П ОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Буцяк И.Ф. учитель высшей категории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поэзия надела военную шинель с первых дней войны..
Advertisements

Час Мужества ( к уроку « Лирика Великой Отечественной..» в 7 классе ) Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Ю. Друнина.
Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой Урок литературы в 12 классе.
Марининская СОШ 16 Литература периода Великой Отечественной войны.
Священная война. Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой С фашистской силой тёмною, с проклятою ордой! Пусть ярость благородная вскипает, как.
Автор: Поскрёбышева Мария, ученица 9 класса МКОУ СОШ 6. Консультант: Шиляева Е. Г., учитель русского языка и литературы. Симонов Константин Михайлович.
Строка, оборванная пулей Судьба и творчество поэтов, погибших в годы Великой Отечественной войны Проект подготовлен учащимися 6а класса МОУ-СОШ 1.
Валентина Тихоновна Дорожкина (род. 1939, г. Мичуринск Тамбовской области) поэт, прозаик, журналист, заслуженный работник культуры России (1997), руководитель.
Патриотичные песни помогали военным собрать силы и выиграть последний бой. Они напоминали о родных и близких, ради которых надо было выжить.
Константин Михайлович Симонов Константин Михайлович Симонов, поэт, прозаик, драматург. Родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде, воспитывался.
Неделя Семьи в Татьянинской школе Дорогие родители и учащиеся! Приглашаем Вас принять участие в мероприятиях, посвященных Дню Матери и Неделе семьи, которые.
Посвящается жизни и творчеству поэта - фронтовика Э.А. Асадова.
«И нам уроки мужества даны В бессмертье тех, что стали горсткой пыли…»
Восходят рассветы, сгорают закаты. Они сражались за родину. Работу выполнили: ученики 9 класса Талдыкина Мария и Агудин Александр. Руководитель: Агудина.
Строки, опаленные войной Поэзия Великой Отечественной.
Загадка любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи». Загадка любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи». О счастье мы всегда лишь вспоминаем. И.А.Бунин.
В этом году исполняется шестьдесят пять лет со дня Победы советских войск над фашистами Германией в Великой Отечественной войне. Об этом событии мы узнаем.
ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Муниципальное образовательное учреждение Венгеровская средняя общеобразовательная школа 2 Презентацию выполнила ученица 11 «Б» класса Фоменко Анастасия.
К.М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»
Транксрипт:

П ОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Буцяк И.Ф. учитель высшей категории

Учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория Учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория ; Общий стаж работы - 30 лет; В МОУ СОШ им. Д. Тарасова – 27 лет; Закончила нашу в школу и в ней же преподаю; Думаю, что можно отнести меня к учителям- традиционалистам; Замужем, сын; Хобби- цветоводство. В ИЗИТКА Тайна бытия человеческого не в том, чтобы жить, а в том для чего жить. Ф.М. Достоевский

В ИЗИТКА Учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория; Общий стаж работы - 25 лет; В МОУ СОШ им. Д. Тарасова – 20 лет; Закончила нашу в школу и в ней же преподаю; Думаю, что можно отнести меня к учителям- традиционалистам; Замужем, сын; Хобби- цветоводство. Ф.М. Достоевский

Т ВОРЧЕСКИЙ ОПЫТ Уроки Выступления Презентации к урокам Работа с интерактивной доской Достижения

У РОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ «Я была тогда с моим народом…» ( урок литературы в 11 классе по творчеству А.А.Ахматовой) «Я была тогда с моим народом…» ( урок литературы в 11 классе по творчеству А.А.Ахматовой) Тема любви в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» ( урок литературы в 11 классе) Тема любви в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» ( урок литературы в 11 классе) Обозначение мягкости согласных с помощью ь ( урок русского языка в 5 классе) Обозначение мягкости согласных с помощью ь ( урок русского языка в 5 классе) «Строки, опаленные войной…» ( урок литературы в 11 классе по лирике военных лет) «Строки, опаленные войной…» ( урок литературы в 11 классе по лирике военных лет)

Тема: «Я была тогда с моим народом…» (Тема Родины в лирике Анны Ахматовой). Цель урока: развить представление о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, с русской культурой; показать, как исполнена поэзия Ахматовой гражданской миссией, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве; закрепить навыки анализа лирического произведения и умения строить самостоятельные высказывания; воспитывать чувства патриотизма и гражданственности. Оборудование: интерактивная доска, ноутбуки, электронный справочник «Поэзия Серебряного века», тексты стихотворений Ахматовой.

Ход урока. Вступительное слово учителя. «Этот миг очарований, этот миг из серебра…» И, действительно, - миг, всего четверть века в истории русской литературы. Миг, названный веком, Серебряным веком. Множество самых разных, очень часто трагических, творческих и жизненных судеб. Но есть нечто, что объединяет этих людей, - их Родина, их Россия. Тема, которая была, есть и будет одной из главных тем в творчестве русских поэтов. Вот только несколько строк, принадлежащих поэтам Серебряного века.

Я имя не найду нежней, Чем имя звучное: Россия. К. Бальмонт Мать Россия! Тебе мои песни,- О немая, суровая мать. А. Белый Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб. И. Северянин (слова высечены на гранитной плите памятника поэту в Таллинне) Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви. А. Блок

Работа с ассоциативным видеорядом на интерактивной доске. Такой видели свою Россию поэты Серебряного века. А какие ассоциации возникают у вас при слове Родина? (Записать на доске)

Сообщение темы урока. Сегодня на уроке мы поговорим о том, как и что говорит о своей родине поэтесса, начало творчества которой падает на этот блистательный век. Запись темы урока на интерактивной доске: «Тема Родины в лирике Анны Ахматовой». Повторение сведений о биографии Анны Ахматовой. Что знаете вы о жизни и судьбе поэтессы? М. Кралин делит биографию Ахматовой на три периода. Какие именно и почему?

Самостоятельная работа по группам с ноутбуками (анализ шести стихотворений А. Ахматовой). Задание: проследить, как раскрывается в стихотворении образ Родины. Один человек от группы выступает с анализом стихотворения.

Работа на интерактивной доске. При анализе стихотворений мы с вами обращали внимание на год их написания. И это не случайно. Любой человек, а уж поэт тем более, не остается неизменным на протяжении жизни. Чтобы проследить развитие темы Родины в творчестве Ахматовой, мы пройдем с вами по своеобразным ступенькам – годам написания стихотворений. Задание: разместить на ступеньках строки, выражающие лейтмотив анализируемых вами стихов.

Анализ стихотворения «Родная земля». Вершиной этой лестницы может стать, на мой взгляд, стихотворение «Родная земля», написанное в 1961 году. Строки его вы могли прочитать, правильно выполнив анализ. Задание: почему именно это стихотворение я назвала вершиной нашей лесенки? Выделите маркером строки, выражающие его основную мысль? Какие значения слова «Родина» мы видим в этом стихотворении?

Обобщение. Как развивается тема Родины в лирике Анны Ахматовой? Подведение итогов урока. В начале урока мы записали наши ассоциации к слову «Родина». Как вы думаете, какие ассоциации оно вызывало у Анны Ахматовой? (просмотреть видеоряд и записать ассоциации на интерактивной доске) Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Я была тогда с моим народом…» (Тема Родины в лирике Анны Ахматовой).

А НАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ А ННЫ А ХМАТОВОЙ «Молитва», 1915 г. Духов день, Петербург. Троицкий мост 1 группа

Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар – Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей. М ОЛИТВА

В ОПРОС 1 Почему произведение называется «Молитва»? К кому обращается поэтесса?

В ОПРОС 2 Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар – Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей. Для иллюстрации развития сюжета мышью выделите все слова - действия или все словосочетания – действия.

