1 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по итогам 2007 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
По состоянию системы образования Санкт-Петербурга и Российской Федерации, а также отдельных субъектов РФ на период 2007 года по индикаторам доклада Заместителя.
Advertisements

РОССИЯ 2012 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДИРЕКТОР ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО.
Министерство регионального развития Российской Федерации По данным мониторинга на 31 января 2013 года Территориальное планирование в субъектах Российской.
100% 83 региона млрд. руб. 99% 70 регионов Респ. Хакасия; Чеченская Респ.; Чукотский АО; Магаданская обл.; Кабардино-Балкарская Респ.; Респ. Северная Осетия-Алания;
Мурманская обл. Респ. Карелия Калининградская область Псковская обл. Брянская обл. Белгородская обл. Краснодарский край Кабардино-
11 ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» за 2009 год РОССИЯ 2010.
ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЯ 2010 Министр здравоохранения и социального.
Оценка возможности повышения инвестиционной привлекательности экономики России Рыкова Инна Николаевна, д.э.н., директор Института инновационной экономики.
Министерство регионального развития Российской Федерации Доклад о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2009 году (предварительные данные)
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе 2012 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, в январе-сентябре 2009 года.
Территориальная структура России в начале XXI века.
Викторина для учащихся 7-9 классов Выполнила учитель английского языка Насырова Ф. И.
Министерство регионального развития Российской Федерации О социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации в I полугодии 2014 года Департамент.
« Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации » Москва, 23 марта 2010 года Министерство регионального.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе- феврале 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, в январе-октябре 2009 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Центрального федерального округа в январе 2012 года.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Транксрипт:

1 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по итогам 2007 года

2 Условные обозначения сокращений названий субъектов Российской Федерации 1. Белгородская область 2. Брянская область 3. Владимирская область 4. Воронежская область 5. Ивановская область 6. Калужская область 7. Костромская область 8. Курская область 9. Липецкая область 10. Московская область 11. Орловская область 12. Рязанская область 13. Смоленская область 14. Тамбовская область 15. Тверская область 16. Тульская область 17. Ярославская область 18. г. Москва 19. Республика Карелия 20. Республика Коми 21. Архангельская область 22. Ненецкий автономный округ 23. Вологодская область 24. Калининградская область 25. Ленинградская область 26. Мурманская область 27. Новгородская область 28. Псковская область 29. г. Санкт-Петербург 30. Республика Адыгея 31. Республика Дагестан 32. Республика Ингушетия 33. Кабардино-Балкарская Республика 34. Республика Калмыкия 35. Карачаево-Черкесская Республика 36. Республика Северная Осетия-Алания 37. Чеченская Республика 38. Краснодарский край 39. Ставропольский край 40. Астраханская область 41. Волгоградская область 42. Ростовская область 43. Республика Башкортостан 44. Республика Марий Эл 45. Республика Мордовия 46. Республика Татарстан 47. Удмуртская Республика 48. Чувашская Республика 49. Пермский край 50. Кировская область 51. Нижегородская область 52. Оренбургская область 53. Пензенская область 54. Самарская область 55. Саратовская область 56. Ульяновская область 57. Курганская область 58. Свердловская область 59. Тюменская область 60. Ханты-Мансийский автономный округ 61. Ямало-Ненецкий автономный округ 62. Челябинская область 63. Республика Алтай 64. Республика Бурятия 65. Республика Тыва 66. Республика Хакасия 67. Алтайский край 68. Красноярский край 69. Иркутская область 70. Кемеровская область 71. Новосибирская область 72. Омская область 73. Томская область 74. Забайкальский край 75. Республика Саха (Якутия) 76. Камчатский край 77. Приморский край 78. Хабаровский край 79. Амурская область 80. Магаданская область 81. Сахалинская область 82. Еврейская автономная область 83. Чукотский автономный округ

3 Субъекты Российской Федерации, достигшие в 2007 году наилучших значений показателей деятельности органов исполнительной власти по уровню эффективности (с учетом корректировки по результатам экспертизы) Тюменская область Чувашская Республика Краснодарский край Самарская область г. Санкт-Петербург Республика Татарстан Ростовская область Пермский край Ханты-Мансийский АО Калининградская область г. Москва Томская область Красноярский край Белгородская область Кемеровская область Московская область Свердловская область Ставропольский край Владимирская область Ленинградская область 0,788 0,717 0,713 0,689 0,679 0,659 0,647 0,645 0,644 0,643 0,630 0,628 0,628 0,624 0,624 0,623 0,613 0,596 0,596 0,595 место Субъект РФ баллместо балл

