От достижений ПНПО и КПМО – к реализации «Нашей новой школы» А.М.Моисеев, проректор по научной работе и инновационной деятельности ГОУ ВПО МО«Академия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 НОВАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ По результатам реализации региональных комплексных проектов модернизации образования Организация-оператор Институт проблем образовательной.
Advertisements

Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
Главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества образования, создание новой модели школы 1.Новые образовательные стандарты.
Модернизация общего образования края: ориентиры и задачи на 2008 год Вячеслав Владимирович Башев, руководитель агентства образования Окружное совещание.
Комплексный проект модернизации образования Республики Бурятия О новых экономических механизмах в образовательной сфере Республики Бурятия заместитель.
СТРУКТУРА 1.Анализ реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования субъекта Российской Федерации в 2012 г. 2.Описание мер по модернизации.
Общественное обсуждение хода и результатов реализации комплексного проекта модернизации образования по направлению 6: повышение квалификации Основные подходы,
1 Новое направление приоритетного национального проекта «Образование» в г.г. Основной задачей общего образования в г.г. будет оставаться.
Внедрение новой системы оплаты труда ( по итогам семинара с заместителем руководителя Департамента образования г. Москвы Н.С. Шерри г.) 1.
Региональные инновационные проекты ИПОП «Эврика» – гг. ИПОП «Эврика», 23 апреля 2011 г.
Эффективные механизмы и модели реализации комплексов региональных мер, направленных на увеличение заработных плат учителей общеобразовательных учреждений.
Организация распространения опыта победителей ПНПО в Московской области Косарецкий С.Г., руководитель Центра стратегических разработок ГОУ ВПО МО АСОУ.
Реализация принципа бюджетирования, ориентированного на результат в системе образования Республики Алтай.
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проекты комплекс ов мер по модернизации системы общего образования в муниципальных образованиях Костромской области Департамент.
Кирий Н.В., доцент кафедры педагогики БелГУ, май 2007.
«Развитие самостоятельности школ как способ комплексной реализации проекта» Н.М.Шадрина Заместитель директора АНО «Эврика»
Модель участия гражданских институтов в реализации финансово-экономических и организационно - управленческих механизмов.
Отчет Центра стратегических разработок за 2009 г..
«НАША НОВАЯ ШКОЛА». Комплексный проект модернизации образования (КПМО)
Модель управления развитием системы оценки качества общего образования 6 ноября 2011г., г.Москва.
Транксрипт:

От достижений ПНПО и КПМО – к реализации «Нашей новой школы» А.М.Моисеев, проректор по научной работе и инновационной деятельности ГОУ ВПО МО«Академия социального управления»

Актуальность Нацпроекта Во-первых, реализация ряда направлений ПНПО продолжается в текущем году, (АСОУ, в частности, продолжает свою работу как Региональный Оператор по направлениям, связанным с конкурсным отбором лучших учителей, поддержкой талантливой молодежи), идут и некоторые другие направления Нацпроекта, появ- ляются новые.

Актуальность Нацпроекта Во-вторых, на федеральном уровне сделаны важные новые шаги по пути к реализации стратегической инициативы «Наша новая школа», утверждены соответствующие Поручения Президента (04 февраля 2010 г. Пр-271). Наконец, в-третьих, становится все более сильной и очевидной опора направлений «Нашей новой школы» на достижения ПНПО, в первую очередь – КПМО, прямая взаимосвязь преемственность между ними.

Новые непростые вопросы: Не торопятся ли те, кто считает, что эра крупных, масштабных проектов в образовании завершена? Не является ли сегодняшняя ситуация в системе образования предпроектной ситуацией и что нужно делать, чтобы вовремя заметить новые проектные возможности и шансы? Как прочнее опереться в реализации Нашей новой школы на достижения и заделы РКПМО в Московской области и на какие именно?

… Какие задачи оказываются в центре внимания, и насколько значима и востребована роль новых подходов к управлению системой на всех уровнях? Какие не до конца решенные задачи КПМО «Наша новая школа» высвечивает с новой силой?

Какие именно решения и подходы мы должны распространить на все регионы в рамках реализации Инициативы "Наша новая школа" Во-первых, это комплексный характер изменений, взаимосвязанно включающий основные направления комплексных проектов: финансовые инструменты (НПФ и НСОТ), обновление сети образовательных учреждений, обществе- нное участие и система оценки качества Ведущая роль здесь принадлежит финансовым инструментам.

