Правосудие в отношении несовершеннолетних в Центральной Азии Дэн OДоннелл, Консультант.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Несовершеннолетние правонарушители Выполнила студентка 2 курса ГОУВПО ТГПИ Чернуха Виктория Валерьевна © 2010 г Чернуха Виктория Валерьевна © 2010 г Проект.
Advertisements

Особенности применения к несовершеннолетним меры пресечения в виде заключения под стражу.
Право на свободу и личную неприкосновенность при содержании под стражей до вынесения приговора суда (п. c ч. 1 ст. 5) Антон Бурков, к.ю.н., ОО «Сутяжник»
Лишение свободы в отношении лиц ищущих убежища и беженцев.
Лекция 14 1.Понятие и теории наказания 2.Функции и признаки наказания 3.Цели наказания 4.Альтернативы наказанию ПЛАН ЛЕКЦИИ.
4,9% преступление совершаются несовершеннолетними.
Проект по ОБЖ на тему «Уголовная ответственность несовершеннолетних.»
Опасный путь преступной жизни Презентацию подготовил Скобелин Сергей.
ПРАВОСУДИЕ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Ключевые моменты международных стандартов Найджел Кантвелл Центрально-Азиатский Форум по защите прав детей Ашхабад.
Презентация к уроку (5 класс) по теме: презентация "Подросток и закон"
Лекция 20 1.Наказание несовершеннолетних 2.Принудительные меры воспитательного воздействия 3.Освобождение несовершеннолетних от наказания и погашение их.
В соответствии с ч. 1 статьи 148 УПК РФ постановление об отказе в возбуждении уголовного дела выносится « при отсутствии оснований для возбуждения уголовного.
Лекция 18 1.Понятие, основания и виды освобождения от наказания 2.УДО и замена более мягким видом 3.ООН в связи с изменением обстановки 4.ООН в связи с.
Павел Владимирович Миков, Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае.
Развитие ювенальной юстиции в Чувашской Республике и предложения по ее совершенствованию.
Работу выполнил: Студент группы ПВу-3 Григорьев Евгений ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ КРИМИНОЛОГИЯ НА ТЕМУ: «РЕЦИДИВНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ»
Юридическая ответственность. Цель: Сформировать представление об основных видах юридической ответственности План: 1.Правонарушения 2.Юридическая ответственность.
Уголовно- процессуаль ные гарантии. Выполнил Кудряшов Евгений.
Организация службы медиации в образовательной среде.
Родная семья – каждому ребенку. Обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье Цель: Укрепление семейных форм устройства детей и ускорение процесса.
Транксрипт:

Правосудие в отношении несовершеннолетних в Центральной Азии Дэн OДоннелл, Консультант

1. ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ KAZ 38% ( ) КЫРГ -36% ( ) ТАДЖ -67% ( ) ТКМ -91% ( ) УЗБ -53% ( )

Каковы причины? – Экономические улучшения? – Демографические изменения? – Изменения в законе или правоприменении? – Социальные программы? – Профилактика/предупреждение? – Изменения в процедурах сбора данных? Они включают административные правонарушения? Они включают правонарушения, совершаемые детьми до 14 лет? Сколько правонарушителей совершают эти правонарушения? Как снижение правонарушений соотносится с числом правонарушителей, преследуемых в судебном порядке, и осужденных?

2. ПРОФИЛАКТИКА/ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Первичная профилактика/первичное предупреждение – приносит пользу широким секторам населения Вторичная профилактика/вторичное предупреждение– отдельным детям, семьям или небольшим группам Третичная профилактика/третичное предупреждение – профилактика/предупреждение повторных правонарушений Традиционный подход к вторичной профилактике/вторичному предупреждению : - Комиссии по делам несовершеннолетних, Полиция по делам несовершеннолетних, Специальные школы -Акцент на поведении, не на причинах -Зависимость от консультаций, контроля, страха, разлучения с семьями

Профилактика/предупреждение – Новые разработки КАЗ школьные инспектора(2005) приемники-распределители переданы из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства образования КЫРГ пилотные программы «после школы» открытие муниципальных центров, предоставляющих психологическую и социальную помощь Центры оказания поддержки ребенку и семье ТАДЖ Комиссии по делам несовершеннолетних заменены на Департаменты по правам ребенка центры «после школы», организованные в сообществах почти открыта специальная школа новый центр для девочек (жертвы) ТКМ упразднены специальные школы Союз женщин создает Центры поддержки семьи УЗБ преобразование «Центров социальной и правовой поддержки» Министерства внутренних дел

Профилактика/предупреждение - Выводы 1. Регистрация в полиции по делам несовершеннолетних может иметь как негативные, так и позитивные последствия: стигма, дискриминация. Эффективность регистрации и другой деятельности полиции по делам несовершеннолетних не была объективно оценена. 2. Необходима большая сбалансированность между надзором и оказанием психологической и социальной помощи. Возможности новых программ (КЫРГ, ТАДЖ) очень ограничены. 3. Есть некоторые подтвержденные данные о том, что центры «после школы», организованные в сообществах, имеют положительные результаты, но требуется более тщательная оценка.

