06.02.2013 1 Порядок аттестации педагогических работников Данельченко Татьяна Александровна, руководитель отдела мониторинговых исследований ГОУ ДПО ЧИППКРО,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Квалификационные характеристики работников образования.
Advertisements

Оценка качества образования в процессе аттестации кадров.
Оценивание профессиональной компетентности педагогических работников в рамках аттестации Оценивание профессиональной компетентности педагогических работников.
1. Требования, предъявляемые ЕКС к работникам образования, направлены на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОСТРОЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
Порядок аттестации педагогических работников Солодкова М.И., первый проректор ГОУ ДПО ЧИППКРО.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ / Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской.
Г. Серов, Заявление - официальное сообщение в устной или письменной форме С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка Заявление – это официальное.
Правовые основы деятельности учителя Закон РФ «Об образовании» Типовое положение об образовательном учреждении Приказ Минздравсоцразвития РФ "Об утверждении.
1 Порядок аттестации педагогических работников. 2 Цель аттестации Цели и задачи аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных.
Основные задачи аттестации: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников; выявление перспектив.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Аттестация педагогических работников. Аттестация – процедура установления соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников.
Административный регламент исполнения МОиН Челябинской области государственной функции по проведению аттестации пед.работников областных государственных.
LOGO МОУ СОШ 1 Порядок аттестации педагогических работников муниципальных образовательных учреждений.
Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Министерство образования и науки РФ Приказ от
О формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Карелия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Новый порядок аттестации педагогических работников Приказ министерства образования и науки РФ от 07 апреля
Структура профессиональной компетенции учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения.
Транксрипт:

Порядок аттестации педагогических работников Данельченко Татьяна Александровна, руководитель отдела мониторинговых исследований ГОУ ДПО ЧИППКРО, старший преподаватель кафедры экономики, управления и права, Почетный работник общего образования РФ 8(351)

ipk74.ru ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»

КОНЦЕПЦИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Предлагаемая концепция включает комплекс ключевых положений, всесторонне и наиболее полно раскрывающих содержательные, процессуальные и организационно- действенные средства проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. В качестве ключевых элементов концепции выделены: 1) цели и задачи аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений; 2) методологические основания проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений; 3) понятийно-категориальный аппарат; 4) критериально-оценочный аппарат; 5) общий план аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Цель аттестации Цели и задачи аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений определены в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». Цель аттестации – установление соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.

Задачи аттестации: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий; повышение эффективности и качества педагогического труда; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений; определение необходимости повышения квалификации педагогических работников; обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В качестве методологических подходов определены личностно-деятельностный; акмеологический; компетентностный подходы

Личностно-деятельностный подход Последовательная его реализация повышает эффективность процесса аттестации педагогических работников по следующим показателям: придание результатам оценки профессиональной квалификации педагогических работников социально и личностно значимого смысла; возможность выделения основных и промежуточных результатов развития профессиональной компетентности педагогических работников, выраженных в терминах ключевых задач, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования их профессиональной деятельности; определение этапного характера процесса развития профессиональной компетентности педагогических работников, каждый этап которого характеризуется определенными новообразованиями, выраженными в форме ожидаемых результатов; осуществление оценки профессиональной компетентности педагогических работников сквозь призму их мотивов, ценностных ориентаций, целей, интересов и перспектив; учет в ходе оценки профессиональной компетентности прошлого опыта педагогических работников, их личностных особенностей в субъект-субъектном взаимодействии.

Акмеологический подход Роль акмеологического подхода в процессе проведения аттестации педагогических работников проявляется в следующем: оценивание профессиональной компетентности педагогических работников следует рассматривать в контексте целостного совершенствования их личности, когда их индивидуальные, личностные и субъективно-деятельностные характеристики рассматриваются в единстве; в процессе проведения аттестации важно определить движущие силы развития профессиональной компетентности педагогических работников (объективные и субъективные), влияющие на развитие их профессионализма; чем ближе объективные и субъективные движущие силы, тем выше вероятность достижения вершин профессиональной деятельности; оценивание профессиональной компетентности педагогических работников должно основываться на определении степени развития тех проявлений их профессионального саморазвития, которые являются «акмеологическими инвариантами» и обеспечивают успех их профессиональной деятельности.

Компетентностный подход Обеспечивает нацеленность критериально-оценочного инструментария на определение профессиональной компетентности педагогических работников наиболее оптимальным образом. Целесообразное использование положений компетентностного подхода позволяет определить место профессиональной компетентности в структуре профессиональной деятельности педагогических работников. Кроме того, появляется реальная возможность выявить критерии и уровни качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также разработать оптимальную содержательно-методическую стратегию дальнейшего развития их профессиональной компетентности.

Составляющие компетентности педагогических работников: профессиональная компетентность информационная компетентность коммуникативная компетентность правовая компетентность

Профессиональная компетентность качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно- ценностной рефлексии.

Информационная компетентность качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

Коммуникативная компетентность качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Правовая компетентность качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

Основные принципы аттестации коллегиальность, гласность, открытость (обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам) недопустимость дискриминации при проведении аттестации (в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» )

Понятийно-категориальный аппарат Понятийно-категориальный аппарат включает основные и вспомогательные понятия и обеспечивает упорядочение терминологии, по-разному понимаемой в науке, в соответствии с системообразующей идеей аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Понятийно-категориальный аппарат 3.1. Основные понятия Компетентность – качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия (приложение к приказу Минздравсоцразвития России от г. 593).

Понятийно-категориальный аппарат 3.2. Дополнительные понятия Качество: а) философские трактовки: видовое отличие, тот пребывающий видовой признак, который отличает данную сущность в ее видовом своеобразии от другой сущности, принадлежащей к тому же роду (Аристотель); тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество (Гегель); б) экономические трактовки существенная определенность вещи, ее отличие от других полезных вещей одного и того же назначения, а также степень, мера полезности продукта труда (Валовой Д. В.); тотальное соответствие характеристик продукции или услуги, включающих маркетинг, разработку, производство и обслуживание, в результате чего использование продукции (услуги) будет соответствовать ожиданиям потребителя (Фейгенбаум А.); в) производственные трактовки совокупность существенных потребительских свойств предмета, значимых для потребителя (производств.) ! Качество – это значение (значения) характеристик (или их совокупности) объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Понятийно-категориальный аппарат Работник: человек, занятый где-нибудь какой-то работой, занимающийся чем-нибудь профессионально (Большой толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова); субъект трудового права, физическое лицо, работающее по трудовому договору у работодателя; правовое положение работника определяется трудовым законодательством, трудовым и коллективным договорами, локальными правовыми актами организации; работник имеет права и несёт обязанности, установленные трудовым законом («Трудовой кодекс Российской Федерации» 197-ФЗ, вступил в силу 1 февраля 2002года); кроме того: творческий работник – профессионал, способный освоить и создать новые технологии и усовершенствования, обладающий высоким техническим потенциалом (Куприяненко А. И.); творческий работник – физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника (Энциклопедический словарь экономики и права, Юридический словарь); работники умственного труда – обобщенная социальная группа работников, занятых преимущественно различными видами умственной деятельности: врачи, учителя и др. (социолог.). ! Работник – человек, занятый где-нибудь какой-либо работой, занимающийся чем-нибудь профессионально.

