Почему нужен новый проект? Действующая модель исчерпала себя: исторически (у Москвы теперь нет окраин, повышенная транспортная доступность и мобильность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Advertisements

Стратегия развития МБОУ СОШ 41 на период года Цель: Создание образовательно – воспитательного пространства для успешной социализации и развития.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
Личность и культура педагога в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения)
Анализ педагогической деятельности (участие в конкурсе по реализации проекта «Образование») Автор: Рыбкина Н.И., учитель МОУ-СОШ 2 ЗАТО п. Солнечный Красноярского.
«Личностный рост каждого обучающегося как результат педагогического процесса»
Структура профессиональной компетенции учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения.
УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ Составитель: М.П.Афанасьева. Чему противостоит компетентностный подход в образовании? Традиционному предметному репродуктивному «обучению»
ПРОДУКТИВНЫЙ УРОК: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ Подготовил Пфафенрод М.А., рук-ль предметного сообщества учителей естественнонаучного цикла.
Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС НОО.
Корпоративное обучение педагогов школы МБУ ОО СОШ 1 г. Советская Гавань.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
ВВЕДЕНИЕ ФГОС И ВОПРОСЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ С ФГТ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для формирования положительных взглядов, ценностных ориентаций, социальных мотивов, потребностей, интересов, способствующих.
Орлова Т. Н., методист ИОЦ г.Ростов, 2007г. Достижение эффективности и высокого качества образования, развитие его гуманитарной, экологической и практической.
ФГОС: что нового? ФГОС: что нового? ФГОС ориентирован на ЛИЧНОСТЬ ГОСУДАРСТВО ОБЩЕСТВО.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Транксрипт:

Почему нужен новый проект? Действующая модель исчерпала себя: исторически (у Москвы теперь нет окраин, повышенная транспортная доступность и мобильность населения, доступность научной и культурной информации, развитая сеть ОУ, дифференцированная по уровню и направленности );

Почему нужен новый проект? Действующая модель исчерпала себя: организационно (в образовании уходят в прошлое жесткие ведомственные структуры, развиваются горизонтальные связи, модели «ОУ+», сети, гибкие оргформы в опоре на МДП-цикл);

Почему нужен новый проект? Действующая модель исчерпала себя: информационно (образование опирается на развитие информационных сред, рост информационной насыщенности среды, визуальность, свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам, на дистанционность, мобильность и интерактивность);

Почему нужен новый проект? Действующая модель исчерпала себя: технологически (индивидуализация, играизация, элективность, ситуационность, коммуникативность, проектность, образование полного дня, тьюторство - подготовка к выбору поприща, командные формы работы, договорные отношения)

Почему «Русская инженерная школа»? Благоприятствующие долгосрочные факторы: развитие инновационной экономики, политика роста конкурентоспособности страны, глубокая историческая традиция Прежде всего, в силу нарастающего социального запроса на инженерное образование: Инженер – массовая, в настоящее время – достойно оплачиваемая профессия Инженер – профессия, позволяющая выстраивать разнообразные стратегии профессионально-личностного развития и карьеры

Почему «Русская инженерная школа»? Инженерное образование – высшее и, вместе с тем, доступное небогатым семьям Спрос на инженерный профиль среди выпускников Центра всегда был высок, имеются налаженные организационные связи с вузами Для московского рынка труда инженерные профессии на обозримое будущее будут оставаться весьма востребованными. Особенно в ближайшие годы, поскольку число «юристов», «экономистов» и «менеджеров» превысило все разумные пределы

Почему «Русская инженерная школа»? Инженерное образование - наилучший вариант стратегии получения второго высшего образования (что обеспечивает работнику повышенную мобильность на рынке труда). Если расположить основные объектные области человеческой деятельности в порядке «возрастания социальности», т.е. Природа Техника Знаковые системы Искусство Человек, то в общем случае «добавить» профессию всегда легче из тех областей, что находятся «справа». Понятно, что инженеру в случае необходимости несравнимо легче стать программистом или «добавить» к инженерному образованию какую-нибудь гуманитарную специальность, даже какую-нибудь "творческую профессию", чем гуманитарию освоить инженерную профессию

Академик Н.Н.Моисеев в книге «Расставание с простотой» писал: «Материальный мир принято разделять на три этапа – на неживую природу (косное вещество), живую природу и общество. Как не расплывчаты границы, разделяющие эти «три царства», переход от одного из них к другому означает появление качественно новых особенностей естественного хода событий, характера и скорости развития материи…[После появления Разума] Природа обрела новые качества, но она не перестала быть природой, и все те процессы, которые теперь стали происходить с участием Разума не перестали быть естественными!». То есть, каждый этап развития Универсума безусловно специфичен и имеет свои закономерности, но они лишь «надстраиваются» над закономерностями предыдущего этапа. Поэтому для того, кто знаком с принципами саморазвития Универсума на материале предыдущих этапов его истории, легче освоить виды деятельности, относящиеся к предметности следующих этапов, причем, казалось бы на первый взгляд – качественно иной предметности

О термине «Русская инженерная школа» «Русская» – потому, что инженерное дело и его достижения являются неотъемлемой частью русской культуры: автомобиль «Руссо-Балт», Шуховская телебашня, самолеты, вертолеты, космические ракеты и многое другое «Школа» – имеется в виду творческая традиция, принципы и подходы, передаваемые из поколения в поколение «Инженерная» – потому, что «инженер» происходит от фр. «genie», т.е. гений, творец. Инженерия – это творческое применение научных принципов для конструирование новых, не существующих в природе объектов, для проектирования или разработки структур, машин, аппаратуры, производственных процессов, а также работа по использованию их отдельно или в комбинации; конструирование или управление тем же самым с полным знанием их дизайна; предсказание их поведения под определёнными эксплуатационными режимами

Совместимы ли инженерное и гуманитарное знание? Не образность как символ гуманитарного мышления отдельно от модельности как символа мышления инженерного, а синтез образности и модельности, т.е. выращивание современного образно-модельного мышления, в равной мере опирающегося на художественную, инженерную, информационно-коммуникативную культуру - вот, по нашему мнению, один из главных ориентиров для программы развития Центра Ответ однозначен - вполне совместимы. Но между ними нужно выстроить связующие цепочки или "мостики перехода". В наше время одним из таких мостиков является общая для всех информационная культура, ядро которой составляют информационные и коммуникационные технологии, а также компьютерные науки (информатика и программирование, управление базами данных, информика, компьютерный дизайн и др.). Есть и другие, более глубокие основания для выстраивания системного единства инженерного и гуманитарного знания

Вписывается ли модель в современную образовательную среду Центра? Инженерный профиль, базирующийся на информационных и гуманитарных технологиях, достаточно универсален. С точки зрения интересов педагогов школы важно, что он предполагает профильные курсы математики и физики, при этом в базисе значительное место занимают филология и обществознание, хорошо развитые в Центре. Огромная область технического творчества может быть развернута в блоке ДО. В качестве элективных возможны, например, такие курсы как инженерная экология, а также «гибридные» специализации в области информатики (компьютерная графика, экономическая информатика, право в информационном обществе). В рамках учебной практики учащимся можно будет даже поработать с «компьютерным железом», конечно, при условии, что материально-техническая база будет этому профилю вполне соответствовать. Новые импульсы может получить проектная деятельность, музейная педагогика

Устаревшая материально- техническая база

Функциониро- вание (Ф) Инновации (И) Саморазвитие (С) 0,51 0,56 0,57 Анкета 1: Мотивации профессиональной деятельности по состоянию на 21 марта 2011 года: Невысокие результаты – по- видимому, следствие эмоционального выгорания…

Опытность0,71 Сработанность0,49 Консолидированность0,36 Индекс позитивной консолидации (настроя на продуктивную деятельность) 0,64 Индекс стабильности управленческой ситуации (%) 83 Средняя арифметическая по анкете мотиваций 7,53 Средняя аналитическая5,3 Большой разброс мнений! Состояние профессионального сообщества: Молодежь – 0,35!!! Новичков в Центре – 42%!!! За исключением опытности перечисленные характеристики типичны для организации в состоянии неустойчивого равновесия

Непривычность событий (С) Темп изменений (Т) Непредсказу- емость будущего (Б) Индекс стабильности ситуации (%) По Центру в целом 3,363,274,1383 По Администрации 3,203, По педагогам 3,41 3,32 4,24 83 Снижающаяся стабильность … … Растущая неопределенность … Растущая неопределенность

Факторы неопределенности ситуации: 1. Проблемы развития внутренней социально- образовательной среды 2. Введение ФГОС ОО нового поколения 3. Применение ЕГЭ и других внешних систем оценивания 4. Рост конкуренции между образовательными учреждениями … N. Неопределенность – фундаментальная характеристика современного природно-социального мира: рост дифференцированности объектов и процессов (пространственной, временной, организационной), запутанности связей и др.

Средства развития в условиях неопределенности: 1. Новые идеи для продуцирования и привлечения новых ресурсов – источники инноваций 2. Рост эффективности технологий (образовательных, информационных, организационных) 3. Рост эффективности межличностной и профессиональной коммуникации 4. Рост конкурентоспособности (ВИДЕНИЕ – образ будущего, маркетинг, бренд, индивидуализация образования и комфортность среды) 5. Обеспечение непрерывности профессионального развития педагогических кадров

Анкета 2 КодНаименование индекса Школа в целом Админист- рация Педа- гоги И4Стабильность ситуации в Центре Анкета3 КодНаименование индекса Школа в целом Админист- рация Педа- гоги И5Самоидентификация с ОУ 0,86 0,84 0,86 И6 Отношение к учащимся 0,56 0,62 0,55 И7 Отношение к родителям 0,52 0,56 0,53 И8Отношение к другим педагогам 0,42 0,47 0,41 И9 Отношение к администрации 0,45 0,58 0,42 И10 Напряженность проблемного поля 0,2 0,27 0,2 И11Настрой на инновации 0,74 0,77 0,76 Вклад анкет 2 и 3 в результаты опроса

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАК ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА Расчет на массиве данных анкетирования показал, что c улучшением работы ПС Администрация и педагоги связывают массу эффектов: развитие профилизации (0,66), инновационной деятельности (0,65), работы 1-4 классов (0,55), олимпиадной работы (0,51), а также - сохранения здоровья детей (0,61), воспитания культуры речи и навыков общения (0,54) и, что на первый взгляд кажется неожиданным - улучшения санитарного состояния Школы (0,54). ПодразделениеПроблемность у себя Проблемность у ПС Кф_НачШколы0,11 0,33 Администрация0,13 0,16 Кф_ДопОбр0 0,13 Педагоги ОснШк0,19 0,31 Педагоги СтШк0,24 0,32 У 26 профессиональных групп из 42 проблемность в работе ПС оценивается от 0,25 до 0,56!

10 самых проблемных областей развития Центра Индивидуализация как комплексная проблема

ПРОБЛЕМА РЕШАЕТСЯ НА ОСНОВЕ «КОЛЛЕКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА»

Школьники Учебные предметы (обязательный предметный минимум) Педагоги СТАРЫЕ СТАНДАРТЫ (1-го поколения) - ПРЕДМЕТОЦЕНТРИЗМ Каждый педагог работает с множеством школьников. В школоцентристской модели именно он, педагог – средоточие школьной жизни В результате педагоги разделены между собой предметными границами. У каждого своя «предметно-методическая делянка», свои «сепаратные» отношения с учащимися

Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты НОВЫЕ СТАНДАРТЫ (2-го поколения) - ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ С каждым обучающимся работает «коллективный педагог». В фокусе внимания находится личность ребенка Ожидаемые приращения в личностных ресурсах ребенка могут быть достигнуты лишь в ходе систематического взаимодействия, кооперации, сотрудничества, солидарной ответственности Школьники

ЯЯ Я и Весь Мир Я и Мои друзья Я и Мое поприще Я Сам для себя Общее базисное Досуг Дополнительное Профильное Содержание школьного образования ЯЯ Образовательная среда школы ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Образовательно-развивающие циклы 123 Разновозрастная кооперация

Графические компетенции Речевые компетенции (устная и письменная речь) Владение языком мимики и жестов, пластики Коммуникативные компетенции … 123 Программа «ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК»

Познавательная деятельность Преобразовательная деятельность Ценностно- ориентационная деятельность Коммуникативная деятельность (общение) Знания- информации Знания- технологии Знания- ценности Традиционный «знаниевый» образовательный процесс Задача как коммуникативный проект К чему стремиться? Как этого добиться? Что для этого нужно знать? Проектная деятельность Компетентностный подход: формирование метапредметных умений ставить и решать новые задачи как коммуникативные проекты Полилингвальность Информационная культура Коммуникативность Ценности (сотрудничество, толерантность, саморазвитие и др.) Позитивная социализация Формирование реалистических жизненных планов

Модель педагога («педагог полного дня») Модель педагога («педагог полного дня») проектировать образовательный процесс по результатам диагностики индивидуального развития учащихся с опорой на поиск оптимальных сочетаний индивидуальной и коллективной учебной активности детей (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной); владеть современными информационными ресурсами и технологиями, использовать возможности их эффективной интеграции в образовательные технологии на уроках и во внеурочной деятельности; планировать, организовывать, поддерживать учение и оценивать его результаты в диалогическом общении и сотрудничестве с учащимися и родителями;

Модель педагога поддерживать положительный эмоциональный фон урочных и внеурочных занятий, связанный с радостью познания ребенком мира и самого себя, создавать живые проблемные ситуации, стимулирующие внутренние мотивации учения, пробуждающие воображение и потребности учащихся в творческой деятельности (индивидуальной и коллективной); организовывать доверительное общение с ребенком и его семьей в поиске личностных смыслов образования и будущего поприща, совместно проектировать и реализовывать индивидуальные образовательные программы (в том числе по критерию рационального использования кредита образовательного времени), предупреждать действия и поступки учащихся, небезопасные для их соматического, интеллектуального, нравственного здоровья и успешной социализации;

Модель педагога активно участвовать в жизни школьного сообщества, в командной работе, принимать на себя при необходимости роль лидера, выявлять и согласовывать разнообразные, порой противоречивые образовательные и иные потребности и интересы участников образовательного процесса; критически оценивать собственную деятельность, выявлять, ставить и решать проблемы профессионально-личностного саморазвития, вносить вклад в формирование и реализацию программ развития школы, ее инновационную деятельность. Эти критерии должны быть известны каждому педагогу. По ним идет отбор фактологии и самооценка профессиональной деятельности, они также составляют ядро критериальной базы при проведении аттестации педагогов.

В чем секрет профессионального успеха? В последовательном выращивании гибких авторских методических систем в лоне внутренне согласованной организационно-технологической и педагогической системы школы. Под авторской методической системой мы понимаем подходы, способы и приемы проектирования образовательной среды, отбора и сочетания педагогических технологий, составляющие индивидуальную профессиональную культуру, стиль, «почерк», присущий данному педагогу. Эффективная авторская методическая система складывается в процессе индивидуальной (или совместной с методистом, консультантом, коллегами) методической работы педагога по реализуемым им образовательным программам. Создание авторской методической системы следует рассматривать как собственный инновационный проект педагога

Развитие авторской методической системы естественно характеризовать рядом уровней сложности, которые различаются: А) масштабом той организационной единицы обучения, в границах которой формируется авторская методическая система (1.Урок; 2.Тема, 3.Раздел, 4.Курс, 5.Учебный предмет); Б) степенью авторской проработки используемых педагогических технологий по интегративным уровням: 1.Известная технология адаптируется к условиям обучения (репродуктивно-методический уровень); 2.Условия обучения адаптируются (реконструируются) под известную технологию (конструктивно-методический уровень); 3.Условия обучения проектируются под комплекс технологий, отвечающих заданным целям обучения (проектно- технологический уровень); 4.Условия обучения проектируются так, что допускают применение любых технологий, ситуативно отвечающих заданным целям обучения (концептуально-технологический уровень) Возможности измерения уровня профессионального развития педагогических кадров

Уровни сложности авторской методической системы задаются таблицей произведений коэффициентов А и Б: Произведение А*Б варьирует по уровням сложности авторской методической системы: Уровень 1: от 1 до 5 Уровень 2: от 6 до 10 Уровень 3: от 12 до 16 Уровень 4: 20

Средства развития в условиях неопределенности: 1. Новые идеи для продуцирования и привлечения новых ресурсов – источники инноваций 2. Рост эффективности технологий (образовательных, информационных, организационных) 3. Рост эффективности межличностной и профессиональной коммуникации 4. Рост конкурентоспособности (ВИДЕНИЕ – образ будущего, маркетинг, бренд, индивидуализация образования и комфортность среды) 5. Обеспечение непрерывности профессионального развития педагогических кадров УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ образовательной системы на ряде управленческих циклов: 1.Задается целесообразной сменой конфигурации основных потенциалов 2.Ростом консолидации и кооперации в образователь- ном сообществе (обучающиеся, педагоги, родители, попечители, другие лица и организации, которые оказывают содействие развитию).