3. Содержание под стражей в полиции и дознание/допрос Максимальный срок содержания под стражей в полиции без постановления суда КАЗ72 часа КЫРГ48 часов ТАДЖ72 часа ТУРКМ72 часа УЗБ72 часа Максимальная продолжительность допроса КАЗ2 двухчасовые встречи в день КЫРГ2 двухчасовые встречи в день ТАДЖ2 двухчасовые встречи в день ТУРКМ2 двухчасовые встречи в день УЗБ6 часов в день с перерывом

3. Содержание под стражей в полиции и дознание/допрос Обязательное присутствие адвоката КАЗДА КЫРГДА ТАДЖДА ТУРКМДА УЗБДА Специальные следователи в полиции КАЗДА в Алма-Аты и в Астане КЫРГДА (2011) ТАДЖДА(2011) ТУРКМНЕТ УЗБНЕТ КАЗ Избиения «широко распространены» - Докладчик ООН по пыткам (2009) КЫРГ Психологическое давление, обвинения в применении пыток (2011) ТАДЖ нет информации ТУРКМ нет информации УЗБ 24% избитых во время ареста, 16% во время допроса (2005)

3. Содержание под стражей в полиции – Выводы 1. Ни одна из стран не требует представления подозреваемого судье в течение 24 часов, как рекомендовано Комитетом по правам ребенка. 2. Ограничения по продолжительности допроса положительные. 3. Требования относительно присутствия адвоката во время допроса очень положительные – хотя практика применения неизвестна. 4. Создание института специальных следователей в 3 странах положительный фактор – хотя это слишком новое явление, чтобы можно было судить о воздействии. 5. Необходимо проводить тщательный мониторинг случаев применения населения, ответные меры должны быть прозрачными и твердыми.

4. Задержание/заключение под стражу до суда Продолжительность Нормальный срок Максималь- ный срок КАЗ6 месяцев КЫРГ2 месяца1 год ТАДЖ 2 месяца6 месяцев ТУРКМ 2 месяца18 месяцев УЗБ3 месяца1 год Тяжесть преступления КАЗ Преступления средней тяжести, тяжкие преступления, совершенные правонарушителями впервые КЫРГ Особо серьезные преступления или серьезные преступления, совершенные повторно ТАДЖ Особо жестокие преступления (в принципе ) ТУРКМ Тяжкие преступления УЗБ «менее серьезные» преступления (преступления средней тяжести)

4. Задержание/заключение под стражу до суда Применение на практике КАЗ-80% с 2007г. по 2011г. (население на 1 января) КЫРГнет информации ТАДЖнет информации ТУРКМнет информации УЗБнет информации

4. ЗАДЕРЖАНИЕ/ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ ДО СУДА -ВЫВОДЫ 1.Право не подвергаться задержанию до суда, если только заключение под стражу не является необходимым, – это одно из наиболее важных прав любого человека. Отсутствие данных о числе задержанных несовершеннолетних, процент обвиненных задержанных лиц и продолжительность заключения вызывает обеспокоенность. 2. Ордера на арест, действительные в течение 2 или 3 месяцев, приемлемы, но продление заключения до 6 месяцев или более может иметь тяжелые последствия для несовершеннолетних, и редко, если вообще когда-либо, необходимо. Следует рассматривать устранение исключений. 3. Ограничение задержания/заключения под стражу обвиненных несовершеннолетних в одном или более серьезном нарушении является позитивным развитием. Исключения не должны допускаться, потому что обвиняемый поступает из дома, где надзор недостаточный; должны прилагаться усилия, чтобы избежать этого через развитие посредничества, дивергенцию, надзор со стороны социальных органов и предоставление приоритета быстрому решению изменений. 4. Условия заключения хуже, чем условия в тюрьме для несовершеннолетних преступников. Должны быть приложены усилия по обеспечению доступа к физическим упражнениям, развлечениям, отдыху, религиозным службам и соответствующим формам образования и обучения жизненным навыкам.

