Образование как социальный институт Лекция 10. Социальный институт образования – это … … одна из составляющих культурного окружения личности, разрабатывающая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Институт образования Лекция 10 Дубакин Сергей Гр СЭЗиС.
Advertisements

Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства (из закона РФ «Об образовании»)
Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно- познавательных и.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Балльно-рейтинговой система оценки достижений учащихся Югова Алевтина Петровна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ 3» г. Лысьва, 2013.
ММО классных руководителей г.о.Химки 18 декабря 2014 года Руководитель ШМО классных руководителей МБОУ Гимназия 9 г.о.Химки Нагаева Любовь Николаевна Тема.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации« 273 ФЗ
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА КОМАНДЫ «Новое поколение» «В нашей стране у каждого есть право на образование» МОУ Смоленская ООШ Ярославской области Переславского МР.
Раньше 2-х компонентный состав Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки выпускников Теперь 3 группы требований К структуре основных.
Профессиональное становление педагога Современные образовательные тенденции. Современные концепции педагогического образования: структура и уровни.
С ИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В Р ОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ.
1. Обзор системы образования России 2. Начальное и среднее профессиональное образование в России 3. Программы среднего профессионального образования 4.
Основная образовательная программа начального общего образования Логвинова И.М.
Программа модернизации педагогического образования 2014 – 2017 гг.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
Образование В России.
Тема презентации: образование РФ Работу выполнил:ученик 11-го класса Работу выполнил: ученик 11-го класса Белов Алексей Александрович Белов Алексей Александрович.
«Информационная подготовка». Раздел I Система образования в Российской Федерации.
Презентация Образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 103 комбинированноговида.
Транксрипт:

Образование как социальный институт Лекция 10

Социальный институт образования – это … … одна из составляющих культурного окружения личности, разрабатывающая и применяющая на практике систему мер, организующих приобщение личности к культуре.

Признаки института образования: 1.установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемостьлюбовь 2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни, форма 3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы 4. кодекс устный и письменный - правила учащихся 5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

В социологии принято различать … Формальное образование (специальные учреждения (школы, вузы), осуществляющие процесс обучения) Неформальное образование (несистематизированное обучение человека в процессе общения с окружающей социальной средой или путем индивидуального усвоения информации)

Функции образования 1.Умственное, нравственное и физическое развитие человека 2.Функция социализации 3.Функция активизации социальных перемещений 4. Социальная селекция 5.Формирование профессионально- квалификационного состава населения

Основные роли Преподаватели Учащиеся Организаторы и руководители образования

Роль учителя Нормативные требования к адекватному выполнению роли учителя сводятся к следующим моментам: 1.он должен быть специалистом в определенной области науки и культуры 2.обладать лекторскими способностями и умением общаться с аудиторией, 3.владеть методикой обучения студентов или школьников, научить их самостоятельным приемам обучения (запись уроков, лекций, работа с литературой, решение задач и др.), 4.уметь популярно и доходчиво объяснять трудные вопросы, помочь исправить ошибки и т.д.

Социальное положение учительства По данным опросов учителей регионов Сибири, Дальнего Востока, некоторых центральных районов, около 40% отрицательно настроены по отношению к своей профессии, а 30,6% затруднились с ответом.

Социальное положение учительства 4% учителей идут в школу охотно и радостно, 2% отбывают время, 19% - с текучим меняющимся настроением, 19% - с чувством тяжелой повинности, 61% - с постоянным беспокойством и тревогой.

социальный статус учителя При ответе на вопрос, заданный учащимся- старшеклассникам "Как вы оцениваете престиж профессии учителя в нашем обществе?» 4,6% признали его "высоким", 61,5% - "средним" 32,8% - "очень низким". Опросы родителей также свидетельствуют о резком снижении авторитета учителя в обществе: только 35% считают престиж учительской профессии высоким, около половины, 46% "средним", а 51% - "низким "и "очень низким".

Роль ученика Какие требования к его поведению предъявляет нормативно-ценностная система образования? изучать различные предметы согласно программе курса (класса), усваивать и запоминать информацию, овладевать навыками самостоятельного изучения и использования изученных фактов, добросовестно посещать учебные занятия, уметь слушать педагога и принимать участие в ходе занятий, лекций и т.п.

Современное образовательное пространство

ПроблемыПроблемы социального института образования переход от демократической системы образования, доступной представителям всех социальных групп, к элитарной модели. отдельных педагогов, руководителей учебных заведений уличают в поборах с учащихся и их родителей, в различных незаконных махинациях, пьянстве.