4 Основные тенденции и проблемы социально-экономического развития регионов: ВРП и инвестиции в основной капитал В 2007 году наблюдалось улучшение основных показателей экономического развития регионов: ВРП на душу населения вырос на 18,7% и составил в среднем 185,7 тыс. рублей (рост отмечен в 80 регионах); ВРП на душу населения вырос на 18,7% и составил в среднем 185,7 тыс. рублей (рост отмечен в 80 регионах); частные инвестиции в основной капитал в расчете на душу населения выросли на 22,2% в сопоставимых ценах (рост наблюдался в 66 регионах) частные инвестиции в основной капитал в расчете на душу населения выросли на 22,2% в сопоставимых ценах (рост наблюдался в 66 регионах) Объем ВРП на душу населения, тыс. руб. Объем частных инвестиций в основной капитал, тыс. руб. на душу населения

5 Основные тенденции и проблемы социально-экономического развития регионов: рентабельность сельскохозяйственного производства ,877,552,1 Благодаря государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей в развитии агропромышленного комплекса закрепились позитивные тенденции: в 2004 году преодолена общая убыточность сельскохозяйственного производства, что во многом обусловлено усилением внимания органов власти всех уровней к этой сфере и реализацией ПНП «Развитие агропромышленного комплекса»; в 2004 году преодолена общая убыточность сельскохозяйственного производства, что во многом обусловлено усилением внимания органов власти всех уровней к этой сфере и реализацией ПНП «Развитие агропромышленного комплекса»; итоги 2007 года свидетельствуют о сохранении тенденции сокращения убыточных сельскохозяйственных предприятий. Так, удельный вес прибыльных сельскохозяйственных предприятий увеличился с 67,6% до 77,5% (рост отмечен в 71 регионе) итоги 2007 года свидетельствуют о сохранении тенденции сокращения убыточных сельскохозяйственных предприятий. Так, удельный вес прибыльных сельскохозяйственных предприятий увеличился с 67,6% до 77,5% (рост отмечен в 71 регионе) Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных предприятий, %

6 Основные тенденции и проблемы социально-экономического развития регионов: уровень безработицы Уровень безработицы (по методологии МОТ), % Уровень безработицы в отчетном периоде снизился с 7,2% в 2006 году до 6,1% в 2007 году – снижение доли безработных отмечено в 66 регионах страны. Данному факту в немалой степени способствовала положительная динамика развития малого бизнеса – за последние 7 лет доля занятого населения на малых предприятиях увеличилась с 12,8% до 19%. Необходимо отметить, что с 2007 года полномочия по занятости населения и регулированию рынка труда практически полностью осуществляются на региональном уровне ,1 9 7,9 8, ,8 19 Уровень безработицы (по методологии МОТ), % Доля занятых на малых предприятиях, %

7 Основные тенденции и проблемы социально-экономического развития регионов: доходы населения Реальная среднемесячная заработная плата, % к предыдущему году В 2007 году во всех регионах России отмечен рост среднемесячной номинальной и реальной заработной платы на 26,5% и 15,6% соответственно. Несмотря на то, что для подавляющего большинства регионов характерна тенденция снижения уровня бедности – в 72 субъектах Российской Федерации доля бедного населения сократилась – в среднем уровень доходов каждого шестого жителя России не превышает региональную величину прожиточного минимума. Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума, %

8 Основные тенденции и проблемы социально-экономического развития регионов: смертность и рождаемость населения В 2007 году произошло улучшение основных показателей, характеризующих состояние здоровья населения: смертность во всех основных группах - в трудоспособном возрасте, материнская и младенческая – снизилась соответственно на 9, 8 и 6% соответственно; смертность во всех основных группах - в трудоспособном возрасте, материнская и младенческая – снизилась соответственно на 9, 8 и 6% соответственно; снижение указанных показателей наблюдается в 2/3 регионах России снижение указанных показателей наблюдается в 2/3 регионах России Смертность населения трудоспособного возраста, на 100 тыс. человек соответствующего возраста Младенческая смертность, на родившихся живыми

9 Основные тенденции и проблемы социально-экономического развития регионов: сокращение межрегиональной дифференциации Индикаторы по которым рассматривается межрегиональная дифференциация Дифференциация между «первым» и «последним» регионом Дифференциация между «10 первыми» и «10 последними» регионами По численности населения По территории По объему ВРП на душу населения По объему инвестиций в основной капитал на душу населения 249 раз 20,4 раза раза 106,4 раза 105,4 раза 11,2 раза Более раз 15,9 раз По уровню смертности трудоспособного населения 7,1 раз 2,2 раза Сокращение за год – в 1,1 раза Сокращение за год – в 1,2 раза Сокращение за год – в 1,1 раза По уровню бедности населения 6,6 раза 3,1 раза Сокращение за год – в 1,21 раза

