1 ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ ПРИКЛАДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ по теме: «Анализ состояния и разработка предложений по совершенствованию инвестиционного сотрудничества.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Advertisements

П Р О Г Р А М М А СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 ГОД.
Экономического и социального развития Кемского муниципального района 2007 – 2010 Администрация Кемского муниципального района.
Вариант ВВП второй первый 4.74,45 Промышленность второй первый Инвестиции второй
Программа социально-экономического развития Прионежского муниципального района на годы.
ДУМНОВА ТАТЬЯНА ГАВРИЛОВНА МИНИСТР ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ Система индикативного управления в Республике Бурятия.
Рыночные преобразования в экономике страны коренным образом изменили систему продовольственного обеспечения населения, вызвав необходимость формирования.
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности» Цель и задачи Усиление позиций России в глобальной экономике, улучшение качественных.
Территория «старой» Москвы 1090 кв.км Территория «новой» Москвы с учетом присоединения 1600 кв.км около 2700 кв. км Постоянное население Москвы 11,5 млн.
Февраль 23, 2008 Заседание III Петербургского Ипотечного Форума «О долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан» Н.Косарева.
Москва, 3 апреля 2012 г. Приоритеты долгосрочного экономического развития России Министр экономического развития Российской Федерации Э.С.Набиуллина.
Тарифное регулирование железнодорожного транспорта в рамках формирования Единого экономического пространства и вступления России в ВТО Кириллова А.Г. Советник.
Февраль 23, 2008 ГРАЖДАНСКИЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОРУМ Петербургский жилищный конгресс «Анализ текущего состояния и возможностей повышения доступности жилья для населения»
Программа комплексного социально- экономического развития города Ярославля на годы 1.
О предварительных итогах социально-экономического развития Чувашской Республики за январь-ноябрь 2014 года Дата: 15 декабря 2014 г. Место: Дом Правительства,
Промышленность Ярославской области Департамент промышленной политики Ярославской области Правительство Ярославской области.
Министерство энергетики Российской Федерации Техническое регулирование деятельности предприятий и организаций нефтегазового комплекса.
«Об итогах социально-экономического развития Лысьвенского муниципального района за 2011 год и о перспективах развития на 2012 год» ФЦБ «Экономическое развитие»
Образа «идеального» населенного пункта на примере Владимирской области Выполнила студентка ГМУ-406 Каргина Евгения.
Транксрипт:

1 ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ ПРИКЛАДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ по теме: «Анализ состояния и разработка предложений по совершенствованию инвестиционного сотрудничества Российской Федерации с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия» (П ) (заключительный ) Научный руководитель темы д.э.н., проф. В.А. Кривилев

2 Цель работы –Цель - оценка современного состояния экономик республик Абхазия и Южная Осетия по отраслям хозяйственной деятельности; – анализ состояния инвестиционного сотрудничества республик Абхазия и Южная Осетия; оценка перспектив улучшения инвестиционного климата в республиках Абхазия и Южная Осетия по отраслям хозяйственной деятельности; – разработка предложений по повышению эффективности торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Российской Федерации с республиками Абхазия и Южная Осетия..

3 Оценка современного состояния экономик Республики Абхазия и Республики Южная Осетия по отраслям хозяйственной деятельности Абхазия Основные показатели развития сельского хозяйства Посевная площадь (во всех категориях хозяйств, кроме хозяйств населения), га в том числе: кукуруза на зерно табак картофель овощи кормовые культуры Заготовка основных видов с/х продуктов, т. чайный лист табак цитрусы овощи картофель

4 Общеэкономические показатели промышленности *2006*2007*2008* Число работающих предприятий в том числе: государственного сектора негосударственного сектора Объем промышленной продукции (с учетом физических лиц), млн. руб. в том числе: 338,6448,2537,7465,0469,8775,61099,71975,8 государственного сектора195,6233,8239,3228,3228,1224,8246,1182,2 негосударственного сектора143,0214,4298,4236,7241,7550,8853,61793,6 Индекс физического объема промышленной продукции (в сопоставимых ценах в % к предыдущему году) в том числе: 118,9121,7125,693,199,3162,2154, государственного сектора105,8100,7112,6105,894,6104,4119,786,1 негосударственного сектора151,0154,5139,277,6104,5222,7168,6207,7 Численность работающих (по официально учтенным предприятиям), чел. в том числе: государственного сектора негосударственного сектора Прибыль (балансовая), млн. руб. в том числе: 27,240,269,327,35,047,1180,7357,9 государственного сектора9,45,78,29,47,413,326,57,9 негосударственного сектора17,834,561,117,9-2,433,8154,2350,0

