Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 1 МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ВУЗЕ. Концепция Всеобщего.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Всеобщее управление качеством: основные принципы А.М. Трещёв.
Advertisements

Лекция 7. Особенности применения принципов менеджмента качества в вузе Цель: ознакомиться с принципами как ключевой составляющей концепции менеджмента.
Система комплексного управления качеством - TQM (Total Quality Management) Подготовила: Лебедева.В.С. Группа ЗМР 181.
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
Итоги самооценки деятельности вуза ( уч. год) Отчет заслушан на расширенном ректорате г. Отдел менеджмента качества образования.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Применение генетических алгоритмов для генерации числовых последовательностей, описывающих движение, на примере шага вперед человекоподобного робота Ю.К.
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 3: Менеджмент персонала.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Четырнадцать принципов Деминга. 1.Постоянство цели - улучшение продукции и обслуживания. 2.Новая философия - познание менеджерами своих обязанностей и.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Мониторинг образовательного процесса в системе Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова Воронцов А.Б. Открытый институт «Развивающее образование» г. Москва
Цель лекции – изучить структуру требований стандарта ISO 9001 и освоить порядок их выполнения.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии Тема 6.
1 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА Основные требования.
Образовательные программы в области инновационного предпринимательства Директор института аспирантуры и докторантуры проф. Б.И. Бедный
Транксрипт:

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 1 МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ВУЗЕ. Концепция Всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ВУЗЕ. Концепция Всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). Чучалин А.И., первый проректор Томского политехнического университета, Председатель Аккредитационного совета Аккредитационного центра Ассоциации инженерного образования России

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 2 Теория Всеобщего управления качеством или Тотального менеджмента качества (Total Quality Management, TQM), как философская концепция, возникла в результате развития и обобщения мыслей выдающихся людей своего времени Э. Деминга, Дж. Джурана, Ф. Кросби, Т. Сейфи, С. Синго, А. Фейгенбаума, В. Шухарта. Их взгляды на управление качеством несколько отличались, однако общим для них было то, что все они опирались на одну гуманистическую идею и оказали огромное влияние на мировую экономику.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 3 Суть этой идеи очень проста и понятна производитель создает продукцию или оказывает услугу такого качества, которое востребовано конкретным покупателем. При этом хозяин производства выстраивает со своими рабочими и служащими совершенно определенные отношения, стимулирующие и мотивирующие их на непрерывное самосовершенствование и постоянное улучшение качества продукции.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 4 Концепция Всеобщего управления качеством использует два понятия внешнего потребителя людей, для которых создается продукция, и внутреннего потребителя людей, которые своими знаниями, способностями, талантом и оплаченным трудом создают продукцию требуемого качества. Очевидно потому, что идеи TQM предполагают труд одних людей для удовлетворения потребностей других людей, они стали востребованы мировым сообществом.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 5 За очень короткое время тотальный менеджмент качества из привлекательной теории превратился в эффективный метод управления предприятиями и организациями и завоевал мировое признание как стратегическое средство обеспечения высокого качества продукции при минимизации затрат. Не смотря на свою практичность, TQM – это, прежде всего, мировоззрение, система отношений между людьми, философия предприятия.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 6 Фундамент концепции всеобщего управления качеством был заложен в экономической программе Э. Деминга, сформулированной им в Токио на семинаре Союза японских ученых и инженеров в 1950 году. Эдвардс Деминг в то время возглавлял одну из групп специалистов, прибывших в Японию по просьбе правительства в рамках плана Маршала. Программа построения системы менеджмента качества, разработанная комиссией, была основана на «трех прагматических аксиомах» и «14 принципах». Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 7 Первая аксиома утверждает: «Любая деятельность может рассматриваться, как технологический процесс и потому может быть улучшена ». Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 8 Вторая аксиома гласит: «Производство следует рассматривать как систему. Поэтому решения частных конкретных проблем совершенно не достаточно. Необходимы системные фундаментальные изменения». Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 9 Третья аксиома требует: «Высшее руководство предприятия должно во всех случаях поступать так, чтобы принять на себя ответственность за деятельность предприятия». Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 10 Принципы Э. Деминга. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ГОРДОСТЬ СВОЕЙ РАБОТОЙ ОТКАЗ ОТ ОБЪЕКТИВИСТСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ TQM ОРГАНИЗАЦИИ ОТКАЗ ОТ МАССОВОГО КОНТРОЛЯ ЛИДЕРСТВО И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОТКАЗ ОТ ЗАКУПОК ПО САМОЙ НИЗКОЙ ЦЕНЕ ПОСТОЯНСТВО ЦЕЛЕЙ ОТКАЗ ОТ ПУСТЫХ ЛОЗУНГОВ И ПРИЗЫВОВ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИДЕРСТВА ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОРИЕНТАЦИЯ НА ПРОЦЕССЫ

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 11 Принцип 1. Постоянство целей: «Сделайте так, чтобы стремление к улучшению продукции или услуг стало постоянным. Ваша конечная цель быть конкурентоспособным в бизнесе и создавать рабочие места. Не отступайте от достижения четко сформулированных производственных целей, поэтапного и постоянного улучшения качества продукции и услуг». Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 12 Реализация этого принципа в высшем учебном заведении означает необходимость выбора миссии и долгосрочной стратегической цели. Например – быть лучшим в регионе (стране, мире) в определенных областях научных исследований, технологических разработок, производства наукоемкой продукции, подготовки специалистов по определенным направлениям, оказания определенного вида образовательных услуг. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 13 Вуз должен на основе активного маркетинга сегментировать рынок интеллектуального труда и образовательных услуг, определить для себя приоритеты и стремиться к победе в конкурентной борьбе по выбранным направлениям за счет непрерывного совершенствования своей деятельности и улучшения качества выполняемых научных исследований, оказываемых образовательных услуг и подготовки специалистов. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 14 Принцип 2. Лидерство и ответственность: «В новых социально- экономических условиях менеджеры - лидеры организации должны ответить на вызовы внешней среды, осознать свою ответственность и взять на себя руководство позитивными изменениями». Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 15 Во всем мире, в том числе в России, исторически сложилось так, что руководство кафедрами, факультетами и университетами осуществляют профессора, являющиеся авторитетными учеными и ведущими преподавателями, но не имеющие, как правило, специальной менеджерской подготовки. Это было вполне нормальным и соответствовало условиям, когда университеты были исключительно академическими ценностно- ориентированными организациями. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 16 В новых условиях, когда высшие учебные заведения все больше становятся субъектами рынка и целе-ориентированными организациями, к управлению университетами, факультетами и кафедрами должны быть привлечены профессиональные менеджеры. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 17 Менеджеры должны организовать и взять на себя руководство изменениями в структуре и системе управления вузом, которые позволят оптимальным образом сочетать приверженность коллектива традиционным академически ценностям и новыми предпринимательским идеям. Менеджеры должны принять на себя ответственность за поведение университетов, адекватное требованиям внешней среды. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 18 Отказ от массового контроля: «Для достижения требуемого качества продукции нет необходимости в массовом контроле, поскольку качество от него не зависит. Качество – результат оптимизации процессов производства, а не контроля конечной продукции». Принцип 3. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 19 Важно правильно понять этот принцип и должным образом применить его в высшем учебном заведении. Речь идет о слабой эффективности массового контроля конечной продукции, организованного «по принципу ОТК» без надлежащего проектирования, планирования и организации производства продукции, анализа и предупреждения возможных отклонений и несоответствий ее качества. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 20 В первую очередь, необходимо совершенствовать процессы производства продукции и услуг. Таким образом, в вузах, наряду с существующей системой контроля текущей успеваемости студентов, защитой ими выпускных квалификационных работ и сдачи экзаменов, должна быть создана эффективно действующая система проектирования содержания образования, разработки программ обучения, планирования их материального, методического и кадрового обеспечения, технологий реализации, мониторинга качества и непрерывного совершенствования. Аналогичные системы необходимы при выполнении научных исследований, технологических разработок, а также производстве наукоемкой продукции. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 21 Отказ от закупок по самой низкой цене: «Следует прекратить практику приобретения самых дешевых ресурсов для производства продукции и оказания услуг. Цена не имеет смысла без определения свойств товара. Дешевые ресурсы, как правило, могут иметь соответствующее качество, и оно не позволит вам обеспечить требуемое качество ваших товаров и услуг». Принцип 4. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 22 Высшие учебные заведения в условиях постоянного недофинансирования и дефицита средств повергаются искушению приобретать самые дешевые ресурсы - материалы для ремонта зданий и отделки аудиторий, оборудование для научных исследований и учебных целей, заказывать выполнение работ низкооплачиваемым и неквалифицированным специалистам, привлекать к учебному процессу и научным исследованиям не лучших преподавателей и слабых ученых, не претендующих на высокую заработную плату. Результаты получаются соответствующие ресурсам. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 23 Для выхода из «заколдованного круга» вузам не следует скупиться и поэтапно сосредоточить на основных направлениях деятельности материальные и человеческие ресурсы, соответствующие лучшим мировым стандартам. Эти ресурсы могут создать предпосылки для производства продукции и услуг – результатов научных исследований, технологических разработок, а также знаний, умений, навыков и методологической культуры подготовленных специалистов, уровень которых будет соответствовать мировому. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 24 Следствием этого будет готовность личности оплачивать качественные образовательные услуги по более высокой цене, а современные предприятия, работающие на мировом рынке, будут заказывать для себя подготовку элитных российских специалистов «по мировым ценам». Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 25 Ориентация на процессы: «Качество должно «встраиваться» в продукцию на этапе ее проектирования. На этапе планирования производства уже будет поздно. Качество начинается с целей». Принцип 5. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 26 Вузы на основе миссии и долгосрочных стратегических целей должны разрабатывать и реализовывать свои Образовательные стандарты и среднесрочные Комплексные программы развития. В структуре Комплексных программ целесообразно сформировать соответствующие подпрограммы развития ресурсов, совершенствования процессов и достижения результатов по основным направлениям деятельности – научной, образовательной, производственно- хозяйственной, финансово-экономической и организационно-управленческой. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 27 Комплексные программы желательно дополнить целевыми программами для решения наиболее приоритетных и важных задач развития университетов по конкретным целевым установкам. При этом вузовскую систему менеджмента качества образовательных услуг, подготовки специалистов и выпуска наукоемкой продукции предпочтительно сориентировать на основные процессы, увязав их между собой, определив «хозяев» процессов – руководителей и сотрудников соответствующих структурных подразделений. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 28 Следует разработать соответствующие Положения о структурных подразделениях, Руководства по качеству, Документированные процедуры, а также четкие Должностные и Рабочие инструкции для сотрудников, участвующих в реализации всех процессов. Улучшение каждого из основных процессов будет способствовать улучшению качества продукции и услуг университета в целом. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 29 Подготовка и переподготовка персонала: «Организация должна иметь систему подготовки и переподготовки персонала на рабочих местах с использованием современных методов обучения, тестирования и аттестации». Принцип 6. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 30 Этот принцип достаточно хорошо реализуется в российских вузах применительно к профессорско-преподавательскому составу, в меньшей степени к научным сотрудникам и, как правило, плохо применяется к другим категориям работников учебно- вспомогательному и административно- хозяйственному персоналу. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 31 Необходимо организовать эффективную систему подготовки всего персонала университета к исполнению служебных обязанностей. Успех любой организации, в том числе вуза, определяется слаженными действиями всех без исключения сотрудников. От того, насколько ответственно каждый сотрудник на своем рабочем месте, относится к выполнению своих обязанностей, зависит результат деятельности всего высшего учебного заведения. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 32 Учреждение лидерства: «В организации должна быть создана система эффективного руководства. Проверки и инспекции должны быть направлены на то, чтобы помочь сотрудникам лучше выполнять их работу». Принцип 7. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 33 Администрации высшего учебного заведения следует « не надзирать и контролировать », а руководить деятельностью сотрудников и оптимизировать рабочие процессы. Руководители всех подразделений должны принимать незамедлительные меры при обнаружении несоответствий в содержании образовательных программ, их материальном и методическом обеспечении, технологии реализации, предупреждать появление некачественной продукции знаний, умений и навыков студентов, осваивающих учебные программы. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 34 То же касается выполнения научных исследований и производства наукоемкой продукции. Менеджеры-профессионалы должны стать настоящими лидерами, ведущими за собой коллектив университета к успеху, помогающими сотрудникам адаптироваться к новым условиям работы и решать задачи достижения требуемого качества продукции. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 35 Корпоративная культура: «Организация должна изучать и целенаправленно формировать свою корпоративную культуру. Важно создать благоприятный « микроклимат » в коллективе, используя эффективные методы общения между сотрудниками, препятствовать возникновению атмосферы страха и недоверия. Работники предприятия должны чувствовать себя защищенными, не бояться задавать вопросы и высказывать свои мысли». Принцип 8. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 36 Внутренняя академическая среда в высших учебных заведениях традиционно является более демократичной и творческой по сравнению с коммерческими организациями. Как правило, корпоративная культура университета сбалансирована по четырем составляющим «семья», «конкуренция», «иерархия» и «творчество». Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 37 Однако, в связи с изменениями внешней среды и становлением вузов как субъектов рынка, внутренняя среда и корпоративная культура вузов изменяется в сторону усиления составляющих «конкуренция» и «творчество» при ослаблении составляющих «иерархия» и «семья». Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 38 Очень важно с привнесением в корпоративную культуру университетов «духа предпринимательства и конкуренции» не потерять академическую природу высшего учебного заведения, свободу творчества и демократизм. Но самое главное весь коллектив вуза должен работать как одна команда, разделять общие цели и задачи, а также методы их достижения и решения. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 39 Системный подход: «Организация должна управляться на основе системного подхода. Внутри производственные отношения должны иметь характер «клиент-поставщик». Принцип 9. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 40 Очень важно ликвидировать разобщенность структурных подразделений вуза, связав между собой все процессы научных исследований, технологических разработок, образовательной, финансово-экономической и административно-хозяйственной деятельности. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 41 Следует выделить в каждом из основных процессов и увязать между собой подпроцессы проектирования, планирования, производства, а также мониторинга, анализа и улучшения качества продукции, произведенной сотрудниками соответствующих подразделений. При движении незавершенных продуктов между подразделениями внутри университета следует рассматривать их как конечные продукты деятельности каждого подразделения, а отношения между ними строить на принципе «клиент-поставщик». Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 42 Например, естественно-научные кафедры должны рассматриваться как «поставщики» фундаментальных знаний, умений, навыков и методологической культуры студентов при переходе их на обще-профессиональные кафедры, которые в этом случае выступают в роли «клиентов». Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 43 С другой стороны, обще-профессиональные кафедры являются «поставщиками» для профилирующих кафедр – «клиентов», требующих надлежащего качества соответствующих знаний, умений, навыков и методологической культуры студентов для их дальнейшей специальной подготовки. Для достижения требуемого качества конечных результатов важно, чтобы кафедры - «клиенты» и кафедры - «поставщики» чувствовали взаимную ответственность за результаты своей деятельности. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 44 Отказ от пустых лозунгов и призывов: «Руководителям организации следует отказаться от не подкрепленных соответствующими ресурсами лозунгов, призывов к действиям и проповедей для «мобилизации масс на трудовые подвиги» во имя достижения каких-либо целей - повышения эффективности производства, качества продукции и т.