Свобода и ответственность. К вопросу о конструировании магистерских образовательных программ Анатолий Каспржак Институт развития образованием Высшая школа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современные тенденции развития образования (к вопросу о конструировании магистерских образовательных программ) Анатолий Каспржак Институт образования Высшая.
Advertisements

Магистерская программа «Управление образованием» или «Высшие директорские мастерские» в Вышке Анатолий Каспржак Институт развития образованием Высшая школа.
Магистерская подготовка руководителей, управляющих развитием образовательного учреждения А.Каспржак, С. Калашников, Д. Фишбейн, Ю.Ээльмаа Высшая школа.
Новые образовательные результаты как основа проектирования образовательных программ Методический семинар «Стратегия развития профессионального образования.
Компетентностный подход Компетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях Компетентность.
Москва, октябрь 2014 г. Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики Институт образования Каспржак А.Г., Калашников С.П., Митрофанов.
Построение программ модулей ООП (магистратуры, бакалавриата) от результатов Подготовлено в рамках проекта модернизации педагогического образования Анатолий.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Технология достижения планируемых результатов Презентация Оксимец О.А. МОУ «СОШ 10» г. Нефтеюганска на основе материалов ФГОС.
Критериальное оценивание планируемых результатов образования Фисенко Т.И., доцент кафедры ТиМО ХК ИРО.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ПАСПОРТОВ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЯ О. А. Смоляк, доцент кафедры культурологии Пермского государственного института.
Введение Настоящая Концепция разработана в соответствии с государственным общеобязательным образовательным стандартом – 2006г, типовыми учебными планами.
Презентация курса по выбору «Технологии визуализации данных» Кафедра Информатики и МОИ Факультет Математики, физики и информатики.
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения образовательных стандартов второго поколения Семинар 8.
Ключевые подходы к процессу проектирования образовательной программы магистров Ориентир на формирование компетенций, Внедрение формата ЕСТS (European.
Семей, 28 декабря 2010 г. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА.
ВВЕДЕНИЕ В СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ Долженко Руслан Алексеевич Кафедра Стратегического маркетинга Высшая школа экономики, Москва,
Модель исследовательской магистратуры. 2 Формируемые компетенции.
Тема: Методы обучения с использованием модульных программ на компетентностной основе Преподаватель: Николаева В. И.
Транксрипт:

Свобода и ответственность. К вопросу о конструировании магистерских образовательных программ Анатолий Каспржак Институт развития образованием Высшая школа экономики, Москва,

В Болонской декларации (1999 год) изначально было указано 6 основных направлений деятельности, а именно: Высшая школа экономики, Москва, 2012 Введение системы зачетных единиц, как средства развития мобильности студентов; Развитие мобильности студентов, преподавателей, научных работников и административно-управленческого персонала; Развитие сотрудничества в области обеспечения качества с целью разработки сравнимых критериев и методик; Формирование европейского пространства высшего образования с акцентом на образовательные программы, межвузовское сотрудничество, интегрированные программы обучения и исследований. Результат: появились стандарты высшего образования нового поколения. Введение понятных, сравнимых степеней, Приложения к диплому; Переход на систему образования, состоящую их двух циклов; Результат: появилась степень магистра и магистратура как нечто среднее между высшим образованием и аспирантурой.

Канада США Чили Норвегия ПольшаГермания Испания Швейцария Грузия Россия Ботсвана Оман Тайвань Таиланд Малайзия Сингапур Филиппины TEDS-M – международное исследование по изучению систем педагогического образования и оценки качества подготовки учителей начальной и средней школы по математике: Teacher Education Study in Mathematics – 2008, 17 стран Высшая школа экономики, Москва, 2012