Р ЕЗУЛЬТАТ АНАЛИЗА – ХОД РАЗВИТИЯ СЮЖЕТА Молюсь Туча ( была тучей – прим. учителя ) Дай мне Стала облаком Дай мне несчастье, Отыми счастье, но сделай так, чтобы туча над Россией стала облаком.

В ОПРОС 3 Какова позиция автора?

З АДАНИЕ 4 – КОМПОЗИЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

З АДАНИЕ 5 – ВЫДЕЛЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ

И ТОГ АНАЛИЗА Это стихотворение написано в ____________ году еще ____________ поэтессой. Уже год идет _______ мировая война. Тревога за судьбу __________. Готовность на любые жертвы ( «и ________, и __________ … и таинственный ____________") ради того, чтобы ___________ ___________________________.

Автор: М.Булгаков Изучаемое произведение: «Мастер и Маргарита» Тип урока: Урок обобщения и закрепления полученных знании ( мин) Тема урока: Любовь в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Вид урока: Комбинированный. Цель урока: создать условия для глубокого художественно-философского анализа произведения, проанализировать взаимоотношения Мастера и Маргариты на примере сравнения критических текстов, картин, посвященных роману, и отрывков по избранной теме. Задачи урока Образовательная Развивающая: формирование у учащихся внимания, воображения, долговременной памяти, логиче­ского мышления методом составления устного рассказа. Воспитательная: формирование интереса к русской литературе. Принципы: научности и доступности, наглядности, системности и последовательности

Ход урока: Вступление «За мной, читатель! Кто тебе сказал, что нет на свете настоящей, вер­ной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык.За мной, мой читатель, и только за мной, и покажу тебе такую любовь». Так начинается 19 глава романа М. Булгакова. Значит, речь сегодня пойдет о Любви. 1.Попробуем выразить свое отношение к этому чувству при помощи акварельных красок, что лежат перед вами на партах. Выберите свои цветовые сочетания гамму любви Учащиеся несколькими мазками воспроизводят свои ассоциации на небольших листочках. Как пришло, выбранные цвета лежат в теплой цветовой гамме, это соответствует опыту 17-летннх.(2 мин) Однако давайте вспомним, как Маргарита вошла в жизнь Мастера. И определим цветовую гамму соответствующую авторскому восприятию. Просматривается отрывок фильма «Мастер и Маргарита», pеж. И. Бортко. Эпизод выдержан в черно- желтых тонах. (3 мин) Можно сравнить с текстом произведения. Итак, такое цветовое соответствие порождает в читателе чувство тревоги. Возникает предощуще­ние трагедии 2.А что же глаголы? Продолжите фразу: « Любовь (в мою жизнь)...» Пришла, возникла, закружила, осветила, засияла. 'Это тоже соответствует восприятию одиннадцатикласнников. (3 мин) А что у Булгакова? Работа с текстом. (5 мин) «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так по­ражает финский нож»

Основная часть урока 3.Проанализируем предысторию встречи Мастера с Маргаритой Ребята ищут портреты героев в романе. Цитируют ( 5 мин.) Маргарита: умна, красива, замужем, бездетна, материально не нуждается, имеет прислугу, муж ее любит, оберегает. Конкретного описания внешности М. нет. есть упоминание глаз Мастер:Талантлив. Выиграл. Пишет роман. О внешности мало. Беден 4. Смотрите, ребята, какими увидел М и М художник Евг. Семенюк. Маргарита черный лебедь. Мастер- белый. Почему? Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.

5.Встреча была не случайна Маргарита страстно хотела избавиться от одиночества Иначе самоубийство. Цветы Мастеру в руках Маргариты показались отвратительными. И она тут же готова их выбросить, так как любит Мастера. Самоотречение. 6.В романе Маргарита представляется то подругой, то ведьмой, то королевой. Три разных ипостаси. Разделимся на группы и станем искать ответы на вопросы.(10 мин) Групповая работа 1-я группа2-я группа3-я группа Maprapитa - подругаМаргарита - ведьмаМаргарита - королева Главы СценыСцены в подвальчике Полет над Москвой Погром в квартире Латунского Маргарита на балу у Воланда Вопросы1 Изменилась ли жизнь1. На что идет Mapгapитa1. Какова Mapгapитa в Маргариты после знаком ства с Мастером? 2. Докажите, что Маргари Та стала верной, надеж ой подругой? ради спасения Мастера? 2. Найдите детали, отражающие психологическое состояние Мастера. 3. Когда ведьмовская ненависть уступает место роли королевы ? Докажите, что она достойна короны. 2. В чем ее задача как хозяйки бала? 3. Ради чего она обрекает себя на страдание? 4. Почему в итоге она требует, а не просит вернуть Мастера?

Предпол а-гаемый вывод Она почта жена: верная заботящая, сострадательн ая. Одиночества нет. Есть любовь Маргарита готова на сделку с дьяволом ради встречи с Мас- тером. и любовью. Не ради Мacmepa. Маргаршпа - человк слова. случайно заронила надежду во Фриде, просит о ней Воланда. Гордость не позволяет просить за Мастера, Воланд зa- был об обещании. «Дойду до реки утоплюсь". Поняв правила игры дьявола, становится с ним равной, тре-бует как равная. 7, Вывод: ради любви Маргарита идет на сделку с дьяволом. Мастер слаб, Map- гарита неистова. Мастер ближе к страдальиу Иешуа с его покорностью, Маргарита-тьме ада.Аd - ее всепоглощающая страсть. Он белый лебедь, она черный. Помшите рассуждения Воланда о сеете, тени? Эта пара за­ служила не свет, она заслужила покой в дар от князя тьмы по просьбе Иешуа. Мастер заслужил покой законченного романа, его герой заслужил покой от снов о лунной дорожке- Начатое должно быть закончено. Маргарита упоко­ ится в служении любви, «прогнать ты меня не сумеешь», ибо «тот, кто любит, должен разделить участь того, кого любит». Каждому дано по его ве­ ре. Игра света и тени. Борьба за чистоту души и любви. Смерть несет покой Мастеру и Маргарите. Все оплачено. И «все будет правильно, на этом построен мир». «... Свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы не медленно встретите рас­свет». Это говоритВоланд. 8. Домашнее задание: подумайте над словами Воланда и раскройте следующие темы в до­ машних сочинениях: « Каждому будет дано по его вере» (Тема совести в романе М. Булгакова). «Все будет правильно, на этом построен мир» (Любовь и творчество в романе М Булгакова «Мастер и Маргарита»)

«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца М.Булгаков «Мастер и Маргарита»

Одиночество

«Ну, что ж, тот, кто любит должен разделить участь того, кого он любит.»

Темы сочинения: 1.«… Каждому будет дано по его вере.» (Тема совести в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».) 2.«Все будет правильно, на этом построен мир.» (Всепобеждающая сила любви и творчества в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».)

Тема: « Обозначение мягкости согласных с помощью Ь». Цель урока: освоение орфограммы 9 «Употребление Ь для обозначения мягкости согласных» систематизация знаний о роли Ь в языке повышение интереса к русскому языку активизация творческого мышления учащихся Оборудование: интерактивная доска конструктор флипчартов презентация «Физкультминутка» электронный тренажер «Русский язык.5 кл.» Ход урока. 1.Организационный момент. Оформление тетрадей. 2.Работа с конструктором флипчартов. 1. Блок «Проверяй-ка». Проверка домашнего задания, повторение пройденного. Индивидуальная работа у доски ( флипчарт 1 страница 1) Работа с классом. У кого возникли затруднения при выполнении домашнего задания? Что такое алфавит? Что вы знаете о происхождении этого слова? Для чего нужно знать алфавит? Пока звучит музыка, построиться по алфавиту ученикам, чьи фамилии начинаются на букву «К». Почему именно так построились Корнилов, Королюк, Корп?

