Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена Технология анализа конкретных ситуаций Презентацию подготовила: к.п.н., доцент О.Б.Даутова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Кейс – технология «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». А. Дистервег.
Advertisements

Применение метода кейс-стади в учебном процессе. Одна из важных особенностей современного образования, это его постоянное совершенствование. Изменения.
Проект Tempus-Tacis CASE – STUDY ( В технологии проблемного обучения ) г. Великий Новгород.
Л ЕОНИД П АНТЕЛЕЕВ «Ч ЕСТНОЕ СЛОВО » Тема урока: Нравственный выбор героя.
Педагогический проект «Активация самостоятельной- познавательной деятельности учащихся с использованием проблемно- ситуативного анализа или кейс-метода.
Использование РНС при реализации кейс-технологии в образовательном процессе.
Семинар 2 Метод кейс-стади в образовании Разработка и использование кейсов в учебном процессе.
РОЛЬ CASE-STUDY (МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ) КАК СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Автор.
Метод проектов на уроке обществознания Государственное областное образовательное учреждение Начального профессионального образования Профессиональное училище.
Использование компьютерных и кейс- технологий на учебных занятиях по химии, биологии, экологии Андриевская Е.А. преподаватель биологии, химии преподаватель.
CASE-STUDY. Технология обучения на анализе конкретных ситуаций Суханова Е.А., к.п.н., зам.директора НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ, доцент.
Автор: Лукашкин С.С. ГОУ СОШ 86 Петроградского района Санкт-Петербурга.
Кейс – технологии в учебном процессе Кейс – технологии в учебном процессе Шарко Дарья Борисовна, учитель русского языка и литературы вышей категории.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Ситуационная задача. Кейс-задача.. ШАНС НА УСПЕХ умение сотрудничать, способность к общению, жизни в обществе и участию в нем; способность решать проблемы,
Применение метода казуса (кейса) в педагогической практике.
Районный семинар учителей начальных классов по теме: «Освоение базовых технологий в условиях внедрения ФГОС НОО» На базе МОУ СОШ 8 г.Новоузенска.
Кейс – технология Зурмаева Елена Юрьевна учитель истории и обществознания МБОУ «Хужирская СОШ»
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Активные методы обучения: case-study Костанай
Транксрипт:

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена Технология анализа конкретных ситуаций Презентацию подготовила: к.п.н., доцент О.Б.Даутова Санкт-Петербург

«Дурак учится на своих ошибках, а умный на кейсах» «Учить – это все равно, что бросать мысли в почтовый ящик человеческого подсознания. Вы знаете, когда они отправлены, но никогда не известно, когда они будут получены и в каком виде» Э.Ловелл

Характеристика метода По технологии применения он относится к методу решения сложных, слабоструктурированных проблем, предполагающих использование творческого потенциала исследователя, ориентацию на инновацию. По технологии применения он относится к методу решения сложных, слабоструктурированных проблем, предполагающих использование творческого потенциала исследователя, ориентацию на инновацию. Главный акцент при использовании метода конкретной ситуации ставится не столько на развитие навыков решения проблемы, сколько на развитие аналитического мышления, которое необходимо для выявления проблемы, ее формулировки принятия решения. Главный акцент при использовании метода конкретной ситуации ставится не столько на развитие навыков решения проблемы, сколько на развитие аналитического мышления, которое необходимо для выявления проблемы, ее формулировки принятия решения.

Из истории: Начал использоваться в гарвардской бизнес-школе в 1908 году. Начал использоваться в гарвардской бизнес-школе в 1908 году. Рядовой студент прорабатывает 500 кейсов в год. Рядовой студент прорабатывает 500 кейсов в год. Среднее количество кейсов – 290. Среднее количество кейсов – 290.

Опыт использования кейс-метода при обучении показал его высокую эффективность с точки зрения: развития навыков структурирования информации и идентификации проблем; научения технологиям выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических); актуализации и критического оценивания накопленного опыта в практике принятия решений; эффективных коммуникаций в процессе коллективного поиска и обоснования решения; разрушения стереотипов и штампов и организации поиска верного решения; стимулирования инноваций за счет синергетики знаний развитие системного, концептуального знания; повышения мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.