Понятийно-категориальный аппарат Качество действий работника: ! Качество действий работника (как родовое понятие) – это значения, которые приобретает совокупность свойств или признаков состояния (работы) человека, занятого какой- либо деятельностью и осуществляющего его профессионально.

Понятийно-категориальный аппарат 3.3. Вспомогательные понятия Адекватный – соответствующий, подходящий для данных условий Эффективный – дающий эффект, приводящий к нужным результатам, действенный Задача – то, что требует исполнения, разрешения; упражнение, которое выполняется, решается посредством умозаключения, вычисления и т.п Предметная задача - задача, описывающая реальный объект или процесс; предметная формулировка представляется более продуктивной, чем абстрактная, так как помогает сопоставить физическую задачу с ее математическим описанием, а также показывает общность описания и методов решения задач, имеющих различную природу (информац.) Профессиональная значимая предметная задача – это задача, описывающая реальный аспект профессиональной деятельности (или деятельности, осуществляющейся профессионально), сопровождающаяся конкретизацией с точки зрения используемых ресурсов, имеющихся или созданных условий, наличия кадровых возможностей Готовность – состояние мобилизации психофизиологических систем человека, обеспечивающее эффективное выполнение определенных действий Ответственность – способность личности контролировать свою деятельность (или ее результаты) в соответствии с принятыми в обществе или коллективе социальными, нравственными и правовыми нормами и правилами, чувством долга.

Оценка персонала в современном менеджменте Система оценки кадров Критерии, определяющие, что должно оцениваться; Методы сбора, обработки и анализа информации; Организационные процедуры оценки, определяющие, какие функции и кто выполняет; Субъекты, осуществляющие оценку Текущая оценка: осуществляется периодические в течение всего учебного года. Используемые формы этой оценки, как правило, не охватывают всю деятельность учителя, а ориентированы на оценку отдельных участков его работы. Суммарное (итоговое) оценивание: призвано составить суждение о том, насколько учитель отвечает профессиональным требованиям с точки зрения квалификации и качества профессиональной деятельности. Оценка проводится по широкому кругу выработанных и согласованных критериев, охватывающих все стороны деятельности педагога.

Оценка персонала в современном менеджменте Показатели оценки Каждый критерий оценивания состоит из оценочного показателя и соответствующей ему шкалы оценивания. Показатели оценки определяют, исходя из содержания выполняемой работы. Обычно их делят на три группы: показатели учебно-воспитательной работы, инновационной деятельности и работы по саморазвитию учителей.

Оценка персонала в современном менеджменте Методы построения оценочных шкал 1. Метод градации- метод построения балльных оценочных шкал, в том числе с использованием весовых коэффициентов 2. Метод упорядочения рангов – метод ориентирован на установление между оцениваемыми объектами отношений «лучше - хуже», «больше - меньше» и т.д.

Оценка персонала в современном менеджменте Принципы построения эффективной системы оценивания Развитие кадров (в процессе и результате оценки каждый учитель должен «усовершенствоваться» независимо от того, работает ли он удовлетворительно, хорошо или отлично) Комплексность (рассмотрение оценки на разных этапах карьеры или оценки с разными целями на одном и том же этапе как взаимосвязанных элементов общей системы) Уважительное отношение к личности оцениваемого (отдельная личность, ее права, интересы и потребности ставятся на ведущее место) Демократичность (оцениваемые активно вовлекаются в той или иной форме в процесс оценки: в разработку критериев и содержание оценки, согласование сроков и совместное обсуждение результатов, что делает их соучастниками этого процесса и формирует положительное отношение к нему); Дифференцированность (система оценки кадров как совокупность подсистем оценок для разных групп учителей); Непрерывность (непрерывный характер оценки, складывающийся из текущей и итоговой оценки и текущего контроля за работой педагогов в течение всего периода со стороны руководства школой)

Критериально-оценочный аппарат В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников учреждений общего образования предлагается осуществлять с использованием трех критериев: владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности; готовность решать профессиональные предметные задачи; способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

Таблица 1 Критерии и показатели оценивания уровня профессиональной компетентности педагогических работников учреждений общего образования КритерийПоказателиПояснение, определение 1. Владение современны ми педагогическ ими технологиям и и их применение в профессиона льной деятельности 1.1. ПолнотаПолная мера, полный состав, предельное потребное количество. Исчерпывающая достаточность ОбъемСодержание чего-нибудь с точки зрения величины, размеров, количества содержащегося. В формальной логике: совокупность признаков, включенных в понятие 1.3. ТочностьСтепень приближения к оригиналу. Степень точного соответствия чему-нибудь Результативность Мера эффективности, характеризующаяся достижением результата (цели) деятельности или степенью приближения к ней. Результативность определяется значениями показателей, отражающих достигнутый конечный результат

Таблица 1 Критерии и показатели оценивания уровня профессиональной компетентности педагогических работников учреждений общего образования КритерийПоказателиПояснение, определение 2. Готовность решать профессиона льные предметные задачи 2.1. Направленность Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека 2.2. АктивностьПроявление энергичной деятельности. Энергичность Инициативность Склонность к почину, побуждению к началу какого- нибудь дела, проявлению руководящей роли в каких-н. действиях. Предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям.

Таблица 1 Критерии и показатели оценивания уровня профессиональной компетентности педагогических работников учреждений общего образования КритерийПоказателиПояснение, определение 3. Способность контролирова ть свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами 3.1. Логичность Закономерность, разумность, последовательность 3.2. Целенаправле нность Стремление к определенной цели, подчиненность ей 3.3. Соотнесеннос ть Состояние нахождения в соотношении с чем-нибудь или кем-нибудь

Оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников учреждений общего образования Три уровня: уровень средний (соответствие занимаемой должности без присвоения категорий); уровень выше среднего (соответствие занимаемой должности с присвоением первой категории); уровень высокий (соответствие занимаемой должности с присвоением высшей категории)

Таблица 2.1 I. Критериально-уровневые характеристики Средний уровень – соответствие занимаемой должности без присвоения категорий КритерийПроявление критерия 1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности (показатели: полнота, объем, точность результативность) Полнота знаний педагога о современных педагогических технологиях характеризуется теоретическими представлениями о наиболее распространенных и широко используемых в практике педагогических средств. С достаточной мерой точности способен воспроизводить педагогические технологии в реальных условиях профессиональной деятельности. Объем теоретических представлений педагога о современных технологиях ограничивается его готовностью обеспечить достижение обучающимися (воспитанниками) минимальных стандартных требований. Образовательные результаты обучающихся (воспитанников) имеют стабильный и традиционный характер и соответствуют нормативным программным требованиям.

