Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики Институт развития образования МОЛОДЁЖЬ: НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ КАК РЕСУРС? Исследование траекторий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ТРУДОВЫХ ТРАЕКТОРИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ВУЗОВ Москва, 2011.
Advertisements

Государственный университет – Высшая школа экономики МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ТРУДОВЫХ ТРАЕКТОРИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ВУЗОВ: первые результаты XI Международная.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ 11 КЛАССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В 2013 ГОДУ 28 октября 2013 ГОДА 1.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Итоги учебного года МОУ « СОШ 54» Подготовила зам. директора по УВР Харитонова Т.В.
Powerpoint Templates Page 1 Powerpoint Templates Первокурсник 2012.
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ОЦП «Р АЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
Итоговая аттестация учебный год. Результаты итоговой аттестации за курс основной школы 114 учащихся успешно прошли итоговую аттестацию за курс.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Условия осуществления образовательного процесса В школе обучалось 728 учащихся в 26 классах- комплектах. Средняя наполняемость классов составила 28 учеников.
Итоги государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов с участием территориальной экзаменационной комиссии в 2012 году. Чернодубова Лидия.
Общие результаты ЕГЭ города Канаш в разрезе общеобразовательных учреждений.
1 Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева Результаты анкетирования « АНКЕТА ПЕРВОКУРСНИКОВ » 2013 год Департамент.
Анализ воспитательной работы В ГБС(К)ОУ школе учебный год.
Итоги ЕГЭ-2013 в Санкт-Петербурге ХИМИЯ. ГОД Зарегистриров ано на экзамен, чел. Явилось на экзамен Получил и 100 баллов, чел. Число экзаменуемых, не сдавших.
Результаты ЕГЭ по русскому языку: Школа – 68,03 Город – 65,21 Край – 62,98 2 место среди школ города Высший балл – 98.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Итоги аттестации школьников за учебный год МОУ Красноткацкая СОШ.
Итоги учебного года Как мы поработали в прошлом году Общие сведения : Классов-комплектов: 24, в т. ч. II ступень (5-9 классы) – 15 III ступень.
Транксрипт:

Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики Институт развития образования МОЛОДЁЖЬ: НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ КАК РЕСУРС? Исследование траекторий учащихся вузов Москва, 2011

РАБОЧАЯ ГРУППА Исследовательская группа Юлия Кузьмина Олег Оберемко, к.соц.н. Дмитрий Попов, к.соц.н. (руководитель проекта) Яна Рощина, к.экон.н. Эдгар Гарсиа Товар, PhD in economics Юлия Тюменева, к.психол.н. Научные консультанты Сергей Рощин, к.экон.н. Исак Фрумин, д.пед.н. Внешние консультанты Martin Carnoy (Stanford University, USA) Joshua Hawley (Ohio State University, USA) Randall Olsen (Ohio State University, USA)

ИССЛЕДОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ Австралия Longitudinal Surveys of Australian Youth (LSAY), с 1995 Великобритания Youth Cohort Study (YCS), с 1985 Longitudinal Study of Young People in England (LSYPE), с 2004 Германия National Educational Panel Study (NEPS), с 2008 Канада Youth in Transition Survey (YITS), с 1999 США National Longitudinal Survey of Youth (NLSY 79, NLSY 97) National Education Longitudinal Study (NELS 88)

Выявление типичных образовательных и трудовых траекторий, отслеживание траекторий. Формирование «портрета поколения»; Прогнозирование изменения направления траекторий (с учетом влияния социо-психологических факторов, параметров микро- и макро-контекста, институциональных изменений); Определение существующих барьеров/ресурсов затрудняющих/способствующих формированию траекторий разных типов. ПОТЕНЦИАЛ ЛОНГИТЮДОВ

Внимание к быстроменяющемуся контексту, использование расширенного круга контекстных данных; Понимание траектории не как предзаданного перехода (например школа-работа); фокус на изменчивости траекторий; Учет многолетнего опыта исследовательских проектов в России и за рубежом. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ДАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

КАРТА РАБОТ ВеснаОсеньВеснаОсеньВеснаОсеньВеснаОсень Школьники 9х классов, 4000 чел. (Ярославская область, Татарстан) 2 раунд, учащиеся и выпускники школ Телефонный опрос (результаты ЕГЭ, поступление в вузы) Студенты 4х курсов вузов, 4000 чел. (Ярославская область, Татарстан) 2 раунд, выпускники вузов Студенты 1х курсов вузов, 2000 чел. (Москва) Студенты 1х курсов вузов, 4000 чел. (Санкт-Петербург) Анкетирование школьников, прошедших тест TIMSS-2011 и их родителей (5000 школьников) Тест PISA-2012 Телефонный опрос (результаты ГИА) Школы Ярославской обл. (пилотное обследование школ) Обследование выпускников школ в Томске и Красноярске (back-tracer study)