Дидактические принципы и условия организации метода КС 1. Индивидуальный подход к каждому студенту, учёт его потребностей и стиля обучения, что предполагает сбор максимума информации о студентах еще до занятий; 1. Индивидуальный подход к каждому студенту, учёт его потребностей и стиля обучения, что предполагает сбор максимума информации о студентах еще до занятий; 2. Максимальное предоставление свободы в обучении (возможность выбора преподавателя, дисциплин, формы обучения, типа задач и способа их выполнения); 2. Максимальное предоставление свободы в обучении (возможность выбора преподавателя, дисциплин, формы обучения, типа задач и способа их выполнения); 3. Обеспечение студентов достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач (статьи в печати, видео-, аудиокассеты и СD-диски, продукция компаний, деятельность которых анализируется); 3. Обеспечение студентов достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач (статьи в печати, видео-, аудиокассеты и СD-диски, продукция компаний, деятельность которых анализируется); 4. Не загружать студента большим объемом теоретического материала, концентрироваться лишь на основных положениях; 4. Не загружать студента большим объемом теоретического материала, концентрироваться лишь на основных положениях; 5. Обеспечение доступности преподавателя для студента, который должен иметь возможность в любое время обратиться к нему; 5. Обеспечение доступности преподавателя для студента, который должен иметь возможность в любое время обратиться к нему; 6. Формирование у студентов навыков самоменеджмента, умения работать с информацией; 6. Формирование у студентов навыков самоменеджмента, умения работать с информацией; 7. Акцентирование внимания на развитии сильных сторон студента. 7. Акцентирование внимания на развитии сильных сторон студента.

В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование, или конкретный пример: В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование, или конкретный пример: констатация ряда событий на производстве или в учреждении, констатация ряда событий на производстве или в учреждении, описание конкретной профессиональной деятельности или эмоционально- поведенческих аспектов взаимодействия сотрудников, т. е. моделируется соответствующий содержанию обучения рабочий процесс в реальных условиях. описание конкретной профессиональной деятельности или эмоционально- поведенческих аспектов взаимодействия сотрудников, т. е. моделируется соответствующий содержанию обучения рабочий процесс в реальных условиях.

Применяемый на занятиях случай должен удовлетворять следующим требованиям: Случай должен быть приближенным к жизни и действительности и оформленным таким образом, чтобы позволял установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом. Случай должен быть приближенным к жизни и действительности и оформленным таким образом, чтобы позволял установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом. Случай должен предоставить возможность интерпретации с точки зрения участников. Случай должен предоставить возможность интерпретации с точки зрения участников. Случай должен содержать проблемы и конфликты. Случай должен содержать проблемы и конфликты. Случай должен быть обозреваемым и решаемым в условиях временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей студентов. Случай должен быть обозреваемым и решаемым в условиях временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей студентов. Случай должен допускать различные варианты решения. Случай должен допускать различные варианты решения.

Классификация ситуаций 1 Иллюстративные ситуации Описание КС Применение на лекции, в ходе письменного опроса Нормативные ситуации Имеют определенные расчетные или нормативные параметры, позволяющие провести анализ и найти однозначный ответ Предназначены для контроля знаний по пройденному теоретическому материалу Функциональные ситуации Содержат проблемы, числовые данные, противоречивую информацию, усиливающую фактор неопределенности в выборе решения Ориентированы на развитие инноваций через предметное знание. Стратегические ситуации Не имеют, да и не могут иметь однозначного решения из-за невозможности определить влияние нестабильных факторов, которые всегда присутствуют в реальных системах. Ориентированы на формирование инноваций через концептуальное знание и тем самым работают на формирование ключевой компетенции

Классификация ситуаций 2 Case-Study- Method – скрытые проблемы- С помощью предоставленной информации разрабатываются варианты решения проблемы. Отличает большой объем информации. Важен анализ. Сравнение собственного решения с тем, которое было принято в действительности Case-Problem- Method - проблемы называются С помощью названных проблем и информации разрабатываются варианты решения и принимается решение. Возможно сравнение собственного решения с тем, которое было принято в действительности Case-Incident- Method – информация предоставляется с пробелами Самостоятельное получение информации. Больше приближен к практике. Выработка собственного решения Stated-Problem- Method – сформулированн ые проблемы Приводятся готовые решения, включая их обоснование: возможен поиск дополнительных альтернативных решений Критическая оценка принятых решений