Таблица 2.1 I. Критериально-уровневые характеристики Средний уровень – соответствие занимаемой должности без присвоения категорий КритерийПроявление критерия 2. Готовность решать профессиональные задачи Проявляются стабильные устойчивые мотивы в решении задач профессиональной деятельности. Отмечается выраженный интерес и склонности в осуществлении профессиональной деятельности. Готовность педагога решать профессиональные задачи находит выражение в его личностно- профессиональном потенциале, который проявляется в энергичной деятельности. Активность проявляется в наиболее значимых аспектах профессиональной деятельности (обучение и самообразование). Проявляется стремление включиться в инновационную и исследовательскую работу. В работе педагога находит выражение к проявлению руководящей роли в отдельных аспектах профессиональной деятельности.

Таблица 2.1 I. Критериально-уровневые характеристики Средний уровень – соответствие занимаемой должности без присвоения категорий КритерийПроявление критерия 3. Способность контролиров ать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами Способность контролировать деятельность проявляется в логичности рассуждений педагога, когда его доводы в пользу какого-либо вывода следуют из усвоенного опыта и основываются на существующей нормативно-правовой базе. Логичность рассуждений обусловливает стремление педагога к обоснованию своей профессиональной деятельности. Свойственно стремление к осмыслению своих профессиональных действий. Пользуясь усвоенными знаниями, педагог осознает свои цели как основной мотив профессиональной деятельности. Проявляя целенаправленность и осмысленную намеренность, педагог фактически демонстрирует убежденность в их истинности. Профессиональная деятельность педагога соотнесена с усвоенными знаниями и опытом работы. В определенной степени соотнесенность показывает меру нравственности педагога в его профессиональной деятельности.

Таблица 2.2 II. Критериально-уровневые характеристики Уровень выше среднего – соответствие занимаемой должности с присвоением I категории КритерийПроявление критерия 1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессионально й деятельности (показатели: полнота, объем, точность результативность) Полнота знаний педагога о современных педагогических технологиях определяется теоретическими представлениями о многообразии технологий, ряд которых относятся к разряду наиболее сложных в процессуальном плане. Точность проявляется в способности педагога выбирать технологии и методики в соответствии с возрастными и проявляющимися физиологическими особенностями обучающихся (воспитанников). Объем теоретических знаний позволяет варьировать использование технологий и методик и их различных сочетаний для достижения учащимися образовательных результатов, зачастую выходящих за рамки требований образовательного стандарта. Стабильно проявляющиеся образовательные результаты обучающихся (воспитанников) превышают средние показатели в субъекте Российской Федерации.

Таблица 2.2 II. Критериально-уровневые характеристики Уровень выше среднего – соответствие занимаемой должности с присвоением I категории КритерийПроявление критерия 2. Готовность решать профессиональны е задачи Совокупность устойчивых мотивов обеспечивает эффективную и продуктивную деятельность педагога. Интерес и склонности к профессиональной деятельности выражаются в стремлении в формировании у учащихся новых образовательных результатов и практик. Ярко выраженный интерес, склонности и убеждения в осуществлении профессиональной деятельности педагога отражают его мировоззрение. Активность в решении профессиональных задач выходит за рамки обучения и самообразования. На передний план выходит стремление включиться в инновационную и исследовательскую деятельность.

Таблица 2.2 II. Критериально-уровневые характеристики Уровень выше среднего – соответствие занимаемой должности с присвоением 1 категории КритерийПроявление критерия 3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами Способность педагога контролировать свою деятельность основывается на его субъективных знаниях и освоенном профессиональном опыте. При этом профессиональный опыт педагога приобретает персонифицированную специфичность. Целенаправленность деятельности педагога является показателем его сознательности, выходящим за рамки логичности суждений и следственности выводов.

Структура аттестационной комиссии

Аттестация на соответствие занимаемой должности Проводится на основании представления работодателя Решение принимается по итогам результатов проведения квалификационного испытания в письменной форме (компьютерное тестирование) Аттестация с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории Проводится по инициативе работника и на основании его заявления Решение принимается по итогам результатов квалификационных испытаний, проводимых в два этапа: заочный этап - экспертиза карт результативности педагогической деятельности очный этап – оценка проведения педагогом самоанализа на основе мультимедийной презентации учебного занятия или видеоурока Аттестация с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории Проводится по инициативе работника и на основании его заявления Решение принимается по итогам результатов квалификационных испытаний, проводимых в два этапа: заочный этап - экспертиза карт инновационного опыта педагогов очный этап – экспертиза проектных работ педагогов

Должностные обязанности: педагог должен знать Составляющие компетентности педагогику, педагогическую психологию; достижения современной психолого-педагогической науки и практики; основы физиологии, гигиены; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; основы экологии, экономики, права, социологии Профессиональная методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения Коммуникативная основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием Информационная приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности Правовая

Порядок проведения аттестации на соответствие занимаемой должности Аттестация обязательна один раз в 5 лет, если работник не аттестован на первую или высшую квалификационные категории Проводится на основании представления работодателя Решение принимается по итогам результатов проведения квалификационного испытания в письменной форме

Порядок проведения аттестации на соответствие занимаемой должности 1. Представление на педагогического работника направляется работодателем на бумажном носителе по форме, утвержденной административным регламентом, руководителю территориальной подкомиссии Аттестационной комиссии 2. Руководитель подкомиссии определяет сроки и место проведения квалификационных испытаний в соответствии с графиком работы Аттестационной комиссии, о чем сообщает работодателям в срок не позднее 7 рабочих дней с момента регистрации принятых представлений 3. Дата, место и время проведения квалификационных испытаний письменно доводится работодателем до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, не позднее, чем за месяц до ее начала. Работодатель также уведомляет работника, что на квалификационные испытания работник должен явиться с документом, удостоверяющим его личность (паспорт, или документ, его заменяющий) Организационный этап