5. ДИВЕРГЕНЦИЯ и ПОСРЕДНИЧЕСТВО Пекинские Правила 11 Дивергенция = дискреционное усмотрение рассмотрения дела до суда, даже хотя есть доказательства того, что обвиняемый совершил преступление - обычно дискреционное усмотрение возлагается на прокурора или следователя полиции - обвиняемый должен добровольно признать ответственность - может включать извинение или возмещение вреда жертве, участие в программе с целью предотвращения повторного нарушения/преступления или другие условия - сокращает количество клиентов у юристов и позволяет избежать возможных отрицательных последствий суда (напр., стигма) Посредничество между Жертвой- Преступником = добровольное соглашение возместить материальные или моральные последствия преступления, достигнутое с помощью беспристрастного посредника - обычно заменяет обвинение - главная цель – наделить жертву большей ролью в решении конфликта - больше, чем финансовая компенсация - примирение - некоторые свидетельские показания помогают предотвратить повторное нарушение - дает возможность избегать возможных недостатков обвинения и вынесения приговора

5. ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИВЕРГЕНЦИИ, ПОСРЕДНИЧЕСТВА и ПРИМИРЕНИЯ ДИВЕРГЕНЦИЯ ПОСРЕДНИЧЕСТВО ПРИМИРЕНИЕ и КОМПЕНСАЦИЯ КАЗ преступления средней тяжести (2011) правонарушители, совершившие 1 ое нарушение, тяжкие преступления 22% дел в отношении несовершеннолетних в Астане КЫРГ правонарушитель, совершивший 1 ое нарушение, любое преступление компенсация+ надзор малозначительные преступления и преступления средней тяжести; 52 дела до суда, 468 дел во время суда (2010) ТАДЖ правонарушитель, совершивший 1 ое нарушение, незначительные преступл., «неофиц. исправит. меры» правонарушители, совершившие 1 ое нарушение, преступления средней тяжести ТУРКМ Уголовно-процессуальный Кодекс 2009г.упразднил дивергенцию CoM УЗБ правонарушители, совершившие 1 ое нарушение, незначит. преступл., ссылка на CoM

5. ДИВЕРГЕНЦИЯ и ПОСРЕДНИЧЕСТВО- ВЫВОДЫ 1. Отсутствие данных препятствует пониманию практики. 2. Очевидно, что больше применяется компенсация, чем дивергенция или посредничество, по крайней мере, в некоторых странах. 3. Нет оценки воздействия примирения/компенсации – или удовлетворение участников или повторное правонарушение. 4. Как дивергенция, так и посредничество важны: посредничество, из-за роли жертвы и потенциального воздействия на правонарушителя; дивергенция, потому что дает возможность прокурору отказать в преследовании в судебном порядке, когда бы отпала необходимость в суде или он был бы непродуктивным.

6. ВЫНЕСЕНИЕ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ СУДЫ/СУДЬИ КАЗ Суды по делам детей в Алма-Аты и Астане ( ) КЫРГ судьи назначены в 2009г., но не функционируют с 2010г. ТАДЖ судьи назначены в 2 городах в 2006г. ТКМ нет ни специальных судов, ни специальных судей УЗБ нет ни специальных судов, ни специальных судей СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОКУРОРЫ КАЗНЕТ КЫРГНЕТ ТАДЖ НЕТ ТКМНЕТ УЗБНЕТ

6. ВЫНЕСЕНИЕ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ Специализированные команды правовой защиты КАЗСпециализированные команды по защите детей в Алма-Аты и Астане КЫРГПравовой центр и другие НПО предоставляют специализированную защиту ТАДЖЦентр по правам детей (НПО) обеспечивает специальными адвокатами ТКМСеть правовых клиник предоставляет услуги детям УЗБРеспубликанский Центр Адаптации Детей предоставляет правовые услуги

6. Вынесение судебного решения ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СУДЕБНЫХ РАЗБИРАТЕЛЬСТВ Предварительный этап Этап в судеВсего КАЗ1 год КЫРГ 2 месяца1-2 месяца ТАДЖ 2 месяца (с/исключения ми) Без ограничения TKM месяцев Без ограничения УЗБ1 год6 месяцев Закрыты для общественно- сти КАЗДА КЫРГНЕТ ТАДЖНЕТ TKMНЕТ УЗБНЕТ

6. ВЫНЕСЕНИЕ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ- ВЫВОДЫ 1.Создание судов для несовершеннолетних в Астане и Алма-Аты является позитивным шагом, но их эффективность и воздействие должны быть оценены, чтобы определить уроки, которые могут оказаться подходящими для других стран в регионе. 2. Прокуроров необходимо специально отбирать и обучать для ведения уголовных дел и других дел, в которые вовлечены несовершеннолетние. 3. Создание специализированных групп адвокатов во всех странах является положительным развитием, хотя их возможности ограничены и им требуется больше поддержки. 4. Только в Кыргызстане имеется законодательство, удовлетворяющее интерпретации прав несовершеннолетних Комитетом по правам детей, что необходимо опробовать без промедления.