2 Составить предложения по схемам (флипчарт 1 страница 2). 2. Блок «Удивляй-ка». Работа с телеграммой (флипчарт 2). Какие ошибки допустил радист, отправляя телеграмму? Слово учителя. Мягкий знак – коварный знак. Не назвать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Действительно, Ь – хитрый знак. О нем еще говорят, что он – буква-актер. Можно ли его так назвать, мы ответим в конце урока. Объяснение нового материала. Работа с таблицей (флипчарт 3). Я хочу, чтобы сегодня в роли учителя выступили вы. Проанализируйте примеры, данные в таблице, и сформулируйте правило. Проверка – стирание ластиком на интерактивной доске. Добавление примеров в таблицу ( перетаскивание). 3.Блок «Закрепляй-ка» ( работа с электронным тренажером). 4.Блок «Физминутка».(презентация с анимацией на музыку из мультфильма «Мадагаскар» ). 5. Блок «Проверяй-ка».( флипчарт 4) Работа со стихотворением ученика 5 «Б» класса С.Потемкина.

Стихотворение Сергея посвящено маме. И в нем автор не обошелся без слов с Ь. Какую роль они играют? Одна из ролей Ь была обозначена нами в начале урока – обозначение мягкости согласных. Поместите в гримерку слова, в которых Ь играет именно эту роль. Почему остались слова (сбежали из гримерки)? Какую роль они играют в слове? Так почему же Ь можно назвать буквой-актером? 3.Домашнее задание. Написать сочинение о букве-актере Ь. 3.Подведение итогов работы. Я не буду сегодня ставить вам оценки за работу. Я приглашаю вас на необычную поляну – поляну поющих цветов. И пусть это будет моим подарком вам за работу на уроке.ставить Использование видеоролика «Поляна поющих цветов».

Тема: «Строки, опаленные войной» (Урок-монтаж на тему: «Поэзия в годы Великой Отечественной войны»). Цели урока: выяснить роль поэзии в военные годы; формировать патриотические чувства учащихся, воспитывать в них чувство памяти и долга; развивать навыки анализа лирического произведения. Оборудование: записи песен, написанных в годы ВОВ; кадры военной хроники; выставка книг поэтов-фронтовиков; стенд о погибших поэтах «Имена на поверке», отрывок из кинофильма «Два бойца»; запись интервью с ветеранами Вов. Ход урока. Чтение учителем стихотворения А. Твардовского. Воина – жесточе нету слова, Война – печальней нету слова. Война – святее нету слова В тоске и славе этих лет. И на устах у нас иного Еще не мажет быть и нет…

1.Слово учителя. Звучит песня А. Александрова на слова В. Лебедева-Кумача «Священная война». На экране телевизора кадры военной хроники. Этот день начался не тихой росной зарей, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. Все, что было до этого, обрубили оружейные залпы. Многие матери отметят этот день в календаре черным числом. На многих полянках появятся первые холмики могил. Это было 22 июня. Сорок первый год. Война. Великой Отечественной назовет ее русский народ, вставший от мала до велика на защиту Родины. И когда вдоль всей нашей западной границы гул моторов до отказа заполнил просторный солнечный мир от неба до земли, когда дрожала от грохота каждая травинка, писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А. Фадеев, В. Лебедев-Кумач, А. Жаров. Девиз один: «Уничтожить фашизм!» А. Фадеев заявил: «Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт (свыше четырехсот не вернулись назад). Перо было приравнено к штыку, поэзия надела военную шинель с первых дней войны. Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи Лебедева- Кумача «Священная война». Поэт Алексей Сурков писал: «Пожалуй никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов». Почему? Ответить на этот вопрос мы попробуем в конце урока, после знакомства со стихами и песнями, написанными в годы войны. Один из наиболее ярких поэтов той поры – Константин Симонов.

2. Подготовленное сообщение ученика о творчестве К. Симонова в годы войны. Симонов родился в 1915 г. в Петрограде. Первые его стихи появились в 1931 г., а через два года он поступил учиться в Вечерний рабочий литературный университет. Закончив его, Симонов поступил учиться в аспирантуру, а в 1939 г. уехал военным корреспондентом в Монголию, на Халкин-Гол, уехал, прервав учебу в аспирантуре, куда больше не вернется. Когда началась война, Симонову было 26 лет, но он уже был известным военным корреспондентом и признанным поэтом. Начало войны потрясло Симонова и наложило отпечаток на все его последующее творчество. Он сразу же отправился на фронт и в течение всей войны работал в качестве корреспондента газеты «Красная звезда». Ради нескольких строчек в газете Симонов переезжал с фронта на фронт, от Черного до Баренцева моря. Умер Симонов 28 августа 1979 г. Перед смертью он попросил исполнить его последнюю волю. Он хотел навсегда остаться с теми, кто погиб в первые годы войны, поэтому его прах был развеян на поле неподалеку от Бобруйска. 3.Чтение и анализ стихотворений К. Симонова. Наиболее ярким и сильным является стихотворение Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины.» (1941 г.). По признаниям участников войны, оно было самым первым поэтическим произведением, которое затронуло души воинов. Это стихотворение поэт посвятил своему старшему товарищу Алексею Суркову. Стихотворение звучит в исполнение подготовленного ученика. Почему это стихотворение так волновало читателей? Какие чувства солдат передал автор? Это стихотворение никого не может оставить равнодушным: в нем с огромной поэтической силой поэт передал горечь, боль, отчаяние воинов, вынужденных отступать. Как выразил поэт свое отношении к Родине?

Любовь и гордость автора за свою страну. И «усталые женщины», и «деревни с погостами», и «изба под Борисовом» - все это для Симонова его Родина, его земля, пусть «горькая», но самая «милая», за которую и жизнь в бою отдать не жалко. Стихи Симонова военных лет «Смерть друга», Если дорог тебе свой дом…», «Словно смотрит в бинокль перевернутый…» и другие давали великий урок братства, человечности, мужества, любви, верности, человеческого достоинства. Особой популярностью пользовалось у солдат стихотворение К. Симонова «Жди меня». Стихи, в которых нет ни слова о войне, переписывались и заучивались наизусть. Послушайте песню, написанную на стихи Симонова М. Блантером. Как вы думаете, почему такой известностью и любовью пользовались именно эти стихи Симонова? Это гимн любви, верности, такой настоящей любви ничего не страшно. Такая любимая, которая умеет ждать, «как никто другой», нужна была каждому, кто воевал, чтобы верить, чтобы жить и побеждать. 4. Беседа о роли массовой песни в годы ВОВ. Изрытая снарядами, развороченная бомбами степь. Ее накрывала вечерняя мгла. Вместе с темнотой пришла тишина. Светят звезды. В окопах распрямляют затекшие спины солдаты, и начинаются негромкие беседы. А потом – тихо, в полголоса поют… Звучит песня «Темная ночь» (сл. Б. Агатова, муз. Н. Богословского, исп. М. Бернес) из кинофильма « Два бойца». Какие песни военной поры вы знаете?

