Бросая вызов МФИ: Практическая информация и стратегия для профсоюзов Молли МакКой Вашингтонский офис Глобальный Союзов Баку, 13-14 ноября.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Advertisements

«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Совместный Проект Европейского Союза и ООНПродвижение добросовестного управления для достижения социальной справедливости 22 ноября 2012 г.
Политика МФИ: Точка зрения профсоюзов Питер Баквис, директор МКП / Глобальные профсоюзы - Вашингтонский офис МКП-FES семинар на тему "Бросая вызов МФИ.
Государственное регулирование экономики (на примере Свердловской области)
Статистика помощи развитию, распространение информации и эффективность помощи Миша Белкиндас Группа Группы технического содействия в области статистики.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕМА: Группа Всемирного банка World Bank Group Выполнила: студентка 4 курса группа р Умарова М.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Джамшид Кучкаров, Заместитель Министра Финансов Республики.
БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ » БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ »
Стратегии Сокращения Бедности Структура и содержание ССБ и процесс разработки и реализации.
А.Н. Шохин Президент РСПП 2011 год Предпринимательский климат в 2010 году Общее собрание членов Общественной организации «Союз промышленников и предпринимателей.
1 Среднесрочная политика бюджетных расходов в Республике Казахстан Самарканд, 2007.
Анализ и перспективы социально- экономического партнерства пивоваренной отрасли А.О.Артемьев Председатель Совета Союза Российских Пивоваров Президент ОАО.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
ЗАСЕДАНИЕ – ДИСКУССИИ В МАЛЫХ ГРУППАХ ГРУППА 2.
Системы оценки эффективности управления государственными финансами (PEFA) Инструмент реформирования бюджета ОПЫТ ГРУЗИИ.
Официальная заявка о присоединении Азербайджан – 1997 Беларусь – 1993 Казахстан – 1996 Россия – 1993 Таджикистан – 2001 Узбекистан – 1994 Украина – 1993.
Первоочередные меры для развития диалога и усиления роли НКО: представление обучающего и грантового компонента Программы «ДИАЛОГ» Екатерина Лебедева,
Организация финансирования проектов в секторе ЖКХ. Практический опыт ОАО «Евразийский» Пузанов Дмитрий Владимирович Заместитель генерального директора.
Транксрипт:

Бросая вызов МФИ: Практическая информация и стратегия для профсоюзов Молли МакКой Вашингтонский офис Глобальный Союзов Баку, ноября

I. Международные финансовые институты: представление

МФИ в регионе Всемирный Банк (ВБ) Международная Финансовая Корпорация (МФК) Международный Валютный Фонд (МВФ) Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) Европейский Инвестиционный Банк (ЕИБ)

Всемирный Банк и Международный Валютный Фонд Основаны союзниками в 1944 году в Бреттон- Вудсе, США, с целью предотвращения кризисов, подобных кризису 1930-х годов (и, таким образом, создания благоприятных условий для поддержания мира) Первоначальное видение: дополнение к системе ООН в целях поддержания финансовой стабильности и международного экономического роста

Первоначальные функции МФИ в Вашингтоне Международный Валютный Фонд: Поддержание курсов обмена валют Предоставление займов странам, испытывающим временные финансовые трудности Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР) – Всемирный Банк Предоставление низкопроцентных займов для реконструкции Европы после войны

е, новая цель: Экономическое развитие е: МБРР фокусируется на проектах (особенно, инфраструктурных) в развивающихся странах 1956: учреждается Международная Финансовая Корпорация с целью стимулирования развития частного сектора через поддержку частного бизнеса в развивающихся странах 1960: Создание Ассоциации Международного Развития (АМР) для предоставления беспроцентных займов и грантов беднейшим странам

1970-е: Новая роль МФИ: содействие экономическим реформам 1970-е: Расширение кредитования по очень низким процентным ставкам –МФИ содействуют «доступу на рынки капитала» странам с низким доходом 1973: Прекращение режима фиксированного обмена валют: МВФ становится агентством по мониторингу баланса платежей, особенно в развивающихся странах