7. ВЫНЕСЕНИЕ ПРИГОВОРА Правонарушители в возрасте летПравонарушители в возрасте лет КАЗТЯЖКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ КЫРГТЯЖКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ЕСЛИ ПРЕСТУПЛЕНИЕ СОВЕРШЕНО В ПЕРВЫЙ РАЗ; ПРЕСТУПЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ, ЕСЛИ ЭТО ПОВТОРНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ ТАДЖТЯЖКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯВСЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ TKMТЯЖКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯВСЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ УЗБТЯЖКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ«МЕНЕЕ СЕРЬЕЗНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ» ПРЕСТУПЛЕНИЯ, КАРАЕМЫЕ ТЮРЕМНЫМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ

7. ВЫНЕСЕНИЕ ПРИГОВОРА более молодой преступник однократное серьезное преступление преступник более старшего возраста однократное серьезное преступление Множественные или очень серьезные преступления КАЗ10 лет 12 лет (убийство с отягчающими обстоятельствами) КЫРГ5 лет 10 лет ТАДЖ7 лет10 лет12 лет TKM10 лет 15 лет УЗБ6 лет7 лет10 – 15 лет МАКСИМАЛЬНЫЕ СРОКИ ТЮРЕМНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

7. ВЫНЕСЕНИЕ ПРИГОВОРА Приговоры, выносимые на практике ТЮРЬМА ОТСРОЧЕННЫЙ ИСПОЛНЕНИЕМ / УСЛОВНЫЙ ДРУГИЕ КАЗ КЫРГ 38% (2010)51% (2010)12% (2010) ТАДЖ 40% (2008) TKM УЗБ16-18% ( ) Численность заключенных КАЗ- 64% с 2007г. до 2011г. КЫРГ - 80% с 2005г. до 2011г. ТАДЖ - 43% с 2006г. до 2008г. TKM- 40% с 2003г. до 2006г. УЗБ- 87% с 1999г. до 2009г.

7. ВЫНЕСЕНИЕ ПРИГОВОРА- ВЫВОДЫ 1.Численность заключения значительно снизилась за последнее десятилетие. 2. Отсутствие данных препятствует пониманию того, как закон применяется на практике. 3. Законодательство КАЗ и КЫРГ, ограничивающее приговоры о тюремном заключении за осуждение по серьезным преступлениям является положительным развитием; другие страны должны рассмотреть такую практику. 4. Имеются значительные расхождения в максимальных сроках приговоров, устанавливаемых законом за различные преступления, совершенные несовершеннолетними. По- видимому, приговоры за самые тяжкие преступления нечасто применяются на практике. Нет данных о том, помогают ли приговоры о тюремном заключении предотвратить повторные преступления и, если так, то при каких обстоятельствах. Эти вопросы требуют дальнейшего исследования и анализа. 5. Ни одна из стран не имеет отделов пробации или их эквивалентов. Отсутствие специализированных ведомств по оказанию помощи в исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, ограничивает вариантов приговоров, которые хотят рассматривать судьи. 6. Центры, созданные в сообществах в Таджикистане, которые предоставляют услуги несовершеннолетним, которым вынесены приговоры, не связанные с лишением свободы, является позитивным развитием, но их возможности используются недостаточно. Причины должны быть проанализированы, чтобы извлечь из этого уроки.

8. РЕАБИЛИТАЦИЯ БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАН ИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬ-НОЕ ОБУЧЕНИЕ ОРГАНИЗОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ И КУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ЖИЗНЕННЫЕ НАВЫКИ И ПСИХОЛОГИЧЕ- СКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ КАЗДАкомпьютеры,, плотницкое дело, слесарно- сантехнические работы и т.д. спортДА (качество неизвестно) КЫРГДАсварочные работы, плотницкое дело, и т.д. спорт, посещения религиозными группами консультирование, жизненные навыки – проводятся НПО ТАДЖДАНЕТ TKM УЗБ ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ПРОГРАММЫ