10 Основные тенденции и проблемы социально-экономического развития регионов: эффективность управления Эффективность деятельности органов исполнительной власти оценивалась исходя из сбалансированности гарантий гражданам, объемов соответствующих услуг и различных видов ресурсов, направляемых на их обеспечение, которые в комплексе с применением современных технологий управления и стандартизации в соответствующих сферах, позволяют получить максимальный результат на каждый рубль бюджетных расходов. Объемы неэффективных расходов в различных сферах

11 Основные тенденции и проблемы социально-экономического развития регионов: причины наличия и роста неэффективных расходов При этом техническое состояние существенной части зданий бюджетных учреждений находится в неудовлетворительном состоянии, так: капитального ремонта требуют 35,2% общеобразовательных учреждений и 25,7% зданий лечебно-профилактических учреждений; капитального ремонта требуют 35,2% общеобразовательных учреждений и 25,7% зданий лечебно-профилактических учреждений; 3,1% общеобразовательных учреждений находятся в аварийном состоянии, лечебно-профилактических учреждений – 2,1%. 3,1% общеобразовательных учреждений находятся в аварийном состоянии, лечебно-профилактических учреждений – 2,1%. * По данным субъектов Российской Федерации Здравоохранение Общее образование - доля фонда оплаты труда в текущих расходах 2000 г г. Численность работающих в бюджетной сфере с 1995 года неуклонно растет при одновременном снижении численности занятых в сфере экономики Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на фонд оплаты труда в ВВП в период гг. выросли более чем в 2 раза, тогда как бюджетные инвестиции в основной капитал за этот же период увеличились незначительно – с 4,1% в ВВП до 4,3% в ВВП 56,0 53,9 11,0 14, г г. 3,2 7,3 Общая численность работающих в бюджетной сфере, млн. человек Общая численность работающих в сфере экономики (за исключением работающих в бюджетной сфере), млн. человек Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на ФОТ в % к ВВП 7,1 4,3 3,1 Работники федеральных учреждений Работники учреждений субъектов РФ Работники муниципальных учреждений

12 Основные тенденции и проблемы социально-экономического развития регионов: оплата труда в бюджетном секторе Отношение заработной платы работников бюджетной сферы к заработной плате работников, занятых в сфере экономики, % Рост расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на социальную сферу существенно превышает динамику общей расходной части консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации Несмотря на фактический рост расходов на оплату труда работников во всех отраслях социальной сферы соотношение заработной платы ряда отраслей бюджетной сферы к заработной платой в экономике ниже чем было в 90-е годы. На 30 и более процентов отстает от оплаты труда в экономике региона заработная плата в учреждениях: культуры и искусства - во всех регионах России (за исключением городов федерального значения); культуры и искусства - во всех регионах России (за исключением городов федерального значения); общего образования - в 73 регионах России; общего образования - в 73 регионах России; здравоохранения – в 31 регионе здравоохранения – в 31 регионе

13 ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

14 Структура кадровых ресурсов ,3142,1252,7 282,5 Общая численность работающих в здравоохранении, на 10 тыс. человек Численность населения, млн. человек В условиях сокращения численности населения продолжается увеличение численности работающих в учреждениях здравоохранения – за год она возросла на 1,5% Среднероссийское значение показателя численности врачей существенно превышает аналогичный показатель развитых стран, но даже в этих условиях в 43 регионах России численность врачей превышает среднероссийский показатель Объем неэффективных расходов в 2007 году в связи с избыточной численностью персонала составил 29,2 млрд. рублей (рост на 3,3%), в том числе врачей – 9,8 млрд. рублей. При нормативе численности врачей на уровне стран ОЭСР объем неэффективных расходов увеличился бы в 1,7 раза.

15 Заработная плата работников здравоохранения Несмотря на увеличение финансирования сферы здравоохранения в 3 раза – разрыв заработной платы работников здравоохранения относительно заработной платы работников, занятых в сфере экономики, составляет более 27% Разрыв между заработной платой работников бюджетных учреждений здравоохранения и средней заработной платой по субъекту Российской Федерации, % В 59 регионах России отставание заработной платы работников здравоохранения от заработной платы работников, занятых в сфере экономики, увеличилось * По данным субъектов Российской Федерации