Долговой кризис Ранние 1980-е: Стремительный рост процентных ставок Многие страны имеют неподъемные долговые обязательства. Коммерческие банки ограничивают выдачу новых займов и требуют погашения займов. Некоторые правительства принимают на себя обязательства по частным долгам. МФИ разрабатывают «программы структурного приспособления» для пораженных долгами стран Латинской Америки и Африки. ПСП подчеркивают сокращение долга через финансовую дисциплину и частные инвестиции.

1980-е - начало 2000-х: Доминирование программ структурного приспособления Начиная с 1980-х: Эра программ структурного приспособления: МВФ и ВБ выдвигают необходимость соответствия ПСП в качестве условия займов –МФИ сподвигают более 70 стран к принятию ПСП в 1980-е под предлогом сокращения или избежания задолженности 1990-е: МФИ требуют от стран Европы и Средней Азии немедленно предпринять ПСП

Философия структурного приспособления Снижение роли государства позволяет привлечь больше частных инвестиций Приватизация снижает уровень коппупции и повышает эффективность бизнеса Либерализация торговли и инвестиций снижает цены, повышает производительность и стимулирует экономическией рост Снижение затрат на труд стимулирует создание новых рабочих мест, снижает уровень безработицы и бедности

Типичные элементы ПСП Снижение госзатрат Приватизация государственных предприятий и общественных услуг Меньше интервенций правительства в экономику Открытость либерализации международной торговли и иностранных инвестиций Повышенные процентные ставки стимулируют накопления и привлекают иностранный капитал Делегулирование рынка труда, системы социальной защиты и поддержки жизненно-важных общественных услуг

1991: Создание Европейского Банка Реконструкции и Развития Основан в целях развития частного сектора после падения коммунизма Займы: частным и государственным компаниям (для осуществления приватизации) и некоторым муниципалитетам (нет займов на условиях реализации определенной политики) Члены – страны Европы, а также Япония и США (крупнейший акционер) Сегодня – самый масштабный инвестор в регионе

2000-е: фиаско ПСП В Латинской Америке и Карибском регионе, где правительства придерживались ПСП, экономический ежегодный рост составил лишь 3.2% в период В Азии, где правительства отвергли ПСП, ежегодный рост составил 8.5% В переходных странах Европы и Средней Азии чрезвычайно возросли бедность, безработица и неравенство В суб-сахарском регионе Африки число живущих в условиях чрезвычайной бедности выросло со 164 миллионов в 1981 до 298 миллионов в 2004

2000-е: Протесты против МФИ В начале тысячелетия ежегодные встречи МФИ сопровождались массовыми протестами со стороны НПО, экологических движений, организаций коренного населения и профсоюзов Вашингтон (апрель 2000) Прага (сентябрь 2000) Барселона (июнь 2001)

Ответ МФИ на критику: рамки современного подхода 1.Искоренение бедности 2.Увеличение расходов на инфраструктуру 3.Сокращение кондициональности 4.Развитие частного сектора / эффективность общественного сектора

1. Сокращение бедности 1999 МФИ провозглашают сокращение бедности своим первостепенным приоритетом МФИ выдвигают инициативу «Бедные страны с высокой нормой внешнего долга» (Heavily Indebted Poor Country (HIPC)) для освобождения от долга 41 беднейшей страны Стратегический документ по снижению бедности (PRSP) определяет рамки национальных программы МФИ 2000: МФИ продвигают Цели тысячелетия Многосторонняя инициатива смягчения долга (Multilateral Debt Relief Initiatve (MDRI)) содействует облегчению долга HIPCs

