« Простая клеенка », или « Алые паруса » Пиросмани » Автор: Танкова Наталья Степановна, МОУ СОШ 1 села Мамонтова Алтайского края.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Жанр произведения: А) рассказ; Б) литературная сказка; В) народная сказка.
Advertisements

Урок литературы в 7 классе Автор Никитович Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы УВК «Лицей-школа 14» г. Мариуполь.
Что такое миниатюра ? В изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.
К.Г.Паустовский «Старик в станционном буфете» Урок литературы в 6- м классе по программе « Школа 2100» Учитель Иголкина Т. В.
Художественный мир и его компоненты. Основные понятия словесное искусство Литература авторская литература Литература реальная жизнь Как сочетаются эти.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 7» г. Донского «Азбука жизни» Л.Н.Толстого Тема: «Карл Иванович и Николенька» Л.Н.Толстой «Детство». Главы из повести.
Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
КОГОАУ «Лицей естественных наук» Дегтерёва Г.Д, учитель начальных классов В.А. Осеева «Почему?» УМК «Гармония» 2013 Урок литературного чтения в 3 классе.
Зяблик с колечком Презентация к уроку развития речи, 3 класс УМК «Школа России» Автор: Туева Наталья Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 117»г.
Урок ИЗО, 7 класса Егоркина Наталья Александровна МОУ Магнитная СОШ.
ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Презентацию подготовила Терлеева Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ Троицкая СОШ Чеховского.
БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК: Ги де Мопассан и его новелла «ОЖЕРЕЛЬЕ» Автор: учитель русского языка и литературы МБОУСОШ станицы Луковской имени С.Г.Астанина Моздокского.
Воспитание ответственного отношения к семье как к базовой ценности общества. Формирование у детей представления о семье, как о людях, которые любят друг.
«Наполним музыкой сердца…» Красивая речь – это дар или этому можно научиться? Выполнила: Михайлович Светлана Витальевна МОУ СОШ 16 г. Саров Нижегородская.
МКОУ «Урало-Ахтубинская СОШ» Внеклассное мероприятие в 4 классе по предмету «ИЗО и художественный труд» УМК «Школа России» Тема: Народные праздники на.
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
Рассказ как жанр сочинения. Что такое рассказ? Это литературное произведение, в котором речь идёт лишь об одном очень важном событии в жизни героев с.
ЛАНДШАФТ Клепач Е.В. учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 16» г. Магнитогорск.
Башмачкин – несчастный или посмешище?. - Прочти эпизод, изображенный иллюстраторами. - Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.
Транксрипт:

« Простая клеенка », или « Алые паруса » Пиросмани » Автор: Танкова Наталья Степановна, МОУ СОШ 1 села Мамонтова Алтайского края

Константин Паустовский «Простая клеенка» Обучение композиционному анализу прозаического произведения (литература, 9 класс)

Цели и задачи: -приобщение учащихся к творчеству Константина Паустовского; -пробуждение творческого воображения учащихся; -развитие у учащихся умения понимать смысл художественного текста; -развитие навыков лингвистического анализа текста; -углубление знаний о композиции художественного произведения и ее роли в идейном замысле

«Счастье, может быть, нельзя объяснить, но его нельзя не почувствовать и не увидеть, даже если малейшая его крупинка попалась нам на пути. Поэтому о счастье можно рассказать. Не беда, если этот рассказ будет несколько бессвязным…» К Паустовский

Константин Паустовский «Книга о жизни» Любое литературное произведение-это художественное целое, единый творческий организм, имеющий свою особую структуру.

«Повесть о жизни» (в шести книгах ) «Бросок на юг» (книга пятая) «Клеенки Пиросмани» (глава книги)

Какой из жанров вы выберете для произведения Паустовского? Автобиографический рассказ- рассказ, в котором присутствует описание автором собственной жизни Лирическая проза – повествование с ярко выраженным лирическим началом, чувствами и мыслями автора Новелла - небольшой по объему жанр повествовательной литературы (приближается к рассказу) Феерия- волшебное, сказочное зрелище

Закончи предложения: Сложно определить жанр этого произведения … Это, конечно, …, но это и …. Это произведение можно даже назвать … В этом произведении можно найти как элементы …, так и … Это произведение уж точно не относится к ….

О чем произведение Паустовского? Как бы вы обозначили тему? О чем произведение Паустовского? Как бы вы обозначили тему? «Заразительность искусства Паустовского в том именно, что оно обещает праздник. Обещает и …не обманывает» Т.Ф Курдюмова «Заразительность искусства Паустовского в том именно, что оно обещает праздник. Обещает и …не обманывает» Т.Ф Курдюмова

Почему автор изменил название? « К леенки П иросмани » « Простая к леенка » Какое название отражает тему, а какое – идею произведения?