Исследование спроектировано до 2027 года; Замеры осуществляются каждые три года. ПЛАНЫ Школьники 9х классов 2009 Студенты первых курсов вузов Студенты выпускных курсов вузов Когорта 33х-летних 2012, 2015, 2018, 2021, 2024 Специалисты лет Специалисты лет , , , Школьники 9х классов , 2017, 2020, 2023 Когорта 31-летних 2026

Общеобразовательные школы Единица отбора – школьный класс Местоположение школы (региональный центр, город, сельский населенный пункт) Тип школы (общеобразовательная школа, гимназия, интернат и т.д.) ВУЗы Единица отбора - программа Был использован Общероссийский классификатор специальностей по образованию, все направления подготовки были разделены на 10 укрупненных групп (например: инженерные специальности, естественные науки, гуманитарные науки и т.д.) МОДЕЛЬ ВЫБОРОК (Ярославская область и Татарстан)

МОДЕЛЬ ВЫБОРКИ (Москва и Санкт-Петербург) 123 Большие вузы Приоритетное направление подготовки Популярность выше среднего Популярность средняя или ниже среднего Неприоритетное направление подготовки Популярность выше среднего Популярность средняя или ниже среднего Вузы среднего размера Приоритетное направление подготовки Популярность выше среднего Популярность средняя или ниже среднего Неприоритетное направление подготовки Популярность выше среднего Популярность средняя или ниже среднего Маленькие вузы Приоритетное направление подготовки Популярность выше среднего Популярность средняя или ниже среднего Неприоритетное направление подготовки Популярность выше среднего Популярность средняя или ниже среднего

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ Специальности1 курс (%)4 курс (%) Педагогическая412 Инженерно-техническая33,724,4 Естественнонаучная4,76,1 Экономическая28,430,6 Юридическая5,55,1 Гуманитарная117,9 Медицинская3,96,5 Искусство и культура3,31,7 Строительство и архитектура3,42,8 Сельское хозяйство2,13

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ОПРОСНИКОВ Фокусные области 1ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 2 СЕМЕЙНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ -образовательный, культурный, социальный, профессиональный статус родителей -собственный семейный статус 3 ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЫ И ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ - близость школы к дому; внеурочная активность; установки к школе и к обучению; - успеваемость 4 ПЛАНИРУЕМАЯ УЧЕБА И РАБОТА - достаточный уровень образования, планы на образование; - ожидания от учебы в вузе (от работы) 5ПОСТУПЛЕНИЕ В ВУЗ - обстоятельства поступления; информированность; заблаговременность выбора; - мотивы выбора

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ОПРОСНИКОВ Фокусные области 6 УЧЕБА В ВУЗЕ - успеваемость; доп. академическая активность; самочувствие в вузе; основные трудности - планы сменить направление подготовки/вуз 7 РАБОТА -работа до поступления и во время обучения в вузе (интенсивность; длительность; характер; специализация) -планы и ожидания 8 ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ - настойчивость, устойчивость интересов 9ЗДОРОВЬЕ

Анализ неоднородности групп студентов Исследование изменчивости выбора жизненных траекторий ФОКУС ПРЕЗЕНТАЦИИ

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ШКОЛЬНИКОВ 9 класс НПО, СПО Не решили Полное общее образование Высшее образование 35,8% 13% 80% 13%52% 27% Работа 8% 34% СПО 27%

ВЫЯВЛЕНИЕ ОДНОРОДНЫХ ГРУПП (КЛАСТЕРОВ) Для выделения кластеров был применен двухшаговый кластерный анализ. Этот метод позволяет выделять однородные группы респондентов на основе как метрических, так и категориальных переменных и хорошо работает на больших выборках. Для кластеризации выбраны 3 группы показателей: семейные характеристики студента, академическая успешность; осознанность выбора специальности.

КЛАСТЕРЫ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКИХ ВУЗОВ Всего выделено 4 кластера: 1)Целеустремленные москвичи из обеспеченных семей. Этот кластер объединил 16% опрошенных студентов. 2)Среднеуспевающие студенты, поздно определившиеся с выбором специальности. В этот кластер вошли 22% студентов. 3)Студенты, чьи родители не имеют высшего образования. В этот кластер вошли 20% первокурсников. 4)Целеустремленные студенты из регионов. В этот кластер вошли 29% опрошенных студентов.