2. Новый фокус на инфраструктуре Отмечая сокращение инвестиций (общественных и частных) в инфраструктуру в 1990-е, МФИ настаивают, что для коммерческого и экономического развития необходимы 2005 новые инвестиции в инфраструктуру : ЕБРР публикует новую стратегию транспортного сектора –2008: ВБ публикует План действий на гг. по Устойчивой Инфраструктуре ВБ и ЕБРР предоставляет займы национальным и субнациональным агентам на проекты развития инфраструктуры

3. Сокращение кондициональности 2005 – ВБ и МВФ пересматривают политику кондициональности. ВБ представляет 5 «принципов хороших практик кондициональности» МВФ ограничивает использование потолка зарплат для общественного сектора в некоторых странах Ноябрь 2007: отчет НПО Eurodad критикует «прогресс» Всемирного Банка –через два года после публикации новых принципов, 71% займов содержит особые условия, в частности, приватизацию». Среднее число условий на займ – 24 (из которых 6 – условия в сфере экономической политики) 2008 Отчет МВФ отмечает отсутствие прогресса по вопросу кондициональности

4. Развитие частного сектора Изменение терминологии: ударение на развитие «участия» частного сектора (вместо приватизации) Проекты «модернизации» и «эффективности» общественного сектора могут быть сигналами к приватизации –Рационализация расходов, реформа тарифов, сокращение персонала, децентрализация и т.п. Проекты «Doing business» и «инвестиционный климат» поддерживают реформы в интересах работодателей –Реформы рынка труда, направленные на уменьшение стоимости найма / увольнения, ограничение коллективных переговоров, снятие ограничений по рабочему времени и т.п.

Развитие частного сектора и «Doing business» Отчет ВБ «Doing business» рейтингует страны по принципу регулирования рынка труда: ниже степень регулирования выше оценка Регион ЕСА «реформируется» быстрее любого другого региона мира, согласно «Doing business» Хорватия, б.ю.р. Македония, Грузия и Болгария были «наилучшими реформаторами» в 2007 г. Согласно «Doing business». Высокие оценки Грузии связаны с недавней реформой рынка труда

Как МФИ реализуют эту модель? 1.Программы политических реформ 2.Проекты и стратегические инвестиции

II. Роль и возможности для профсоюзов в отношении политики МФИ

Типичные реформы МФИ значимые для профсоюзов Налоговая и монетарная политика Приватизация Гибкость рынка труда Реформа государственной службы Реформа пенсионной системы Реформа государственных заказов Судебная система Либерализация торговли

Налоговая и монетарная политика Цель – контроль инфляции и гарантии экономической стабильности и обеспечения (устойчивости) долга Текущий пример: Россия: Проекты... Включают модернизацию налоговой системы, кадастров и регистрации, фискальный федерализм, бюджетирование на основе производительности и развитие финансов», ВБ Грузия: «МВФ призывает власти обеспечить в 2007 соответствие налогового режима одноразрядной инфляции и выйти на профицит бюджета в 2008 г.- МВФ

Приватизация («участие частного сектора») Цель (согласно МФИ) : сократить общественные расходы, искоренить коррупцию, повысить эффективность Текущие примеры: Кыргызстан: МФК будет поддерживать инвестиции в частных или общественно-частных инфраструктурных проектах, особенно приватизацию в секторах энергетики и связи. Украина: Будущие индикаторы [включают] принятие законодательства по частно-общественному партнерству в целях привлечения частных инвестиций в транспортный сектор и другие сектора инфраструктуры. -ВБ

Текущие примеры: Беларусь: Ключевым переходным вызовом в ближайшие годы будет содействие структурным реформам и обеспечение возможностей частного участия в предоставлении общественных услуг. – ЕБРР Грузия: Приватизация или возможности участия частного сектора будут реализовываться в сферах телекоммуникаций и инфраструктуры услуг (но не ограничиваться ). -ЕБРР