Массовой песне в поэзии 40-х годов принадлежит особое место. Песни маршевые и песни-призывы, песни о Родине, о Москве, песни партизанские и бытовые – о солдатском житье на фронте, песни интимно-лирические – только один перечень наиболее популярных из них занял бы многие страницы. О роли песни в годы войны говорит такой факт. В штаб Брянского фронта пришла радиограмма осенью 1942 года: «Оружие у нас есть, в случае чего можно забрать у врага, а вот песню, как трофей, не возьмешь. Пришлите нам песню». Это писали партизаны брянских лесов. Почему так необходима песня на войне? Чтобы ответить на этот вопрос, послушайте попурри из песен, написанных в годы войны: 1.«Соловьи» (муз. Соловьева-Седого, сл. А Фатьянава) 2.«Огонек» (муз. неизвест. автора, сл. М. Исаковского) 3.«Синий платочек» (муз. Ю. Петербургского, сл. М. Максимова) 4.«В землянке» (муз. К. Лестова, сл. А. Суркова) Без этих песен невозможно представить себе поэзию тех лет, без них невозможно представить и песенной репертуар наших лет. 6. Слово учителя о С. Гудзенко. В предвоенные годы был в Москве, в Сокольниках, Институт философии, литературы и истории (ИФЛИ). Когда началась война, многие студенты-ифлийцы ушли добровольцами на фронт. Среди них был и молодой поэт Семен Гудзенко. Из записных книжек солдата Семена Гудзенко: «Ранен. В живот. На минуту теряю сознание. Больше всего боялся раны в живот. Пусть бы в руку, ногу, плечо. Ходить не могу. Везут на санях».

7. Подготовленный рассказ ученика о С. Гудзенко. Чтение стихотворений наизусть подготовленными учащимися. Поэт Илья Эренбург вспоминал: «Утром в дверь моей комнаты постучали. Я увидел высокого грустноглазого юношу в гимнастерке. Я сказал ему: «Садитесь!» Он сел и тотчас встал: «Я вам почитаю стихи». Я приготовился к очередному испытанию – кто тогда не сочинял стихов о войне! Молодой человек читал очень громко, а я повторял: «Еще, еще…» - потом мне говорили: «Вы открыли поэта». Нет, в это утро Семен Гудзенко открыл многое из того, что я смутно чувствовал. А ему было всего двадцать лет, он не знал, куда деть длинные руки, и сконфуженно улыбался». Одно из первых стихотворений, которое он прочитал Эренбургу, хорошо известно: «Когда на смерть идут – поют». Стихотворение звучит в исполнение подготовленного ученика. Незадолго до победы С. Гудзенко писал: «Недавно попал под сильную бомбежку у переправы через Мораву… Лежал там долго и томительно. Умирать в 1945 г. очень не хочется». А в 1946 году он напишет: «Мы не от старости умрем – от старых ран умрем». Стихотворение звучит в исполнение подготовленного ученика. Так и случилось. В 1952 г. Гудзенко серьезно заболел – последствия военной контузии. Семен Гудзенко умер в феврале 1953 года – незадолго до первой оттепели, умер от старых ран… 8. Слово учителя. Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и женщины взваливали на себя тяжести войны. Женщины умели не только ждать, но и стоять за станком, растить детей, воевать. Говорят у войны «не женское лицо», но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, они были снайперами, летчиками… Они были солдатами. Слово их тоже было оружием. Анна Ахматова, Ольга Бергольц… Их стихи знали, ждали… На фронт идет 17-летняя Юлия Друнина, становится медсестрой Вероника Тушнова.

9. Подготовленный рассказ ученика об Ольге Бергольц. Ольга Федоровна Бергольц – «блокадная поэтесса», влюбленная в свой город, в свою страну. Родилась в 1910 г. в Петербурге, в семье врача. Окончив в 1930 г. Ленинградский университет, Ольга Бергольц работала корреспондентом в Казахстане, а в 1931 г. вернулась в Ленинград, пишет стихи, рассказы. Большие и тяжелые испытания выпали на долю поэтессы. «В скудости судьбу я упрекнуть не смею», - напишет она позже. Первый муж ее, Борис Корнилов, был расстрелян. Второй, Николай Молчанов, умер от голода в блокадном Ленинграде. Сама О. Бергольц в 1937 г. была арестована по ложному навету. 171 день провела она в тюрьме, в 1939 г. была реабилитирована. Две дочери ее (8 лет и 1 год) умерли еще до ареста, третий ребенок, которого ждала поэтесса, так и не родился, его сгубила тюрьма. Неужели вправду это было: На окне решетки, на дверях?.. Я забыла б – сердце не забыло Это унижение и страх, - писала О. Бергольц после освобождения. Во время войны поэтесса жила в Ленинграде и не с чужих слов знает, что такое блокада. По свидетельству сестры, Ольга Федоровна «умирала там, в Ленинграде, от дистрофии». Но именно в годы войны Бергольц создала свои лучшие произведения: «Ленинградскую поэму», поэму «Февральский дневник», стихотворения, вошедшие в книги «Ленинградский дневник», «Ленинград», «Ленинградская тетрадь». Голос Бергольц, который звучал в осажденном городе, внушал веру в победу, рассказывал о мужестве и стойкости ленинградцев.

10. Чтение и анализ стихотворения О. Бергольц. Меня потрясло стихотворение Ольги Бергольц, написанное в июле 1941 г. Чтение подготовленным учеником стихотворения О. Бергольц «Мы предчувствовали полыханье этого трагического дня». Можно только поражаться, зная судьбу поэтессы, как перед общим горем отходят на второй план все личные беды. На первом плане – Родина, ее свобода, ее независимость. Умирая в блокадном Ленинграде, поэтесса не сдается и пишет свои лучшие стихи. Одно из них, написанное в 1941 г., – «Я говорю с тобой под свист снарядов». Чтение подготовленным учеником стихотворения О. Бергольц «Я говорю с тобой под свист снарядов». Вы почувствовали трагедию Ленинграда? В каких словах она передана? «Печальная страна», «злой, неукротимый ветер», «смертная угроза», «бессонные ночи» и т.д. Что можно сказать о гражданской позиции автора? Патриотизм, готовность к самопожертвованию, уверенность в победе. 11. «Имена на поверке». В 41-ом многим из тех, кто ушел на фронт, было чуть больше, чем вам сегодня. Не всем суждено было вернуться с войны. Одни упали в снег или выжженную полынь, не выпуская из руки пистолета или автомата, другие сгорели в самолете, третьи умерли на эшафоте в фашистском застенке, четвертых расстреляли во время оккупации, пятые умерли от ран после войны, как Семен Гудзенко. Их имена могли бы сегодня продолжить мартиролог, составленный когда-то Герценом.

Михаил Кульчицкий. Погиб на фронте в январе 1943 г. под Сталинградом, не дожив до 24 лет. Однако к этому времени он был уже зрелым поэтом. 24 декабря 1942 г. Кульчицкий, окончивший к этому времени военное училище, уезжал на фронт. Тогда и были написаны эти строки: Война ж совсем не фейерверк, А просто трудная работа, Когда, черна от пота, вверх Спешит по пахоте пехота. Павел Коган. Погиб в поиске разведчиков под Новороссийском летом 1942 года. Он поступил на курсы военных переводчиков, хотя по состоянию здоровья был снят с воинского учета. П. Коган писал в 1942 г.: «Только здесь, на фронте, я понял, какая ослепительная, какая обаятельная вещь – жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимается… Я верю в историю, верю в наши силы… Я знаю, что мы победим!» Я – патриот. Я воздух русский, Я землю русскую люблю, Я верю, что нигде на свете Второй такой не отыскать! Всеволод Багрицкий. Погиб 27 февраля 1942 г. при выполнении боевого задания в двадцатилетнем возрасте. Осколок вражеской бомбы пробил и полевую сумку, и письмо матери, и тоненькую коричневую тетрадь фронтовых стихов.