5 Основные проблемы экономики Разрушение инфраструктуры Разрыв хозяйственных связей Изношенность производственных фондов Неразвитость рыночных форм хозяйствования Низкая продуктивность агрокомплекса

6 Внешняя торговля В 2010 году внешнеторговый оборот Абхазии составил 12728,7 млн. руб. против 8530,5 млн. руб. в 2009 году (+49%). Экспорт в 2010 году составил 2130,3 млн. руб. и увеличился, по сравнению с 2009 годом, на 1040,6 млн. руб. или на 95,5%. Импорт за 2010 год составил 10598,4 млн. руб., что больше показателя 2009 года на 3138,9 млн. руб. или на 42%. Торговый баланс в 2010 году сведен с отрицательным сальдо в размере 8468,1 млн. руб. Импорт в Россию – около 67% (продукты питания, алкогольная и табачная продукция, промышленные товары, удобрения, медикаменты), Румынию – около 12% (бензин, дизтопливо), Турцию–21% (промышленные товары, табачные изделия). Основные показатели внешнеэкономической деятельности за I-е полугодие 2011 года: товарооборот составил 6547,9 млн. руб., что на 1629,7 млн. руб. больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (+33%), экспорт – 833,4 млн. руб. (+ 14%), импорт – 5714,5 млн. руб. (+36%). Доля экспорта в общем объеме товарооборота составила 12,7%, импорта – 87,3%. По итогам первых шести месяцев 2011 года товарооборот российско-абхазской торговли составил 151,0 млн. долл. США и вырос по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 97,6%, экспорт – 125,9 млн. долл. США (+99,8%), импорт – 25,1 млн. долл. США (+87,2%).

7 Государственный бюджет (в фактически действующих ценах), млн.руб Доходы – всего в том числе: 472,7709,41094,21433,91777,74246,64676,1 налог на прибыль из них: 28,438,347,185,3143,2173,0419,9 предприятий и организаций26,736,743,679,3131,6169,5414,0 банков1,71,63,56,011,63,55,9 подоходный налог из них: 51,370,899,5135,4191,3286,2379,2 Подоходный налог удержанный предприятиями, учреждениями и организациями 43,456,681,0120,1170,8244,2289,7 подоходный налог, удержанный налоговыми органами 7,914,218,515,320,542,089,5 платежи за пользование недрами и природными ресурсами 6,73,011,014,229,152,774,3 государственная пошлина10,212,119,632,936,346,946,5 таможенная пошлина114,9194,5164,2183,4237,3252,5326,9 прочие налоги и сборы142,0195,0487,2598,1707,22770,32777,9 поступления (30% от чистой прибыли госпредприятий) 9,28,76,10,0--- Расходы - всего467,5695,61121,71418,11821,14150,14497,7

8 Производство промышленной продукции в Республике Южная Осетия в 2009 – 2010 годах по отраслям Наименование показателей2010г. тыс. руб.2009 г. тыс.руб.Справочно: 2009 г. в % к 2008 г. Объём промышленной продукции из общего итога по отраслям 1 ' , ,4114,45 1 Машиностроение и металлообработка ,822707,682,6 2 Лесная и деревообрабатывающая промышленность 11585,14586,3120,8 3 Пищевая промышленность20872,020226,7126,1 4 Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность 61846,561024,1127,1 5 Горнодобывающая промышленность 303,0300,0252,1 6 Полиграфическая промышленность 6262,94526,7134,6