д.». Принцип 10. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 45 Известно, что «словами делу не поможешь». Поэтому для высших учебных заведений, как и для других организаций, этот принцип означает, что для решения любой задачи по совершенствованию производства и повышению качества продукции совершенно недостаточно лишь поставить задачу. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 46 Нельзя «мобилизовать коллектив факультета» на подготовку новой образовательной программы без выделения дополнительных средств на разработку ее содержания, материального, методического и кадрового обеспечения, а также организацию работы. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 47 Менеджерам вуза необходимо при решении каждой конкретной задачи разрабатывать соответствующую программу действий, план мероприятий, обеспечивать их реализацию необходимыми ресурсами, стимулировать сотрудников к активным действиям и брать на себя руководство выполнением программы. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 48 Для реализации Комплексной программы развития вуза должен быть сформирован соответствующий бюджет, в соответствии с которым методами проектного менеджмента будет организована работа временных творческих коллективов, обеспеченных необходимыми ресурсами. Только в этом случае могут быть произведены запланированные действия и достигнуты ожидаемые результаты. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 49 Администрация вуза должна осознать, что ее главная обязанность – совершенствование системы менеджмента. Цели необходимы всем. Но если перед коллективом вуза ставятся цели без плана их достижения и наличия соответствующих ресурсов, они производят эффект, противоположный желаемому. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 50 Отказ от объективистских методов управления: «Менеджеры не должны злоупотреблять использованием количественных показателей для управления организацией. Для того, чтобы грамотно управлять необходимо «познать суть вещей», а не доверяться только «сухим цифрам». Принцип 11. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 51 В высших учебных заведениях достаточно популярны методики планирования и подведения итогов работы факультетов, кафедр и других подразделений с использованием различных показателей, индикаторов, рейтингов и т.д. Безусловно, объективные данные, в том числе количественные, абсолютно необходимы для детального анализа с целью последующего принятия управленческих решений. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 52 Однако, количественные показатели и рейтинги очень часто в значительной мере зависят от субъективных методик обработки фактических данных. Поэтому они могут использоваться лишь как дополнение к экспертным оценкам, которые выполняются, как правило, на основе глубокого анализа действительного состояния дел в том или ином структурном подразделении вуза (факультете, кафедре, лаборатории). Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 53 Гордость своей работой: «В организации следует создать условия, при которых сотрудники могут и должны гордиться своей работой. Сотрудник, который чувствует свою необходимость, не пожалеет усилий, чтобы ее сохранить. Он будет работать лучше, если будет знать, что нужен организации, и гордиться этим». Принцип 12. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 54 Высшее учебное заведение должно развивать свою корпоративную культуру таким образом, чтобы воспитывать у сотрудников и студентов любовь к «Alma Mater», культивировать преданность ей, гордиться принадлежностью к вузовскому академическому сообществу, а также тем, что их труд приносит родному вузу пользу и способствует его развитию и процветанию. В таких условиях сотрудники и студенты будут морально стимулированы и станут сознательно стремиться к повышению эффективности, результативности и качества своего труда. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 55 Повышение квалификации персонала: «Организация должна разработать и ввести в действие систему повышения квалификации персонала и создать каждому сотруднику условия для его самосовершенствования. Необходимо поощрять образование и самообразование сотрудников. Организации нужны не просто хорошие работники, ей нужны работники, которые становятся лучше, благодаря образованию и самосовершенствованию». Принцип 13. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 56 Этот принцип является продолжением и развитием принципа 6, который требует от любой организации, в том числе высшего учебного заведения, создания эффективной системы подготовки персонала к исполнению служебных обязанностей. Развитие состоит в том, что в данном случае речь идет о необходимости непрерывного повышения квалификации и самосовершенствования всех без исключения сотрудников вуза – преподавателей, научных работников, учебно-вспомогательного персонала, административно-хозяйственных работников и, конечно же, менеджеров. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 57 Как известно, профессорско-преподавательский состав российских вузов, в соответствии с Типовым положением о высшем учебном заведении, один раз в пять лет в обязательном порядке повышает квалификацию. Следует дополнить эту систему ежегодными краткосрочными курсами повышения квалификации преподавателей, организацией специальных семинаров по изучению инноваций в сфере высшего образования, обмену передовым опытом и т.д. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 58 Для научных сотрудников и работников других категорий университетов следует также организовать ежегодные курсы повышения квалификации. Для менеджеров и административно-хозяйственного персонала необходимы более частые учебы и практические тренинги. Важно формировать в вузе атмосферу стремления к постоянному самообразованию, создать культ новых знаний и профессионального совершенства, поощрять сотрудников, выполняющих за счет более высокой квалификации работу лучше других. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 59 Приверженность повышению качества: «Высшее руководство организации должно четко и ясно заявить о своей приверженности постоянному улучшению качества продукции и услуг и непрерывно доказывать это своими действиями». Принцип 14. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 60 Высшее руководство вузов - ректоры, проректоры, деканы факультетов, заведующие кафедрами, а также руководители других структурных подразделений и менеджеры высшего звена должны определиться со своей позицией в отношении основных продуктов деятельности вуза – результатов научных исследований, наукоемких технологических разработок, образовательных услуг и подготовки специалистов. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 61 Готовы ли они к тому, чтобы их ежедневной заботой стало повышение качества продукции? Если да, то они должны заявить об этом. Высшее руководство должно организовать и возглавить всю работу по постоянному повышению качества результатов интеллектуального труда коллектива вуза. От позиции и поведения высшего руководства будет зависеть степень вовлеченности сотрудников вуза в работу над совершенствованием продуктов деятельности. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 62 Руководители высших учебных заведений должны стать лидерами и взять на себя ответственность в борьбе за качество. Только при этом условии делу повышения качества результатов научных исследований, наукоемких технологических разработок, образовательных услуг и подготовки специалистов будет сопутствовать успех. Принципы Э. Деминга.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 63 Анализ принципов Э. Деминга показывает, что философия Всеобщего управления качеством такова, что все проблемы в менеджменте организации рассматриваются с точки зрения системы. По логике TQM, организация работает настолько хорошо, насколько хороша ее система менеджмента качества.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 64 Таким образом, для того, чтобы высшее учебное заведение работало хорошо, необходимо с использованием метода TQM создать в нем соответствующую систему менеджмента качества. Концепция Всеобщего управления качеством требует, чтобы это была социо-техническая система.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 65 С одной стороны, метод TQM должен помогать выстраивать отношения сотрудничества между людьми (сотрудниками, поставщиками, клиентами), а с другой стороны, дать возможность улучшать технические и технологические параметры производства и конечной продукции.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 66 Таким образом, система Всеобщего управления качеством – это метод управления производством, в том числе производством продуктов интеллектуальной деятельности в высших учебных заведениях.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 67 Строгим правилом в Концепции Всеобщего управления качеством является принятие любых управленческих решений исключительно на основе анализа фактов, а не на основе интуиции или личного опыта руководителя. Мировой опыт показывает, что до 90% всех проектов улучшений терпят крах только по причине неверных решений, принятых на основе ошибочного представления руководителей о состоянии дел в организации и во внешней среде. Очень часто факты путают с суждениями. Люди склонны принимать нечто, к чему они имеют отношение, за факты.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 68 Схема принятия решения АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ СБОР ФАКТОВ ВЫБОР ДАННЫХ