Международное исследование по оценке качества подготовки будущих учителей математики TEDS-2008: победа или материал для размышления? Будущие учителя математики продемонстрировали высокие результаты как по математике (594 балла, второе место из 17 стран), так и по методике преподавания математики (566 баллов), уступив только студентам Тайваня (667 и 649 баллов соответственно). Процент будущих учителей, достигших порогового уровня профессиональной компетенции в области методики преподавания математики, значительно ниже: – только 32% российских будущих учителей начальной школы и 71% будущих учителей математики достигли этого международного порогового уровня педагогической компетенции. российские студенты, будущие учителя математики, достаточно успешно справляются с большинством математических заданий, требующих воспроизведения изученного содержания (определения, теоремы, теоретического факта, алгоритма действий и т. п.), но испытывают затруднения при выполнении заданий, требующих самостоятельного вывода, анализа предложенной математической ситуации или решения поставленной проблемы. Высшая школа экономики, Москва, 2012

Результаты выполнения заданий по алгебре Объект оценкиРезультат 1Понимание свойств арифметических действий над натуральными и целыми числами 85,8 2Умение читать круговую диаграмму (извлекать информацию) 89,65 3Умение переводить словесное описание закономерности на язык алгебры 34,3 4Умение решать задачи с пропорциональными величинами87,2% 5Умение описывать практические ситуации средствами алгебры 51,5% 6Умение решать задачи с использованием представлений о случайном событии и его вероятности 87,6% 7Умение читать столбчатую диаграмму и дополнять ее89,7% 8Умение читать график движения (извлекать информацию)46,2% Высшая школа экономики, Москва, 2012

У российских школьников: Не сформированы различные типы чтения (работа с информацией, представленной в неявном виде, форме таблиц, реконструкция разных точек зрения и т.д. Они работают с «приготовленными» текстами); Отсутствует учебная самостоятельность, присутствует установка на стереотип (например: не могут самостоятельно установить требуемый уровень точности ответа, на используется личный опыт, тест как проблема); Нет потребность решить проблему, но не задачу (предметы – сигналы; подсчитать – применить формулу, объяснить что-то кому-то). Российские студенты (учителя): достаточно успешно справляются с большинством математических заданий, требующих воспроизведения изученного содержания (определения, теоремы, теоретического факта, алгоритма действий и т. п.), но испытывают затруднения при выполнении заданий, требующих самостоятельного вывода, анализа предложенной математической ситуации или решения поставленной проблемы. Основная характеристика хорошего вуза (магистратуры) – его «школьность»: Студент решает задачи, но не проблемы; Образовательный процесс жесткий, его «ведут» преподаватели, логику задает академическая наука. Как следствие – студент не склонен к самостоятельности (отсутствует свобода, инициатива, ответственность). Дефициты, обнаруженные у российских школьников в исследовании PISA, студентов – в TEDS-2008 Высшая школа экономики, Москва, 2012

Итоговое замечание или еще несколько слов о магистратуре в области управления образованием Master of Science Master of Arts Поощрение Наказание; Мотивация Руководитель, специалист – решает задачу + Лучший профессионал; + Авторитет Лидер, Профессионал – разрешает проблему, служит идее Высшая школа экономики, Москва, 2012

Образовательная программа магистерской подготовки «Управление образованием». Принципы как основа для конструирования Открытость образовательно го пространства Временная динамика Ответственног о учебного действия Приоритет образовательн ых результатов Интеграция содержания Организационная идея 1 Проектная логика разворачивания программы Организационная идея 2 Обучение через реконструкцию опыта

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Приоритет образовательных результатов (англо-саксонская традиция) фото Образовательные результаты это то, что, как ожидается, студент должен быть способен делать, а, значит, сможет продемонстрировать в конце учебного курса или программы (освоенные способы становятся средствами действия). Отсюда: 1.Образовательные результаты – это измеримые характеристики, поскольку именно образовательные результаты должны быть оцениваемы в итоге. 2.Образовательные результаты каждого курса соотносятся с образовательными результатами образовательной программы в целом. Основные правила: 1.Обычно выбираются небольшой перечень самых важных образовательных результатов, описанных в простых и однозначных терминах 2.Образовательные результаты не являются «списком пожеланий» по отношению к студенту – вся ОП строится на основе этих заданных требований к себе и студенту 3.Принято избегать описательных глаголов, таких как «понимать», «знать», «осознавать», «разбираться в…». Конкретные глаголы такие как «быть способным определять», «уметь применять», «уметь анализировать» предпочтительнее, чем «понимать», «быть знакомым с…». Наши студенты отличаются тем, что они умеют писать тексты….