ПроблемыПроблемы социального института образования большинство педагогов отстали от требований времени. Отказ от деятельности детских общественных организаций привел к тому, что образование потеряло почти все ориентиры, не обретя новых. коммерциализация школы не всегда сопровождается повышением качества обучения.

Основные виды образования система дошкольного воспитания, общеобразовательная школа, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, система повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Дошкольное воспитание Не является обязательной ступенью образования В 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок.

Общеобразовательная школа На сегодняшний день полное среднее образование длится 11 лет. Обязательным является неполное среднее образование – 9 лет. По данным экспертов, в 1997 г. не училось 1,5-2 млн. детей

Специальные образовательные учреждения Коррекционные образовательные учреждения (для детей с отклонениями в развитии) Исправительно-трудовые учреждения Оздоровительные и санаторно- лесные школы

Среднее специальное образование Техникумы Колледжи Музыкальные и художественные училища

Университеты Первые университеты в России: Московский 1804 – Казанский 1805 – Харьковский 1819 – Петербургский 1834 – Киевский 1865 – Одесский (Новороссийский) Томский

Система высшего образования Двухуровневая система высшего образования: бакалавриат (высшее общее образование) и магистратура (высшее профессиональное образование) По исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою профессию.

Что такое «Болонский процесс»? «Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации

Страны, входящие в Болонский процесс В настоящее время Болонский процесс объединяет 45 стран. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году.

В Болонской декларации указаны 10 основных задач введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат – магистратура), введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО,

В Болонской декларации указаны 10 основных задач повышение мобильности студентов, преподавателей и административно- управленческого персонала (в идеале, каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном), обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов.

В Болонской декларации указаны 10 основных задач введение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня), придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования, реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования (так наз. «образование в течение всей жизни»).

Выберите правильный ответ 1. Обязательным в России, согласно закону об образовании является образование… a) основное девятилетнее b) полное среднее c) семилетнее d) высшее

Выберите правильный ответ 2. Одним из направлений реформы высшего образования в России является… a) введение бакалавриата и магистратуры b) введение автономии университетов c) введение выборности ректоров университетов d) введение единых учебных планов

Выберите правильный ответ 3. Функция социального института образования, связанная с отбором наиболее одаренных индивидов, называется … a) функция мобильности b) функция социализации c) функция селекции d) функция интеграции

Выберите правильный ответ 4. Первый университет в России был основан в ____ году. a) 1724 b) 1755 c) 1803 d) 1855

Выберите правильный ответ 5. Среднее специальное образование в России можно получить в: a) средней общеобразовательной школе b) вечерней школе c) музыкальной школе d) колледже

Выберите правильный ответ 6. Первый университет в России был основан в городе … a) Москва b) Самара c) Томск d) Казань

Выберите правильный ответ 7. В современную систему образования как социального института в России не входят … a) коммерческие вузы b) академии художеств c) военные академии d) духовные академии

Выберите правильный ответ 8. К проявлениям дисфункции образования как социального института в современном российском обществе относится… a) массовое распространение «репетиторства» b) проведение предметных олимпиад c) лицензирование образовательной деятельности d) проведение факультативных занятий

Выберите правильный ответ 9. Снижение социального престижа профессии «учитель» – это проявление… a) повышение заработной платы b) перестройки института образования c) гуманитаризации образования d) дисфункции института образования

Выберите правильный ответ 10. В соответствии с реформой среднего образования длительность обучения в общеобразовательной школе будет составлять _____ лет. a) 12 b) 10 c) 8 d) 11

Выберите правильный ответ 11. Уровень квалификации специалиста, закончившего Высшее учебное заведение, подтвержденный дипломом, называется… a) высшим специальным образованием b) специально-профессиональным образованием c) высшим профессиональным образованием d) высшим общим образованием

Выберите правильный ответ 12. В техникумах и колледжах получают _____________________ образование. a) общее специальное b) фундаментальное c) среднее специальное d) высшее специальное

Выберите правильный ответ 13. Функция образования, связанная с изменением статуса человека, его продвижением по карьерной лестнице называется… a) мобильность b) селекция c) социализация d) воспроизводство

Выберите правильный ответ 14. В российской системе образования «магистратура» относится к уровню … a) среднего профессионального образования b) среднего общего образования c) среднего специального образования d) высшего профессионального образования

Выберите правильный ответ 15. В современную систему профессионального образования не входят… a) вузы b) колледжи c) спортивные клубы d) техникумы