16 Использование материально-технических ресурсов Несмотря на сокращение избыточного коечного фонда на 1,7% и некоторое улучшение его работы (на 0,45%) – эффективность работы коечного фонда продолжает оставаться низкой. Так, при среднем нормативе работы койки – 330 дней – койка недорабатывает 9,6 дней в году. Объем неэффективных расходов в 2007 году в связи с этим составил 9,9 млрд. рублей (сокращение почти на 12,6%). При нормативах работы коечного фонда на уровне стран ОЭСР объем неэффективных расходов увеличился бы более чем в 5 раз. Уровень госпитализации в целом вырос на 1,4% до 22,5 на 100 человек населения, при этом данное значение превышено в 59 регионах России. Длительность лечения в среднем по стране снизилась на 2,9% Объем неэффективных расходов в 2007 году, связанный с высоким уровнем госпитализации и длительностью лечения, превышающей средние сроки, составил 33,8 млрд. рублей (рост на 7,2%), в том числе в связи с длительностью лечения – 16,1 млрд. рублей (рост на 0,6%). При нормативах уровня госпитализации и длительности лечения на уровне стран ОЭСР объем неэффективных расходов увеличился бы более чем в 7 раз.

17 Внедрение современных методов управления в сфере здравоохранения Доля учреждений здравоохранения, переведенных преимущественно на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования, % Доля медицинских учреждений переведенных на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат, % Недостаточно применяются современные финансово-экономические механизмы управления здравоохранением: только в 10 регионах свыше 75% учреждений здравоохранения переведены преимущественно на одноканальное финансирование через систему ОМС; только в 10 регионах свыше 75% учреждений здравоохранения переведены преимущественно на одноканальное финансирование через систему ОМС; новая (отраслевая) система оплаты труда, ориентированная на результат внедрена только в трех регионах России; новая (отраслевая) система оплаты труда, ориентированная на результат внедрена только в трех регионах России; только в 14 регионах все амбулаторно- поликлинические учреждения переведены на работу по медико-экономическим стандартам. В 31 регионе процесс внедрения медико- экономических стандартов не начат; только в 14 регионах все амбулаторно- поликлинические учреждения переведены на работу по медико-экономическим стандартам. В 31 регионе процесс внедрения медико- экономических стандартов не начат; оплата медицинской помощи по результатам деятельности внедрена только в 7 субъектах Российской Федерации. В 36 регионах данный процесс находится на различных стадиях, в половине – не начат. оплата медицинской помощи по результатам деятельности внедрена только в 7 субъектах Российской Федерации. В 36 регионах данный процесс находится на различных стадиях, в половине – не начат.

18 Пути решения Переход на преимущественно одноканальное финансирование медицинских организаций через систему обязательного медицинского страхования Переход на преимущественно одноканальное финансирование медицинских организаций через систему обязательного медицинского страхования Переход на эффективные способы оплаты медицинской помощи в зависимости от конечного результата и качества. Применение медико-экономических стандартов Переход на эффективные способы оплаты медицинской помощи в зависимости от конечного результата и качества. Применение медико-экономических стандартов Внедрение отраслевой системы оплаты труда, ориентированной на объем оказанной медицинской помощи и результат Внедрение отраслевой системы оплаты труда, ориентированной на объем оказанной медицинской помощи и результат Расширение самостоятельности бюджетных учреждений и внедрение других организационно- правовых форм Расширение самостоятельности бюджетных учреждений и внедрение других организационно- правовых форм Укрепление кадрового потенциала Укрепление кадрового потенциала

19 ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

20 Структура кадровых ресурсов В 2007 году объем неэффективных расходов в связи нерациональной кадровой структурой составил 119,2 млрд. руб., в том числе 67,2 млрд. руб. в связи с избыточной численностью учителей (рост – 123,9 %), в связи с избыточной численностью непедагогического персонала – 52,0 млрд. руб. (сокращение за год на 1,1%) Несмотря на рост численности учеников в расчете на 1 работающего на 4,8 % в 2007 году, указанное соотношение по прежнему остается существенно ниже уровня 2000 года Соотношение учащихся и учителей ухудшилось в 57 регионах, из них в 10 в условиях роста числа учителей Этот процесс сопровождается дальнейшим снижением наполняемости классов как в городах, так и в сельской местности

21 Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях В 78 регионах средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях города была ниже установленного значения – 25 человек Объем неэффективных расходов на текущее содержание классов*в городской местности, составил 6,6 млрд. рублей (увеличение на 24,3%). В 63 регионах средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях сельских поселений была ниже минимального норматива – 14 человек Объем неэффективных расходов на текущее содержание классов* в сельской местности, составил 10,1 млрд. рублей (увеличение на 37,1%). Средняя наполняемость классов в селе, чел. 23,1 – в среднем по РФ 53 субъекта РФ Норматив – 25 чел. Средняя наполняемость классов в городе, чел. Минимальное значение норматива – 14 чел. 12,1– в среднем по РФ 50 субъектов РФ * Без учета расходов на фонд оплаты труда