9 Оценка современного состояния экономики Республики Южная Осетия Наименование показателей2010г. тыс. руб.2009 г. тыс.руб.Справочно: 2009 г. в % к 2008 г. Объём промышленной продукции из общего итога по отраслям' , ,4114,45 1 Машиностроение и металлообработка ,822707,682,6 2Лесная и деревообрабатывающая промышленность 11585,14586,3120,8 3Пищевая промышленность20872,020226,7126,1 4 Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность 61846,561024,1127,1 5 Горнодобывающая промышленность 303,0300,0252,1 6 Полиграфическая промышленность 6262,94526,7134,6

10

11 Анализ состояния и инвестиционного сотрудничества Российской Федерации с республиками Абхазия и Южная Осетия Реализующиеся инвестпроекты Абхазии Наиболее удачный проект - компания «Вина и воды Абхазии Компанией «Русский капитал» полностью восстановлена гостиница «Турист» в Сухуме, запущен асфальто-бетонный завод в Очамчыре. В 2009 году введен в эксплуатацию завод по розливу минеральной воды. В Очамчырском районе реализуется ряд проектов по переработке сельскохозяйственной продукции. Республиканский уровень 1. Разработка стратегии и программ социально-экономического развития. ГНИУ «СОПС» (Москва) предлагало руководству республики оказать помощь в реализации этого очень важного проекта. Однако, в связи с отсутствием финансовых средств окончательное принятие решения отложено на неопределенное время. 2. Создание крупного рыбоводческого хозяйства. 3. Создание электронного кадастра республики. 4. Строительство гостиничного комплекса «Президент – Отель» в Сухуме. 5. Создание рекреационного комплекса с горнолыжным курортом на озере Рица. 6. Создание современной энергосистемы с генерирующими мощностями и линиями электропередачи. 7. Строительство грузового порта в Очамчыре. 8. Строительство деревообрабатывающего комбината. 9. Строительство рекреационного комплекса на мысе Пицунда. 10. Строительство сети из 10 современных автозаправочных комплексов с сервисом европейского класса, с центральной нефтебазой.

12 Реализующиеся инвестпроекты Южной Осетии Реализуется Комплексный план восстановления жилья, объектов социального назначения и жилищно-коммунального хозяйства Республики Южная Осетия, Общий объем средств израсходованных на восстановление и экономическое развитие Республики Южная Осетия в рамках комплексного плана, составил 9,61 млрд.руб.: 1,5 млрд.руб. в 2008 году, 7 млрд. в 2009-м и 1,11 млрд. в 2010-м. Результатом работы стало завершение восстановления, строительства и ремонта почти 800 объектов В 2012 году начнется реконструкция Рокского тоннеля. Объект включен в федеральную целевую программу "Дороги России" на годы. Реконструкция предполагает полную смену гидроизоляции четырехкилометрового тоннеля, смену электрического и вентиляционного оборудования, а также новое покрытие дорожного полотна в тоннеле. Все это должно значительно повысить безопасность участников дорожного движения. На реконструкцию запланировано выделить более 15 миллиардов рублей.

13 SWOT анализ перспектив улучшения инвестиционного климата в республиках Абхазия и Южная Осетия Положительное влияниеОтрицательное влияние Внутре нняя среда Сильные стороны (Strengths) 1.Благоприятные климатические условья для сельского хозяйства и санаторно-курортного лечения. 2.Использование российского рубля как основного платежного средства. 3.Наличие базы для подготовки кадров 4.Наличие законодательной базы гарантирующей защиту инвестиций. 5.Возможность создать производство с «нуля» с использованием инновационных технологий. 6.Наличие базы для развития санаторно-курортного и туристического бизнеса. 7.Наличие гидроресурсов для развития энергетики. Слабые стороны (Weaknesses) 1.Неразвитость транспортной инфраструктуры. 2.Отсутствие квалифицированных кадров. 3. Износ основных производственных фондов. 4.Недостаток собственных финансовых ресурсов. Внешня я среда Возможности (Opportunities) 1.Развития санаторно-курортного и туристического бизнеса. 2.Развитие производства экологически чистых продуктов питания 3.развитие производства строительных и облицовочных материалов на основе местных месторождений. 4.создания перерабатывающей промышленности для плодовоовощной, мясомолочной и рыбной продукции. Угрозы (Threats) 1.Применение экономических санкций третьими странами. 2. Усиление активности Грузии и стран НАТО вблизи границ Абхазии и Южной Осетии.