Реформа государственной службы Цель – создание эффективной госадминистрации путем реформирования сетки зарплат, анализа занятости, сокращения штатов и децентрализации Текущий пример: Молдова: [Займ] может фокусироваться на реформе общественной администрации и госслужбы… Это может включать политику развития потенциала, реформу оплаты труда, устава службы, кодексов поведения, наделения полномочиями и отчетности, противодействия коррупции -WB

Реформа госслужбы Кыргызстан: «Установление системы вознаграждения общественного сектора и гарантии получения госслужащими адекватного вознаграждения займет продолжительное время и потребует постепенного укрепления потенциала управления реформами (ВБ) Беларусь: [цели включают] оптимизацию структуры правительства на основе функционального анализа, оптимизацию масштаба кадров и укрепление потенциала госслужащих –ВБ

Реформа пенсионной системы Цель – Сокращение общественных затрат и развитие финансовых рынков через частичную или полную приватизацию пенсионной системы Текущий пример: Азербайджан: [Банк] также может оказать содействие в развитии многоступенчатой пенсионной системы» ВБ Армения: Проект пенсионной реформы включал бы обязательное внедрение второго сегмента для тех, кто старше 30 лет... – финансируемый из бюджета первый сегмент и нулевой (второй) для тех, кто не вносит вклад в систему» ВБ

Реформа системы государственного заказа Цель: Обеспечение соответствие системы госзаказа международным нормам, с тем чтобы частные компании (в том числе иностранные) имели бы доступ к государственным контрактам Текущий пример: Азербайджан: Улучшения в... системе государственного заказа простимулировали бы финасовую подотчетность» –ЕБРР

Реформа судебной системы Цель: Улучшение фукционирование судебной системы, улучшенный доступ к правосудию, создание климата законности, для защиты прав бизнеса и инвесторов Текущий пример: Беларусь: Поддержка будет предоставлена программам, направленным на профессиональное совершенствование судей – в том числе по вопросам прав человека – развитие эффективного процесса досудебного наблюдения и укрепления судебной системы в целом» -ВБ

Реформа судебной системы Азербайджан: Проект реформы судебной системы поддерживает программу реформ правительства, направленную на улучшение функционирования гражданского, уголовного и экономического судов путем укрепления управленческого потенциала институтов правосудия» Россия: В разработке находится новый проект судебной реформы (FY07), который фокусируется на улучшении разрешения споров, исполнении законов и прозрачности информации. –ВБ Кыргызстан: Анализ судебной реформы и проект судебной реформы предусмотрены в целях модернизации судебной системы и повышения ее эффективности и прозрачности. -ВБ

Что могут делать профсоюзы в отношении политики МФИ 1)Идентифицировать приоритеты профсоюзной политики 2)Осуществлять мониторинг программ МФИ и займов в вашей стране 3)Подготовить профсоюзный ответ на проблемные (или положительные) действия МФИ 4)Представить позицию профсоюзов МФИ и правительству 5)Вовлекать общественность в профсоюзные кампании

Источники информации о политике МВИ Правительство Национальный план развития (например, План по борьбе с бедностью) может лежать в основе стратегий МФИ Консультации и встречи с МФИ Официальные документы МФИ –Стратегия помощи стране / партнерства (СПС) - ВБ –Национальная стратегия / ЕБРР –Статья IV консультативного отчета - МВФ

Официальные документы МФИ Содержат анализ ситуации в стране с точки зрения МФИ Определяют приоритетные секторы и темы для проектов и программ МФИ Служат основой технической поддержки, проектных займов (ЕБРР, ВБ) и политики кредитования и кондициональности на следующие 3-4 года

Национальные стратегии ВБ и ЕБРР Содержание: Общий национальный контекст: план развития правительства, экономические, социальные и политические вызовы История сотрудничества с МФИ и займы стране, включая детальный анализ последних программ кредитования Текущая национальная стратегия Банка: необходимые реформы, социальные и экономические цели, предусмотренные виды поддержки, критерии оценки реализации и мониторинга программ МФИ (последнее только в стратегии ВБ)