Одесса, город мой! Мы не сдадим тебя! Пусть рушатся, хрипя, дома в огне пожарищ, Пусть смерть бредет по улицам твоим, Пусть жжет глаза горячий черный дым, Пусть пахнет хлеб теплом пороховым, Одесса, город мой, Мой спутник и товарищ, Одесса, город мой, Тебя мы не сдадим! Николай Майоров. Поэт-фронтовик Михаил Львов пишет о Николае Майорове: « Мой друг Н. Майоров был очень талантливым молодым поэтом. Удивительным человеком, красивым, щедрым, духовно богатым, любящим жизнь, людей, поэзию. Он погиб на фронте. Если бы он остался жить, он был бы одним из крупнейших поэтов современности». Мы были высоки, русоволосы, Вы в книгах прочитаете, как миф, О людях, что ушли, не долюбив, Не докурив последней папиросы. Муса Джалиль. Муса Джалиль ушел на фронт уже профессиональным поэтом, автором многих поэтических сборников. С июня 1942 г. от Мусы перестали приходить письма. Весть о судьбе поэта принесла Победа. Советские солдаты, штурмовавшие Берлин, на тюремном дворе Моабита нашли вырванную из книги страницу, на которой было написано: «Я, татарский поэт Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму за политическую работу против фашистов и приговорен к смертной казне». У поэта Булата Окуджавы есть такие строчки: «Вы не прячьтесь, вы будете высокими…», обращенные к мальчикам уходящим на фронт. Как вы поняли слова: «Будьте высокими»? Какими? Можно ли отнести эти слова к поэтам, погибшим во время войны? Почему?

12. Подведение итогов работы. Вспомните вопрос, который прозвучал в начале урока: «Почему в годы войны было написано так много лирических произведений?» Поэзия сразу выразила всю гамму чувств, которые переживали люди, их мироощущение, боль, горе, тревогу, надежду в этот час испытаний. Она поддерживала, вдохновляла. И именно поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека. Поэты прославляли ратные дела соотечественников, поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами. А теперь посмотрите, какова точка зрения на этот вопрос самих фронтовиков. Просмотр видеозаписи интервью с бывшими фронтовиками. Д/з: подготовить сообщение о калининградском поэте, пишущем на тему войны.

Роман Булгакова в Сети Введение Мои молодые коллеги ратуют за повсеместное и поголовное внедрение компьютерных технологий в учебный процесс. Я – традиционалист с одной стороны, поскольку ничего кроме гениальной схемы «ученик – учитель» с древних времен человечество не придумало. А с другой - несомненно, новатор, поскольку воспринимаю всё привнесенноё техническим прогрессом в нашу жизнь с большим любопытством. Могу себе позволить пару часов почитать сообщения с форумов, особенно интересны молодые филологи, купить новый диск с литературным и окололитературным материалом или даже тренажер по русскому. Иногда хочется предостеречь романтиков от излишнего энтузиазма. Еще в 1998 году г- н Лесневский опубликовал любопытное замечание в газете ИНФОРМАТИКА: «Степень разумности изучения в основной школе технологического компонента монотонно стремится к нулю» Но сама ожидаю появления в своем классе СМАРТ-доски. Потому что еще в 1896 году А.П. Чехов писал к В.И. Немировичу-Данченко: «Мы увязли в нашу профессию по уши, она исподволь изолировала нас от внешнего мира – и в результате у нас мало свободного времени, мало денег, мало книг, мы мало и неохотно читаем, мало слышим и редко уезжаем…» Писал он, правда, о литераторах. Но как созвучно, правда? Ирония в том, что мало что меняется. А вот пример, коллеги, еще выдержка из письма того же автора уже к А.С. Суворину об учителе из села Т а леж. «До такой степени забит нуждой, что о чем бы Вы ни заговорили с ним, он все сводит к вопросу о жалованье. По его мнению, поэты и прозаики должны писать только о прибавке жалованья; когда новый царь переменит министров, то, вероятно, будет увеличено жалованье учителей и т.п.» Именно, потому я и решила выглянуть из своей профессии. Может, в 21 веке что-то изменилось?

В ЫСТУПЛЕНИЯ Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы ( Областной семинар «Инновации и традиции» (Центр информатизации и технического творчества, г.Калининград) « Интерактивная доска – средство повышения качества образовательного процесса» (Семинар МО учителей гуманитарных дисциплин «Внедрение передовых технологий в практику работы преподавателей гуманитарного цикла)

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы Проблемы языка – проблемы статуса страны Итак, Россия занимает 72 место по готовности к использованию ИКТ согласно данным Всемирного экономического форума (отчет The Global Information Technology Report ) из 115 стран. А по грамотности чтения 28 место из 32 стран по данным PISA. Рисунок 1 Место России по результатам различных тестов И Россия «застряла» и по одному, и по другому показателю, где-то на двух третях пути. Поразительно вовсе не это, это как раз общеизвестно. В целом, среди стран Содружества лидирующие позиции по использованию ИКТ занимает Казахстан - 60-ое место. По итогам исследования, Украина заняла 76-ое место, Молдавия - 94-ое, Эстония (23-е), Литва (44-ое), Латвия (51- е).

Так вот, среди известных нам недавних наших сателлитов больше всего готовы и способны использовать преимущества информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) страны с наибольшим индексом культуры. (О Казахстане разговор особый.) Да простят меня соотечественники! Это как раз относится к предмету нашего разговора. К русскому языку и русской же литературе. Недаром накануне наступления 2007 года президент России объявил этот год - годом русского языка. Экспансия европейских языков на территорию, в том числе и нашей страны, не признак ли «пожирания» культуры страны, которая утратила временно лидирующие экономические позиции и превращается в сырьевой придаток Объединенной Европы? Как тут не вспомнить строки Иосифа Бродского: «...что устав от поднятой веком пыли, русский глаз отдохнет на эстонском шпиле». Но вернемся к языку и литературе. А именно к методам их преподавания. Не секрет, что дети наши в последнее время читать перестали. Отсутствие регулярного чтения потянуло за собой и отсутствие так называемого навыка автоматического письма. Плохо распознаются и стили текстов. Кстати, вспомните, не жаловались ли Вам знакомые в последнее время, что библиотеки, собранные в е годы стали лишь(!) занимать место? Что выросшим детям они не нужны и т.д.? Нередко последним и единственным источником информации, кроме школьного урока, у учащегося остается телевидение. Где-то около 5% населения выбирает для просмотра канал «Культура». Остальное Вы и сами знаете. Никаких обвинен ий, боже упаси! Парадокс состоит еще и в том, что развитие коммуникаций привносит в культуру языка чуждые ему элементы. Словарный запас детей обогащается в основном сленговыми словами или производными от англоязычных. Язык, без сомнения, ассимилирует все чужеродные элементы со временем. С этим нам, похоже, надо смириться, поскольку литературному русскому языку не хватает экспрессии, отражающей стремительное развитие информационного пространства.

Возможные пути решения проблем Тут все средства хороши. Интерактивные доски так интерактивные доски. Тренажеры по русскому языку так тренажеры. В этом году компания «Инис-Софт» выпустила диск для 9-го класса по русскому языку, продолжая серию выпусков «Семейный наставник». В новом кабинете мы установили десять тренажеров. Я намерена попробовать наряду с традиционной подготовкой к ЕГЭ по русскому языку для 9-ых классов использовать и тренажер данной фирмы. Надеюсь на результат. Рисунок 3 Параметры усвоения на текущий момент Рисунок 2 Параметры усвоения на каждой неделе обучения А теперь о главном.