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 69 Прежде чем собирать информацию, необходимо решить, какие данные нужны и как они будут обрабатываться и анализироваться. Следует учесть, что не все данные отражают факты. Важно, чтобы данные регистрировались в простой и доступной для дальнейшего использования форме. Данные должны быть систематизированы таким образом, чтобы в дальнейшем их можно было легко найти и обработать.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 70 После того, как данные собраны и документированы, для их обработки и анализа используются различные методы. Принятие решения является заключительным и наиболее ответственным этапом. В концепции Всеобщего управления качеством решение принимается, как правило, после коллективного обсуждения.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 71 Статистическое мышление помогает руководителю с помощью инструментов менеджмента качества принимать решения в условиях неопределенности, ситуациях с несколькими вариантами исходов, учитывать возможные риски. Решения руководителя, в отличие от знаменитого российского правила - «хотели как лучше, а получилось как всегда», будут взвешенными, обоснованными и направленными на улучшение системы.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 72 Концепция TQM становится все более популярной в зарубежных и российских организациях, в том числе в высших учебных заведениях. Ряд российских вузов уже используют элементы системы управления качеством образовательных услуг и подготовки специалистов, основанной на принципах TQM.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 73 В этом ряду следует отметить Московский государственный институт стали и сплавов (технический университет), Московский государственный технологический университет СТАНКИН, Ивановский государственный энергетический университет, Санкт- петербургский государственный электротехнический университет ЛЭТИ, Новосибирский государственный технический университет и другие вузы.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 74 Концепцией Всеобщего управления качеством предусмотрен процессный подход к деятельности любой организации, в том числе высшего учебного заведения. На этом строится система менеджмента качества организации и, в частности, вуза. Процессный подход к деятельности вуза.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 75 Система качества вуза СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ВНУТРЕННИЕ МЕХАНИЗМЫ Материальные ресурсы Человеческие ресурсы Информационные ресурсы ВУЗ Н А У К А ОБРАЗОВАНИЕ ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ СЕРВИС УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРА Интеллектуальные активы Финансовые ресурсы В Н Е Ш Н Я Я С Р Е Д А УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 76 Для построения системы качества вуза, основанной на принципах TQM, необходимо подняться на семь ступеней вверх к вершинам современного менеджмента, не перешагивая через них, а двигаясь по ним в определенной последовательности. Процессный подход к деятельности вуза.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 77 Ступени к системе менеджмента качества вуза 1 7 ВЫБОР ЦЕЛИ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРОЦЕССОВ ИЗМЕРЕНИЕ УТВЕРЖДЕНИЕ МИССИИ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ДЕКОМПОЗИЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРОЦЕССОВ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ УСПЕХА

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 78 Шаг 1. Выбор цели это достижение общности взглядов членов ректората, как команды высшего руководства университета, на необходимость изменений в организационном менеджменте с целью выстраивания и совершенствования процессов в вузе. Процессный подход к деятельности вуза.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 79 На этой ступени очень важно правильно оценить обстановку в университете по достоверной информации о существующих проблемах, грамотно сформулировать основную идею и сформировать коллектив единомышленников, разделяющих методы, стратегию и тактику достижения глобальной цели. Процессный подход к деятельности вуза.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 80 Шаг 2. Утверждение миссии это заявление университета о своем предназначении, роли и ответственности перед личностью, обществом и государством. В этом заявлении коллектив вуза отвечает на вопрос: «Кто мы, для кого мы и каковы наши цели?». Процессный подход к деятельности вуза.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 81 На основании выбранной глобальной цели в миссии формулируются основные направления развития вуза, подчеркивается его уникальность. Текст миссии высшего учебного заведения должен быть хорошо проработан, написан ярким, ясным и понятным языком. Миссия должна быть обсуждена в коллективе сотрудников, утверждена и документирована. Процессный подход к деятельности вуза.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 82 Шаг 3. Постановка задач это важный шаг, на котором должны быть определены целевые установки программы развития университета и индикаторы их достижения, по которым в дальнейшем руководство и коллектив вуза будут судить о степени решения поставленных задач. Индикаторы достижения целевых установок могут быть как качественными, так и количественными, однако главное они должны быть измеряемыми. Процессный подход к деятельности вуза.