МДОУ д/с 6 « Антошка» г. Павлово 2009 год. 1.Введение. 2.Цель эксперимента. Развитие исследовательских способностей, самостоятельности мышления у детей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семинар – практикум «Лаборатория юного изобретателя» в рамках реализации инновационного проекта «ЯрТалант»«ЯрТалант» МДОУ «Детский сад 139»
Advertisements

Исследовательская деятельность младших школьников Андреева Н.В. п едагог – психолог СОШ 30 г.Ярославль.
Маленький исследователь. Программа исследовательского обучения включает три элемента: развитие у детей исследовательских умений и навыков; детскую исследовательскую.
Объединение « Удивительный мир природы ». ЦЕЛЬ: формировать знания, умения и навыки самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности;
Развитие исследовательских навыков обучающихся во внеурочной деятельности. Учитель начальных классов Медведицына Ирина Владимировна МОУ СОШ год.
Из опыта работы Н. Я. Логиновой. Важнейшие черты детского поведения: Неутолимая жажда новых впечатлений Любознательность Стремление наблюдать и экспериментировать.
Учитель начальных классов высшей категории МОУ «СОШ 6» г. Бузулука Оренбургской области Обобщение опыта по теме: «Организация исследовательской деятельности.
1. ПРОЯВЛЕНИЕ ЛЮБОПЫТСТВА ; 2. ОСМЫЛЕННОСТЬ ; 3. НАГЛЯДНО - ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ ; 4. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ; 5. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ.
Проектно-исследовательская деятельность как средство саморазвития и самореализации младших школьников Гребенникова Оксана Михайловна учитель начальных.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ Демографические проблемы Курганской области.
Программа « Первоклассник – исследователь». Программа является: по содержанию - научно – по содержанию - научно – педагогической; педагогической; по функциональному.
Организация проектной и исследовательской деятельности как условие и средство реализации требований стандартов второго поколения.
. Презентацию подготовила: Гамаюнова Е.Ю. Использование элементов исследовательской деятельности на уроках в начальной школе.
Презентация к уроку по теме: Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. (семинар - практикум)
Учебно – методическое пособие для 1 класса «Юный исследователь» Автор – составитель: В.А.Коктышева, учитель начальных классов МОУ «СОШ 16» г. Братска.
Я - исследователь. П ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Ограниченные возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания собственных.
«Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»
Модели формирования исследовательских навыков у младших школьников Перминова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ 4.
Опытно - экспериментальная технология Составитель: Важенина. Н. Н.
Развитие исследовательской коммуникативности учителя и обучающихся через знания учителя к знаниям ученика Заборик Л.В. учитель нач.классов I кв.категория.
Транксрипт:

МДОУ д/с 6 « Антошка» г. Павлово 2009 год

1.Введение. 2.Цель эксперимента. Развитие исследовательских способностей, самостоятельности мышления у детей старшего дошкольного возраста. 3.Основные задачи: -отбор и апробация методики Савенкова А.И. по развитию исследовательского поведения у дошкольников, апробация методики диагностирования; -определить содержание и методы исследовательского обучения дошкольников, подобрать приемы активизации исследовательской деятельности детей;; - помочь педагогам овладеть методикой руководства исследовательской деятельностью дошкольников, обобщить опыт работы по теме. 4.Объект исследования. Подготовительная группа дошкольного учреждения. 5.Предмет исследования. - содержание и методы исследовательской деятельности дошкольников. - педагогическая диагностика уровня развития исследовательского поведения у детей. - создание среды. В программе были определены критерии результативности, предполагаемые результаты эксперимента, руководители и участники эксперимента, сроки его реализации, методы сбора и обработки экспериментальных данных, структура организации эксперимента, этапы, формы предоставления результатов.

Савенков А.И. дает определение исследовательского обучения как особого подхода к обучению, построенного на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения- формирование у ребенка готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. К задачам программы были добавлены следующие задачи обучения: обучать детей специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательского поиска: -видеть проблемы; -ставить вопросы; - выдвигать гипотезы; - давать определения понятиям; -классифицировать; - наблюдать ; - проводить эксперименты; - делать умозаключения и выводы; - структурировать материал; - готовить собственные мини- доклады; - объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программа учебно-исследовательской деятельности детей в образовательном учреждении. Подпрограмма – «тренинг» Упражнения, задания и экспериментальная деятельность по приобретению детьми специальных знаний и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска. Подпрограмма – «детская исследовательская практика». Проведение самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Подпрограмма – «мониторинг». -Содержание и организация мероприятий по решению задач исследовательского обучения: защита исследовательских работ и творческих проектов детей, фестивали детских работ и др. -Подведение результатов обследования исследовательского поведения детей.