Роман Булгакова в Сети - Куда-нибудь ты обязательно попадешь, сказал Кот. – Нужно только достаточно долго идти. Льюис Керролл «Алиса в Стране чудес» Основная цель как бы есть, но и как бы нет живут текущими надобностями. Кто никуда не плывет, того куда-то несет. И, в общем, ясно куда: в черную дыру бытийной канализации, в отхожую яму, в распад, в смерть... Владимир Леви «Сюита о проглоченном времени» Мой предмет «Русский язык и литература» представляется мне краеугольным камнем воспитательного процесса возможного в стенах школы, вообще. Поскольку по силе эмоционального воздействия вряд ли с ним сравнится любой другой предмет. Это подтверждается и наибольшим количеством литераторов на профессиональных конкурсах. Смотрите: на конкурсе «Учитель года – 2006» в Челябинске более чем из пятидесяти участников – 26 было … филологами. Сравните отметки ЕГЭ по математике и русскому в одной отдельно взятой школе при условии равного профессионализма учителей-предметников. Отметки по математике, как правило, чуть-чуть выше. Русский язык один из самых сложных языков мира. Пользуюсь иногда шпаргалками Леви. Например, «отличай срочное от важного». Подготовить ребенка к сдаче экзамена дело срочное. Привить ему коммуникативные навыки и желание самообучаться – это важное. Прочитать булгаковский роман вовремя для старшеклассника – это срочное. Побудить ребенка получить эмоциональный опыт – это важное. Булгаковские произведения с успехом экранизируются. И современный подросток спрашивает: «Зачем читать, когда можно посмотреть?» И тогда надо находить весомые аргументы.

Булгаков режиссера Бортко – это не твой Булгаков. Ты должен сделать сознательное усилие и прочесть первоисточник. Сегодня ты удовлетворишься версией талантливого режиссера, завтра версией журналиста о событии, касающегося жизни твоего соседа. А потом тебе – неискушенному - телевидение представит нового политического лидера, чей образ выдуман, оцифрован и озвучен в студии. (Читайте Пелевина!) И от решений этого виртуального симулятора будет зависеть жизнь страны. И согласно законам купли-продажи сценарий фильма, например, «Дневной дозор» также далек от текста книги, как Озёрск от Кушки. Интерпретация первоисточника - плод Не Твоего ума. И следует непременно повести в Интернет-класс и показать тысячи иных версий прочтения и понимания «Мастера и Маргариты». И выбрать две противоположные точки зрения на роман людей известных. И потом спросить: «А ты, что думаешь ты?» Приглашение к диалогу. Пожалуй, самое важное. На мой взгляд, Сеть отчасти сравняла возможности образования для элиты и образования общедоступного.

Р ОМАН Б УЛГАКОВА «М АСТЕР И М АРГАРИТА » В И НТЕРНЕТ Поможет ли компьютер и Интернет привить любовь к чтению?

П РОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Мы увязли в нашу профессию по уши, она исподволь изолировала нас от внешнего мира – и в результате у нас мало свободного времени, мало денег, мало книг, мы мало и неохотно читаем, мало слышим и редко уезжаем…» в 1896 году А.П. Чехов писал к В.И. Немировичу-Данченко … в нас самих, к сожалению. Проблемы обучения

П РОБЛЕМЫ ЯЗЫКА – ПРОБЛЕМЫ СТАТУСА СТРАНЫ Россия занимает 72 место по готовности к использованию ИКТ согласно данным Всемирного экономического форума (отчет The Global Information Technology Report ) из 115 стран. А по грамотности чтения 28 место из 32 стран по данным PISA.

П РОБЛЕМЫ ЯЗЫКА – ПРОБЛЕМЫ СТАТУСА СТРАНЫ В целом, среди стран Содружества лидирующие позиции по использованию ИКТ занимает Казахстан - 60-ое место. По итогам исследования, Украина заняла 76-ое место, Молдавия - 94-ое, Эстония (23-е), Литва (44-ое), Латвия (51- е). Так вот, среди известных нам недавних наших сателлитов больше всего готовы и способны использовать преимущества информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) страны с наибольшим индексом культуры.

У ТРАТИТ ЛИ РУССКИЙ ЯЗЫК СВОИ ПОЗИЦИИ ? Экспансия европейских языков на территорию, в том числе и нашей страны, не признак ли «пожирания» культуры страны, которая утратила временно лидирующие экономические позиции и превращается в сырьевой придаток Объединенной Европы? Накануне наступления 2007 года президент России объявил этот год - годом русского языка.

Ч ТЕНИЕ – ЗАЛОГ ГРАМОТНОСТИНавыкавтоматическогописьма Общая культура культура человека человека Чтение

С МОТРЕТЬ ИЛИ ЧИТАТЬ Нередко последним и единственным источником информации, кроме школьного урока, у учащегося остается телевидение. Лишь около 5% населения выбирает для просмотра канал «Культура».

В ОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ Все средства хороши: тренажеры электронные библиотеки материалы в Сети; интерактивные доски. Различай: срочное и важное!

О СРОЧНОМ И ВАЖНОМ Подготовить ребенка к сдаче экзамена дело срочное. Привить ему коммуникативные навыки и желание самообучаться – это важное. Прочитать булгаковский роман вовремя для старшеклассника – это срочное. Побудить ребенка получить эмоциональный опыт – это важное.

В ЫВОД Приглашение к диалогу. Пожалуй, самое важное. На мой взгляд, Сеть отчасти сравняла возможности образования для элиты и образования общедоступного.

«10 ХИТРОСТЕЙ ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ» ОБЗОР НЕКОТОРЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Решим будущие задачи сегодня «МОУ СОШ им.Д.Тарасова» г.Озёрск ул. Суворова, 15 Телефон: Факс:

НЕКОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИЁМЫ Многочисленные ресурсы Activstudio позволяют учителям и ученикам достичь цели обучения. Учителя могут использовать динамические возможности доски. Вот некоторые приёмы: Перетаскивание текстовых и графических объектов для иллюстрации идеи, опытов, заданий. Использование заранее спрятанного правильного ответа. Демонстрация видеозаписей, изображений, звуковых фрагментов, flash-анимаций. Подключение внешних ссылок на web-источники, программы-тренажёры. Использование системы реагирования Activote для быстрого опроса учеников, последующее экспортирование данных в электронные таблицы. три приёма работы с интерактивной доской Создание специальных файлов непосредственно в Activstudio. Преимущества: маленький размер флипчартов, отсутствие сторонних приложений. Работа в привычном офисном пакете и последующее использование Activstudio в качестве контейнера для хранения и воспроизведения разнотипных файлов. Подключение тренажёров, web-cайтов прямо со страниц флипчарта. Можно использовать доску без Activstudio как интерактивный монитор. подробнее о возможностях доски Рассмотрим первый приём подробнее. Activstudio напоминает векторный графический редактор. Текстовые и графические объекты, фоны помещаются на различные слои. Объекты можно изменять, блокировать и помещать один поверх другого. Создание флипчартов требует определённых навыков работы. Рассмотрим второй приём. Вы можете создавать документы, презентации и другие файлы в привычных приложениях, а затем использовать программу как контейнер. Программа имеет свой web-браузер, средства воспроизведения почти всех Windows-файлов. нет необходимости после создания флипчарта -контейнера «носить» эти файлы с собой. И подробнее о третьем приёме. Если первые два приёма являются трудоёмкими, то использование готовых тренажеров, систем тестирования, обучающих игр – дело лёгкое и приятное! В этом случае доска превращается в сенсорную панель. Завершая обзор, повторим приёмы использования доски. Делаем флипчарт. Делаем в той программе, к которой привыкли и помещаем в флипарт. Используем готовые программные продукты и доску как сенсорную панель.

П РЕЗЕНТАЦИИ К УРОКАМ Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» И.А.Бунин Ранние реалистические произведения М.Горького Ранние реалистические произведения М.Горького Наташа Ростова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Литература Янтарного края

И. А. Б УНИН Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана : Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь Письмена.