22 Заработная плата работников общего образования Несмотря на увеличение финансирования сферы общего образования в 2,8 раза – разрыв заработной платы работников общего образования к заработной плате работников экономики - 41% В 59 регионах России отставание заработной платы работников общего образования от заработной платы работников, занятых в сфере экономики, увеличилось Отношение заработной платы работников учреждений образования к заработной плате работников, занятых в сфере экономики, % * По данным субъектов Российской Федерации

23 В ряде регионов, внедривших новые методы финансирования учреждений: существенно улучшаются показатели сети бюджетных учреждений существенно улучшаются показатели сети бюджетных учреждений более высокими темпами повышается заработная плата более высокими темпами повышается заработная плата только 26 регионов России полностью перевели учреждения образования на нормативное подушевое финансирование, в 29 регионах к внедрению новых методов финансирования учреждений общего образования не приступили; только 26 регионов России полностью перевели учреждения образования на нормативное подушевое финансирование, в 29 регионах к внедрению новых методов финансирования учреждений общего образования не приступили; всего в 9 субъектах Российской Федерации завершен переход на новую систему оплаты труда работников общеобразовательных учреждений (на основе модельной методики). всего в 9 субъектах Российской Федерации завершен переход на новую систему оплаты труда работников общеобразовательных учреждений (на основе модельной методики). Недостаточно активно внедряются современные финансово-экономические модели управления общим образованием: Доля государственных (муниципальных) учреждений, переведенных на нормативное подушевое финансирование, % Внедрение современных методов управления в сфере общего образования Доля государственных (муниципальных) учреждений, переведенных на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат, %

24 Пути решения Расширение самостоятельности бюджетных учреждений Расширение самостоятельности бюджетных учреждений Завершение перехода к нормативно-подушевому финансированию учреждений, внедрению новой системы оплаты труда, стимулирующей сокращение неэффективных расходов и повышение качества образования Завершение перехода к нормативно-подушевому финансированию учреждений, внедрению новой системы оплаты труда, стимулирующей сокращение неэффективных расходов и повышение качества образования Разработка и внедрение в практику новых государственных стандартов общего образования Разработка и внедрение в практику новых государственных стандартов общего образования Повышение качества кадрового потенциала работающих Повышение качества кадрового потенциала работающих Совершенствование механизмов контроля качества образования Совершенствование механизмов контроля качества образования Повсеместное обеспечение участия общественности в управлении и контроле качества образования, как на уровне учреждений, так и на муниципальном и региональном уровнях Повсеместное обеспечение участия общественности в управлении и контроле качества образования, как на уровне учреждений, так и на муниципальном и региональном уровнях

25 ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

26 Эффективность управления в сфере ЖКХ: группы регионов В зависимости от выбранных подходов к управлению в сфере ЖКХ, регионы России распределены на 4 группы: наиболее прогрессивная – реформы ЖКХ идут успешно и ситуация в отрасли улучшается; наиболее прогрессивная – реформы ЖКХ идут успешно и ситуация в отрасли улучшается; прогрессивная группа – реформы ЖКХ проводятся, но не в полном объеме: меры социальной поддержки (льготы) не полностью переведены в денежную форму; прогрессивная группа – реформы ЖКХ проводятся, но не в полном объеме: меры социальной поддержки (льготы) не полностью переведены в денежную форму; стагнирующая группа – финансовое состояние отрасли ЖКХ улучшается, но за счет увеличения дотирования региональными бюджетами предприятий ЖКХ; стагнирующая группа – финансовое состояние отрасли ЖКХ улучшается, но за счет увеличения дотирования региональными бюджетами предприятий ЖКХ; депрессивная группа – процесс реформирования ЖКХ не запущен, финансовое состояние отрасли ухудшается, в том числе при одновременном снижении бюджетных дотаций депрессивная группа – процесс реформирования ЖКХ не запущен, финансовое состояние отрасли ухудшается, в том числе при одновременном снижении бюджетных дотаций

27 Отношение капитальных расходов в сфере ЖКХ к расходам на прямые дотации предприятиям ЖКХ, разы Оценка эффективности расходования бюджетных средств в сфере ЖКХ В 2007 году расходы на ЖКХ в консолидированных бюджетах регионов увеличились в среднем в 1,4 раза и составили 806,6 млрд. рублей. Объем прямых дотаций предприятиям ЖКХ на покрытие убытков (неэффективные расходы) составил 95,8 млрд. рублей (в 2006 году – 86,5 млрд. рублей). При этом их доля от общего объема бюджетных расходов в сфере ЖКХ сократилась в 1,3 раза: с 15% в 2006 году до 11,9% в 2007 году. Доля неэффективных расходов в ЖКХ Практически 3/4 всех неэффективных расходов приходится на 9 регионов: город Москву – 43,5%, Кемеровскую область – 5,9%, Ямало-Ненецкий автономный округ – 4,8%, Республику Саха (Якутия) – 4,4%, Красноярский край – 3,4%, город Санкт- Петербург – 2,6%, Ленинградскую область – 2,1% и другие.

