаптацией (Лета Холлингуорт) Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Модель одаренного ребенка: личность здоровая физически, духовно - нравственно и социально способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации способная осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности владеющая средствами и способами исследовательского труда способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры руководствующаяся общечеловеческими ценностями и нормами воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ

Индивидуальные психологические карты учащихся (ИПК) социальная часть (анкетные данные и дополнительные сведения о ребенке); аналитическая часть (медицинские сведения и особенности физического развития); психические и психологические особенности; характеристики учебной деятельности (уровень сформированности основных учебных действий); неучебная деятельность (предпочтения, увлечения, дополнительные занятия).

Исследование интеллектуального компонента одаренности изучение познавательных процессов школьников внимания и памяти (V–VII классах корректурная проба Бурдона, в VIII–X классах – методика Мюнстерберга на избирательность внимания) исследование особенности памяти модифицированная методика на выявление преобладающего типа запоминания методики, отражающие действие двух основных механизмов креативности: 1) интуиции, вдохновения, т.е. процессов неоперационных; 2) разного рода аналогий и ассоциаций, т.е. процессов операционных, с применением для творческого осмысления прямых символических и фантастических аналогий. (Методика Торренса, методика Гилфорда) Исследование мотивационного компонента в структуре одаренности по модели Дж. Рензулли.