Р ОДИЛСЯ 10(22) ОКТЯБРЯ В В ОРОНЕЖЕ

Д ОМ - МУЗЕЙ И.Б УНИНА В В ОРОНЕЖЕ

1891 – первый сборник стихов 1892 – 1900 – «Танька», «На край света», «Учитель», «Антоновские яблоки» 1900 – 1920 – «Деревня», «Суходол», «Господин из Сан- Франциско», «Братья» С 1920 года живет во Франции. «Митина любовь», «Темные аллеи», «Жизнь Арсеньева» 1933 – удостоен Нобелевской премии в области литературы Сборник стихов «Листопад» отмечен Пушкинской премией

«О КАЯННЫЕ ДНИ » Дневниковые очерки. Опубликованы в 1925 году в Париже. Книга проклятий, расплаты и мщения

С КОНЧАЛСЯ В П АРИЖЕ 8 НОЯБРЯ 1953 Г. «Умер Иван Алексеевич Бунин. Потеря эта для России огромна. Он любил жизнь и оставил нам её в своих книгах. В этом его победа на смертью.» (В.Смоленский)

Р АННИЕ РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ М.Г ОРЬКОГО. Поиски идеала в рассказе «Челкаш»

З АДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1 группа 2 глава. С первых строк до слов «…тьма как бы стала живой». 1.Дать название фрагменту текста. 2.Какие чувства испытывают Челкаш и Гаврила в море? Как объясняет Горький контраст в переживаниях героев? 3.Каковы жизненные ценности героев, отразившиеся в их чувствах? 2 группа 3 глава. Со слов «Челкаш протянул Гавриле несколько бумажек…» до конца главы. 1.Дать название фрагменту текста. 2.В чем, по-вашему, смысл «маленькой драмы, разыгравшейся между двумя людьми», - Челкашом и Гаврилой?

П ОЧЕМУ ПОИСКИ ИДЕАЛА ПРИВЛЕКЛИ ВНИМАНИЕ Г ОРЬКОГО К ФИГУРЕ БОСЯКА ? Идеал не мыслился Горьким без свободы Свобода понималась и как протест против «Сытого благополучия» В фигуре босяка Горький увидел носителя протеста Челкаш – бунтарь против обывательских норм жизни: собственнической хватки, узкого кругозора, трусливого существования, - которые с легкой руки Горького стали называть мещанством

В любом регионе, городе есть свои писатели и поэты. Калининград - не исключение. Известность большей части из них не выходит за пределы города, есть литераторы, для которых Калининград всего лишь отрезок их жизненного и творческого пути. Однако есть и такие, произведения которых могут по праву считаться "визитными карточками" литературного мира региона. Писатели и поэты Янтарного края

А ЛЕКС (А ШЕ А ЛЬ ) Г АРРИДО Алекс (Аше Аль) Гарридо, еще живой автор, родился в Калининграде, с октября 2005 временно живёт в Москве. Участник фестивалей «Культурные герои 21 века» (Калининград, 2000), «СЛОWWWО» (Калининград, ). Весьма сопротивляется распространению каких бы то ни было сведений о себе. Как у любого кочующего из сегодня в сегодня, у него нет истории. Он говорит: «Вчерашнее было слишком вчера, чтобы оглядываться и помнить. А если не так значит, это было еще сегодня, если вы понимаете, что я имею в виду. Завтра не наступает никогда. Если бы я хотел сказать о себе, я бы написал мемуары. А я написал Любимую игрушку, и это именно то, что я имел в виду. Может быть, кто другой мог бы рассказать обо мне больше и толковее. Но я, честное слово, не могу никому доверить этого..."

Л ОРА А НДЕРСЕН Авторы, как правило, рождаются на Земле. И как это ни странно, Лора Андерсен не была исключением. Она родилась, и это совершенно точно, в маленьком городке, в России. Сочинять начала лет с пяти. По крайней мере уже тогда мамаши прибегали жаловаться, что она пугает детей страшными сказками. Так и продолжается с тех пор, только "сказки" стали для взрослых. Сейчас живет и работает программистом в Нью-Йорке. «Дети Вечности» - это смесь жанров, включающая в себя и фантастику, и любовь, и приключения, и детектив, и еще много других. Перечислять все жанры нет смысла, да и зачем - разве жанр произведения самое главное??? Нет, самое главное сюжет.

И ГОРЬ Б ЕЛОВ Родился в 1975 году в Ленинграде. В Калининграде проживает с 1988 года. Публиковать стихи начал в 1995 году, печатался в региональной периодике, калининградском самиздате, альманахе "Насекомое", журнале "Запад России", сборнике молодых писателей "Молодые голоса". В 2000 году выпустил поэтический сборник "Без поворотов", в том же году в Санкт-Петербурге отдельным изданием вышла поэма "Снежное семя". Участник литературного объединения "Родник". Член Союза российских писателей. В октябре 2001 года принимал участие во Всероссийском семинаре молодых писателей, где обсуждался на мастер-классе поэта Кирилла Ковальджи.

Картонная бабочка выпорхнула из рук и растаяла в воздухе, хлопнув дверью. Нержавеющий ливень молча стоит вокруг и теряет время. Я никогда не узнаю – настолько почерк размок – где теперь тебя носит словно письмо в бутылке, и в каком кафе цеппелина свинцовый бок распорот ножом и вилкой. Под какими звездами дыхание затая за тобой наблюдает уже полвокзала, а из динамиков льется через края первый весенний гром со вкусом металла. Я тебя буду помнить, даже когда умру. Так вот они и звучат на улице и в квартире, чайкам не обломившиеся слова на морском ветру, И не поймешь, что в записи, а не в прямом эфире. К северу от границы крутят песню о двух мирах, заткнувшую глотку морю и антициклону. Это вильнюсский поезд несется на всех парах жемайтийского самогона.

Ю РИЙ Б УЙДА Родился в 1954 году в городе Знаменске (Калининградская область), учился в Калининградском государственном университете, работал в "Калининградской правде" вначале корреспондентом, а потом - заместителем главного редактора. В 90-е годы Юрий Буйда стал фигурой заметной в современной российской литературе. Он автор романов "Дон Домино", "Ермо", "Ирина" и др., сборника рассказов "Прусская невеста". В настоящее время живет в Москве.

О ЛЕГ Г ЛУШКИН Родился 2 июня 1937 г. в г. Великие Луки, в семье служащих. В 1960 г. окончил кораблестроительный факультет Ленинградского кораблестроительного института и приехал в г. Калининград. Работал докмейстером на заводе "Янтарь", в рыбной промышленности, выходил в море на рыболовных судах. Автор семи книг повестей и рассказов, в основном на морскую тематику - "Шахматы", "Восходящий поток", "Антей уходит на рассвете", "Морское притяжение", "На благо российского флота", "Барьер", "Иисус Назарянин", "Кафедральный собор", "Пути паромов". Рассказы и повести также публиковались в журналах "Нева", "Океан", "Искатель" и других. Переводились на польский, литовский, немецкий языки.

С 1985 г. - профессиональный писатель, член Союза писателей. С 1990 г. по 1997 г. - председатель Калининградской областной писательской организации. В эти же годы - редактор журнала "Запад России". В настоящее время - руководитель литобъединения флота им. Лебедева. Имеет награды - медаль "За доблестный труд" (1970 г.), премия "Признание" (1996 г.) за создание журнала "Запад России". Является заместителем председателя Калининградской областной писательской организации Союза российских писателей. Последняя опубликованная книга - "Саул и Давид"(2001г.).