28 Несмотря на существенное увеличение бюджетного финансирования, в большинстве регионов отрасль ЖКХ по-прежнему остается зоной повышенных социально-экономических и политических рисков УБЫТОЧНОСТЬ ОТРАСЛИ БЮДЖЕТНОЕ ДОТИРОВАНИЕ ОТРАСЛИ АДМИНИСТРАТИВНО- КОМАНДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОТРАСЛЬЮ МНОГОСУТЕПЕНЧАТОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ СУБСИДИЙ И ЛЬГОТ 38% предприятий – убыточны, из них в Республике Хакасия, Чеченской Республике, Камчатском крае и Липецкой области – более 70% предприятий ЖКХ работают с отрицательным финансовым результатом Увеличение финансирования ЖКХ не привело к существенному снижению убыточных организаций. По экспертной оценке, без проведения кардинальных реформ отрасль сможет выйти на безубыточный режим работы не ранее чем через 17 лет. Объем неэффективных расходов на ЖКХ, в связи с дотированием предприятий в 2007 году составил 95,8 млрд. рублей или 11,9% от общих расходов регионов на ЖКХ Дотирование предприятий ЖКХ свидетельствует о неэффективном тарифном регулировании и, как следствие, отсутствии условий для инвестиционной привлекательности, самостоятельности и доходности отрасли ЖКХ Передача имущества коммунального хозяйства организациям частных форм собственности не начата в республиках Марий Эл и Адыгея, Карачаево-Черкесской Республике и Ненецком АО. В 14 регионах передано менее 10% имущества. В 13 регионах практика передачи наиболее развита, из них в Волгоградской области – 90,8%, Кемеровской области – 89,7%, Чувашской Республике – 81,2%. 73 региона России перешли на адресную выплату субсидий населению в денежной форме, но только 26 субъектов Российской Федерации предоставляют льготы на оплату ЖКУ гражданам непосредственно в денежной форме. Формирование рыночных отношений в отрасли и повышение ответственности предприятий перед потребителями невозможно без перехода к адресной социальной поддержке населения по оплате ЖКУ

29 Доля многоквартирных домов, собственники которых выбрали и реализуют управление ТСЖ либо ЖК, % Доля многоквартирных домов, собственники которых выбрали и реализуют управление управляющими организациями с долей участия государства не более 25%, % Современные способы управления многоквартирными домами доля многоквартирных домов, в которых выбран способ управления ТСЖ и ЖК, за год увеличилась несущественно и составила 2,4%; доля многоквартирных домов, в которых выбран способ управления ТСЖ и ЖК, за год увеличилась несущественно и составила 2,4%; доля многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими организациями – 20,9%, в т.ч.: доля многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими организациями – 20,9%, в т.ч.: - муниципальными – 7,4%; - муниципальными – 7,4%; - государственными – 1%; - государственными – 1%; - частными – 12,5%. - частными – 12,5%. Процесс внедрения современных методов управления многоквартирными домами идет медленно: Слабая динамика показателей свидетельствует об отсутствии должного внимания к данному вопросу со стороны региональных властей и нежеланием выведения сферы жилищных услуг из-под своего контроля

30 Развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда путем развития рынка частных управляющих компаний Развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда путем развития рынка частных управляющих компаний Развитие инициативы собственников жилья Развитие инициативы собственников жилья Создание системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и других механизмов государственно-частного партнерства Создание системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и других механизмов государственно-частного партнерства Перевод льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в денежную форму Перевод льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в денежную форму Реформирование системы тарифообразования, направленное на: Реформирование системы тарифообразования, направленное на: -переход к долгосрочным методам регулирования с учетом обеспечения необходимой доходности при реализации инвестиционных программ в коммунальном комплексе; -ликвидацию перекрестного субсидирования Повышение энергоэффективности за счет: Повышение энергоэффективности за счет: -снижения теплопотерь при содержании жилищного фонда; -стимулирования наиболее эффективных технологий производства тепловой энергии, установки приборов учета потребляемых электроэнергии, тепла и воды Реализация практики принятия в муниципальных образованиях комплексных программ развития коммунальной инфраструктуры Реализация практики принятия в муниципальных образованиях комплексных программ развития коммунальной инфраструктуры ПУТИ РЕШЕНИЯ