8. Реабилитация ОДИНОЧНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ & ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД ОДИНОЧНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД КАЗДА КЫРГДА, В СУРОВЫХ УСЛОВИЯХ ТАДЖДА TKMРАЗРЕШЕНО ЗАКОНОМ ЗАКОН ТРЕБУЕТ, ЧТОБЫ ЗАКЛЮЧЕННЫЕ РАБОТАЛИ УЗБРАЗРЕШЕНО ЗАКОНОМ ЗАКОН ТРЕБУЕТ, ЧТОБЫ ЗАКЛЮЧЕННЫЕ РАБОТАЛИ ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КАЗДА КЫРГДА ТАДЖБОЛЕЕ ЧЕМ75% ОСВОБОЖДЕННЫХ ДОСРОЧНО В ГГ. TKMДА УЗБДА

8. РЕАБИЛИТАЦИЯ - ВЫВОДЫ 1. Программы по реабилитации заключенных часто ограничены образованием и профессиональным обучением и не включают вариантыдеятельности, разработанные для того, чтобы содействовать их личностному развитию, обучению жизненным навыкам или оказанию психологической поддержки. 2. Законодательства всех стран разрешают одиночное заключение в качестве дисциплинарной меры; законодательства некоторых стран разрешают применение принудительного труда, в обоих случаях это серьезное нарушение международных стандартов по правам человека. 3. Законодательства всех стран разрешают досрочное освобождение от заключения, что может быть ценным инструментом для поощрения прогресса в реабилитации, сокращая негативные последствия длительного заключения и поощрения уважения закона после освобождения. Мало информации о применении на практике. 4. Ни одна из стран не имеет эффективных программ по оказанию помощи в реинтеграции освобожденных заключенных в сообщество. 5. Девочки-подростки не содержатся отдельно от взрослых в женских тюрьмах – КЫРГ является исключением – и лишены доступа к образованию.

9. НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ определение: Дети до 14 лети и подростки до 16 лет, которые участвуют в преступных деяниях, за которые они не могут преследоваться в судебном порядке (не несут уголовную ответственность). Предупреждение/профилактика повторного вовлечения в криминальную деятельность, важны независимо от возраста – возможно, даже более важны, потому что дети с криминальным поведением в раннем возрасте вероятнее всего станут закоренелыми серьезными преступниками. Но это можно предотвратить….

9. НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ– ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ Лишение свободы должно быть последней мерой и на самый короткий возможный срок (КПР, Ст.37c) Разлучение с семьей только если «это необходимо в интересах ребенка» (КПР, Ст.9.1) Обязанность содействовать «психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка-жертвы от любой формы безнадзорности, эксплуатации или жестокого обращения…» (КПР, Ст.39) Образование, которое ставит целью развивать личность ребенка, таланты и умственные и физические способности в полной мере, что способствует уважению национальных ценностей и подготавливает ребенка к ответственной жизни в свободном обществе. (КПР, Ст.29.1)

9. НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ – ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕРЫ 1. надзор, регистрация в полиции по делам несовершеннолетних 2. вмешательства местного сообщества/добровольных организаций (Махалля, Центры поддержки при Союзе женщин) 3. программы по оказанию помощи детям и семьям из группы риска (Департаменты по защите детей в ТАДЖ., Департаменты по поддержке детей и семей в КЫРГ.) 4. центры «после школы», организованные в сообществах (ТАДЖ., КЫРГ.) 5. специальные школы 6. открытые центры с постоянным пребыванием (Бишкекский муниципальный центр)

9. НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ - ВЫВОДЫ 1. Вмешательства имеют риски: стигма, скрытое одобрение отказа от родительской ответственности, произвольное лишение свободы, риск насилия и эксплуатации, риск модели криминальной роли. 2. Ни один вид вмешательств не является достаточным. В прошлом акцент был сделан на надзоре, социальном давлении, разлучении с семьями. Необходим больший баланс, больше психологической и социальной поддержки. 3. Вмешательства должны основываться на оценке потребностей и сильных сторонах личности, семье и других соответствующих лицах; в большинстве случаев, она должна включать как семью, так и ребенка. 4. Специальные школы: больше открытости, жесткие критерии для принятия, цель – возвращение ребенка в семью. 5. Программы по предоставлению целостной поддержки детям и семьям из группы риска новые и их возможности должны быть усилены. 6. Центры «после школы» и открытые центры с постоянным пребыванием заполняют важный пробел в целом спектре доступных услуг и помогают избежать или свести к минимуму некоторые риски (напр., стигма, эксплуатация, произвольное лишение свободы).