Особенности организации деятельности казенных, бюджетных и автономных образовательных учреждений Щербаков Андрей Викторович, профессор кафедры воспитания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Advertisements

0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Правовое регулирование государственного управления Лекция 2. Правовые основы государственного регулирования деятельности государственных и муниципальных.
Сравнительная таблица видов государственных (муниципальных) учреждений признак Вид учреждения Казенное учреждениеБюджетное учреждениеАвтономное учреждение.
ФЗ - 83 Типы учреждений Казенное учреждение - г осударственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных, (муниципальных) услуг,
Департамент финансов Тульской области Об изменении правового положения бюджетных учреждений и реализации Федерального закона от ФЗ «О внесении.
Сравнительная характеристика (по организации бюджетного и налогового учёта) 4-ПОБ-УДО-вз Милиной Ирины МОСКВА 2016.
Устав образовательного учреждения Внесение изменений в устав ОУ в связи с принятием Закона 83-ФЗ (слайды подготовила Кудрявцева Н.И., старший методист.
Автономные учреждения: правовое регулирование, сравнительный анализ бюджетного и автономного учреждения Фонд «Институт экономики города»
Модернизация бюджетной сети. Нормативная база Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи.
Федеральный закон от 8 мая 2010 г. 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового.
Министерство финансов Республики Татарстан Критерии сравнения Автономное учреждение Бюджетное учреждение (с расширенным объемом прав) Казенное учреждение.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
Об автономных учреждениях в сферах науки и образования А.Ю.Савин – и.о. директора Департамента комплексной координации программ в сфере образования и науки.
Бюджетное учреждение (с расширенным объемом прав), автономное учреждение и казенное учреждение (Сравнительные характеристики) Критерии сравнения Бюджетное.
Целесообразно рассмотреть возможность перевода значительной части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование государственных.
Автономные учреждения: Вопросы нормативно- правового регулирование.
Федеральный закон от 8 мая 2010 года 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового.
Отдельные вопросы финансового обеспечения деятельности учреждений в новых условиях (открытие и ведение лицевых счетов)
Транксрипт:

Особенности организации деятельности казенных, бюджетных и автономных образовательных учреждений Щербаков Андрей Викторович, профессор кафедры воспитания и дополнительного образования ГОУ ДПО ЧИППКРО, кандидат педагогических наук, доцент 1

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ от 8 мая 2010 года 83-ФЗ 2

Целью законопроекта является: - повышение качества государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых населению; - создание стимула и мотивации для учреждений к эффективному использованию финансовых ресурсов и государственного (муниципального) имущества; - устанавливаются новые нормы, направленные на обеспечение прозрачности деятельности бюджетных учреждений; - вместо существующей информации об исполнении сметы, предметом отчетности бюджетного учреждения становится отчет о результатах деятельности и об использовании закрепленного за учреждением имущества; - законопроект вводит новые нормы контроля за бюджетным учреждением, в том числе посредством контроля за финансовым состоянием (просроченной кредиторской задолженности, за совершением крупной сделки, информацией о деятельности бюджетного учреждения, в том числе в части выполнении государственного задания, о результатах проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятий).

Борьба с мифами – этап внедрения Казенные, бюджетные, автономные учреждения остаются ГОСУДАРСТВЕННЫМИ (МУНИЦИПАЛЬНЫМИ) учреждениями Государство НЕ ОТКАЗЫВАЕТСЯ от конституционных гарантий и обеспечения бесплатных бюджетных услуг, органы власти по-прежнему ОТВЕЧАЮТ за оказание этих услуг Закон не регулирует и соответственно НЕ МЕНЯЕТ объемы и качество услуг, их финансовое обеспечение, бюджетную сеть, занятость в бюджетной сфере, оплату труда бюджетников ЛЮБЫЕ ссылки руководителей учреждений на закон в качестве причины изменения условий оказания услуг (включая расширение их платности) НЕ ИМЕЮТ ОСНОВАНИЙ 4

Субсидиарная ответственность – дополнительная ответственность учредителя по всем обязательствам созданного им учреждения. Учредитель отвечает не только за расходование бюджетных средств, но и по тем договорам, которые созданное им учреждение заключает сверх бюджетных средств. Если учреждение не в состоянии оплатить свои обязательства по этим договорам, их обязан оплатить учредитель

Финансовый трехлетний план – максимальный горизонт планирования, который принят в современной России. Идеология трехлетнего финансового плана исходила из того, что бюджет предполагалось принимать в трех чтениях за три года. Сегодня считается перспективным переход части учреждений бюджетной сферы именно к трехлетнему планированию с ежегодной корректировкой.

