МОУ СОШ 37 п.Балакирево Александровский район. Афанасьев Александр, 11 класс средней общеобразовательной школы Доклад в рамках деятельности муниципальной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Advertisements

Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
Муниципальное образовательное учреждение Голицынская средняя общеобразовательная школа 1 Психологическое сопровождение образовательного процесса Педагог-психолог.
Внедрение элементов технологии саморазвития личности А. А. Ухтомского - Г. К. Селевко в практике сельской школы.
Уроки психологии Медико-психолого- педагогическое сопровождение Здоровьесберегающие технологии Логопедия Школьная программа «Здоровье» Духовно-нравственное.
Особенности работы психолога в предпрофильном классе.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ 3 г. ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
ФГОС Внеурочная деятельность ГБОУ СОШ 396. Цель внеурочной деятельности создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Обобщение педагогического опыта «Адаптационно-развивающее общение при обучении химии» Учитель химии МОУ «Песковатская»СОШ Щупкина Наталья Анатольевна.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Ежегодный самоанализ деятельности службы практической психологии в системе образования МР Малютина Ю.П., социальный педагог ЦДиК «Консилиум»
Психологическая служба Психологическое консультирование Психологическая диагностика Работа с учащимися 1 -3 ступени Работа с родителями Психологическая.
Педагогическая концепция учителя МОУ «Войсковицкая СОШ1» Филатовой Ирины Викторовны Исследовательская деятельность как форма экологического образования.
Педагогический совет «Инклюзивное образование детей в условиях массовой школы»
« Психолого-педагогическая поддержка личностно-ориентированного обучения и воспитания». Проблема школы:
Психолого-педагогическое сопровождение как образовательная технология.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Транксрипт:

МОУ СОШ 37 п.Балакирево Александровский район

Афанасьев Александр, 11 класс средней общеобразовательной школы Доклад в рамках деятельности муниципальной экспериментальной площадки

Научный руководитель: Шуткина Марина Анатольевна, педагог-психолог Тема доклада: Психологические аспекты оптимизации субъект-субъектных отношений в образовательном процессе Цель исследования: определение основных компонентов оптимизации субъектных отношений, которые подлежат формированию в практике тренингов и интерактивных занятий Основная концепция: поиск диалога, перспектив сотрудничества педагога и одарённого ребёнка, педагога и проблемного подростка, который не хочет идти в школу, не хочет учиться, возможен через проектирование собственной мотивации к формированию новых позиций общения в школе, во внеурочной деятельности, в педагогических и детско- родительских отношениях Ведущая сентенция: «У ребёнка своё особое умение видеть, думать, чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим.» г. Честертон

Актуальность развития субъектных отношений в образовательном процессе Реализация президентских инициатив «Наша новая школа» Создание программы психологической поддержки талантливой молодёжи Коррекция личностного развития подростков, склонных к систематическому непосещению школы, пропускам учебных занятий, а, следовательно, образующих группу риска по подростковой наркомании, алкоголизации, совершению правонарушений Совершенствование социально – психолого - педагогического сопровождения работы с одарёнными или проблемными детьми и подростками, их родителями в ситуациях межличностных конфликтов, при нарушении педагогического общения, семейного неблагополучия

СУБЪЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ Одарённые дети, которым сложно выстроить межличностный план взаимодействий со сверстниками, с педагогами, с родителями Проблемные подростки, закрытые для социально позитивного воздействия в силу значительного изменения иерархии ценностей Оптимистично настроенные педагоги Педагогически компетентные, терпеливые родители

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СУБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Положительные механизмы складывания Я-концепции школьников Формирование рефлексивного подхода к собственным стремлениям и действиям Придание нового личностного смысла «надоевшим» школьным ситуациям Рефлексивное педагогическое мышление Фасилитаторская позиция педагога Реальная способность учителя создать условия социализации ученика Навыки коммуникативной культуры урока

ФОРМЫ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ ОПТИМИЗАЦИИ СУБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Изучение практико-ориентированных психологических курсов в классах всех параллелей на профильном и общеобразовательном уровнях Проведение совместных тренинговых и интерактивных занятий с педагогами и родителями Освоение системы знаний прикладного психологического характера Овладение умениями находить и самостоятельно применять прикладную психологическую информацию, содержащуюся в научных и статистических публикациях, феноменах реального общения с привлечением элементов рефлексивного анализа и интроспекции Развитие коммуникативного мышления, способности критически осмысливать информацию о конфликте, о психологических явлениях составляющих процесс общения; применять полученные знания для определения психологически обоснованного поведения в конкретных ситуациях Формирование мотивационной готовности использовать полученные умения и навыки для решения типичных и нетипичных коммуникативных задач

