Методика отбора дидактических единиц профильных общеобразовательных программ химии в условиях внедрения ФГОС по профессиям и специальностям
В соответствии с ФГОСами по профессиям и специальностям, общеобразовательная подготовка является частью профессиональных образовательных программ, базовой составляющей профессионального образования.
Поэтому на различных ступенях получения профессионального образования должна быть обеспечена связь общеобразовательных, профессиональных и специальных дисциплин.
При разработке рабочей учебно- программной документации важно правильно осуществить отбор дидактических единиц программы с учетом профиля получаемого профессионального образования, акцентировать внимание обучающихся на знания, которые будут необходимы им для освоения программы ОПОП и в будущей профессиональной деятельности.
1.Взять ФГОС по профессиям и специальностям. 2. Отметить в нём те моменты, которые касаются нашей дисциплины (химии)Отметить
3. Осуществить отбор дидактических единиц, сопряженных с модулями ОПОП, по разделам и темам курса химии в рамках конкретной профессии (автомеханик).
Например: тема 1.1. «Основные понятия и законы химии». Аллотропные модификации углерода (графитовые щётки в генераторе), кислорода (горение топлива). Анодирование металлов основанное на выделении атомарного кислорода на аноде. Атомарный кислород окисляет металл тонкой плёнкой. Такой металл очень твёрд и износоустойчив. Так, алюминий, широко применяемый в машиностроении, в электротехнике.
Тема 1.2. «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома» Моделирование как метод прогнозирования ситуации на производстве (моделирование автомобилей).
Тема 1.3. «Строение вещества» Эмульсии и суспензии. Золи и гели. Металлическая связь: хорошая теплопроводность металлов, учитываемая при изготовлении поршней двигателей; твёрдость – при изготовлении режущих инструментов; электропроводность - в токонесущих конструкциях, например, в двигателях.
Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства Правила разбавления серной кислоты. Использование её в профессии (в аккумуляторах, очистка металлов от коррозии). Едкие щелочи, их использование в качестве ингибиторов коррозии металлов.
Соли применяются для разметки (карбонат кальция - мел и медный купорос). Хлорид натрия и калия - для обработки дорог в зимнее время. Карбонат кальция - наполнитель резины и бумаги. Фосфат кальция используется в качестве стабилизаторов полимеров. Оксиды: сернистый газ, углекислый и угарный газы, их влияние на О.С. и здоровье человека. Дистиллированная вода, её свойства и использование в аккумуляторах.
Тема 1.6. Химические реакции Ингибиторы. Добавление антиокислительных присадок (ингибиторов) для повышения химической стабильности бензинов. Производство аммиака (Аммиак - один из главных медикаментов в аптечках).
Тема 1.7. Металлы и неметаллы Свойства металлов. Хорошая теплопроводность - изготовление поршней двигателей; твёрдость – изготовление режущего инструмента. Алюминиевые сплавы, медь и её сплавы - автомобилестроение.
Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии: масляные краски создают на поверхности прочные плёнки; лаки создают плёнки слабее, но придают блестящую поверхность, эти плёнки выдерживают действие высоких температур, щелочей, кислот; эмали образуют теплостойкие покрытия, декоративные плёнки, атмосферостойкие; создание антикоррозийных сплавов и т.д.
Лабораторные работы 4, 5 Лабораторные4 Производство чугуна и стали. Применение этих сплавов в профессии. Катодные процессы для покрытия металлических изделий. Для этого используют медь, цинк, никель, хром и т.д. Производство серной кислоты, необходимой для заправки аккумуляторов, получения белой краски, лекарств.
Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники Углеводородное сырье – топливо для автомобилей: бензин, пропан-бутан, метан. Углеводородное сырьё – это сырьё для получения каучука и резины (амортизаторы, шины, изоляционные материалы, ремни, ленты, резиновые прокладки, шланги, трубки), а также сырьё для получения растворителей, пластмасс (детали автомобиля, рукоятки инструментов, т.д.).
Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения. Спирты - альтернативное топливо, экологически более чистое. Антифризы – незамерзающая жидкость. Этиленгликоль - составная часть электролита в электролитических конденсаторах. Фенолформальдегидная пластмасса в электротехнике. Резина, полученная на основе спирта из углеводов, природного газа. Электроизоляционные материалы. Практические занятия (упр. 1) Практическиезанятияупр. 1
Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры Капрон как представитель полиамидных волокон (обшивка салона, сидений) и пластмасс. Полимерные «рубашки» - защита металлов от коррозии. Пластмассы для оборудования автомобиля, для изготовления деталей электрооборудования т.д. Для автомобиля имеют значение такие свойства пластмасс, как, коррозионная стойкость, звукопоглощение, малая теплопроводность и отсутствие магнитных свойств.
Поливинилхлорид применяется для изготовления аккумуляторов, сепараторов для аккумуляторов, клапанов. Он используется как пластификатор при защите от коррозии, идёт на изготовление изоляции для проводов, изоляционной ленты.
Фенолоформальдегидные пластмассы – вся электротехника. Это - основа крышек, выключателей, патронов, кнопок т.д. Пластмассы идут на изготовление вкладышей подшипников, и других деталей машин, что обеспечивает их долговечность и бесшумность работы деталей. Полиэтилен – изготовление труб, шлангов, бочков для различных жидкостей применяемых в автомобилях.
ОБОБЩЕНИЕ КУРСА ХИМИИ (подготовка к итоговой аттестации) Приложения к билетам) имеют профессиональную направленность. Приложения
4. Использование в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих формированию общеучебных компетенций обучающихся.
Например, при организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся я использую компьютерные технологии: Интернет, электронную почту.
Так, перечень внеаудиторных самостоятельных работ, методику их подготовки и оформления, обучающиеся получают по электронной почте.переченьметодику
Таким образом, организация самостоятельной работы обучающихся является средством формирования компетенций самоорганизации и самообучения.
У обучающихся также развиваются общие (общеучебные) компетенции, включающие способность: осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения задач; использовать информационно- коммуникационные технологии в своей деятельности; работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, преподавателем; оформлять отчётную документацию.
Спасибо за внимание!