Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере подразделения реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов «Ступени» ГУ ОЦПСД «Журавушка»)
Описание проблемы - отсутствие общепринятых методик и методических пособий - сборный, несистематизированный характер имеющихся методических материалов - доступная литература содержит информацию об общеизвестных низкоэффективных методиках, существующих достаточно давно - доступ к новому уникальному опыту затруднен
Следствие проблемы => специалисты приобретают методические материалы на курсах повышения квалификации, либо через торговую сеть (часто подобные материалы не отвечают необходимым требованиям или носят рекламный характер) => по собственной инициативе и за свои деньги специалисты могут пройти программы подготовки по различным курсам (но не каждый обладает нужными средствами) => специалисты самостоятельно разрабатывают методики и работают по ним со своими клиентами (иногда этот опыт оказывается очень удачным, но «закрывается» только в одном учреждении, не имея возможности распространиться в широком масштабе).
ГУ ОЦСПСД «Журавушка». Деятельность отделения реабилитации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями «Ступени» - созданное для реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями до 18 лет с отклонениями в умственном и физическом развитии. Организация работы: - к каждому ребенку приставлен взрослый человек: специалист, воспитатель, иногда остаются родители. - работа строиться с использование карточек с изображением какой-либо деятельности - все данные заносятся в индивидуальный маршрут коррекционно-развивающей работы с ребенком.
- специалисты самостоятельно разрабатывают и создают развивающие игры для детей - ведется работа по развитию навыков бытового обслуживания. Одна из комнат оборудована под настоящую кухню. Там детей учат готовить чай, накрывать на стол и т. д. Для таких детей это достаточно сложно, и когда они становятся способны сделать это самостоятельно – это большое достижение. Введение и реализация этих и других методик – заслуга специалистов подразделения.
Предложения по решению проблемы - организовывать мероприятия по обмену опытом (конференция, направленная на практикующих специалистов, круглые столы, семинары, мастер-классы: приглашение специалистов непосредственно на свое место работы и демонстрирование своих методик «в действии». Специалисты могли бы почерпнуть для себя новшества и внедрить их в своих учреждениях) - выпуск методической литературы в единой базе (все материалы мероприятий передаются в единый центр. После издания учреждения централизовано получают эту литературу. Важно наладить обратную связь).
Система профессионального образования в области социальной работы в России В 1991 году введена специальность «социальная работа». Сегодняшняя система образования в области социальной работы является многоуровневой, включает: - Начальное образование - Средне-специальное образование - Высшее профессиональное образование (программы: «специалист по социальной работе», «бакалавриат», «магистратура»); - Послевузовская подготовка - Переподготовка, повышение квалификации дипломированных специалистов в области социальной работы и преподавателей кафедр ВУЗов и факультетов социального профиля.