Порядок проведения аттестации на соответствие занимаемой должности 1. Квалификационные испытания проводятся в назначенном месте и в назначенное время под руководством руководителя территориальной подкомиссии. Руководитель подкомиссии обеспечивает контроль проведения процедуры квалификационных испытаний в соответствии с утвержденным административным регламентом. При проведении процедуры аттестации (в месте ее проведения) имеют право присутствовать члены аттестационной комиссии, входящие в состав соответствующей территориальной подкомиссии 2. Педагогические работники выполняют письменное задание в виде ответов на вопросы теста с использованием дистанционных технологий. Тестовые задания формируются специалистами ЧИППКРО и размещаются на специально выделенном портале. Педагог выходит на сайт и выполняет процедуру регистрации. Выполнив процедуру регистрации, педагог получает по электронной почте письмо с сообщением о подтверждении регистрации и доступе к ресурсу. Используя свои логин и пароль, педагог входит в программу теста, и приступает к выполнению письменной работы 3. По окончании выполнения письменной работы педагог и руководитель подкомиссии получают заключение об успешности (или не успешности) прохождения процедуры. Вместе с заключением об успешности (не успешности) прохождения процедуры педагог и руководитель территориальной подкомиссии получают формализованный анализ, включающий указания на ошибки, допущенные педагогом Этап проведения процедуры аттестации

Порядок проведения аттестации на соответствие занимаемой должности 1. По итогам проведения квалификационных испытаний территориальная подкомиссия формирует рекомендации президиуму Аттестационной комиссии. 2. Представление на аттестуемого работника, аттестационный лист (содержащий, в том числе, краткий вывод об успешности выполнения письменной работы) руководитель подкомиссии направляет в отдел кадров и госполитики Министерства образования и науки Челябинской области в соответствии с графиком и регламентом работы аттестационной комиссии. 3. Президиум Аттестационной комиссии на основе представленных документов принимает решение о результатах аттестации. Этап принятия решений по итогам аттестации

Общий обзор приложений и инструментария При разработке структуры представления на аттестацию и требований к его заполнению использовались материалами и рекомендациями, опубликованными в журналах «Кадры предприятия» (Характеристики и представ­ления: рекомендации по составлению и оформлению [Текст] // Кадры предприятия ) и «Кадровик. Кадровое делопроизводство» (Как написать представление на аттестуемого работника об экспертной и профессиональной деятельности [Текст] // Кадровик. Кадровое делопроизводство – ).

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ к аттестации на соответствие занимаемой должности 1. Фамилия, имя, отчество_____________________________________________________ 2. Число, месяц, год рождения _________________________________________________ 3. Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения на эту должность_______ 4. Сведения о профессиональном образовании, наличие ученой степени, ученого звания (когда и какое учебное заведение окончил, специальность и квалификация по образованию, ученая степень, ученое звание)______________________________________________ 5. Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет до прохождения аттестации, в том числе по направлению работодателя_________________________________________ 6. Сведения о результатах предыдущих аттестаций________________________________ 7. Стаж педагогической работы (работы по специальности)_________ Общий трудовой стаж_________ Стаж работы в данном учреждении _________ 8. Государственные и отраслевые награды, звания ________________________________ 9. Домашний адрес___________________________________________________________ 10. Профессиональные качества работника______________________________________ __________________________________________________________________________ 11. Деловые качества работника_________________________________________________ __________________________________________________________________________ 12. Результаты профессиональной деятельности педагогического работника____________ __________________________________________________________________________ Приложение. Руководитель ОУ _________ ________________ (в соответствии с Уставом) (подпись) (расшифровка подписи) «___» ___________ _______г. МП С представлением ознакомлен (а) _________________________ ________________ (подпись педагогического работника) (расшифровка подписи) «___» ___________ _______г.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Представление педагогического работника (далее – представление) - результат (способ) интерпретации и осмысления работодателем повседневной педагогической деятельности работника. Представление позволяет воссоздать определенный социально-психологический портрет работника, основные направления его профессиональной деятельности, а также соотнести осуществляемую работником педагогическую деятельность с достигнутыми им результатами.

Представление составляется руководителем образовательного учреждения. 3. Представление оформляется на официальном бланке продольного письма образовательного учреждения (ГОСТ Р ). В качестве адресата указывается председатель аттестационной комиссии. 4. Текст представления условно делится на две части: заголовочную и основную. 5. В заголовочной части указываются биографические сведения работника (см. пп Формы). Данная информация устанавливает по личной карточке работника и иным учетным документам (документам, удостоверяющим личность, записям в трудовой книжке, документам об образовании и аттестации). ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Основная часть. В данной части отводится место для мотивированной, всесторонней и объективной оценки профессиональных, деловых качеств работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности (пп Формы). Всесторонность обеспечивается за счет включения в структуру представления таких позиций (структурных элементов), которые отражали все стороны педагогической деятельности работника, являющиеся необходимыми и достаточными для ее осуществления в режиме функционирования. Мотивированность представления обеспечивается приведением аргументированных и обстоятельных доводов, раскрывающих социально-профессиональную репутацию работника. Объективность представления обеспечивается за счет использования надежного и валидного психолого-педагогического инструментария. Для подготовки представления в основной части могут быть использованы оценки, данные работнику в ходе последней аттестации. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Профессиональные качества Описывая профессиональные качества работника[1] (п.10) необходимо указать сведения о соответствии профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности:[1] оценить уровень профессиональных знаний и умений, предметную компетентность работника, профессиональные способности[2];[2] указать уровень методической подготовки (методическая грамотность, методический профессионализм или методическое мастерство). [1][1] профессиональные качества личности – это то, что выделяет профессионала среди представителей своей же сферы деятельности [2][2] профессиональные способности - свойства личности, требуемые от человека данной конкретной профессиональной деятельностью

При описании деловых качеств работника[1] (п.11) необходимо дать оценку отношения работника к работе и качества выполнения должностных обязанностей, в т.ч.[1] исполнительной деятельности (организованность, работоспособность, исполнительность, настойчивость, оперативность выполнения поручений, трудолюбие, добросовестность, дисциплинированность, старательность, аккуратность, самостоятельность, пр.); социальной и коммуникативной деятельности (коммуникабельность, конфликтоустойчивость, стрессоустойчивость, умение работать в коллективе, пр.); творческой деятельности (инициативность, умение ставить и решать творческие задачи, умение находить нестандартные подходы к решению задач, пр.) образовательной деятельности (обучаемость, склонность к самообучению, умение обучать других, пр.); руководящей деятельности педагогического работника (лидерство, умение планировать и организовать работу, авторитет у участников образовательного процесса, требовательность, пр.). [1][1] деловых качеств работника - его способности выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся профессионально-квалификационных и личностных характеристик Деловые качества

Результаты профессиональной деятельности Описывая результаты профессиональной деятельности (то, что выделяет профессионала среди представителей своей же сферы деятельности) педагогического работника необходимо: указать стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ) или степень педагогического воздействия (влияния) на учащихся (воспитанников); отразить результаты методической работы, т.е. степень направленности педагогического мышления на улучшение, обогащение, преобразование существующей педагогической практики, пр.; дать оценку результатов работы работника за период между аттестациями, в т.ч. оценки участия в реализации отдельных проектов, выполнении специальных заданий, пр.