Ю РИЙ И ВАНОВ Юрий Николаевич Иванов родился 8 июня 1928 года в Ленинграде в семье служащих. Учился, пережил блокаду. В 1951 году окончил Ленинградский институт физической культуры им. Лесгафта. Работал на Камчатке, на Чукотке, в Магаданской области. В 50-е годы участвовал в экспедиции в качестве сотрудника АтлантНИРО, плавал помощником капитана на судах "Мортрансфлота". С 1963 года начал активно заниматься писательской деятельностью. В Союз писателей СССР Юрий Николаевич принят в 1966 году. Юрий Иванов - автор широко популярных рассказов, повестей, романов, некоторые из его произведений переведены на иностранные языки. Биография писателя отражена в его творчестве. Книга, принесшая автору подлинное признание - "Мы шли под грохот канонады". Юрий Николаевич ушел из жизни в июле 1994 года. Ему всегда было свойственно стремление к тому, чтобы словом возродить духовность, сделать жизнь людей более наполненной. Ю. Иванов и Г. Гофман Ю. Иванов и Г. Гофман

В ЯЧЕСЛАВ К АРПЕНКО Писатель, член Союза российских писателей, заведующий литературной частью "Другого театра" Дома искусств г. Калининграда Родился 23 февраля 1938 г. в г. Харькове. Окончил среднюю школу на Урале, под Челябинском. Работал в геологических отрядах в Коми, Эстонии, Карелии. Учился в Ленинградском мореходном училище, служил на флоте, ходил в море кочегаром, мотористом, механиком в Мурманске и Калининграде. Учился на факультете журналистики Ленинградского государственного университета, работал заведующим отделом а 1 ответственным секретарем в "Калининградском комсомольце" ( гг.). В 1966 г. в результате неудавшейся попытки интеллигенции Калининграда воспрепятствовать сносу Королевского замка был вынужден уехать в Алма- Ату, где прожил 30 лет. В 1997 г. вернулся в Калининград. Член редколлегии журнала "Запад России". Публиковался в журналах "Запад России" и "Вильнюс". Его книги: "Вожаки", "Ленкины сказки", "Рыба была большая", "Мой правый берег", "Повесть одной жизни", "Колючка", "По горам, по долам", "Побег"; сборники: "Лик земли" (8 выпусков), "Земля - наш дом" и многие другие.

Ю РИЙ К УРАНОВ Писатель, член Содружества Союзов российских писателей. Родился 5 февраля 1931 г. в г. Ленинграде, в семье художников. Окончил три курса исторического факультета МГУ и три курса сценарного факультета ВГИК. Печатался с 1956 г. почти во всех центральных журналах "Новый мир", "Октябрь", "Юность", "Москва", "Дружба народов", "Волга", "Огонек" и т.д. и газетах: "Правда", "Советская Россия", "Литературная газета", "Литературная Россия", "Комсомольская правда". Рассказы издавались за рубежом на английском, французском, немецком, испанском, японском, греческом, польском, венгерском, сербском, хорватском, болгарском и других языках. Признан как мастер миниатюры и короткого рассказа. Наибольшую известность получили: цикл коротких новелл "Лето на Севере", "Осенние рассказы", повесть "Облачный ветер", "Озарение радугой", "Тепло родного очага", роман "Дело генерала Раевского" и прочие. Скончался Юрий Николаевич в 2001г.

Я видел: две птицы прощались среди облаков на лету, их души над лесом снижались, теряя простор, высоту. Одна, отвалившись от стаи, влачила по ветру крыла, другая, совсем молодая, чего-то тревожно ждала. Какую-то кроткую милость взывала печальной судьбе и, кажется, скорбно молилась и вся трепетала в мольбе. А старая мудрая птица, под сердцем смирившая страх, готовилась с миром проститься с молитвою в тусклых глазах. Две птицы, два кротких коленья... Ты, словно там, в небесах, вот-вот припадешь на колени с молитвою в скорбных глазах.

С ЭМ С ИМКИН Поэт, член Калининградской писательской организации, литературовед и переводчик английской, немецкой и литовской поэзии. Родился 9 декабря 1937 г. в г. Оренбурге, в семье служащих. С 1960 г. живет в Калининграде. В 1964 г. окончил технологический факультет КТИ. в 1974 г. - Московский литературный институт им. Горького. В 1962 г. вышла первая книга стихов, в 1982 г. принят в члены Союза писателей. Автор полутора десятков книг стихов и переводов. Его книги переведены на немецкий, польский, литовский языки. Сэм Симкин переводил книги немецких, литовских, польских поэтов. Руководитель областного литературного объединения "Родник", художественный руководитель и преподаватель поэзии и развития речи детской школы-студии "Аистенок".

Награжден областной литературной премией "Признание'' в 1997 г. Член бюро калининградской писательской организации. Публикации: "Плавать по морю необходимо", "Цвета моря", "Свет ты мой единственный", "Еще звучит моя песня" и другие, а также в журналах "Юность", "Вильнюс", "Запад России". Постоянный автор газеты "Гражданин". Наиболее удачный проект - серия книг "Поэзия Восточной Пруссии". Лауреат премии "Признание" в 1998 году за поэтический сборник "От моря сего" и успешную деятельность студии "Родник". Награжден медалями Агнес Мигель и Кристионаса Донелайтиса, Творчество Сэма Симкина отмечено критиками "Литературной газеты", приложения к газете "Учительская газета" и немецкими литературными изданиями.

С ЕРГЕЙ С НЕГОВ Настоящее имя - Штейн Сергей Иосифович. Родился в Одессе 5 августа 1910 года. Учился в одесском физхиме на физическом факультете. Уже в 21 год специальным приказом наркома просвещения Украины, продолжая учиться на физфаке, он назначается на должность доцента кафедры философии. Однако в его лекциях обнаружено отступление от норм марксизма-ленинизма, и поэтому философию приходится оставить и переехать в Ленинград. Там он работал инженером на заводе "Пирометр". В 1936 против Снегова возбуждается фальсифицированное уголовное дело, и в 1937 году, получив по решению Высшей Военной Коллегии Верховного Суда СССР 10 лет, Снегов отправляется по тюрьмам и лагерям : Бутырка, Лефортово, Соловки, Норильск.

В этом доме с 1972 по 1994 гг. жил и работал С.А. Снегов В этом доме с 1972 по 1994 гг. жил и работал С.А. Снегов

После ссылки Снегов не возвращается в науку, а начинает писательскую карьеру. Уже после первой его повести "Иди до конца" Снегова из-за идеологического несоответствия перестают публиковать. Вскоре он решает уйти в фантастику. Его первый роман "Люди как боги" отвергли подряд четыре издательства. И все же именно фантастика, переведенная впоследствии на 10, если не больше, языков, принесла писателю известность, далеко выходящую за пределы его страны. О своем детстве и молодости он рассказал в автобиографических произведениях (многие так и не были напечатаны). После ссылки Снегов не возвращается в науку, а начинает писательскую карьеру. Уже после первой его повести "Иди до конца" Снегова из-за идеологического несоответствия перестают публиковать. Вскоре он решает уйти в фантастику. Его первый роман "Люди как боги" отвергли подряд четыре издательства. И все же именно фантастика, переведенная впоследствии на 10, если не больше, языков, принесла писателю известность, далеко выходящую за пределы его страны. О своем детстве и молодости он рассказал в автобиографических произведениях (многие так и не были напечатаны).

Люди как боги Первая (конец 60-х начало 70-х) и по отзывам критиков лучшая русская "космическая опера". Далекое будущее, поразительные механизмы, способные превращать вещество в пространство и наоборот, что позволяет звездолетам в тысячи раз превышать скорость света и одним ударом уничтожать целые планеты; гравитационные улитки, свободно меняющие метрику космоса; поразительное разнообразие разумной жизни: от существ, похожих на ангелов, кузнечиков, змей до мыслящей материи, космического звездного разума; непредставимых масштабов звездные войны, в которых гибнут целые галактики; время прямое, разорванное, криволинейное, которым люди в конце концов начинают управлять все это позволило книге за неполных тридцать лет выдержать восемь отдельных изданий в России и пять в Германии.