31 ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

32 Уровень обеспеченности населения жильем и дефицит объемов жилищного строительства Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного человека, кв.м Дефицит объемов жилищного строительства, % Средний по Российской Федерации уровень обеспеченности населения жильем составил 21,5 кв.м на одного человека (2006 год – 21,1 кв.м) Учитывая необходимость достижения к 2020 году уровня обеспеченности жильем населения 28,5 кв.м в расчете на одного человека и выбытие ветхого и аварийного жилищного фонда, только в 5 регионах существующие темпы строительства позволяют достичь данное целевое значение: в Чувашской Республике, Магаданской*, Московской, Новгородской областях и Чукотском автономном округе* * В Магаданской области и Чукотском автономном округе это связано с оттоком населения

33 Площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, увеличилась в 17 регионах, в том числе в Республиках Башкортостан и Дагестан, Иркутской и Кировской областях, а также в Чукотском автономном округе – более чем в 3 раза. Для обеспечения темпов жилищного строительства необходимо обеспечить: Многочисленность различных административных согласований при получении разрешения на жилищное строительство, а также длительность их проведения, существенно сказывается на темпах строительства и вводе жилья Площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, в целом по Российской Федерации составила более 30 тыс. га. Наибольшие площади земельных участков – более 4 кв.м в расчете на душу населения – были выделены в 8 регионах: республиках Башкортостан, Дагестан, Ингушетия и Татарстан, Чеченской Республике, Калужской и Тюменской областях, Еврейской автономной области. Среднее время, необходимое для получения разрешения на строительство составило 6 месяцев, что на 17,2% ниже показателя 2006 года. В 45 регионах за год срок выдачи разрешений сократился. В 10 регионах срок выдачи разрешений на строительство увеличился. Например, в Самарской области необходимо затратить около года, чтобы получить разрешение на строительство, во Владимирской области - порядка 10 месяцев, в Саратовской области – чуть более 7 месяцев. СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛА АДМИНИСТРАТИВНЫХ СОГЛАСОВАНИЙ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ РАЗРЕШЕНЯ НА ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, А ТАКЖЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫДЕЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ПЛОЩАДИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

34 Уровень цен и ввод жилья Уровень цен на первичном рынке жилья, рублей В большинстве регионов темп роста цен на первичном рынке жилья значительно превышает темп ввода жилья. В регионах, в которых отмечен умеренный рост цен на первичном рынке жилья (до 20%), ввод жилья не превысил среднероссийские значения. Как правило, такие регионы испытывают проблемы социально- экономического развития. В ряде случаев стабилизация цен на рынке жилья стала результатом деятельности властей в сфере увеличения жилищного строительства*. Стоимость жилья за год выросла во всех регионах России – на первичном рынке жилья в среднем на 35,1%, вторичном - 31,9% (42,4 тыс. рублей и 44,0 тыс. рублей) * Например, в Республике Башкортостан, Тюменской области при достаточно высоких значениях показателей ввода в действие общей площади жилых помещений – 0,5 и 0,7 кв.м. жилья в расчете на душу населения соответственно, рост цен на первичном рынке жилья за год не превысил 14%

35 Проведение согласованных действий по градостроительному планированию, планированию коммунальной инфраструктуры, а также планированию инвестиционной деятельности коммунальных предприятий и тарифной политики, обеспечивающих их реализацию Проведение согласованных действий по градостроительному планированию, планированию коммунальной инфраструктуры, а также планированию инвестиционной деятельности коммунальных предприятий и тарифной политики, обеспечивающих их реализацию Совершенствование земельного и градостроительного законодательства Совершенствование земельного и градостроительного законодательства Создание прозрачной и эффективной процедуры предоставления земельных участков для строительства, а также получения разрешения на строительство Создание прозрачной и эффективной процедуры предоставления земельных участков для строительства, а также получения разрешения на строительство ПУТИ РЕШЕНИЯ