Правила: для описания качеств педагогического работника используется повествовательная форма текста документа, например, «проявил», «характеризуется», «относится»; стиль изложения должен быть нейтральным, при описании качеств работника недопустимо использование эмоционально-экспрессивных языковых средств, образных сравнений (метафор, эпитетов, гипербол и т.д.); текст представления должен быть емким и ясным, характеризоваться логической и грамматической связанностью текста, простотой языка; краткость изложения, тем не менее, должна давать возможность членам аттестационной комиссии составить полное представление о работнике; в тексте представления недопустимо использование оборотов разговорной речи, техницизмов, профессионализмов, применение иностранных слов и терминов при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке, собственных сокращений слов, выражений «и т. д.», «др.» и иных; несмотря на то, что документ представляет собой описание качеств работника, тем не менее, в нем нежелательно использование личных местоимений («он», «она», пр.).

ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА Письменная работа позволит отследить проявление у педагогического работника его теоретических представления по основным вопросам осуществляемой им педагогической деятельности. Степень соответствия этих теоретических знаний требуемым уровневым характеристикам можно определить сквозь призму следующих трех аспектов: нормативно-правового, психолого-педагогического и собственного методического (предметно-смыслового). С целью обеспечения принципа вариативности аттестации письменную работу можно осуществлять в одной из следующих трех форм: 1. тестирование; 2. решение комплекса ситуативных задач (комплекс из трех ситуативных задач на проверку знаний нормативно-правовых документов, прикладных вопросов педагогики и психологии и непосредственно методики преподавания предмета); 3. решение КИМов ЕГЭ.

Структура теста (проведение аттестации педагогических работников, с целью определения соответствия занимаемой должности) Тест состоит из четырех блоков вопросов, позволяющих выявить уровень компетентности педагога по четырем ее составляющим: 1. профессиональная компетентность 2. коммуникативная компетентность 3. информационная компетентность 4. правовая компетентность

Структура теста (проведение аттестации педагогических работников, с целью определения соответствия занимаемой должности) Общее количество вопросов в тесте Количество вопросов в различных блоках теста: «Профессиональная компетентность» - 30 вопросов Блок теста «Профессиональная компетентность» включает инвариантную часть для всех категорий педагогических работников - общие вопросы педагогики и психологии (5 вопросов); - вопросы методики преподавания предмета, либо специальных методик (5 вопросов) «Коммуникативная компетентность» – 10 вопросов «Информационная компетентность» - 10 вопросов «Правовая компетентность» - 10 вопросов Тест выполнен успешно, если даны правильные ответы не менее, чем на 45 вопросов (75%).

ПРОЕКТ ТЕСТА ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГОВ НА СООТВЕТСТВИЕ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ «УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ» Перечень вопросов в блок «Профессиональная компетентность» Педагогика и психология 1. Что включают в себя требования к результатам общего образования, структурированные по его ключевым задачам, согласно концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования? 1) предметные, метапредметные и личностные результаты 2) личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные результаты 3) знания, умения, навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности 2. Что означает понятие «универсальные учебные действия»? 1) обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях 2) индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности 3) система устойчиво характеризующих человека побуждений

ПРОЕКТ ТЕСТА ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГОВ НА СООТВЕТСТВИЕ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ «УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ» 3. В каком возрасте согласно возрастной периодизации психического развития Д. Б. Эльконина познание системы отношений в разных ситуациях является ведущей деятельностью? 1) в среднем школьном возрасте (11-15 лет) 2) в младшем школьном возрасте (7-11 лет) 3) в старшем школьном возрасте (15-17 лет) 4. Какие условия являются необходимыми для успешной учебной деятельности правополушарных учащихся? 1) связь информации с реальностью, практикой, преимущественно творческие задания, использование контекста 2) неоднократное повторение учебного материала, тишина на уроке, абстрактный линейный стиль изложения информации 3) детальное изложение материала, преобладание гештальта (образов), технологизация процесса обучения 5. Что подразумевает гендерный подход в обучении? 1) учёт физиологических, интеллектуальных, нравственных, эмоциональных, поведенческих различий между мальчиками и девочками 2) реализацию обучения, направленного на раскрытие специфических закономерностей освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога 3) ориентацию на жизненный успех, достижения в развитии каждого ученика и учителя, на развитие творческого потенциала и продление периода творческой деятельности человека, его социальную адаптацию в сложных условиях бытия

С вопроса 6 по вопрос 30 - Русский язык Дидактические основы и методика преподавания предмета Государственная итоговая аттестация Знание основ преподаваемого предмета

Перечень вопросов в блок «Коммуникативная компетентность» 31. Целенаправленный процесс передачи информации, специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности называется 1) коммуникацией 2) коммуникативной компетентностью 3) неформальным общением 32. Коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику), представленных в прямой или какой-либо знаковой форме, называется:Коммуникационное взаимодействиесловинтонациижестымимикупантомимику 1) невербальным общением 2) интерактивным общением 3) вербальным общением 33. Определите по описанию стиль педагогической деятельности: «Стремление педагога минимально включаться в деятельность, использование практики невмешательства, снятие с себя ответственности за результаты обучения, незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся» 1) попустительский 2) демократический 3) авторитарный

Перечень вопросов в блок «Коммуникативная компетентность» 34. Определите механизм межличностного взаимодействия по признаку «восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы» 1) стереотипизация 2) эмпатия 3) идентификация 35. В чем заключается регулятивная функция педагогического общения? 1) в выборе и применении форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся с целью корректировки их обучения и воспитания 2) в обеспечении реального психологического контакта с учащимися, процесса познания, взаимопонимания, обмена материальными и духовными ценностями, развития познавательной направленности личности; 3) в развитии организационных и организаторских качеств личности, коммуникативных, гностических, функциональных и других способностей и умений детей через активное участие в роли исполнителя или организатора различных видов деятельности. 36. Сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека называется 1) эмпатией 2) рефлексией 3) проекцией

Перечень вопросов в блок «Коммуникативная компетентность» 37. Обмен документацией, обмен электронными сообщениями, межличностное и межгрупповое общение представляют собой 1) формы коммуникации 2) средства коммуникации 3) свойства коммуникации 38. В каком возрасте интимно-личностное общение является ведущим? 1) в подростковом возрасте 2) в младшем школьном возрасте 3) в старшем школьном возрасте 39. Выберите строку, в которой ударение во всех словах падает на второй слог. 1) квартал, эксперт, корысть, намерение 2) банты, иксы, краны, торты 3) еретик, недуг, некролог, приданое 40. В каком предложении отсутствуют речевые или грамматические ошибки? 1) Те, кто опоздал, были вынуждены писать объяснительную записку. 2) Мальчик быстро одел спортивную форму. 3) Двое учительниц получили возможность пройти курсы повышения квалификации

Перечень вопросов в блок «Информационная компетентность» 41. Информационная технология – это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, накопления, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления набор методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения разработка процессов конструирования и производства различных машин и приборов 42. Санитарно-гигиенические требования при работе с компьютером включают требования к установке компьютеров; учебному помещению; рабочему месту; режиму работы и образовательным программам качеству управления программой; доступности программы; удобству управления; соответствию программы возрастным особенностям детей развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи, воображения); развитию зрительно-моторной координации 43. Особенностью электронной таблицы EXCEL является 1.возможность автоматического перерасчета задаваемых по формулам данных при изменении исходных данных 2.возможность обработки данных, структурированных в виде таблицы 3.возможность обработки данных, представленных в строках

Перечень вопросов в блок «Информационная компетентность» 44. Сколько слов будет найдено (выделено, указано) в процессе автоматического поиска в тексте: «Далеко за отмелью, в ельнике, раздалась птичья трель», если в качестве образца дать слово «ель»? три одно два 45. Отличительной чертой Web-документа является наличие строго определенного формата представления документа наличие в нем гипертекстовых ссылок наличие в нем иллюстраций 46. Задан адрес электронной почты в сети Internet: Каково имя владельца электронного адреса? 1. user_name 2. int.glasnet.ru 3. glasnet.ru 47. Выберите из нижеперечисленных оптимальный способ быстрого перехода к ранее посещенным Web-страницам со своего компьютера? создание закладки/сохранение адреса в папке «Избранное» во время просмотра страницы копирование адреса страницы в текстовый файл сохранение страницы на своем компьютере

Перечень вопросов в блок «Информационная компетентность» 48. Электронный учебник - это 1. учебник, в котором информация представлена в различной форме в виде анимации и содержание структурировано в соотвестви с модульным принципом 2. компьютерный вариант традиционного учебника 3. компьютерная презентация традиционного учебника в виде мультимедиа 49. Что понимается под медиатекой? 1.кабинет, который оборудован: мультимедийным проектором, экраном, компьютером, автоматизированным рабочим местом (АРМ) библиотекаря, электронными учебно-методическими комплексами 2.библиотека, оборудованная мультимедийным оборудованием 3.кабинет, в котором размещены электронные образовательные ресурсы по всем предметам школьной программы 50. Профессиональные педагогические сообщества, реализованные на платформе «Сеть творческих учителей», «Открытый класс» и др., позволяют: 1.организовать обмен педагогическим опытом, поставить педагога в позицию рецензента, обеспечить возможность консультирования 2.публиковать свои методические разработки 3.только использовать чужой профессиональный опыт

Перечень вопросов в блок «Правовая компетентность» 51. В соответствии с Законом «Об образовании» под образованием понимается 1. целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) 2. совокупность преемственных общеобразовательных и профессиональных образовательных программ 3. формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ 52. К педагогической деятельности не допускаются лица 1. имеющие или имевшие судимость за преступления против жизни и здоровья, свободы ) 2. применившие ранее методы воспитания, связанные с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника 3. без профессионального педагогического образования 53. Рабочее время это – 1. время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности (ст. 91 Трудового кодекса) 2. время, в течение которого работник в соответствии с локальными актами образовательного учреждения должен находиться на рабочем месте 3. время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка обязуется выполнить поставленную перед ним трудовую задачу, а также отчитаться по её выполнению

Перечень вопросов в блок «Правовая компетентность» 54. Основными составляющими федерального государственного образовательного стандарта является 1. совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию 2. федеральный компонент, региональный компонент, компонент образовательного учреждения 3. требования к минимуму содержания образования, к максимальной учебной нагрузке обучающихся, к уровню подготовки выпускников 55. Право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования возникает с момента 1. государственной аккредитации 2. лицензирования 3. регистрации 56. Какое образование граждане Российской Федерации имеют право получать на родном языке? 1. основное общее 2. среднее (полное) общее 3. высшее профессиональное

Перечень вопросов в блок «Правовая компетентность» 57. В соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации формой получения образования не является 1. непрерывное образование 2. семейное образование 3. самообразование 58. Кто несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников) во время образовательного процесса? 1. образовательное учреждение 2. родители (законные представители) обучающихся (воспитанников) 3. образовательное учреждение и родители (законные представители) обучающихся (воспитанников)

Перечень вопросов в блок «Правовая компетентность» 59. Кто принимает решение о приеме в первый класс ребенка, не достигшего возраста 6,5 лет? 1. учредитель образовательного учреждения 2. директор образовательного учреждения 3. родители (законные представители) ребенка 60. Имеют ли право родители (законные представители) обучающихся (воспитанников) принимать участие в управлении образовательным учреждением? 1. да, имеют 2. нет, не имеют, так как это исключительная компетенция образовательного учреждения 3. имеют только в случае, если это предусмотрено локальными актами образовательного учреждения

Схема аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности

Аттестация с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории (далее - аттестация на первую квалификационную категорию) Аттестация проводится по инициативе работника и на основании его заявления Решение принимается по итогам результатов квалификационных испытаний, проводимых в два этапа: заочный этап - экспертиза карт результативности педагогической деятельности очный этап – оценка проведения педагогом самоанализа мультимедийной презентации урока или видеоурока Экспертиза педагогической деятельности работника в установленных регламентах проведения процедуры аттестации осуществляется территориальными подкомиссиями

Порядок проведения аттестации на первую квалификационную категорию 1. Работник направляет заявление по установленной административным регламентом форме руководителю подкомиссии вместе с картой результативности педагогической деятельности (оформленной в соответствии с требованиями административного регламента). Заявление и карту результативности педагогической деятельности работник также может направить в электронном виде, путем их размещения на соответствующем разделе сайта МОиН Челябинской области (или на сайте организации, которой поручено регистрировать заявления) – далее сайт аттестации. 2. Руководителем подкомиссии на основании поданных заявлений (в электронном виде и на бумажных носителях) формируются графики проведения аттестации работников (с учетом двух этапов - заочного и очного), которые не позднее 1 месяца со дня подачи заявлений размещаются в соответствующем разделе сайта аттестации. В графиках проведения процедур аттестации указывается также место и время проведения второго этапа аттестации. Организационный этап