Субвенция - целевое бюджетное финансирование. В отличие от бюджетных ассигнований, которые, как правило, выделяются на содержание учреждений по смете и тратятся в соответствии с законом, субвенция имеет целевой характер. Если субвенция направляется на оплату труда учителей, она может быть использована только на эти цели. Это прямая целевая поддержка, не предполагающая долевого участия

Субсидия – предполагает целевое финансирование с долевым участием. Это софинансирование с разных уровней бюджета, или сочетание бюджетных и внебюджетных средств самой организации или предприятия. Разграничение субсидии и субвенции принято в Бюджетном кодексе, хотя в западной экономической практике понятие «субсидия» трактуется шире

Неналоговые доходы бюджета – один из источников пополнения бюджетов разных уровней. Наряду с пополнением бюджета от сбора налогов в бюджет поступают налоги от лицензионных сборов, от использования государственного и муниципального имущества, госпошлин, штрафов. Если бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность с использованием государственного муниципального имущества, площадей, технических ресурсов, кадрового потенциала, доходы от этой деятельности считаются неналоговыми доходами бюджета соответствующего уровня, в зависимости от того, в чьем ведении находится учреждение

Оперативное управление – в России предусмотрено два вещных права: оперативное управление и хозяйственное ведение. Первое предусмотрено для некоммерческих, второе – для коммерческих организаций. Оперативное управление более ограничено по сравнению с хозяйственным ведением: оно подразумевает, что собственник вправе изъять излишнее или использованное не по назначению имущество. Имущество, находящееся в оперативном управлении, нельзя продать или передать другим субъектам. Напротив, право хозяйственного ведения позволяет совершать разного рода сделки с имуществом, и оно не может быть изъято как используемое не по назначению

Услуги, оказываемые государственным учреждением 11

Законодательство РФ, предусматривающее возможность оказания платных услуг 12 Образование«Об образовании» (ст. 19, 41, 45): Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать … платные дополнительные образовательные услуги. ЗдравоохранениеОсновы законодательства об охране здоровья граждан (ст. 20): Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги … за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников. Социальное обслуживание населения «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» ( 195-ФЗ, ст. 15): Социальное обслуживание осуществляется … бесплатно и за плату.

В государственное задание могут быть включены: 1)ЛЮБЫЕ платные услуги, если в федеральном законе предусмотрена возможность оказания их за плату 2) Только ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ (по отношению к подразумеваемому, но четко не определенному «стандарту») платные услуги, если в федеральном законе предусмотрена такая возможность (указана для образования, здравоохранения, библиотек, архивов…) 3) Только те платные услуги, возможность оказания которых в рамках государственного задания НЕПОСРЕДСТВЕННО предусмотрена федеральным законом 13

Примеры перечней услуг, оказываемых по государственному заданию и сверх государственного задания (образование) 14 Услуги, оказываемые по государственному заданию БЕСПЛАТНО Услуги, оказываемые сверх государственного задания ЗА ПЛАТУ 1. Услуги начального профессионального образования на базе среднего (полного) общего образования (по утвержденной государственной программе) 1. Дополнительные занятия (сверх программы) иностранным языком 2. Услуга дополнительного образования в детской музыкальной школе 2. Услуга проживания в школьном общежитии во время проведения вступительных экзаменов

Уточнение формы гос(муниц.)задания 15

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (абз. 39 ст. 6 БК РФ) 16

Приносящая доход деятельность Казенному учреждению разрешается осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Вместе с тем доходы, полученные им от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Таким образом, казенное учреждение лишено права самостоятельно распоряжаться средствами, полученными им от осуществления приносящей доход деятельности. Доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, будут являться неналоговыми доходами бюджетов (ст. ст. 41 и 57 БК РФ). 17

Основной деятельностью казенного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждения (ст. 24 Федерального закона от N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях)). 18

Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ. Операции с бюджетными средствами казенные учреждения так же, как сейчас бюджетные учреждения, проводят через лицевые счета, открытые им в соответствии с БК РФ. 19

Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются (п. 10 ст. 161 БК РФ). Отчуждать имущество либо иным способом распоряжаться им без согласия собственника казенное учреждение также не вправе (п. 4 ст. 298 ГК РФ). 20

Критерии для сравнения Бюджетное учреждение до принятия Закона 83-ФЗ Бюджетное учреждение после принятия Закона 83-ФЗ Финансовое обеспечение Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации Открытие лицевых счетов Для учета операций по исполнению бюджета бюджетными учреждениями открываются лицевые счета в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципальном образовании) Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования)

Право распоряжения имуществом Бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества Бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества – необходимо согласие собственника Право использова- ния средств, полученных от приносящей доход деятельности Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, после уплаты налогов учитываются в доходах бюджета. При этом бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности средства Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения

Ответственность по обязательствам Учредитель несет субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств Бюджетное не может быть признано банкротом и не может отвечать по долгам особо ценным движимым имуществом, закрепленным за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенным бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимым имуществом Распоряжение денежными средствами Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами Ранее у бюджетного учреждения отсутствовал запрет на размещение денежных средств на депозитах

Возможность выступать учредителем, участником иных юридических лиц Ранее не имело право Вправе быть учредителем и участником некоммерческих организаций и хозяйственных обществ. При этом бюджетное учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества

Распространение действия 94-ФЗ на бюджетные учреждения Ранее бюджетное учреждение являлось заказчиком Бюджетные учреждения прибрели непосредственное право выступать в качестве, так называемого, иного заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. В результате размещения такого заказа определяются поставщик (исполнитель, подрядчик) в целях заключения с ним гражданско- правового договора