Классификация ситуаций 3 1.Структури- рованный кейс. Содержит минимум информации. Всегда имеет оптимальное решение, для решения необходимо знать определенную формулу. Содержит минимум информации. Всегда имеет оптимальное решение, для решения необходимо знать определенную формулу. 2. "Наброски" Содержит несколько страниц текста и приложение. Включает в себя ключевые понятия, при решении его необходимо опираться на свои знания. Содержит несколько страниц текста и приложение. Включает в себя ключевые понятия, при решении его необходимо опираться на свои знания. 3. Большие неструктуриров анные кейсы Обычно достаточно большие (40-50 страниц текста). Содержит много подробной информации, причем иногда лишней. При решении необходимо очень четко разобраться с условиями - нужными и ненужными. Обычно достаточно большие (40-50 страниц текста). Содержит много подробной информации, причем иногда лишней. При решении необходимо очень четко разобраться с условиями - нужными и ненужными. 4."Первооткры- вательские" кейсы. При работе с ними вы должны предложить какое-либо новое решение. Самое творческое задание. При работе с ними вы должны предложить какое-либо новое решение. Самое творческое задание.

Этапы организации обучения Подготовительный Преподаватель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия Ознакомительный /знакомство, информация/ На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации, поэтому очень важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления Аналитический /обсуждение, резолюция/ Анализ ситуации в группе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные ограничения, за соблюдением которых следит преподаватель. Итоговый /диспут, сопоставление итогов/ Результативность данного метода увеличивается благодаря заключительной презентации результатов аналитической работы разными группами, когда студенты могут узнать и сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы.

Структура процесса обучения ФазаЦель Знакомство Понимание проблемной ситуации и ситуации принятия решения Информация Научиться добывать информацию, необходимую для поиска решения и оценивать ее Обсуждение Развитие альтернативного мышления Резолюция Сопоставление и оценка вариантов решения Диспут Аргументированная защита решений Сопоставление итогов Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения

Что необходимо помнить при организации? корректная постановка проблемы требует ясности, четкости, а главное краткости формулировки; корректная постановка проблемы требует ясности, четкости, а главное краткости формулировки; успех в решении проблемы зависит от выработки различных способов действий в данной ситуации альтернатив; успех в решении проблемы зависит от выработки различных способов действий в данной ситуации альтернатив; необходимым условием для принятия окончательного решения является разработка критериев решения проблемы требований к содержанию альтернатив и их обоснование; необходимым условием для принятия окончательного решения является разработка критериев решения проблемы требований к содержанию альтернатив и их обоснование; при выборе лучшего решения (альтернативы) нужно опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов для их осуществления; при выборе лучшего решения (альтернативы) нужно опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов для их осуществления; при составлении программы деятельности нужно ориентироваться на первоначальные цели и реальность ее воплощения. при составлении программы деятельности нужно ориентироваться на первоначальные цели и реальность ее воплощения.

Специфика методов решения КС Работа с информацией Сравнительный анализ различных подходов к формированию информационных массивов. Важно показать, как в рамках одинаковых начальных информационных условий формируются разные модели выбора решений Технологии выявления проблемы 1. Анализ последовательности фактов. 2. Поведение субъектов, определение их места в организации, схем взаимодействия, области интересов, возможного предмета конфликта 3. Описание организации как целостной системы Методы анализа Выбираются в зависимости от содержания проблемы и объекта анализа (схем взаимодействий, процессов управления, состояний системы, системы в целом). Процедуры решения проблемы Либо нормативная процедура, либо новации

Критерии эффективной работы по методу КС Студенты работают как единая учебная группа. Обсуждение осуществляется по типу студент-студент; Студенты работают как единая учебная группа. Обсуждение осуществляется по типу студент-студент; Высокая степень участия студентов. Обсуждение ведется на трех уровнях: 1)обсуждение чужой проблемы; 2) роль одного из героев КС; 3) студенты по собственной инициативе проецируют события на себя; Высокая степень участия студентов. Обсуждение ведется на трех уровнях: 1)обсуждение чужой проблемы; 2) роль одного из героев КС; 3) студенты по собственной инициативе проецируют события на себя; Преподаватель направляет, а не управляет обсуждением. Преподаватель направляет, а не управляет обсуждением.