Порядок проведения аттестации на первую квалификационную категорию 1. В соответствии с установленными графиками руководителями подкомиссий организуется экспертиза представленных карт результативности педагогической деятельности и самоанализа педагогами мультимедийной презентации учебного занятия или видеоурока. При этом, педагоги, которые ранее представляли карты результативности педагогической деятельности в электронном виде, на втором этапе очной защиты, представляют их на бумажных носителях за подписью руководителя образовательного учреждения, закрепленной печатью. Если процедура второго этапа проводится в режиме он-лайн, то до начала процедуры данного этапа педагог может направить карту педагогического опыта почтой. 2. Материалы для очного этапа (запись видеоурока или мультимедийной презентации урока) представляются работником в подкомиссию не позднее, чем за 7 дней до даты проведения очной экспертизы. На основании результатов оценивания карты результативности педагогического опыта и видеоурока или мультимедийной презентации экспертная группа готовит экспертные заключения для подкомиссии с рекомендацией о присвоении или не присвоении педагогическому работнику первой квалификационной категории. Этап проведения процедуры

Порядок проведения аттестации на первую квалификационную категорию 1.По итогам проведения квалификационных испытаний территориальная подкомиссия формирует рекомендации президиуму Аттестационной комиссии путем заполнения аттестационного листа до п.10 включительно. 2.Заявление работника, аттестационный лист (содержащий, в том числе, краткий вывод о результатах квалификационных испытаний) руководители подкомиссий направляют в отдел кадров и госполитики Министерства образования и науки Челябинской области в соответствии с графиком и регламентом работы аттестационной комиссии. 3.Президиум Аттестационной комиссии на основе представленных документов принимает решение о результатах аттестации. Процедура аттестации считается пройденной педагогом успешно, если по результатам каждого этапа он набирает не менее половины (50%) баллов из максимально возможного их количества в соответствии с инструментарием оценивания Этап принятия решений по итогам аттестации

Структурные компоненты карты результативности профессиональной деятельности педагога 1. Результаты учебной деятельности обучающихся за последние пять лет (результаты освоения обучающимися основных профессиональных образовательных программ, процент трудоустроенных выпускников по специальности) 2. Результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам (результаты по сохранности контингента обучающихся; охват обучающихся различными внеклассными мероприятиями; системность социально направленной деятельности в организации воспитательной работы; наличие благоприятного морально-психологического климата в учебной группе) 3. Результаты научно-методической деятельности (обеспеченность обучающих программ по преподаваемой дисциплине методическими и учебно-дидактическими материалами в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения; обеспеченность содержания образовательной программы профессионального образования электронными образовательными ресурсами; участие в проектной деятельности (работа в творческих группах) по разработке научно-методических материалов; участие в экспертной деятельности) 4. Обеспечение непрерывности профессионального роста педагога (повышение квалификации или профессиональная переподготовка, наличие государственных отраслевых наград, наличие результата по индивидуальной методической теме)

Структурные компоненты карты результативности профессиональной деятельности педагога 1) СПЕЦИФИКА – «Создание педагогом условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта» (для социальных педагогов, воспитателей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, педагогов учреждений С(К)О, педагогов дополнительного образования) 2) СПЕЦИФИКА – для педагогов-психологов: 1. результаты профессиональной деятельности педагога- психолога; 2. результаты дополнительной профессиональной деятельности; 3. обеспечение высокого качества организации психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

Структура экспертной карты по оценке самоанализа учебного занятия педагогом на основе мультимедийной презентации 1. Целевая направленность занятия (урока, внеклассного мероприятия и т.п.) 2. Отражение в мультимедийной разработке занятия (урока, внеклассного мероприятия и т.п.) содержания образования 3. Методика проведения занятия (внеклассного мероприятия по предмету и т.п.) 4. Оформление и стиль изложения учебного материала в мультимедийной разработке занятия (урока, внеклассного мероприятия и т.п.) 5. Самоанализ учебного занятия (урока, внеклассного мероприятия и т.п.)

Аттестация с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории (далее - аттестация на высшую квалификационную категорию) Аттестация проводится по инициативе работника и на основании его заявления Решение принимается по итогам результатов квалификационных испытаний, проводимых в два этапа: заочный этап - экспертиза карт инновационного опыта педагогов осуществляется территориальными подкомиссиями очный этап – экспертиза проектных работ педагогов осуществляется экспертной группой Аттестационной комиссии. Руководит работой экспертной группы член Аттестационной комиссии - ректор ГОУ ДПО ЧИППКРО. Очная экспертиза проектных работ может проводиться по завершению курсов повышения квалификации, очно в соответствии с установленным графиком, в режиме он-лайн в соответствии с установленным графиком (на базе ЧИППКРО).

Порядок проведения аттестации на высшую квалификационную категорию 1. Для прохождения аттестации работник направляет заявление по установленной административным регламентом форме председателю подкомиссии вместе с картой инновационного педагогического опыта (оформленной в соответствии с требованиями административного регламента). Заявление и карту инновационного педагогического опыта работник также может направить в электронном виде, путем их размещения на соответствующем разделе сайта МОиН Челябинской области (или на сайте организации, которой поручено регистрировать заявления) – далее сайт аттестации. 2. Руководителем подкомиссии на основании поданных заявлений (в электронном виде и на бумажных носителях), по согласованию с ректором ЧИППКРО формируются графики проведения аттестации работников (с учетом двух этапов - заочного и очного), которые не позднее 1 месяца со дня подачи заявлений размещаются в соответствующем разделе сайта аттестации. В графиках проведения процедур аттестации указывается место и время проведения второго этапа аттестации. Графики составляются также с учетом того, что если работник желает пройти второй этап аттестации по окончании курсов повышения квалификации, то до момента начала курсов им должен быть пройден первый заочный этап. Организационный этап

Порядок проведения аттестации на высшую квалификационную категорию 1. В соответствии с установленными графиками руководителями подкомиссий организуется экспертиза карт инновационного педагогического опыта, а экспертной группой под руководством ректора ЧИППКРО экспертиза проектных работ. Результаты экспертизы проектных работ (заполненные экспертные листы) направляются руководителям подкомиссий в электронном виде (по заранее установленным каналам) не позднее 7 рабочих дней со дня проведения экспертизы. 2. В случае, если карта инновационного педагогического опыта изначально была представлена в электронном виде, то до начала второго этапа аттестации работник должен представить карту руководителю подкомиссии на бумажных носителях за подписью руководителя образовательного учреждения, закрепленной печатью. Материалы для очного этапа (описание проекта) представляются работником в экспертную группу не позднее, чем за 7 рабочих дней до даты проведения очной экспертизы. Этап проведения процедуры

Порядок проведения аттестации на высшую квалификационную категорию 1.По итогам проведения квалификационных испытаний территориальная подкомиссия формирует рекомендации президиуму Аттестационной комиссии путем заполнения аттестационного листа до п.10 включительно. 2.Заявление работника, аттестационный лист (содержащий, в том числе, краткий вывод о результатах квалификационных испытаний) руководители подкомиссий направляют в отдел кадров и госполитики Министерства образования и науки Челябинской области в соответствии с графиком и регламентом работы аттестационной комиссии. 3.Президиум Аттестационной комиссии на основе представленных документов принимает решение о результатах аттестации. Процедура аттестации считается пройденной педагогом успешно, если по результатам каждого этапа он набирает не менее половины (50%) баллов из максимально возможного их количества в соответствии с инструментарием оценивания. Этап принятия решений по итогам аттестации