14 Риски Предпринимательские Технологические Природные Инвестиционные Транспортные Техногенные Финансовые Ресурсные Пространственные Угрозы и риски российского бизнеса при вложениях инвестиций в Абхазию и Южную Осетию.

15 Оценка динамики изменения внутренних и внешних рисков вложения инвестиций для российского бизнеса в республиках РискиАбхазияЮжная Осетия Предпринимательские риски++ Инвестиционные и финансовые риски++ Риски инвестирования в промышленность и агропромышленный комплекс ++ Технологические риски+0 Транспортные риски++ Демографическая ситуация0 Ресурсные риски00 Угрозы и риски природного и техногенного происхождения 00 Экологические риски00 Пространственные риски и риски рынка труда снижение рисков для инвестиций - увеличение рисков для инвестиций 0 – динамика не изменилась

16 Государственно-частное партнерство инвестирования в экономику республик Целевые программы Гос. банки республик Частные инвестиции Предприятия промышленности, энергетики, транспорта, строительства, АПК Субсидии дотации кредиты Страхование, лизинг, транспорт кооперативыЧастные предприниматели Фермерские и крестьянские хозяйства Государственные унитарные предприятия ИНВЕСТИЦИИ Российской Федерации ИНВЕСТИЦИИ Республик

17 Прогноз основных показателей внешней торговли Южной Осетии с Россией (инновационный вариант), тыс. долл. США) фактпрогноз Внешнеторговый оборот - всего 20480,045154,090308, , , ,5 в том числе: экспорт302,01070,02140,43852,76934,912482,8 импорт20178,044084,088168, , , ,7 Сальдо-19875, , , , , ,9

18 Принципиальные различия и сходства в законодательстве России, Абхазии, Южной Осетии РазличияРоссияАбхазияЮжная Осетия Частная собственность на землю +-- Равные права для предприятий с полным или частичным участием иностранного капитала. +++ Льготы иностранным инвесторам в налогообложении -++

19 Предложения по гармонизации законодательств республик с целью создания ТС и повышения эффективности российских инвестиций 1 Этап 1.Формирование правовой основы двухстороннего торгово-экономического сотрудничества России с республиками Абхазия и Южная Осетия 2.Подготовкой документов по созданию Таможенного союза (ТС) 3.Подготовка международных договоров 4.Согласование вопросов проведения взаимоприемлемой торгово-экономической политики 5.Подготовка Договора о создании единой таможенной территории 6.Проект Соглашения об обеспечении доступа к услугам естественных монополий, включая основы ценообразования и тарифной политики, в сфере электроэнергетики 7.Проект Соглашения о порядке организации, управления, функционирования и развития общего рынка нефти и газа Республики Абхазия, Республики Южная Осетия и Российской Федерации 8.Проект Соглашения об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере телекоммуникаций, включая основы тарифной политики 9.Соглашение о регулировании доступа к услугам естественных монополий, в сфере железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики 10.Соглашение об основополагающих принципах валютной политики по регулированию и контролю операций, связанных с движением капитала. Это особенно важно поскольку все три страны находятся в рублевой зоне 11.Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала 12.Соглашение о принципах формирования и исполнения бюджетов 13.Проект Соглашения о согласованной экономической политике 14.Проект Протокола об условиях перемещения электрической энергии между Республикой Абхазия, Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией 15.Соглашение о сотрудничестве в сфере аттестации и аккредитации образовательных организаций (образовательных программ)

20 Предложения по гармонизации законодательств республик с целью создания ТС и повышения эффективности российских инвестиций II Этап 1.Создание организационных структур, необходимых для функционирования ТС и приведение в соответствие с новыми условиями действующих между странами отношений свободной торговли 2.Создание наднациональных органов регулирования торгово- таможенной политики. 3.Создание Комиссии Таможенного союза, которой государствами-участниками должны быть делегированы функции проведения единой торгово-таможенной и антимонопольной политики 4.Передача части полномочий от национальных органов регулирования внешнеэкономической деятельности Комиссии ТС. В зависимости от политической воли государств- участников может занять период от одного года до трех лет после подписания соответствующих соглашений