МИССИЯ СУБЪЕКТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В сфере обучения - освоение школьниками различных категорий (по познавательной и мотивационной активности, по уровням развития социального интеллекта) основ знаний о современной коммуникативной культуре, принципах и закономерностях делового общения, умений продуктивного разрешения конфликтов различных параллелей В сфере самосознания - осмысление своего индивидуального интеллектуального и личностного потенциала, формирование осознанного гражданского поведения В сфере мотивации - развитие интереса к проблемам социальных и межличностных взаимодействий, постоянной потребности в самопознании, стремления к цивилизованному, толерантному диалогу, что должно стать средством социальной защиты Оформляется этическое мировоззрение, познавательный интерес к принципам функционирования и развития системы человеческих взаимоотношений, к универсальным законам природы и общества, обобщению разрозненных фактов, информации

СОДЕРЖАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ОПТИМИЗАЦИИ СУБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Самоорганизация: субъект подходит творчески к каждому конфликту, стремясь превратить даже серьёзную ссору, соперничество, конфронтацию в источник вдохновения и совершенствования своего коммуникативного опыта Самовоспитание: в любой мотивационной или коммуникативной ситуации есть ряд психологических особенностей, работать с которыми удобнее, если ученик, учитель или родитель развили определённые психологические качества Саморегуляция: субъект (ученик, учитель или родитель), стремящийся к саморегуляции, менее конфликтен, он ищет пути решения конфликтных ситуаций без участия или провоцирования Самоконтроль: субъект превращается сам для себя и в руководителя и в подчинённого (он производит регулярный анализ своей деятельности, стремясь достичь максимальной выгоды за минимальное время) Выбор целей в мотивационной сфере и коммуникативной деятельности: если субъект определил себе действующий мотив, то качество разрешения конфликта значительно повышается. Ведь он стремится не только наладить отношения, но довести навыки коммуникативной культуры до совершенства, чтобы шагнуть на новую ступень собственного коммуникативного опыта

СОДЕРЖАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ОПТИМИЗАЦИИ СУБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Планирование времени: поиск ситуационных возможностей быстрее разрешить конфликт, найти перспективные мотивы Информационный поиск: Стремление к новым психологическим знаниям, овладение новыми технологиями и мониторинг экологии общения позволяют установить мотивационный «мостик» («рефлексивный захват») обучающего взаимодействия учителя и ученика Рационализация мышления: в плане операционности, но при достаточной эмоциональности Самообразование: субъект (это может быть и ученик с признаками одарённости и проблемный подросток), приносящий в свою мотивацию или коммуникативную культуру новую технологию, самостоятельно апробирующий её и получающий психологические результаты, фактически проводит оптимизацию субъект- субъектных отношений Технология здоровья: сохранение и укрепление здоровья как первоосновы продуктивного общения, полноценной жизни, позитивной мотивации высокой работоспособности Самопознание: внутренний мир человека нерасторжимо связан с его коммуникативной успешностью; стремление к совершенству внутреннего мира направляется самим феноменом общения, переживаниями коллективного ритма, гармонии, риска творческого мышления

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ НА ЦЕННОСТНО-МОТИВИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ могут быть реализованы через Создание внешних условий продуктивного общения и внутреннего диалога (самообщения) для возникновения «нового видения» «школьных проблем» всеми субъектами образовательного процесса О беспечение поиска личностных приёмов поддержания положительной мотивации посещения школы, познавательной активности, реализации творческого потенциала Развитие осознания личной заинтересованности школьников в благополучном (наиболее качественном) окончании основной и средней школы как завершении крупного самостоятельного этапа реальной жизни, в презентировании результатов одарённости, в преодолении блоков личностного развития Формирование позитивных установок на ценность личностного общения с родителем, «заботящимся о тебе и имеющим право на свои недостатки, трудности и усталость»; с учителем, «таким же человеком, несущим тебе неповторимый личный опыт, но также ошибающимся и переживающим»; с друзьями, которые хороши, интересны, но могут быть во многом не правы Научение способам эмоционально-волевой регуляции, релаксации, аутотренинга для улучшения межличностного общения, снятия излишнего психоэмоционального напряжения, повышения качественности самооценки, поддержания уверенности в собственных возможностях самовоспитания и добром отношении окружающих

ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ в рамках функционирования МЭП по психологическому сопровождению УВП Группы развития в начальном звене: Н. В. Самоукина. Развитие познавательных процессов Группы развития 7-8-е классы: И. В. Плаксина. Коммуникативный тренинг для подростков с отклонениями в поведении Развивающие занятия в рамках элективного курса, 10 класс: Н. В. Клюева, М. А. Свистун. «Социально-психологический тренинг» Профориентационное сопровождение 5-9-х классов: Е. А. Климов. «Выбор профессии» Индивидуальное консультирование учащихся в рамках консультативной практики Г. С. Абрамовой