При переходе на НПФ во всех регионах необходимо обеспечить: (1) установление норматива не только для учреждения, но и для конкретного ребенка, с учетом его особых потребностей (речь идет в первую очередь о детях с ограниченными возможностями здоровья). Норматив должен идти за учеником, куда бы он ни пошел учиться в своем регионе, включая негосударственные учреждения. Любые правовые препятствия на этом пути должны быть убраны. (2) полное доведение средств по нормативу до школ и прекращение практики перераспределения средств между школами внутри муниципалитета.

При переходе на НПФ во всех регионах необходимо обеспечить: (3) неснижение объемов сложившегося финансирования. При этом все высвобождающиеся неэффективные расходы мы рекомендуем регионам оставлять в системе, перенаправляя их на повышение норматива для всех школ, на поддержку лидеров, и на программы реорганизации и развития отстающих, усиливая тем самым связь вложенных ресурсов и результатов.

При переходе на НПФ во всех регионах необходимо обеспечить: (4) Успешный переход на НПФ невозможен без полноценной финансово-хозяйственной самостоятельности школ. Школа должна сама распоряжаться поступающими средствами, с привлечением школьных советов. Бухгалтер должен подчиняться не учредителю, а директору школы.

Самостоятельность школ – новое, шестое направление Нашей новой школы! Следующим шагом, необходимым для более полной самостоятельности школ, станет введение в действие закона о совершенствовании правового положения государственных учреждений (АСОУ уж начала работать с территориями области по этой тематике). Школа сможет получать финансирование без разбивки по статьям расходов, а следовательно, использовать более гибко и эффективно. С этим тесно связан и переход на работу по государственным и муниципальным заданиям, форматы которых скоро будут утверждаться.

При введении НСОТ всем регионам необходимо обеспечить: (1) "прозрачный" учет в окладе учителя интенсивности его труда и всех видов его деятельности, а не только уроков. (2) распределение не менее 20% фонда оплаты труда в форме стимулирующих выплат в зависимости от результатов на основании оценки этих результатов школьным советом.

При введении НСОТ всем регионам необходимо обеспечить: (3) Следует сохранить практику пропорциональной зависимости зарплаты директора от заплаты учителей и размеров школы. При этом в модельных методиках мы рекомендовали, чтобы зарплата директора не более, чем в 3 раза превышала среднюю зарплату учителей его школы. (4) И самое главное: обязательным условием введения новой системы оплаты труда является полноценное подушевое финансирование. Только в этом случае школа точно знает свой бюджет и может его "прозрачно" распределять в зависимости от специфики своей образовательной программы, спроса родителей на образовательные услуги.

В каждом МО и ОУ должны быть обеспечены: деятельность общественных советов, их непосредственное участие в выработке всех ключевых решений по вопросам деятельности школ; информационная открытость школ потребителям через систему открытого мониторинга и публичных отчетов; развитие системы оценки качества, учитывающей все достижения ребят и динамику их развития, в том числе - с использованием паспорта достижений школьника.

Реализация перечисленных выше подходов (1) Всем регионам с опорой на наработки комплексных проектов разработать программы обновления школ с указанием этапов их реализации. (2) Выбрать пилотные муниципалитеты и школы, где на первом этапе были бы отработаны все механизмы, а затем начать их массовое внедрение. Кстати, именно так было и в рамках комплексных проектов.

… (3) С самого начала обеспечить включение каждого муниципалитета, каждой школы в электронный публичный мониторинг по основным параметрам изменений. Именно данные мониторинга мы сможем положить в основу оценки эффективности деятельности регионов и муниципалитетов, усовершенствовав критерии и методики такой оценки. Региональный электронный монито- ринг – ВЦП.

Конкурсное финансирование программ регионов Эффективность перехода можно существенно увеличить, начав с 2011 года ежегодную конкурсную поддержку на основе данных мониторинга региональных программ развития современной школьной инфраструктуры, обеспечивающих рост доли школьников, обучающихся в современных условиях. Это мероприятие предполагает ежегодное софинансирование по итогам конкурса программ до 20 регионов с выделением федеральных субсидий в объеме в среднем по 500 млн. на 1 регион. При этом поддержку получат те, кто сможет обеспечить наибольшему количеству учащихся улучшение условий обучения. Критерием такой поддержки также предлагаем сделать введение в регионах тех модельных методик, которые доказали свою эффективность в рамках комплексных проектов модернизации образования.

Регионы-лидеры? …особо постараться придется лидерам, которые уже достигли высоких показателей. Но, продолжая путь обновления школьного образования, участвуя в открытом мониторинге и принимая более высокие обязательства, они также смогут на конкурсной основе претендовать на поддержку.