21 Предложения по гармонизации законодательств республик с целью создания ТС и повышения эффективности российских инвестиций III Этап 1.Гармонизация и адаптация национальных институтов регулирования экономики стран-участниц к новым условиям работы 2.Выработка и согласование регламента и условий функционирования ТС 3.Снятие имеющихся барьеров в осуществлении взаимных инвестиций и платежно-расчетных отношениях 4.Обеспечение свободы передвижения и трудоустройства граждан 5.Формирование единого пространства предоставления социальных услуг, включая образовательные, медицинские и информационные услуги 6.Устранение ограничений на доступ к природным ресурсам и транспортной инфраструктуре 7.Согласование макроэкономической политики

22 Предложения и план мероприятий по развитию торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации с республиками ОтрасльМероприятиеОжидаемый результат АПКРазвитие инфраструктурыПовышение конкурентоспособности сельскохозяйственного производства. Рост инвестиций в хозяйства, занимающиеся хранением, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции. Активизация процессов интеграции сельхоз товаропроизводителей с российскими предприятиями и создание отраслевых агропромышленных комплексов. Укрепление местного самоуправления Развитие социальной инфраструктуры Расширение сферы профессионального образования Развитие малого семейного бизнеса, народных Расширение первичной амбулаторно-поликлинической сети и врачебные амбулатории Развития инженерной инфраструктуры и дорожно-транспортной сети на селе Производство строительных материалов Развитие минерально-сырьевой базыЭкспорт строительных и поделочных материалов, развитие жилищного строительства, формирование рынка доступного жилья. Строительство новых туристско-рекреационных комплексов, возведение объектов социальной сферы и инженерных сетей, занятость населения.. Снижение безработицы. Строительство и реконструкция кирпичных заводов, предприятий,, домостроительных комбинатов Подготовка инженерно-технических работников Туристско- рекреационный комплекс Развитие малого и среднего предпринимательства в туристско-рекреационном комплексе Увеличение потока туристов и отдыхающих. Снижение безработицы в республиках, повышение жизненного уровня. Создание современной инфраструктуры в крупных населенных пунктах для развития экономической, организационной, информационной и социальной обеспеченности населения. Строительство санаториев, гостиниц, туристических баз Транспорт и транспортная инфраструктура Строительство пограничных автомобильных переходов.Ускорение доставки грузов, снижение транспортных расходов. Увеличение грузопотоков, международного сотрудничества в рамках ЕврАзЭС и Организации Черноморского экономического сотрудничества, формированием транспортно-логистических узлов в целях реализации внешнеторгового транзитного потенциала республик. Транзит нефтепродуктов, сжиженных углеводородных газов, зерна. восстановление регулярного воздушного сообщения с Россией. Реконструкция ремонт и строительство новых автомобильных дорог в республиках. Реконструкция железнодорожных станций, подъездов к портам, строительство новых железнодорожных веток. Реконструкция портов Абхазии. Реконструкция Аэропорта Бомбора, строительство аэропорта в Южной Осетии

23 Основные результаты работы 1- дана оценка современного развития экономик республик Абхазия и Южная Осетия по отраслям хозяйственной деятельности. 2- дан анализ состояния и инвестиционного сотрудничества республик Абхазия и Южная Осетия; 3- оценены перспективы улучшения инвестиционного климата в республиках Абхазия и Южная Осетия; 4- выполнен анализ динамики изменения внутренних и внешних рисков вложения инвестиций для российского бизнеса, в том числе возможных санкций со стороны третьих стран и международных организаций; 5- исследована торгово-экономическая и инвестиционная деятельность иностранных компаний и банков в республиках; 6- обоснованы предложения по основным направлениям совершенствования торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Российской Федерации с республиками Абхазия и Южная Осетия; 7- сделаны прогнозные оценки социально-экономического сотрудничества России с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия; 8- проведен сравнительный анализ законодательства Российской Федерации и республик Абхазия и Южная Осетия в торгово-экономической и инвестиционной сферах, с учетом законодательства Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС; 9- сделаны предложения по гармонизации законодательств республик Абхазия, Южная Осетия и Российской Федерации с целью повышения эффективности российских инвестиций; 10- предложен план мероприятий по развитию торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации с республиками Абхазия и Южная Осетия.