Подпрограмма – «тренинг» (содержание и последовательность работы). Ноябрь, декабрь. Блок «Учимся задавать вопросы». 1.Упражнение «Задай вопросы о знакомом предмете». 2.Упражнение «Задай вопросы о незнакомом предмете». 3.Постановка вопросов от лица какого-нибудь существа. или предмета. 4.Упражнения по описанию предметов. Блок «Учимся выдвигать гипотезы». 1.Предложить детям объяснять явления фантастическими (сказочными) причинами (н: почему поют птицы). 2.Предложить детям придумать пять правдоподобных объяснений явления. 3.Предложить выдвигать гипотезы, предполагающие обратное действие. 4.Придумать гипотезы и провокационные идеи для воображаемой ситуации (н: слоны стали меньше кошек). 5.Упражнение «Найдите возможную причину события, явления». 6.Обучение детей оценке выдвинутых гипотез (с помощью специальной таблицы - матрицы). Блок «Учимся видеть проблемы». 1.Эксперимент с коробкой: установить коробку так, как показано на картинке. 2.Эксперимент с мячом: можно ли положить мяч на гладкую, слегка наклонную поверхность. 3.Эксперименты на выяснение предпочтений окружающих (с оформлением в таблицу). Вводное обследование исследовательского поведения детей.

Оценка идей с помощью таблицы - матрицы

Эксперимент с коробкой

Эксперимент с мячом

Эксперимент на выяснение предпочтений окружающих

Подпрограмма – «исследовательская практика» (содержание и последовательность работы). Январь-март. Проведение тренировочного занятия. Цель: познакомить детей с «техникой» проведения исследования. Упражнения и задания для дальнейшего развития у детей исследовательских умений и навыков. 1. «Посмотрите на мир чужими глазами». 2. «Составьте рассказ, используя данную концовку». 3. «Назовите как можно больше признаков предмета». 4. «Тема одна – сюжетов много» (рисование). 5. «Угадай, о чём спросили». 6. Упражнение на выдвижение гипотез, прогнозирующих возможные последствия событий: что бы произошло, если бы Золотая рыбка выполнила три желания каждого человека. 7. «Учимся давать определения понятиям» (описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение, различение, загадки как определения понятий). 8. Упражнения на классификацию. 9. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности. 10. Проведение с детьми экспериментов разных видов ( мысленный эксперимент, эксперименты с реальными объектами). 11. Упражнение «Проверь правильность утверждений». 12. Упражнения на развитие умения анализировать, выделять главное и второстепенное. 13. Упражнения на развитие умения делать выводы и умозаключения: -по аналогии («Скажите, на что похожи») -как люди смотрят на мир («Что здесь изображено?») -метафора и метафоричность («Объясните значение выражения»). Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей и выполнение творческих проектов.

Темы исследования Методы исследования

Метод исследования: наблюдение Метод исследования: Спросить у другого человека ( специалиста )

Метод исследования: эксперимент « Как черепаха реагирует на громкие звуки» Метод исследования: эксперимент « Что ест черепаха»

Метод исследования : узнать из книг

Зарисовка полученной информации с помощью пиктографического письма Варианты пиктографического письма детей

Составление плана мини-доклада Сортировка информации с помощью папки исследователя

Мини-доклад Кривдиной Саши: Черепахи - холоднокровные животные, рептилии. Есть сухопутные и морские черепахи. У черепах есть жёсткий, твёрдый панцирь, голова, ноги и маленький хвостик. Черепахи могут жить в аквариуме. Они бывают большие и маленькие. При опасности сухопутные черепахи прячут голову и ноги в панцирь, а морские черепахи при опасности быстро уплывают, прячутся. Сухопутные едят листья, траву, фрукты, а морские – водоросли, медуз. Мы наблюдали за морскими черепахами в аквариуме. Черепахи плавают. Играют, залезают на большую ракушку, едят. Когда шумно, прячут голову и уплывают. Быстро плавают. Когда тишина, высовывают голову из воды, спят.

1.Подведение результатов обследования исследовательского поведения детей. 1.Защита исследовательских работ и творческих проектов детей. 2.Фестивали детских работ. Подпрограмма – «мониторинг». (содержание и организация мероприятий по решению задач исследовательского обучения детей). Апрель, май.

Материал с фестиваля детских исследовательских работ по теме «Рыбы»

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (средний балл).