Основные элементы композиции художественного произведения Пролог (экспозиция) Кульминация Завязка Эпилог Развязка Развитие действия Спад действия Наличие всех элементов композиции необязательно!

Основные сюжетные элементы рассказа Паустовского 1. В знаменитых садах Тифлиса. 2. «Звали ее Маргарита…» 3. Влюбленный художник 4. История Нико Пиросмани 5. Клеенки Пиросмани 6. Кирилл Зданевич 7. Жираф! 8. Кавказ 9.День рождения Пиросмани 10. Бегство Маргариты (пролог) (завязка) (развитие действия) (пролог) (завязка) (развитие действия) (кульминация) (спад действия, развязка) (кульминация) (эпилог) Рассказ в рассказе

Некоторые композиционные приемы: -обрамление (события начала и финала происходят в одном и том же месте), - ретроспекция(возвращение действия в прошлое); -рассказ в рассказе (как вариант ретроспекции); -симметрия слов, образов, эпизодов (как вариант зеркальной композиции); -разрыв событий (прекращение одного незаконченного повествования на самом интересном месте и начало другого)

В садах Тифлиса … Чем « знамениты » были сады Тифлиса ?

широкая в плечах ленивая равнодушная ни огня, ни улыбки в ней не было « Звали ее Маргарита …» с сильной шеей таинственная с тонкой талией оригинальная пение ее завораживало « Двойной » голос Маргариты, как картины Пиросмани …

Простая клеенка.. Двойное дно … Картина Пиросмани

Время в рассказе Паустовского 1915 г – 1918 г.г г год- Пиросмани пишет портрет Маргариты –годы жизни Пиросмани 1922 год –Паустовский на Кавказе

Подумай! Как меняется звучание, ритм, атмосфера повествования каждой части? Найди слова - « скрепы », соединяющие части рассказа Зачем автору « рассказ в рассказе » ?

Картины « молча окружали меня, и, казалось, не спускали с меня глаз..»

Подумай! Как сумел Паустовский «освободить» пространство? Для чего он это сделал?

« Это был жираф …»

Дополните словесный тематический ряд эпизода: Человек:Жираф:Пространство: - вскочил -отвернулся -отвел глаза - застонал… - страдает -смотрит -сошел со стены -знает… -мертвенно тихо -нечеловеческий крик -резкое и сухое солнце… Пейзаж выполняет сверхзадачу Жираф ничего не требует, ждет только понимания Человек боится этой встречи

Подумай! Найди сходство в истории с жирафом и в истории Маргариты и Пиросмани Сравни пейзаж в садах Тифлиса и пейзаж перед встречей в жирафом. Почему картины Пиросмани помогают понять МОЗАИКУ Кавказа?

« Мозаика » Кавказа

Озаглавь «кадры кинофильма» День рождения Пиросмани Утро На улицах Тифлиса Цветы Поцелуй Люди вокруг Бегство Маргариты

Определи сюжетные элементы композиции 1.Пролог 2.Завязка 3.Развитие действия 4.Кульминация 5.Спад действия, развязка 6.Эпилог Утро Арбы под легким грузом Цветы на улице Поцелуй Маргариты Люди на улице Бегство Маргариты Зачем автору еще один « рассказ в рассказе »?

Цветы: -цветы -охапки цветов -озера цветов -цветочные груды -тысячи других цветов -горы цветов -сугробы цветов -граница (?) цветов В чем музыкальность градации?

Подумай! - Почему Маргарита надела свое лучшее платье? - Почему она плачет в миг такой радости? Почему у цветов все-таки была граница? - Почему Пиросмани подарил цветы в день своего рождения? - Почему Маргарита поцеловала Нико?

«Алые паруса» Пиросмани В чем же «самая горькая правда»? От чего сбежала Маргарита? Объясните смысл названия урока

Любовь Бездонная, безграничная Восхищает, Чудесная Всегда счастье? ослепляет,пугает феерия в обычнойжизни

Ресурсы интернет Слайд4, Слайд5, Слайд7,8,10,13, Слайд9,15 – Слайд14 – Слайд 16 – Слайд18 – Слайд 19, 2- ttp://dic.academic.ru/pictures/bse/jpg/ jpg Слайд-21 Слайд 23-, Слайд Слайд25, Слайд28 -