Включение : от диагностики ребенка к реализации условий обучения Семаго Н. Я. - старший научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ, канд. психол. наук, доцент Москва,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
З АДАЧИ ПМПК В НОВЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Н.Я.Семаго М ГППУ,
Advertisements

Деятельность ПМПК в современных условиях. Н. Я.. Семаго, к. пс. наук, ведущий научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ.
Роль ПМПк образовательного учреждения при разработке и реализации индивидуального учебного плана для ребёнка с ОВЗ Роль ПМПк образовательного учреждения.
Организация интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях города Кировска.
П СИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
ОРГАНИЗАЦИЯ психолого-педагогического сопровождения и индивидуальной работы с детьми с ОВЗ в условиях массовой общеобразовательной организации Москва,
Роль ПМПк ОУ при сопровождении ребёнка с ОВЗ в процессе обучения Григорян Ольга Оганесовна руководитель консультативно- диагностического отдела.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСИЛИУМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Н.Я. Семаго М.М. Семаго.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО - МЕДИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА ( ПМПк ) В РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ М.М. Семаго, к. псих. н., доцент,
Причины обращений в ПМПк Тяжелая адаптация ребенка в ДОУ Нарушения эмоционально- волевой и коммуникативной сферы Низкая познавательная активность Низкий.
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
Алгоритм включения детей с ОВР в общеобразовательные классы.
Организация инклюзивной образовательной среды в образовательной организации РУКОВОДИТЕЛЬ ГРЦ ИПИО МГППУ, К.ПСХ.Н. – Самсонова Елена Валентиновна.
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Муниципальное казенное учреждение «Управление образования города Кировска»,
Комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях реализации инклюзивного образования.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
Самсонова Е.В. - руководитель ГРЦ ИПИО МГППУ, к. психол. н., доцент Организация ресурсного обеспечения развития инклюзивного образования в системе образования.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми.
Транксрипт:

Включение : от диагностики ребенка к реализации условий обучения Семаго Н. Я. - старший научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ, канд. психол. наук, доцент Москва, 2012

Диагностическое обследование ребенка для задач инклюзии, имеет своей целью определение образовательного маршрута ребенка в образовательном пространстве Определение условий включения ребенка в общеобразовательное пространство, включая необходимое психолого - педагогическое сопровождение и средовые изменения

УРОВЕНЬ ОКРУЖНОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ( ОПМПК ) Психолого-педагогическая квалификация состояния ребенка, определяющая его статус «включенного» Консультация семьи и подбор конкретного ОУ в соответствии с особенностями ребенка и разработанными рекомендациями определение типа ОУ и его подразделения Обращение в центральную (городскую) ПМПК В случае несогласия родителей с рекомендациями по образовательному маршруту Разработка рекомендаций по определению образовательного маршрута и условий включения ребенка Объем и форма включения Рекомендуемая образовательная программа и программа сопровождения в ОУ и вне его Средовые условия, включая дидактическое наполнение, технические средства и т.п. Сроки повторного прохождения ПМПК Взаимодействие с координатором по инклюзии в ОУ и специалистами ПМПк ОУ Проведение повторного (динамического) ПМПК по результатам образования ребенка и его «движения» по инклюзивной вертикали Взаимодействие с ОУ, выбранным родителями

ОПМПК Основная цель - подготовка рекомендаций по оказанию помощи и организации обучения и воспитания ребенка с ОВЗ ( Приказ МОиН РФ от , Закон об образовании лиц с ОВЗ в Г. Москве) Задачи ОПМПК Оценка особенностей и уровня развития ребенка, его ресуров и дефицитов ( психолого - педагогическая квалификация его состояния, определяющая его как « включенного ») Определение условий включения Подбор конкретного ОУ ( структурного подразделения ОУ, например – ГКП « Особый ребенок » в СКОШ 8- го вида ), в соответствии с наличием мест ( единая база данных по ОУ ); Консультирование родителей ( законных представителей ) Взаимодействие с координатором ОУ

Диагностические задачи ОПМПК включают определение особенностей развития : Регулятивной сферы ребенка ( особенности поведения, зрелость саморегуляции ) Когнитивной сферы ребенка ( особенности развития познавательных функций, а также уровень имеющихся представлений ) Аффективной сферы ( особенности контакта, взаимодействия, аффективного реагирования ) Сенсорной и двигательной сфер Специфики развития операциональных характеристик деятельности ( темп деятельности, работоспособность, продуктивность, параметры внимания …) Интересы ребенка, его сильные стороны, особые умения.

