Диалекты и говоры Жигаловского района. Слова уходят из жизни, как люди. Говор – прекрасная самобытность, достойная уважения. Г. В. Медведева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Диалекты как одна из форм существования русского национального языка Открытый урок русского языка в 10 классе в рамках муниципального (регионального) методического.
Advertisements

Морфологические особенности устной пермской речи.
Три склонения имен существительных 1 склонение2 склонение3 склонение Род мужской, женский Род средний, мужской Род женский - а, - я согласный, - - о,
Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ Чернавская СОШ Неруцкова Наталия Александровна 2015 г.
Выполнила: студентка 2 курса 3 группы Кужугет Долума Радиковна Проверил: к.ф.н.,доцент Дамбыра И.Д.
УМК «Гармония» Виды разборов Работу выполнила Шерстобитова Н.А., учитель начальных классов МОУ «СОШ 1» г. Горнозаводска.
Цель: -Познакомить с особенностями склонения прилагательных мужского и среднего рода с твёрдым согласным на конце; -Закреплять знания о наречиях, существительных.
Тема учебно-исследовательской работы: «Диалектная лексика в произведениях В.М.Шукшина и ее употребление в речи жителей села Новозыково Красногорского района»
МКОУ СОШ п. Зенгино Оричевского района Кировской области Почему нижегородцы не понимают вятчан? Работу выполнила Работу выполнила ученица 3 класса ученица.
Повторение и обобщение знаний по теме: «Наречие».
Ь ь Употребление ь для обозначения мягкости согласных. Написание ь после шипящих.
«Использование диалектизмов в речи жителей деревни Мордвиново» Выполнила: Тестова Даша, 5 класс МОУ Мордвиновская СОШ Педагог-наставник: Городничая Л.А.,
На этом уроке вы узнаете, чем отличается причастие от других частей речи. Содержание: 1.Повторение: глагол как часть речи. 2.Причастие как особая форма.
ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Теоретические материалы Тесты Выполнено учениками 8 Б класса МОУ «Гимнази я города.
Урок русского языка по теме: «ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я»
Проект выполнили учащиеся 4 класса МОУ «СОШ с. Моховое». Руководитель Панина Н.Н.
Памятки Русский язык Ямкин Алексей, 6 класс Консультант: Ямкина Анна, 8 класс Учитель: Ямкина Е.В., Сергеева А.П. МОУ СОШ 37, г. Ульяновск.
Литературный язык на фоне других форм национального языка Авторы: Мезенцев П., Полицын С., Черемных С., ученики 11 класса МОУ СОШ 5 р.п. Маго.
Вводная презентация Культурное многоголосие и исчезающие языки Петрущенкова Даля Стасевна МОУ СОШ 10 г. Калининград.
Загадки страны Морфологии Калининградская область Гусевский район МОУ Калининская СОШ 2007 г.
Транксрипт:

Диалекты и говоры Жигаловского района

Слова уходят из жизни, как люди. Говор – прекрасная самобытность, достойная уважения. Г. В. Медведева

Расширить и углубить знания о родном языке, организовав диалектологическую экспедицию в с. Лукиново

Расширить представления о диалектологии как науке Познакомиться с особенностями сибирских говоров Формировать навыки интервьюирования Научиться записывать и обрабатывать информацию Составить Словарик говоров Жигаловского района

Деревня вымирает. А вместе с ней вымирают и говоры?

Сибирский старожильческий говор – это миф. В нём нет жизни.

Формирование отношения к малой и большой Родине, уважение к традициям своего народа должны базироваться на знаниях и представлениях об окружающем мире, о стариках, живущих рядом, о родном языке как культурном явлении

Путем исследования местных говоров старожилов с. Лукиново доказать существование или вымирание сибирских старожильческих говоров в Жигаловском районе

Диалектные особенности и говоры жителей села Лукиново Жигаловского района

Сибирские старожильческие говоры складывались на базе северорусского наречия под серьезным влиянием элементов южнорусского наречия и иноязычных вкраплений ( в первую очередь тюркоязычных ) ( Аванесов Р. И. Русская даилектология )

Отсутствие звука Щ ( ШШ ) МАРАЗИШША, ТЕМНАТИШША, ГРЯЗИШША Стяжение гласных ( что приводит к изменениям в склонении прилагательных ) и согласных : БРАВА ДЕВКА, ГАВРЕТЬ, СЁДНИ, КАДЫСЛИ Наличие Ф ( еслиФ ) Упрощение конечных СТ и СТЬ : ИСЬ, ИСЬТИ Слияние Б и М, Л и У : АММАНУУ На месте сочетания переднеязычных с Й – сочетание долгих переднеязычных ( СВИННЯ, ГНИЛЛЁ, ПЛАТТЯ ) Чередование Г / К Различение Ц и Ч

Родительный падеж ед. числа жен. Рода на А с окончанием Ы Дат. П. ед. числа жен. Рода с окончанием Е ( в грязЕ ) Тв. П. ед. числа прилагательных совпадает с Пр. п. ед. числа ( в большИм дому ) Вопросительное местоимение ЧЁ, ПАЧЁ ( ПАШТО ) 3 лицо ед. и мн. Числа глаголов наст. Времени оканчивается на твёрдое Т ( ОКУТАТЦА – окутается, укрывается, НЕ ПОМЛЯТ НИЧЁ )

Квашня Зыбка Ичиги Горбуша Литовка Гаманок Шур Катанки Лямша Каколды Тесто для хлеба Детская самодельная колыбель Мужская кожаная обувь с завязками Спина, загривок Коса для уборки травы Кошелёк Червяк Валенки Рассеянная девушка Рукавицы из сукна с петлёй

Живая речь стариков позволила нам в полной мере ощутить всю мощь русского языка и признать, как мало мы ещё знаем. Русская деревня жива своим старожильческим укладом, своим самобытным языком Поэтому старожильческий говор – это не миф, он существует, но он может исчезнуть вместе с его носителями …

Дроздова Анна Тимофеевна, 1918 г. р., д. Федотово Замащикова Анна Иннокентьевна, 1929 г. р., д. Евда Замащикова Антонина Алексеевна, 1935 г. р., с. Лукиново Замащикова Евдокия Макаровна, 1918 г. р., д. Федотово Замащикова Клавдия Прокопьевна, 1929 г. р., с. Лукиново Новопашин Алексей Иванович, 1924 г. р., д. Фомина Новопашина Мария Тимофеевна, 1914 г. р., д. Фомина Новопашина Таисья Петровна, 1925 г. р., д. Христофорово Широколобова Серафима Петровна, 1927 г. р., д. Христофорово Русских Пелагея Даниловна, 1927 г. р., д. Фомина Рудых Кристина Ксенофонтовна, 1926 г. р., с. Лукиново

Авторы: ученики 9 класса МОУ СОШ 2 Тихонова Анжела, Кашина Светлана Спасиба бальшушша за внимання!