Образовательные результаты программы Образовательные результаты модуля/курса Образовательные результаты курса/учебного занятия Приоритет образовательных результатов Высшая школа экономики, Москва, 2012

Курсы Образовательные результаты программы DADD D 2 D … nDD Высшая школа экономики, Москва, 2012

Интегративный характер содержания учебных курсов Учебные курсы программы магистерской программы «Управление образованием» Российская магистратураАнгло-саксонская магистратура 1. Философия образования1.Образовательные теории и реформы образования 2. Образовательная политика2.Практика анализа образовательной политики 3.Психология образования и/или Возрастная психология 3.Психологические теории как основание для проектирования образовательных систем 4.Управление персоналом4.Развитие образовательной организации в условиях изменений 5.…5.…. Высшая школа экономики, Москва, 2012

Жесткий учебный план ИУП внутри вуза Открытое образовательное пространство вуза Открытый характер (открытость) образовательного пространства Высшая школа экономики, Москва, 2012 Болонское соглашение. Задача – сделать открытыми друг для друга национальные системы высшего образования

Принцип временной динамики (блочно-модульное построение программы) Проблематизация Освоение инструментов и процедур Освоение исследовательских процедур Высшая школа экономики, Москва, 2012 Результаты Учебные курсы

Традиционный (англо-саксонский) способ обеспечения результата – спецификация фото Блоки, которые позволяют Курсы Образовательные результаты программы Б лок 1. Проблематизирующий Увидеть основные проблемы управлениями образовательными системами, соотнести их со своим опытом Определенный набор образовательных результатов Блока 1, который является требованиями к уровню компетентности студента, позволяющему ему успешно освоить блок 2 Блок 2. Инструме нтальный Освоить основные инструмент ы и процедуры, которыми должен овладеть квалифицир ованный управленец Экономика об. сектора ADD D DD ОНС менеджмента DADDDD Маркетинг ОУ DDDADD Использование ИКТ в управлении Развитие организации ОТВЕТСВЕННЫЙ ВЫБОР (СВОБОДА) СТУДЕНТА (элективные курсы) Информационная от. ОУ Информац. среда ОУ Э-П управление ОУ Блок 3. Исследовательский Освоить исследовательские навыки, позволяющие выполнить магистерское исследование

Схема разворачивания образовательной программы (первый год) Принцип ответственного учебного действия (оценка – не отметка) Описание школы по открытым источникам Представление школы «мастеру» Переговоры относительно «проблемы» Модуль 1 Изучение соответствия заявленной проблемы с реальностью (ожидания – возможности) SWOT –анализ учреждения по данной проблеме (защита) Модуль 2 Формулировка дебютных идей (их согласование с заказчиком) Разработка проекта Защита его перед коллективом школы Модуль 3 Практика (оценка, а не отметка) Высшая школа экономики, Москва, 2012 Блок 1Блок 2

Огородник может решать, что хорошо для моркови, но никто не может решать за другого, что есть благо Сартр Ж.-П. Не люблю, когда наступает свобода, - признался раб со стажем, - тогда рвутся цепи, связывающие нас друг с другом, и человек остается один, как перст". С.Е. Лец Что касается личности, то в Декларацию прав человека следовало бы записать пункт от вторжения в ее мир педагогов и психологов. В.П. Зинченко No comments…. Высшая школа экономики, Москва, 2012

101000, Россия, Москва, Мясницкая ул., д. 20 Тел.: (495) , факс: (495)