Условия включения Объем включения ( частичное включение, полное включение, включение в рамках доп. образования и т. п.); Рекомендуемая образовательная программа ( общеобразовательная, корррекционная, индивидуальная образовательная программа ); Потребность в специалистах сопровождения ( занятия с логопедом, психологом, дефектологом и др., потребность в тьюторе ; Необходимые средовые условия « под » ребенка, в том числе дидактическое и техническое оснащение ; Срок повторного прохождения ПМПК ОРЦ ; Потребность в наблюдении специалистами вне ОУ ; Другое ….

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Выделение ребенка, как имеющего проблемы в сферах: поведенческой, познавательной, социально-эмоциональной (коммуникативной), сенсорной, двигательной и др.в том числе методом скринингового наблюдения Консультация ребенка и семьи специалистами ПМПк ОУ Обращение в муниципальный ППМС-Центр Проведение коррекционно-развивающих мероприятий силами специалистов ОУ Обращение в муниципальный ППМС-Центр Оценка эффективности коррекционных мероприятий и социальной адаптации ребенка Специалисты в ОУ отсутствуют Эффективность корр.-разв. работы низкая/ отсутствует Обращение на ОПМПК

Параметры скринингового наблюдения Характер поведения в ребенка, его целенаправленность ( регуляторную зрелость, адекватность, критичность ); Операциональные характеристики деятельности ( темп деятельности, работоспособность, характеристика параметров внимания ); Наиболее общие особенности речевого и познавательного развития ; Аффективные и эмоциональные особенности ребенка ; Специфика взаимодействия ребенка с детьми и взрослыми ( коммуникативный аспект ). Моторную гармоничность, ловкость ребенка ( включая оценку латеральных моторных и сенсорных предпочтений ребенка );

ОПМПК определяет необходимость специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе средовых ; Необходимость использования специальных образовательных программ и методов обучения, специальных программ, в том числе учебных пособий и дидактических материалов ; Потребность в технические средства обучения ; Потребность в ассистенте ( тьюторе ), оказывающем помощь при проведении фронтальных, индивидуальных и коррекционных занятий ; необходимость составления индивидуальной образовательной программы ; Общую стратегию психолого - педагогического сопровождения ребенка.

Задачи специалистов консилиума ОУ конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста разработка индивидуальной образовательной программы, в соответствии с рекомендациями ПМПК определение всей логики мероприятий по включению и адаптации ребенка в среду обычных сверстников подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения наиболее адекватных особенностям развития ребенка

УРОВЕНЬ ПМПк ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Углубленная диагностика различными специалистами сопровождения ОУ (конкретизация задач, методов и приемов коррекционной работы, адаптация программного материала) Составление индивидуальной образовательной программы Проведение коррекционно-развивающих мероприятий силами специалистов ОУ Обращение в муниципальный ППМС-Центр Оценка эффективности коррекционных мероприятий Специалисты в ОУ отсутствуют Эффективность корр.-разв. работы низкая/ отсутствует Обращение в окружной ресурсный центр (ОПМПК)

УРОВЕНЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ППМС - ЦЕНТРА Оценка особенностей психического развития ребенка специалистами Центра (консилиумный прием) Консультация ребенка и семьи специалистами ПМПк ППМС-Центра Разработка направлений и проведение коррекционно-развивающих мероприятий Обращение на ОПМПК с целью определения (изменения) дальнейшего образовательного маршрута Оценка эффективности коррекционных мероприятий Эффективность коррекционно- развивающей работы низкая/отсутствует Рекомендации педагогам и специалистам ОУ по сопровождению ребенка

СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ППМС-ЦЕНТР ОПМПК

Важнейшее условие включения Конечным результатом диагностики, как на ОПМПК, так и углубленной диагностики специалистами сопровождения в ОУ является составление и реализация индивидуальной образовательной программы ( включая программу коррекционной работы ), с четким пониманием ближайших и долгосрочных целей, методов и приемов работы каждого специалиста с ребенком, адаптацией программного материала к возможностям ребенка.