Политические и программные сферы, охваченные национальными стратегиями Бедность и цели тысячелетия Социально- политические и экономические проблемы Общественные услуги Устойчивость долга Международные торговые и региональные отношения Развитие частного сектора, инвестиционный климат, регулирование рынка труда Система управления и нормативная система Система государственного заказа Приоритеты развития инфраструктуры

МВФ: статья IV Консультативного отчета Содержание: Описание финансовой и эконономической деятельности в стране Основные моменты переговоров между правительством и Фондом Выводы и рекомендации МВФ, основанные на обсуждениях с правительством

Приоритетные сферы, рассматриваемые в статье IV консультативного отчета Налоговая и монетарная политика Финансовый сектор Национальный бюджет, включая фонд оплаты труда госсектора Риски и потенциальные угрозы (потоки капитала, текущий баланс, национальный долг и т.п.) Структурная политика (торговля, рынок труда, энергетическая политика, и т.п.) Институциональные вопросы (регулирование финансового сектора, корпоративное регулирование и тп.)

Эффективное влияние на политику МФИ 1.Прочитайте официальные документы МФИ и правительства ( PRSP, план национального развития, национальную стратегию и т.п.) для лучшего понимания процесса переговоров 2.Проанализируйте предложения МФИ: определите вредные / полезные программы для трудящихся 3.Подготовьте ответ: используйте данные и факты для аргументации профсоюзной позиции, подготовьте декларации, подготовьте альтернативные предложения 4.Потребуйте встречи с соответствующими МФИ и с правительством / проверьте, предусмотрены ли консультации

Консультации с МФИ В ходе подготовки статьи IV отчета и СПС, МФИ организуют «консультации с организациями гражданского общества», в том числе профсоюзами МВФ: ежегодные консультации с профсоюзами Всемирный Банк: консультации по СПС каждые 3- 4 года с различными организациями гражданского общества, а также более частые секторальные и тематические консультации ЕБРР: Консультации по национальной стратегии организуются регулярно с различными организациями гражданского общества

Как работает процесс консультаций? Информационных встреч Интервьирования и анкетирования Онлайн обсуждения на форумах Открытых встреч с организациями гражданского общества Целевых встреч с приглашенными представителями групп интересов Переговоров Сотрудничества и совместного планирования Консультации могут быть в виде:

Как профсоюзы участвуют в консультациях МФИ? 1)Если вас не пригласили, свяжитесь с представителями местного офиса ВБ или ЕБРР для организации встречи. Свяжитесь с офисом Глобальных Союзов в Вашингтоне. 2)Запросите повестку дня встречи и соответствующие документы заранее 3)Подгтовьте анализ, данные и т.п. в поддержку профсоюзной позиции 4)Не стесняйтесь задавать вопросы представителям МФИ и требуйте ответов. 5)Запросите письменный отчет о встрече.

Итог: займы и кондициональность Большинство документов МФИ доступны в интернете или в информационных центрах Всемирный Банк: МВФ: (только на английском) ЕБРР:

Работа в группах 1)Прочитайте программную матрицу 2)Идентифицируйте один потенциально опасный или положительный проект МФИ 3)Используйте предоставленный документ для получения дополнительной информации 4)Разработайте профсоюзную стратегию к выбранной вами программе: необходимые факты и данные, альтернативы, пути улучшения программы, потенциальные союзники, соответствующие министерства, пресса и тп. 5)Подготовьте программу и ответ группы

III. Возможности влияния профсоюзов на проекты МФИ

ВБ, Международная Финансовая Корпорация и ЕБРР предоставляют техническую поддержку и займы целевым проектам, таким как: Реформы министерства Строительство инфраструктуры Здоровье Образование Транспорт Инвестиции в частный сектор Микрофинансы

