Методическая разработка. «Метод проектов как средство формирования исследовательской компетенции учащихся».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ Подготовила Шевелькова И. Ю.
Advertisements

Метод проектов как средство формирования познавательных умений младших школьников.
Метод проектов в обучении. Метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата Учебный.
Проектная деятельность. Содержание Проектная деятельность в образовании История развития метода проекотов Основные дидактические требования Типология.
Проектная деятельность как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся начальных классов. И.В. Музалевская Учитель начальных классов МОУ «Червовская.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Метод проектов Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить. МОУ СОШ с.Алферьевка.
ПРОЕКТ КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ.
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
«Ученик -- это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Б. Паскаль.
Учитель ГБОУ школы 310 А.В. Судакова. подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся.
Применение проектной деятельности на уроках информатики.
. ФГОСы направлены на формирование компетентности. Компетентность – есть готовность и способность человека действовать в какой-либо области. Компетентностный.
«Проект есть всякое действие индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца» Уильям Херд Килпатрик Учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ 11, г.
Проектная методика В процессе обучения иностранным языкам.
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Проектная деятельность как способ формирования творческих способностей на уроках русского языка Е. А. Демидова, учитель русского языка и литературы МОУ.
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь!» МЕТОД ПРОЕКТОВ 1919г. «МЕТОД ПРОБЛЕМ» (Дьюи, Лай, Торндайк…)
ПРОЕКТ КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ Доклад подготовлен для выступления на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла.
Компетенция - общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности.
Транксрипт:

Методическая разработка. «Метод проектов как средство формирования исследовательской компетенции учащихся».

Цель работы: показать роль проектных технологий в развитии исследовательской компетенции школьников. Задачи: изучить опыт педагогов по теме; раскрыть сущность исследовательской компетенции; определить содержание проективной методики как образовательной технологии; классифицировать виды школьных проектов; описать опыт применения метода проектов.

Актуальность: В условиях модернизации образования в центре внимания педагогов находится деятельность учащихся. Важен не столько конечный результат, сколько сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться, добывать знания, адаптироваться в жизненных ситуациях, самостоятельно принимать решения, критически мыслить. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить сложно. Проективная технология позволяет это сделать достаточно успешно.

Новизна работы состоит в том, что предпринята попытка с помощью проективной технологии осуществить компетентностный подход на уроках истории Практическая полезность: для учителей истории и обществознания для учителей активно применяющих метод проектов для успешной организации работы учащихся над проектом

Исследовательская компетенция предполагает: Способность ставить и решать исследовательские задачи. Осуществление поиска, переработки, систематизации и обобщения информации. Создание значимых продуктов исследовательской деятельности. Готовность и способность эффективно строить научное общение.

Метод проектов позволяет эффективно сформировать исследовательскую компетенцию.

Из истории метода проектов. Идея обучения методов проектов возникла в начале XX в. в трудах американских учёных Е.Пархерста, У.Килпатрика и Дж.Дьюи. В нашей стране метод проектов пыталась использовать набольшая группа сотрудников во главе с русским педагогом С.Т.Шацким, но в 1931 г. метод проектов был осуждён и вплоть до недавнего времени им никто не занимался. Дж.Дьюи

Е.С.Полат: «Метод проектов предполагает определённую совокупность учебно – познавательных приёмов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности».

«Три кита» проектной технологии СамостоятельностьДеятельностьРезультативность

Цели проектного обучения. Способствовать повышению личной уверенности учащихся, их самореализации и рефлексии. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества. Развивать исследовательские умения.

Этапы работы над проектом. По Е.С.Полат: 1. Подготовка. 2. Планирование. 3. Исследование. 4. Формулирование результатов или выводов. 5. Защита проекта. 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности. По Н.Ю.Пахомовой: 1. Погружение в проект. 2. Организация деятельности. 3. Осуществление деятельности. 4. Презентация проекта.

Классификация проектов. КритерииВиды проектов По содержанию 1. Монопредметные. 2. Межпредметные. 3. Надпредметные. По методу, доминирующему в проекте. 1. Творческие. 2. Исследовательские. 3. Игровые. 4. Информационные. 5. Практико- ориентированные. По характеру координирования.Проекты с явной координацией. Проекты со скрытой координацией.

По включённости проектов в учебные планы. 1. Текущие. 2. Итоговые. По характеру контактов. 1. Внутренние. 2. Международные. По продолжительности выполнения. 1. Мини-проекты. 2. Средней продолжительности. 3. Долгосрочные. По количеству участников. 1. Коллективные. 2. Индивидуальные. 3. Групповые.

Метод проектов в преподавании истории с целью формирования исследовательской компетенции учащихся. В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках учебного материала практически по любой теме. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся.

Правила для учителя. Поскольку проектная работа даёт возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность. Проектные работы являются открытыми, поэтому не может быть чёткого плана их выполнения. В процессе работы можно вводить дополнительный материал. Большинство проектов могут выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах.

Темы проектов для учащихся 5 – 6 классов. «Предметы старины в моём доме». «Герб моей семьи». «Моя родословная». «По следам первобытного человека». «Герои Эллады». «Рим: от расцвета до заката». «По страницам истории средних веков». «Путешествие по русским княжествам».

Темы проектов для учащихся 7 – 8 классов. «Рабовладение в США в XIX веке и крепостная система в Российской империи». «Личность Бориса Годунова». «Золотой век» русской культуры» «Великие реформаторы России». «Герои и злодеи в истории России».

Темы проектов для учащихся 9 – 11 классов. « Культура первой половины XX века: деградация или расцвет». «Православные святыни мира». Презентации учебников истории и обществознания. «История моей семьи в истории моей страны». «Загадки истории».

Степень эффективности уроков с применением метода проектов. КлассЭмоциональное восприятие (%) Качество знаний (%) 5 «А»75%100% 5 «Б»71%100% 5 «В»56%100% 9 «В»85%100% 10 «А»67%100% 10 «В»45%100%

Сформированность показателей учебной деятельности (метод проектов) (%). 1 – продуктивность 2 – исследовательская компетенция 3 – креативность 4 - успешность

Оценка метода проектов. Плюсы: решает проблему мотивации; реализует принципы личностно- ориентированного обучения; эффективно формирует исследовательскую и др.компетенции; тесно связан с новейшими компьютерными технологиями. Минусы: трудно совместить с классно-урочной системой; не выработаны критерии оценок; большая эмоциональная нагрузка как на ученика, так и на учителя; неравномерность нагрузки на разных этапах проектной деятельности.

Выводы: Проектная методика обладает большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, психологическими. Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные. Учащиеся могут по новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Всё это способствует формированию активной гражданской позиции учащихся и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого.