Подготовили: Ученицы 10 класса Ярцева Инна Снимщикова Татьяна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вся иконография Спасителя строится на основополагающем понятии Боговоплощения : Бог - Творец вселенной, создатель всего материального и духовного мира,-
Advertisements

Иконогра́фия Иису́са Христа́ совокупность систем, школ и произведений, изображающих Иисуса Христа Иисуса Христа.
Образ Христа в иконописи Образ Христа сложился в Византии к началу IV века. Это исторический тип Иисуса в возрасте его крестных страданий, с удлинённым.
ОСНОВНЫЕ ПОСТОЯННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИКОНОГРАФИИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НИМБ – символ святости, наполненности светом Божественной славы МАФОРИЙ пурпурного цвета – одежда.
Умозрение в красках. Иконостасы Составила: Садовская Д.И. Учитель МБОУ «Патракеевская ООШ»
В Византии икона Богородицы Никопеи считалась защитницей императорского дома. Греция Грузия.
Символика архитектуры православного храма. Крестово- купольная церковь или собор в плане выделяют крест, что должно напоминать о распятии, о жертве, принесенной.
Прямые изображения Иисуса Христа в православной иконе Выполнили: Гусев Александр Крюков Евгений Учитель: Тимофеева Татьяна Михайловна Муниципальное общеобразовательное.
«Благо-телесный…со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду,
Образ Богородицы Группа 2. Образ Богородицы С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа.
Символика архитектуры православного храма. Зримое воплощение церковного символизма – православный храм, который представляет собой наиболее «открытую»,
ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ Подготовили: Бороздняк Ксения и Енчук Роман.
Работу выполнила : Судьева Настя. 8 Б кл.. Православная иконография Богоматери совокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения.Богородицыиконописи.
Спаситель и Богородица Выделяют три основных иконографических типа икон с изображением Пресвятой Девы: Оранта (Охраняющая), Одигитрия (Путеводительница)
План урока 1.Первые иконы из катакомб в Риме. 2.Христианские символы. 3.Приемы используемые при создании икон. 4.Чем отличается икона от картины. 5.Устройство.
Картины на библейские темы Серегина Татьяна Васильевна с. Большая Картель, Хабаровский край.
КРЕЩЕНИЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ) ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА. Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан, пришёл Иисус Христос.
КРЕЩЕНИЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ) ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА Ищенко А.Е - моу сош 4, ст. Кущевская Краснодарского края.
Реферат на тему: Иконография Иисуса Христа Реферат на тему: Иконография Иисуса Христа Выполнила Комарова Екатерина Учитель Галюзина Анна Александровна.
Иконостас Исполнитель: ученица 9 «Г»класса Кувалдина Екатерина Руководитель: учитель МХК первой категории Контеева Евгения Александровна.
Транксрипт:

Подготовили: Ученицы 10 класса Ярцева Инна Снимщикова Татьяна

Узнать, как можно больше новой информации о «Символических изображениях Иисуса Христа»

Цели Цели План План Введение Введение Символические изображения Символические изображения 1. Христос Ветхий Деньми 2. Христос в образе Ангела 3. Спас «Благое молчание» 4. Христос Агнец Божий 5. Христос «Лоза истинная» 6. Спас «Недреманное око» 7. Христос в образе Нищего 8. «Ты Еси Иерей во век» 9. Спас Великий Архирей Заключение. Заключение. Выводы Выводы

Введение Символические изображения Иисуса Христа в иконографии являются отражением евангельских притч, в которых Христос выступает как Добрый Пастырь, Виноградная Лоза. Первые изображения Христа в виде Доброго Пастыря датируются третьим веком, их истоки находим в Евангелии от Иоанна: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». Первые изображения Христа в виде Доброго Пастыря датируются третьим веком, их истоки находим в Евангелии от Иоанна: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».

Символические изображения 1. Христос Ветхий Деньми Спаситель изображен по видению пророка Даниила в облике старца, седовласого как лунь Ветхого днями. Облачение то же, что и в исторических типах Христа хитон и гиматий. Надписание: Широта употребления образа ограничена его эсхатологической тематикой. По этой причине он не встречается в моленных иконах. Преимущественная сфера бытования храмовые росписи.

Надпись «Иисус Христос» указывает на вторую Ипостась Святой Троицы Бога Слова. Надпись же «Ветхий деньми», как думает Н. П. Кондаков, относится к первой Ипостаси Богу Отцу. Их совмещение при одном изображенном лице, а именно личность изображается на иконе, вызывает скорее недоумение, чем догматическую ясность. Христос Ветхий деньми год. Церковь Спаса на Нередице, Новгород. Фреска

2. Христос в образе Ангела Изображение Иисуса Христа в образе Ангела характерно для искусства византийского круга XIII–XIV веков. Таковым Он предстает в сюжете «Ангел Великого Совета», а также в сценах «Трапезы Софии», «Причащения Апостолов Софией» и «София Премудрость Божия», исполненных на текст начальных стихов 9-й притчи Соломона «Премудрость созда Себе дом...» Иисус Христос София Премудрость Божия имеет символический вид внешность Ангела, которая указывает на Него, как на Единородного Сына Великого Совета Ангела. К той же мысли приурочен нимб, имеющий форму восьмиконечной звезды, сложенной из двух четырехугольников. Восьмеричным числом лучей она символизирует Восьмой день творения грядущее Небесное Царство, путь вхождения в которое был освобожден Христом и пролегает через служение Ему.

Древнейшее среди известных изображений Христа- Ангела датируется VI веком и находится в александрийских катакомбах. Его сопровождает надпись: «София Иисус Христос». Икона «София Премудрость Божия» е годы. Из праздничного ряда иконостаса Цареконстантиновской церкви, Вологда. Разделение вод на небесные и земные. XV век. Шитье В ангельском же виде Христос обыкновенно предстает в сценах творения мира, чем условно выражается догматическая мысль о Его прямом участии в акте творения: «Имже вся быша».

3. Спас «Благое молчание» Тип известен в двух вариантах. Спаситель в образе Ангела. Руки сложены у груди раскрытыми ладонями вовнутрь. Облачение далматик, украшенный лором и оплечьем. Нимб в форме восьмиконечной звезды. Спаситель имеет юношеский облик. Композиционная схема повторяется. Облачение напоминает далматик. Спас «Благое молчание». XIX век. Медная икона Спас «Благое молчание». XIX век. Поморское письмо (?). Икона

Спас «Благое молчание». Середина XVI века. Макарьевские мастерские. Икона Образ также может быть истолкован как выражение промыслительного долготерпения, с которым Господь ожидает обращения грешника: «...говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и был жив» (Иез. 33: 11). Идея ожидания передана жестом рук, спокойно (бездейственно) сложенных у груди. Таким образом, благим молчанием Своим Христос призывает грешников к покаянию во спасение.

4. Христос Агнец Божий Определяющим признаком типа служит изображение Богомладенца Христа в потире или на дискосе, установленном на столе. Как правило, Он окружен различными фигурами. В композициях «Божественная литургия», «Небесная литургия», «Служба ангелов» окружение Агнца обычно составляют Спаситель в образе Великого Архиерея, ангелы и святые Отцы (Илл. 70). В сценах «Поклонения жертве», «Поклонения Агнцу», «Службы святых Отцов» престолу предстоят с двух сторон святители, в непосредственной близости к престолу могут находиться Ангелы с рипидами. Названные сцены относятся к разряду алтарных. Местоположение первых верхние регистры алтарной апсиды; вторые составляют нижний ряд росписи, идущий под сценой Евхаристии.

Святая обедня. До 1579 года. Строгановские письма. Икона В изображениях, известных под именем «Агнца Божия», священная Чаша с Младенцем утверждена на ангельских силах. Ее осеняет Святой Дух, имеющий вид голубя. Выше Старец Господь Саваоф. По сторонам Чаши Богоматерь и Иоанн Предтеча в позах поклонения. С небес слетают два Ангела с орудиями страстей и два с рипидами. Немного ниже, над Чашею, два Серафима, держащие копие, лжицу и просфоры. Композиция встречается в церковных росписях и молебных складнях.

На иконе XVI–XVII века «Агнец Божий Иисус Христос» потир с Богомладенцем установлен на небольшом квадратном престоле. Над Ним поясная фигура Господа Саваофа в архиерейском облачении со знаком Святого Духа в круге у груди. В медальоне слева повторное изображение Агнца Христа в потире. Над Ним Ангел с коротким жезлом. В медальоне справа телец, удерживаемый Ангелом с кинжалом в руке. Общим фоном служат облачка. Композиция заключена в овал, из-за которого виднеются углы четырехугольника с символами евангелистов. Христос Агнец Божий. Фреска Христос Агнец Божий. Конец XVI века. Благовещенский собор Московского Кремля. Покровец на дискос. Шитье

5. Христос «Лоза истинная» В подножии Христова Креста, помещенного в аркаде, стоит Гроб Господень «в виде каменной лежанки». Около него, на отваленном от входа в гробницу камне, восседает воскресший Христос. Одеянием Ему служит лентион, препоясанный по чреслам. В руках Спасителя виноградная лоза, поднимающаяся из Гроба. Христос выжимает из нее вино в потир, который подает коленопреклоненный Ангел. В Новоиерусалимском историко-археологическом и художественном музее хранится икона «Спас Лоза Истинная», западноукраинского мастера, 1799 года, вид которой несколько отличен. Христос показан сидящим вполоборота на престоле. Тело в каплях крови, прикрыто лентионом и багряницей, на главе терновый венец. Из прободенного ребра растет лоза и, огибая сверху фигуру, спускается в руки Спасителя. Он выдавливает гроздь в потир, стоящий рядом на престоле и поддерживаемый Ангелом, занимающим место справа. Христос «Лоза истинная». Приписывается Ангелосу или живописцу его круга. Вторая половина XV века. Из монастыря Одигитрии. Кенурджо, Крит. Икона

6. Спас «Недреманное Око» Средоточие композиции составляет образ Отрока Христа, с открытыми глазами почивающего на ложе; голова покоится на руке. Ему предстоят Богородица у изголовья и Ангел с рипидою у ног. Сверху слетает Ангел с восьмиконечным крестом, тростью и копием в руках. В качестве фона избирается или пустынный гористый ландшафт, по греко-афонской традиции, или цветущий сад, отвечающий русским привязанностям. Средоточие композиции составляет образ Отрока Христа, с открытыми глазами почивающего на ложе; голова покоится на руке. Ему предстоят Богородица у изголовья и Ангел с рипидою у ног. Сверху слетает Ангел с восьмиконечным крестом, тростью и копием в руках. В качестве фона избирается или пустынный гористый ландшафт, по греко-афонской традиции, или цветущий сад, отвечающий русским привязанностям. Спас «Недреманное Око». Вторая половина XVI века. Псковская школа. Створка складня На отдельных иконах Иисус Христос и Богородица имеют раскрытые свитки со словами диалога. К примеру, на псковской иконе середины XVI века в свитке Богоматери читается молитва: У Спасителя в свитке надпись:

Тип «Спас «Недреманное Око» был сочинен на тексты пророчеств, песнопений и апокрифических сказаний. Основной мотив содержания образа отвечает содержанию великосубботней службы и заключается в передаче необычного и сверхъестественного состояния Богочеловека по смерти, когда телом Он почивал во гробе и вместе с тем бодрствовал во аде с душою как Бог, попирая смерть: «...сия бо есть благословенная суббота, сей есть упокоения день, в оньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть, плотию субботствовав» (Великая Суббота, на утрене, стихиры на хвалитех, глас 2-й), «...спит Живот, и ад трепещет» (Великая Суббота, на утрене, стихиры на хвалитех, глас 2-й). Спас «Недреманное Око». Середина XVI века. Псковская школа. Икона

Та оригинальная черта иконы «Спаса «Недреманное Око», что Божественный Отрок спит с открытыми глазами, происходит как раз из этого символического сопоставления. На некоторых памятниках эта аналогия представлена вполне наглядно: в ногах Отрока-Христа изображен лежащий лев. Спас «Недреманное Око». Начало XX века. Палех. Икона Таким образом, используя известное сравнение, тип «Спаса «Недреманное Око» выражает идею спасительной смерти Христа. Эта мысль, а также иносказательный принцип ее передачи делают возможным установить значения частных элементов композиции, таких, например, как одр и ландшафт. В первом, вероятно, надо видеть намек на Гроб Господень, во втором указание на место погребения. Таким толкованием достигается смысловая цельность образа.

На Руси тип стал известен с конца XIV – начала XV века и распространился в XVI столетии. Его одинаково часто можно встретить как в монументальном искусстве, так и собственно в иконописи. Надписание образа единообразием не отличается. Как один из вариантов возможно следующее. У Спаса на одре слова: Ниже од ра: На верхнем поле:

7. Христос в образе Нищего Тип представлен фреской из церкви Успения на Волотовом поле (около 1380 г.). Южная стена храма расписана трехчастной композицией на тему «Слова о некоем игумене, его же искуси Христос в образе нищего», известного по Прологу (18 октября). Христос нищий у ворот монастыря. Около 1380 года. Церковь Успения на Волотовом поле, Новгород. Калька Ф. М. Фомина с фрески Пир в монастыре. Около 1380 года. Церковь Успения на Волотовом поле, Новгород. Фреска Раскаяние игумена. Около 1380 года. Церковь Успения на Волотовом поле, Новгород. Фреска

В первой части изображен странник в рубище, с непокрытой головой и босыми ногами. На плече сума, в руке посох. Это Иисус Христос. Он обращается с просьбой о приюте к монаху-привратнику, который стоит в дверях монастырского здания. В следующей части монах-привратник извещает игумена о пришельце, «не ведый, яко Христос есть». Игумен восседает на богатом золоченом кресле. Отстраняя привратника левой рукой, правой указывает на трех знатных гостей, сидящих с ним за столом. Им прислуживает монах. Третья часть показывает раскаяние игумена. Простирая руки в мольбе о прощении, он идет вослед Христу-страннику. Христос оборачивается и подает ему правую руку. Сцену окружает гористый ландшафт. Раскаяние игумена. Около 1380 года. Церковь Успения на Волотовом поле, Новгород. Калька Ф. М. Фомина с фрески

8. «Ты Еси Иерей во век» В центре Распятие. Тело Христа прикрыто херувимскими крыльями. Восьмиконечный крест утвержден на Голгофе, в ней человеческие останки. Над Распятием, в облачном круге, Господь Саваоф Ветхий деньми, увенчанный царской короной, в архиерейском облачении, благословляет на обе стороны. На Его лоне как бы сидит Младенец-Христос. Облачение хитон и гиматий. В левой руке свиток, правой благословляет. Все изображение окружено двумя концентрическими кольцами, пронизанными сиянием. Они, в свою очередь, вписаны в четырехугольник, в углах которого символы евангелистов. Содержание образа «Ты еси Иерей» представляется малопонятным. «Ты еси Иерей во век». Прорись

9. Спас великий Архиере На фоне восьмиконечного креста и четырехугольника с символами евангелистов изображен Господь Саваоф в архиерейском облачении: крещатом саккосе, омофоре и митре. Благословляя правой рукой, в левой Он держит ножны меча. На Его лоне, в мандорле, стоящей на Херувиме, Христос-юноша в доспехах, с мечом в руке. Из-за четырехугольника и фигуры Саваофа виднеются конечности Спасителя, пригвожденные ко кресту, утвержденному на Голгофе. Распятию предстоят Архангелы Михаил и Гавриил с орудиями страстей в руках; в подножии облачка-«блюдечки». От Саваофа вниз идут два концентрических кольца. Вся картина заключена в духовно-небесную сферу с Херувимами, сиянием и звездами. Из-под сферы открываются четыре угла с эмблемами солнца, луны и небесными колесами. Надпись:

Спас Великий Архиерей. Николай Демин. Начало XX века. Икона Тип известен на Руси с XVII века. Комбинация иконографических элементов, равно как и смысл иконы, объяснению не поддаются. Это пример того произвольного человеческого символотворчества, которое не имеет никакого оправдания.

Описанные иконографические типы, как кажется, исчерпывающе представляют тот раздел православного иконописания, который был заявлен в заглавии. Объем типологического материала намеренно был взят в пределах, исключающих сложносоставные композиции, где образ Христа, хотя и является доминантой, не вполне самостоятелен. Библейские и литургические сюжеты, как то: праздники, чудеса и прочее, или «Верую», «Единородный Сыне», по-видимому должны рассматриваться отдельно, в своем контексте. Таким образом, предметом иконографии Иисуса Христа являются лишь те типы икон, которые соответствуют ей номинативно и художественно, типы не обусловленные извне, внутренне полноценные и самодостаточные. В книге этот принцип выдержан. Описанные иконографические типы, как кажется, исчерпывающе представляют тот раздел православного иконописания, который был заявлен в заглавии. Объем типологического материала намеренно был взят в пределах, исключающих сложносоставные композиции, где образ Христа, хотя и является доминантой, не вполне самостоятелен. Библейские и литургические сюжеты, как то: праздники, чудеса и прочее, или «Верую», «Единородный Сыне», по-видимому должны рассматриваться отдельно, в своем контексте. Таким образом, предметом иконографии Иисуса Христа являются лишь те типы икон, которые соответствуют ей номинативно и художественно, типы не обусловленные извне, внутренне полноценные и самодостаточные. В книге этот принцип выдержан. Как видно, одни типы имеют богословское происхождение, другие историческое. Все вместе они живое слово Божие, выраженное образно, результат богодухновенного творчества. Это и умозрение в красках, и Предание Церкви в красках одновременно. И как таковые, иконы Христа продолжают свидетельствовать миру истинность тайны Боговоплощения. Как видно, одни типы имеют богословское происхождение, другие историческое. Все вместе они живое слово Божие, выраженное образно, результат богодухновенного творчества. Это и умозрение в красках, и Предание Церкви в красках одновременно. И как таковые, иконы Христа продолжают свидетельствовать миру истинность тайны Боговоплощения. «Спас Вседержитель». Мозаика купола Софийского собора в Киеве

1. Проделав данную работу, мы достигли поставленной нами цели. Мы нашли много новой и интересной информации, изучили ее, и мы надеемся что наша работа будет интересна не только нам, но и всем остальным. 2. Мы думаем, что наша работа была проведена не зря. 3. На наш взгляд эта работа довольно успешная.