36 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

37 Рост налоговых доходов наблюдался практически во всех регионах. В 46 регионах налоговые доходы увеличились более чем на четверть. Из них, в Московской и Новосибирской областях – более чем на 40%. В 11 регионах рост указанных доходов составил менее 15%, в том числе в Республике Калмыкия и Липецкой области доходы увеличились менее чем на 3%. Динамика налоговых доходов консолидированных бюджетов регионов составила в среднем 131%, в 2006 году – 123%. Динамика налоговых доходов Наибольшие объемы задолженностей перед гражданами отмечены в Республике Марий Эл, Чеченской Республике, Камчатском крае и Костромской области – от 500 до 900 рублей на душу населения. В абсолютном выражении наибольшие объемы задолженностей отмечены в Кемеровской области (703,9 млн. рублей), Чеченской Республике (618,7 млн. рублей), Иркутской области (526,6 млн. рублей). По итогам года только в 35 регионах отсутствовала бюджетная задолженность перед гражданами Задолженность бюджета региона по исполнению обязательств перед гражданами По итогам года всего в 10 регионах отсутствовала просроченная «кредиторка» (Чувашская Республика, Томская, Тюменская области и другие) В 12 регионах – более 1 млрд. руб. В Республике Татарстан, Иркутской, Сахалинской и Ульяновской областях – более 2,5 млрд. руб. В 73 регионах объемы просроченной кредиторской задолженности государственных и муниципальных учреждений свидетельствуют о ненадлежащем управлении сетью подведомственных учреждений Просроченная кредиторская задолженность государственных (муниципальных) учреждений Сфера организации государственного управления анализировалась по следующим показателям: В 18 регионах доля расходов на капитальные вложения более 20% (г.Москва и Санкт-Петербург, Тюменская область, республики Чувашия, Башкортостан и ряд других регионов). В республиках Калмыкия и Северная Осетия, Карачаево-Черкесской Республике, Новгородской области и Чукотском АО менее 5%. Несмотря на тенденцию роста капитальных расходов, в 24 регионах их доля в общем объеме расходов не превышает 10% (в среднем по России – 19%) Доля расходов на капитальные вложения Государственное управление

38 По сравнению с 2006 годом перечень регионов, где более 50% региональных бюджетных средств расходовалось в рамках программ, расширился, в него входят: Амурская область (89%), Тюменская область (83%), Республика Башкортостан (79%), Тверская область (75%), Республика Алтай (54%) и Красноярский край (54%). Около 20% расходов региональных бюджетов осуществлялось в рамках программ, что на 5 п.п. выше уровня 2006 года. Расходы формируемые в рамках программ Доля населения, положительно оценивающего деятельность глав исполнительной власти регионов, практически не изменилась и составила в 2007 году 45%. В 46 регионах доля населения, положительно оценивающего деятельность глав исполнительной власти регионов, увеличилась, в том числе более чем на 10 п.п. – в 17 регионах, в частности в Республиках Бурятия и Марий Эл, Калужской, Костромской, Нижегородской, Новгородской, Тульской и Сахалинской областях (по указанным регионам более чем на 15 п.п.) Существенных изменений добилась только Тюменская область, где около 31% государственных и муниципальных учреждений переведено в разряд автономных. В Республике Тыва, доля таких учреждений составляет 6%, Иркутской области – 3%, Республике Татарстан – 1,8%, Калининградской области – 1,5%, Республике Бурятия – 1,3%. В 20 субъектах Российской Федерации доля автономных учреждений составляет менее 1%. Только 1% государственных и муниципальных учреждений переведено в автономные. Автономные учреждения Государственное управление

39 Оценка эффективности расходования бюджетных средств в сфере организации государственного управления Расходы на содержание работников органов государственной власти и местного самоуправления за год увеличились в целом по России на 23,5%, составив 263,8 млрд. рублей. При этом объем неэффективных расходов увеличился со 106 до 129 млрд. рублей, составив 49% расходов, предусмотренных на содержание аппарата управления, или 2,7% от общего объема расходов. Практически 2/5 объема всех неэффективных расходов приходится на 11 регионов: Московскую область – 9,3%, Ямало-Ненецкий автономный округ – 5%, Ханты-Мансийский автономный округ – 4,8%, Волгоградскую область – 3,6%, Нижегородскую область – 3%, Челябинскую область – 2,8%, Республику Башкортостан – 2,7%, Свердловскую область – 2,4%, Хабаровский край – 2,1%, Республику Татарстан – 2,1%, Приморский край – 2%. Доля неэффективных расходов в сфере государственного управления * Д оля расходов на содержание органов государственной власти и местного самоуправления в общем объеме расходов региона, превышающая 3% - неэффективные расходы * Д оля расходов на содержание органов государственной власти и местного самоуправления в общем объеме расходов региона, превышающая 3% - неэффективные расходы Доля неэффективных расходов в сфере организации государственного и муниципального управления, % от общего объема расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ

40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

41 Предложения по повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации В целях стимулирования внедрения эффективных методов управления на региональном уровне необходимо: 1. Обеспечить организационно-методическое содействие субъектам Российской Федерации во внедрении современных методов регионального управления 2. Проанализировать ведомственные нормативные правовые акты с целью выявления и исключения из них норм, препятствующих проведению в субъектах Российской Федерации преобразований в соответствующих сферах; 3. Ввести региональные рейтинги эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соответствующим сферам, интегрируемые в единый рейтинг эффективности деятельности; 4. Осуществлять предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при условии определения в качестве критериев оценки эффективности выделяемых субсидий показателей, используемых при оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 5. Обеспечить распространение лучших практик регионального управления, включая успешное проведение институциональных преобразований и улучшение качества жизни населения