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Карта инновационного педагогического опыта позволяет получить первоначальное представление (общий план) о направлении и сущности опыта инновационной деятельности работника. В дальнейшем, в ходе защиты проектной работы, это представление будет дополнено и уточнено. Оформление такой карты позволит выявить способности работника обобщать, систематизировать и анализировать результаты своей инновационной деятельности. Она также дает возможность проверить умение педагогического работника кратко и лаконично описывать функциональные признаки инновационного педагогического опыта. Карта включает три группы параметров, по которым осмысливается инновационный опыт: 1. Формальные, отражающие формальные характеристики педагогического работника; имеющие место в карте инновационного педагогического опыта, они не являются объектом оценивания, а дают возможность экспертам наиболее полно представить картину о содержании инновационного опыта и его носителе. 2. Содержательные, характеризующие сущностную (смысловую) сторону инновационного педагогического опыта; 3. Результативные, указывающие на эффективность инновационного педагогического опыта с точки зрения его апробации в реальной практике. Объем: не более 15 страниц (размер шрифта - 14 кегль, одинарный интервал, поля – 2,5 см, шрифт - Times New Roman).

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА 1. Формальные параметры: Объем: не более 1 страницы (размер шрифта - 14 кегль, одинарный интервал, поля – 2,5 см, шрифт - Times New Roman) Наименование педагогического опыта Автор – разработчик педагогического опыта Тип и вид представляемого образовательного учреждения Период формирования и функционирования педагогического опыта Адрес педагогического опыта.

Содержательные параметры: Объем: не более 9 страниц (размер шрифта - 14 кегль, одинарный интервал, поля – 2,5 см, шрифт - Times New Roman) Актуальность педагогического опыта. Признаки актуальности (соотнесенность с социально-образовательным заказом, проводимой политикой в области в образования и востребованность в практике) Содержательная форма представления педагогического опыта (программа, проект, технология, методика и т.д.). Доказательная характеристика соответствия представленного опыта той или иной форме Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта Педагогическая целесообразность педагогического опыта. Характеристика ключевых элементов, определяющих смысловую направленность педагогического опыта. Цели, задачи, содержание и его представление, формы, методы и средства педагогического работы. Соответствие содержательных элементов заявленного опыта требования педагогической науки. КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Психологическая целесообразность педагогического опыта. Основные субъекты, вовлеченные в осуществление педагогического опыта и для которых данный опыт предназначен. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (воспитанников) Социальная направленность педагогического опыта. Направленность педагогического опыта на обеспечение паритета образования и здоровья обучающихся (воспитанников). Возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта Воспроизводимость педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих использование данного опыта другими педагогами. Оценка возможности воспроизведения педагогического опыта. Экономическая эффективность педагогического опыта (соотнесение затрат на его воспроизведение с педагогической отдачей). Ареал воспроизведения педагогического опыта (возможность его воспроизведения на уровне образовательного учреждения, муниципальной, областной или федеральной образовательной системы) Ресурсное обеспечение педагогического опыта. Характеристика минимальных требований к кадровому, учебно-методическому, материально- техническому и т.д. Обеспечению. КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Результативные параметры: Объем: не более 5 страниц (размер шрифта - 14 кегль, одинарный интервал, поля – 2,5 см, шрифт - Times New Roman) Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах). КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта. Обоснование стабильности показателей, характеризующих эффективность педагогического опыта на протяжении определенного количества лет. Доказательство неслучайности влияние педагогического опыта на качество образования в образовательном учреждении (процент обучающихся (воспитанников), освоивших образовательные программы (% от количества обучающихся (воспитанников), обучаемых педагогом, рейтинг учащихся по результатам государственной (итоговой) аттестации и единого регионального экзамена и пр.) 3.4. Репрезентативность внедрения педагогического опыта. Количественные показатели участия педагогов и обучающихся (воспитанников) в осуществлении педагогического опыта Публикация педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференции, сборниках и монографиях. Примечание: за достоверность данных работодатель несёт ответственность. Подпись работодателя М.П. КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Структура экспертного листа по оценке инновационной деятельности педагога 1. Актуальность педагогического опыта 2. Содержательная форма представления педагогического опыта 3. Инновационная направленность педагогического опыта 4. Методологическая база педагогического опыта 5. Психологическая целесообразность педагогического опыта 6. Социальная направленность педагогического опыта 7. Воспроизводимость педагогического опыта 8. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов 9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта 10. Распространение педагогического опыта 11. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта 12. Публикация педагогического опыта в печати

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Проект" от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. Проект – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социо-культурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социо-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно- управленческие аспекты. Педагогический проект – проект, на основании которого разрабатываются и реализуются иные, чем это принято в традиционной практике: Концептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования; Новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями; Философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся. Педагогический проект - разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.

Типы проектов А) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Г) информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Д) практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы.

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА Объем: не более 25 страниц (размер шрифта - 14 кегль, полуторный интервал, поля – 2,5 см, шрифт - Times New Roman). Время защиты: минут 1. Титульный лист 2. Краткая аннотация проекта (не более 0,5 стр.) 3. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога, образовательного учреждения; степень адекватности педагогического проекта современным целям, задачам, логике развития образования). 4. Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели). 5. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться информация о проекте и т. Д.).

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА 6. Ресурсы (временные, информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс), материально-технические, финансовые). 7. Партнеры. 8. Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус). 9. План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие). 10. Ожидаемые результаты и социальный эффект (результаты-продукты, т.е. Новые, как правило, материальные объекты, которые появятся в ходе реализации проекта (книга, фильм, методическая разработка, выставка, новая образовательная программа и т. Д.) И/или результаты-эффекты, т.е. Социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта. И результаты-продукты, и результаты-эффекты должны быть измеримы. Степень достижения поставленных целей и задач - количественная и качественная оценка результатов. Критерии оценки эффективности. Возможные последействия реализации проекта). 11. Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов, возможность развития содержания и т. Д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта. 12. Литература.

Схема аттестации педагогов на присвоение квалификационной категории (первой, высшей)

Примерный порядок нормативного обеспечения введения новой процедуры аттестации Формирование на основе общего порядка проведения процедуры аттестации Административного регламента и представление его для утверждения в Правительство области Издание приказа Министерства образования и науки области, утверждающего инструментальную базу проведения экспертных процедур в рамках аттестации Издание приказа Министерства образования и науки области, регламентирующего порядок обучения и сертификацию экспертов, участвующих в работе экспертных групп в рамках аттестации