Распространение действия 94-ФЗ на бюджетные учреждения Гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений заключаются на срок, не превышающий трех лет, за исключением гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту, обслуживанию и (или) эксплуатации объектов капитального строительства, а также образовательных услуг, научно- исследовательских и опытно- конструкторских работ, которые могут заключаться на срок, превышающий три года, в случае, если длительность производственного цикла выполнения данных работ, услуг составляет более трех лет

Что общего у автономного и бюджетного учреждения? Статус государственного или муниципального учреждения. Гарантия бюджетного финансирования. Задание на оказание государственных или муниципальных услуг. Собственник закрепленного за учреждением имущества – орган государственной власти или местного самоуправления. Учредитель может назначать или снимать с работы руководителя учреждения. Невозможность применения учредителем к учреждению финансовых санкций в случае неудовлетворительной работы учреждения, могут применяться только административные санкции.

Каковы основные отличия автономного учреждения от бюджетного? Вместо казначейства банк. Нет обязанности применять федеральное законодательство о государственных и муниципальных закупках. Нет утверждаемых учредителем тарифов по оплате труда. Нет утверждаемого учредителем штатного расписания. Не нужно согласовывать с учредителем номенклатуру и тарифы на платные услуги, не входящие в государственное или муниципальное задание (за исключением услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию). Не нужно согласовывать с учредителем расходование средств, полученных от оказания платных услуг и сдачи в аренду имущества. Возможность работы по упрощенной системе налогообложения. Можно брать кредиты.

Каковы основные отличия автономного учреждения от бюджетного? Ведение «коммерческого» (а не бюджетного) бухгалтерского учета. Учредитель не отвечает по обязательствам учреждения перед третьими лицами. Обязательное наличие наблюдательного совета с определенными полномочиями. Нужно ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности и использовании закрепленного государственного или муниципального имущества. Необходимо ежегодно проходить аудиторскую проверку.

Мифы об автономных учреждениях 1.В автономные учреждения можно (имеет смысл) переводить только те учреждения, которые имеют внебюджетные доходы. 2.Автономное учреждение будет обязательно получать бюджетное финансирование в меньшем объеме, чем аналогичное бюджетное учреждение. 3.При преобразовании бюджетного учреждения в автономное объем финансирования ни в коем случае не может быть уменьшен. 4.Переход бюджетного учреждения в автономное - это приватизация государственного или муниципального имущества. 5.Автономное учреждение полностью независимо от учредителя в своей финансово-хозяйственной деятельности.

Бюджетное и автономное образовательное учреждение свободно в выборе форм и предмета договоров и обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений с предприятиями, учреждениями, организациями, которые не противоречат действующему законодательству, соответствующему Уставу

Бюджетное и автономное образовательное учреждение приобретает права юридического лица в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, которые возникают с момента государственной регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, с момента выдачи ему лицензии в установленном порядке.

Бюджетное учреждение и автономное учреждение: сравнение по распоряжению имуществом и ответственности Критерии сравнения Автономное учреждение Муниципальное учреждение Субсидиарная ответственность государства НетЕсть Ответственность учреждения по своим обязательствам Всем имуществом, кроме: а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником; б) недвижимого имущества, закрепленного собственником; В пределах доведенных ЛБО Распоряжение имуществом Всем имуществом, кроме: а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником; б) недвижимого имущества, закрепленного собственником; Не вправе распоряжаться любым имуществом

Бюджетное учреждение и автономное учреждение: сравнение по распоряжению имуществом и ответственности Критерии сравнения Автономное учреждение Муниципальное учреждение Право на совершение крупных сделок С предварительного согласия наблюдательного совета Отсутствует Особо ценное движимое имущество Виды могут определять профильные министерства. Перечни определяет орган, выполняющих функции учредителя Не выделяется

Бюджетное учреждение и автономное учреждение : финансирование, закупки, иные договоры, кредиты Критерии сравнения Автономное учреждениеБюджетное учреждение Финансовое обеспечение В виде субсидий в соответствии с заданием учредителя, бюджетные инвестиции. Доходы поступают в самостоятельное распоряжение На основе бюджетной сметы. Доходы от приносящей доход деятельности зачисляются в бюджет. Документы о планах деятельности, государственное (муниципальное) задание План ФХД (финансово- хозяйственной деятельности), государственное (муниципальное) задание Смета, Для отдельных учреждений - государственное (муниципальное) задание Открытие счетовВправе открывать счета в банках и в соответствии с соглашением в Казначействе (финансовом органе) В органах Казначейства (финансовых органах) за исключением случаев, установленных НПА

Бюджетное учреждение и автономное учреждение : финансирование, закупки, иные договоры, кредиты Критерии сравненияАвтономное учреждениеБюджетное учреждение Распространение действия 94-ФЗ Не распространяетсяРаспространяется в полном объеме Заключение контрактов и иных гражданско- правовых договоров Заключает от своего имениЗаключает от имени публично-правового образования Привлечение заемных средств МогутНе могут