Примеры: недавние проекты трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (МФК) Займ частной компании для строительства цементного завоза в Казахстане (МФК) Расширение зерновой фермы в Украине (ЕБРР) Строительство торгового центра в Молдове (ЕБРР) Займ компании, управляющей муниципальным хозяйством в России (ЕБРР) Создание системы очистки топлива в Чернобыльской зоне в Беларуси (ВБ) Улучшение магистралей в Грузии (ВБ)

Источники информации о проектах МФИ Рассматриваемые проекты публикуются на сайтах не позже, чем за 30 дней до принятия решений по ним –Ежемесячная оперативная справка (ВБ) проекты тендеры Ежемесячная оперативная справка –База данных проектов (МФК) –ЕБРР/AFDB Соответствующие документы (аналитические отчеты по воздействию на социальную сферу и окружающую среду, планы тендеров и тп.) также публикуются онлайн Систематических консультаций по проектам не проводится, но МФИ организуют консультации с «затрагиваемыми сторонами» по многим проектам.

Возможности влияния на проекты МФИ 1.Определите интересующие вас проекты и прочитайте соответствующие документы 2.Если вы не согласны с проектом, разработайте альтернативы 1.Например, если банк предлагает приватизацию общественной службы как решение ситуации финансовой нестабильности, рассмотрите другие варианты решения данной проблемы 3.Представьте ваше предложение банку и соответствующими государственным органам 4.Если власти не принимают альтернативное предложение, проанализируйте, как проект может быть модифицирован, чтобы снизить негативный эффект или улучшить результаты

Трудовые нормы в проектах МФИ В мае 2006 года Международная Финансовая Корпорация (МФК) приняла стандартные условия предоставления займа, требующие соблюдения основополагающих трудовых норм МОТ клиентами- получателями займов В 2007, Всемирный Банк принял схожие требования к большим инфраструктурным проектам В 2008, ЕБРР принял схожие принципы для займов частному сектору Основополагающие трудовые нормы: 1.Запрет принудительного труда 2.Запрет детского труда 3.Отсутствие дискриминации 4.Право на объединение и коллективные переговоры

Как профсоюзы могут использовать трудовые нормы? 1.Как инструмент защиты права трудящихся на объединение в ходе кампаний по органайзингу 2.Нормы могут содействовать кампании по органайзингу, если местный профсоюз готов: Организовывать Находиться в контакте с национальным профцентром и ГС Предоставлять достоверную и оперативную информацию Работать с дружественными организациями и другими партнерами, если это необходимо

Как профсоюзы могут использовать трудовые нормы? 2. Как механизм подачи жалоб: Профсоюзы могут направлять жалобы в отношении компаний, нарушающих трудовые нормы, до и после принятия решения о конкретных проектах (впрочем, лучше до принятия решения) –Жалобы должны быть очень четкими и подробными

Примеры профсоюзных жалоб: Право на объединение на фабрике по производству одежды в Гаити Детский труд в работе поставщика африканской компании по предоставлению услуг связи Угрозы и преследование профсоюзников в Беларуси Отказ от ведения коллективных переговоров на электростанции в Пакистане Дискриминация и антипрофсоюзные действия в бразильской авиакомпании Право на объединение при постройке дамбы в Уганде

Чтобы подготовить эффективную жалобу, вы должны: Располагать конкретной информацией Поддерживать связь между профсоюзом (или представляющей его организацией) и банком Иметь в запасе достаточно времени Офис Глобальных Союзов в Вашингтоне может: –Координировать информацию –Содействовать контактам между профсоюзом и представителями МФИ –Организовывать встречи в Вашингтоне или в соответствующей стране –Искать поддержки исполнительных директоров МФИ

Обсуждение Каковы приоритеты профсоюзов для работы с МФИ? Есть ли выгода от контактов с МФИ? Если да, то что профсоюзы должны использовать, чтобы влиять на программы МФИ? Если нет, то как профсоюзы могут противодействовать вредоносным программам МФИ?