В новой ФЦПРО ( ) программное целевое финанси- рование, традиционно распределяемое между десятками федеральных исследовательских институтов и консалтинговыми организациями, также может быть направлено на проведение проектных изменений в конк- ретных регионах

… Принцип «деньги в обмен на обязательства» теперь может быть реализован не только в национальном проекте, но и в рамках программного целевого финансирования. Для этого предстоит помимо метода государственного заказа, закупки услуг и работ использовать метод субсидирования тех, кто проводит изменения, кто готов следовать определенным проектным требованиям, собственной практикой демонстрировать конкретные модели изменений в образовании. Причем финансовый приоритет должен быть именно на стороне субсидирования конкретных изменений практики.

Какие направления проектного финансирования могут стать наиболее актуальными? значительные изменения, касающиеся: кадровых вопросов (новая аттестация педагогов и повышение квалификации), вопросов школьной инфраструктуры (новое школьное оборудование и укрупненная сеть школ), вопросов финансирования (новая система оплаты труда и подушевое финансирование в их взаимосвязи с логикой государственного и муниципального заказа бюджетным и автономным учреждениям).

… Все эти направления работы нуждаются в общих федеральных ориентирах. Для их выработки недостаточно простых рекомендаций из министерства. Необходимо целевое финансирование общерегиональных проектов по проведению указанных изменений.

Нетрудно видеть, что: а) речь идет о новых, финансируемых на конкурсной основе проектах развития образования; б)с участием всех регионов, включая и регионы КПМО;

Нетрудно видеть, что: в)приоритетными оказываются те направления, по которым у нас есть и заделы, и нерешенные проблемы; г)все, что в ряде районов не удалось сделать в рамках РКПМО, не удастся сдать в архив – политика не изменилась – рост качества и эффективность расходов на образование. Присутствующие знают, что серьезный спрос идет за то же самое по линии показателей оценки исполнительной власти – удовлетворенность населения;

Нетрудно видеть, что: д)на первом плане оказываются вопросы культуры управления – проектного, программно-целевого, стратегического – которое мы начали осваивать, но пока очень неравномерно. В прошлом году трудно дался срочный переход на некоторые меры по реструктуризации фондов оплаты труда. Но ведь о том, что есть соответствующие ориентиры, говорилось с начала КПМО… тут есть еще большие резервы (программы развития сетей, программы реализации ННШ);

Нетрудно видеть, что: е)будут востребованы структуры- Операторы, накопившие уникальный опыт и муниципальные команды, которые в ряде районов (но не во всех!) сильно продвинули модернизацию образованию; ж)растет роль мониторинга и тут очень важна ВЦП по созданию системы РЭМ…;

Нетрудно видеть, что: з)понадобится по-хозяйски расходовать и координировать ресурсы, созданные в рамках разных проектов, что не вполне удавалось до сих пор; и)КПМО выявил существенный разброс в подходах территорий к проекту и результативности участия – Министерством при поддержке АСОУ составлен рейтинг муниципальных образований по выполнению обязательств по КПМО, котрый показывает, что есть неравномерность участия районов и их органов управления в проектах развития – это тоже вопрос, требующий серьезной координации;

… к)одновременно надо отметить, что в лучших районах система образования оказалась лидером и локомотивом муниципального развития – и по пониманию новых экономических механизмов, и по информатизации, и по сайтам, и по школьным советам, и по мониторингам. Это – огромный ресурс развития на местном уровне, который необходимо задействовать полностью.

Мы предлагаем провести анализ комплексных программ социально-экономического развития территорий, муниципальных программ развития образования и развития сети, направленных на определение их соответствия задачам закрепления и развития эффектов реализации ПНПО (КПМО), реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; организовать методическое сопровождение разработки муниципальных программ, обеспечивающих закрепление и развитие эффектов реализации ПНПО (КПМО), реализацию задач национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

Мы предлагаем организовать методическое сопро- вождение проведения конкурсов «Лучший управляющий совет образовательного учреждения», «Лучший муниципальный государственно-общественный по развитию образования», «Лучший публичный доклад муниципального органа управления образованием», «Лучший публичный доклад образовательных учреждений»;

Мы предлагаем организовать методическое сопро- вождение и мониторинг деятельности муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждении по расширению общественного участия в управлении образованием, внедрению публичной отчетности муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений;

Мы предлагаем организовать методическое сопрово- ждение и мониторинг деятельности муниципальных органов управления образованием по информированию общественности о задачах и результатах модернизации образования Московской области, реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Спасибо за внимание!