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 83 Шаг 4. Определение факторов успеха это формирование перечня методов и ресурсов, необходимых для решения поставленных задач, достижения целевых установок и глобальной цели развития университета. На данной ступени важно выбрать методы движения к успеху и ресурсы, адекватные поставленным задачам, индикаторам развития и глобальной цели вуза. Важно не допустить « опасного зазора » между целями и средствами их достижения. Факторы успеха должны быть хорошо сбалансированы по стратегической и тактическим целям. Процессный подход к деятельности вуза.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 84 Шаг 5. Идентификация основных процессов это распределение факторов успеха по основным процессам в университете и определение «хозяев процессов». На данном шаге следует четко выделить основные процессы и закрепить за ними членов команды высшего руководства вуза в качестве ответственных. Процессный подход к деятельности вуза.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 85 Ключевые процессы научных исследований, образовательной деятельности, подготовки специалистов и другие процессы в вузе, как правило, пересекаются. В них участвуют различные факультеты, кафедры, другие структурные подразделения, выполняющие разные функции. Процессный подход к деятельности вуза.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 86 Примерами основных процессов в высшем учебном заведении являются : стратегическое планирование, финансовая деятельность, формирование ресурсов, разработка образовательных программ, прием студентов, учебный процесс, информационное обслуживание, бытовой сервис, социальное обслуживание и т.д. Поэтому очень важно со всей определенностью ответить на вопросы: «Что за процесс? Какова цель? Что является продукцией? Кто хозяин? Кто участвует в выполнении? Как? Когда? Кто оценивает результат?». Процессный подход к деятельности вуза.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 87 Шаг 6. Декомпозиция основных процессов это деление основных процессов на три уровня подпроцессы, действия и задания, соответственно, и формирование команд из сотрудников университета для работы над их улучшением. Как правило, ответственными за подпроцессы и действия в вузе являются руководители факультетов, кафедр и других структурных подразделений. Процессный подход к деятельности вуза.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 88 «Хозяевами» работ по заданиям являются, обычно, отдельные сотрудники университета. Например, за основной процесс разработки образовательных программ в университете отвечает проректор по учебной работе и, соответственно, Учебное управление, как структурное подразделение. Процессный подход к деятельности вуза.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 89 Ответственным за подпроцесс разработки конкретной программы подготовки специалистов по определенному направлению является декан или заведующий кафедрой, и факультет или кафедра, соответственно. За выполнение задания по разработке отдельного курса в рамках образовательной программы отвечает конкретный преподаватель и, следовательно, он является «хозяином» этого задания. Процессный подход к деятельности вуза.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 90 Шаг 7. Измерение это представление входных и выходных данных о процессах, подпроцессах, действиях и заданиях в виде, удобном для анализа. Некоторые измерения требуют внешних данных, например, исследования рынков образовательных услуг и интеллектуального труда для выявления и прогнозирования потребностей личности, общества и государства, а также планирования образовательной деятельности на перспективу. Другие измерения касаются внутренних процессов, например, учебного процесса и удовлетворенности студентов и сотрудников университета достигнутыми результатами. Процессный подход к деятельности вуза.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 91 Движение высшего учебного заведения к созданию системы менеджмента качества, основанной на принципах TQM, является непростым процессом. Он требует уточнения целей, корректировки миссии, привнесения новых элементов в корпоративную культуру, перемен в организационной структуре и методах управления вузом, а самое главное изменения менталитета, огромных усилий и большой ответственности руководителей и сотрудников. Процессный подход к деятельности вуза.

Менеджмент качества в вузе. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM). 92 Как показывает практика, модель системы Всеобщего управления качеством в целом пока еще «велика по размеру» для большинства российских вузов. Поэтому в последнее время все больший интерес высшие учебные заведения проявляют к международным стандартам качества серии ISO 9000 : Процессный подход к деятельности вуза.