Материальные ресурсы Образовательные ресурсы Дополнит. активность осведомленность балл ЕГЭ рус.языкбалл ЕГЭ математика Mea n s.d. Size effec t Mea n s.d. Size effect Means.d. Size effect Means.d. Size effect Means.d. Size effect Means.d. Size effect Целеустремле нные москвичи из обеспеченных семей,16,990,2,07,980,05,22,990,19,271,020,29,36,86,36,041,010,05 Среднеуспева ющие, поздно определившие ся с выбором,00,900,03,01,88-0,01,00,98-0,03-,23,94-0,23-,06,97-,06-,07,95-0,06 Студенты первого поколения -,33,92-0,32-,161,02-0,19-,20,92-0,23-,12,89-0,11-,23,98-,23-,271,01-0,26 Целеустремле нные студенты из регионов,05,960,08,12,990,1,09,990,06,09,980,1-,011,04-,01,19,930,2 РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ КЛАСТЕРАМИ ПО «ВНУТРЕННИМ» МЕТРИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ

Место жительства до поступления Наличие высшего образования хотя бы у одного из родителей Сроки принятия решения о выборе специальности Москва или Московская область Другие регионы естьнет За месяц и позже Полгода- год Раньше, чем за год Целеустремленные москвичи из обеспеченных семей 100%0%97,8%2,2%0%62,5%37,5% Среднеуспевающие, поздно определившиеся с выбором 31,4%68,6%100%0%100%0% Студенты первого поколения 48,0%52,0%0%100%39,3%35%25,7% Целеустремленные студенты из регионов 0%100,0%100%0% 66,4%33,6% РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ КЛАСТЕРАМИ ПО КАТЕГОРИАЛЬНЫМ ПЕРЕМЕННЫМ

Материальные ресурсы Образовательные ресурсы Дополнит. активность Осведомленность, заблаговременность выбора Балл ЕГЭ Доля мигрантов Доля родителей с ВО

КЛАСТЕР 1 Целеустремленные москвичи из обеспеченных семей Основные характеристики: -Все до поступления жили в Москве или области -Самые высокие баллы ЕГЭ по русскому языку -Самая высокая дополнительная учебная активность -Лучше всех осведомлены о будущей специальности -Из материально обеспеченных семей Представители этого кластера чаще всего выбирают экономико- социальные, гуманитарные, естественнонаучные специальности.

КЛАСТЕР 2 Студенты со средней успеваемостью, поздно определившиеся с выбором специальности Основные характеристики: -Самая низкая осведомленность о выбранной специальности -Все определились с выбором специальности за месяц и менее -Средние оценки ЕГЭ по математике и русскому языку

КЛАСТЕР 3 Студенты, чьи родители не имеют высшего образования Основные характеристики: -У всех родители не имеют высшего образования -Самые скромные материальные ресурсы -Самая низкая дополнительная учебная активность -Самые низкие баллы ЕГЭ по обязательным предметам

КЛАСТЕР 4 Целеустремленные студенты из регионов Основные характеристики: - Все студенты не проживали в Москве или области до поступления в вуз. - Самые высокие образовательные ресурсы в семье - Самые высокие баллы ЕГЭ по математике - Рано определились с выбором специальности Представители этого кластера чаще всего выбирают технические, педагогические, медицинские специальности.

ОЦЕНКА ТРУДНОСТЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗНЫХ КЛАСТЕРОВ Целеустрем- ленные москвичи Отвечать вслух на занятиях (33%) Читать литературу (36%) Студенты из регионов Студенты первого поколения Среднеуспе- вающие Готовить письменные работы, сдавать тесты (29%) Готовить письменные работы (31%) Работать на семинарах (32%) Отвечать вслух на занятиях (28%) Работать на семинарах (22%) Читать литературу (22%) Отвечать вслух на занятиях (36%) Читать литературу (29%) Работать на семинарах (27%) Готовить письменные работы (23%) Отвечать вслух на занятиях (26%) Читать литературу (24%) Готовить письменные работы (23%) Работать на семинарах (20%)

ЦЕННОСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ЦенностиЦелеустрем- ленные москвичи Среднеус- певающие Студенты первого поколения Студенты из регионов Быть успешным в работе 54%58%61%57% Иметь много денег27%43%30%34% Дать детям лучшие возможности 62%64%72%70% Получить хорошее образование 74%67%72%77%

Студенты из регионов Студенты первого поколения Среднеуспевающие Целеустремленные москвичи РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ СТУДЕНТАМИ ИЗ РАЗНЫХ ГРУПП В ОЦЕНКЕ ПРЕБЫВАНИЯ В ВУЗЕ

ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ: «ОТЛОЖЕННЫЙ ВЫБОР» Группа отложенного выбора Группа студентов с высокой вероятностью несоответствия последующего пути профессионализации студента получаемому образованию

I. Низкая информированность о специальности на момент поступления; II. Низкая устойчивость выбора специальности к моменту поступления ( недавние сроки принятия решения ) III. Нежелание учиться и/или работать по специальности IV. Работа на полную ставку с первого-второго курса обучения V. Низкая устойчивость интересов как личностная черта Паттерны поведения студентов как предикторы изменения траектории: ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ: «ОТЛОЖЕННЫЙ ВЫБОР»

НИЗКАЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ О СПЕЦИАЛЬНОСТИ НА МОМЕНТ ПОСТУПЛЕНИЯ Студенты 1 курса Студенты 4 курса Низкая информированность 14,8%13% Информированность – сводный показатель, вычисляемый исходя из ответов на вопросы о том, какой информацией о специальности и учебе владели студенты до поступления в вуз (знаниями о будущей работе по специальности, уровне зарплаты, преподаваемых предметах и пр).