Условия эффективности технологии КС Необходимость наличия у студентов: Необходимость наличия у студентов: базовых теоретических знаний; базовых теоретических знаний; базовых знаний по методам и процедурам анализа и исследования социальных процессов и явлений; базовых знаний по методам и процедурам анализа и исследования социальных процессов и явлений; навыков участия в дискуссии и работы в малых группах. Это предполагает использование разнообразных форм организации учебного процесса; навыков участия в дискуссии и работы в малых группах. Это предполагает использование разнообразных форм организации учебного процесса; предварительной самостоятельной подготовки к анализу и обсуждению КС. предварительной самостоятельной подготовки к анализу и обсуждению КС.

Условия эффективности технологии КС Что требуется от преподавателя? Что требуется от преподавателя? Готовность к: Готовность к: формированию интегрированного межпредметного знания; формированию интегрированного межпредметного знания; использованию методов активного обучения и приемов стимулирования творческого мышления; использованию методов активного обучения и приемов стимулирования творческого мышления; постоянному удержанию аудитории на пике напряженности, используя, в том числе и жесткий регламент обсуждения; постоянному удержанию аудитории на пике напряженности, используя, в том числе и жесткий регламент обсуждения; Что может помешать преподавателю? Что может помешать преподавателю? отсутствие соответствующей подготовки; отсутствие соответствующей подготовки; боязнь потери контроля над учебным процессом в аудитории; боязнь потери контроля над учебным процессом в аудитории; использование неприспособленных помещений; использование неприспособленных помещений; использование очень длинных, старых и не относящихся к делу ситуаций или ситуаций без проблем; использование очень длинных, старых и не относящихся к делу ситуаций или ситуаций без проблем; чисто иллюстрационный подход к использованию ситуаций; чисто иллюстрационный подход к использованию ситуаций; излишний догматизм. излишний догматизм.

Источники: Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых // Новые знания, 2001, 2. Современные технологии обучения / Под ред. Г.В.Борисовой и др. – СПб., Луи И.Барнс, К.Роланд Кристенсен, Эбби Дж.Хансен Преподавание и метод конкретных ситуаций.- М., Российский менеджмент: Учебные конкретные ситуации. Книга 2. Общий и стратегический менеджмент. Маркетинг. Финансовый менеджмент. Организационное поведение и управление персоналом / научные редакторы и составители: А.М. Зобов, Б.Н. Киселев -М.: ГУУ, с. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода/ Под ред. д.с.н., профессора Сурмина Ю.П.- Киев: Центр инноваций и развития, с. h h tttt tttt pppp :::: //// //// wwww wwww wwww.... eeee dddd uuuu cccc.... ssss ffff uuuu.... cccc aaaa //// cccc aaaa ssss eeee h tttt tttt pppp :::: //// //// wwww wwww wwww.... pppp aaaa cccc eeee.... eeee dddd uuuu //// CCCC TTTT RRRR CCCC aaaa ssss eeee SSSS tttt uuuu dddd iiii eeee ssss h tttt tttt pppp :::: //// //// wwww wwww wwww.... wwww oooo rrrr llll dddd bbbb aaaa nnnn kkkk.... oooo rrrr gggg //// wwww bbbb iiii //// cccc aaaa ssss eeee ssss //// tttt iiii pppp ssss //// hhhh tttt mmmm llll h tttt tttt pppp :::: //// //// wwww wwww wwww.... eeee ---- xxxx eeee cccc uuuu tttt iiii vvvv eeee.... rrrr uuuu //// wwww oooo rrrr kkkk ssss hhhh oooo pppp ъъъъ h tttt tttt pppp :::: //// //// wwww wwww wwww.... cccc aaaa ssss eeee mmmm eeee tttt hhhh oooo dddd.... rrrr uuuu //// bbbb aaaa ssss eeee pppp hhhh pppp ???? tttt bbbb llll ==== aaaa rrrr tttt iiii kkkk eeee llll &&&& iiii dddd ==== 1111