УСТОЙЧИВОСТЬ ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ Как задолго до поступления Вы приняли решение о выборе этой специальности Студенты 1 курс Студенты 4 курс За месяц или меньше до поступления 33%28,3% За полгода до поступления21%28,4% За год до поступления19,1%20,4% За полтора-два года до поступления 9,6%10,1% Более чем за два года до поступления 13%12,4%

НЕЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ ИЛИ ПРОДОЛЖАТЬ ОБУЧЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ Нежелание работать и/или учиться по выбранной специальности выяснялось с помощью выражения согласия/несогласия со следующими утверждениями: 1)На момент поступления я не планировал (не хотел) работать по специальности 2)Если бы я мог выбирать снова, я бы не выбрал эту специальность 3)При возможности я сменю направление подготовки (в бакалавриате или магистратуре) Студенты 1 курсСтуденты 4 курс 17,8%7,4%

РАБОТА НА ПОЛНУЮ СТАВКУ ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ, НАЧИНАЯ С 1-2 КУРСА Учитывалась работа на полную ставку, которую респонденты выполняли на момент опроса (для 4 курса с 1-2 курса). Студенты 1 курсаСтуденты 4 курса 3%10%

УСТОЙЧИВОСТЬ ИНТЕРЕСОВ Устойчивость Студенты 1 курсСтуденты 4 курс Высокая 14%12% Средняя 68%75% Низкая 13% Устойчивость интересов как личностная черта измерялась с помощью Grit Scale (Duckworth et al. 2007). В шкалу входят, например, такие утверждения: -Я часто ставлю какую-то цель, но позже меняю ее, чтобы добиваться чего-то другого -Новые идеи и новые проекты иногда отвлекают меня от прежних. -Какая-то определенная идея владеет мной короткое время, а потом я теряю интерес к ней и т.п. Надежность шкалы альфа Кронбаха приемлемая: 0,745 для 4 курса, 0,64 для 1 курса0,81 по данным автора

ЧИСЛО СТУДЕНТОВ В ГРУППАХ «ОТЛОЖЕННОГО ВЫБОРА» Студенты 1 курсаСтуденты 4 курса Не входят в группу отложенного выбора 42,6%52% Входят в группу отложенного выбора по 1 критерию 37,1%29,3% Входят в группу отложенного выбора по 2 критериям 16,6%13,9% Входят в группу отложенного выбора по 3 критериям 3,2%3,7% Входят в группу отложенного выбора по 4 критериям 0,5%1%

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ СТУДЕНТАМИ РАЗНЫХ ГРУПП В ОЦЕНКЕ ПРЕБЫВАНИЯ В ВУЗЕ Группа устойчивого выбора Группа отложенного выбора

СВЯЗЬ ВЫБРАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ С ДРУГИМИ КОНСТРУКТАМИ Принадлежность к «группе отложенного выбора» и достижения Индекс достижений Группа отложенного выбора Не входит в группу отложенного выбора Низкий19%12% Средний62% Высокий19%26% Группа отложенного выбора Не входит в группу отложенного выбора Я уверен(а) в том, чем я буду заниматься, когда закончу обучение 59%75% Принадлежность к «группе отложенного выбора» и представление о будущей карьере

СВЯЗЬ ВЫБРАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ С ДРУГИМИ КОНСТРУКТАМИ Что Вы планируете делать после окончания обучения? Входит в группу отложенного выбора по 1 параметру Входит в группу отложенного выбора по 2 параметрам Входит в группу отложенного выбора по 3 параметрам Получить второе высшее образование 43%46%62% Планирую учиться, но не знаю где именно 7%12%23% Еще не решил(а), что делать после обучения 7%10%17%

СЕМЕЙНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРИНАДЛЖЕНОСЬ СТУДЕНТА К ГРУППЕ ОТЛОЖЕННОГО ВЫБОРА Из всех семейных характеристик образовательный статус родителей имел наибольшую связь с принадлежностью студента к группе отложенного выбора: с его ростом вероятность попадания студента в группу отложенного выбора снижалась.

ПРОЦЕНТ СТУДЕНТОВ ИЗ ГРУППЫ ОТЛОЖЕННОГО ВЫБОРА В РАЗНЫХ ОБЛАСТЯХ ПОДГОТОВКИ * Считался по числу студентов, попадающих в группу риска хотя бы по одному критерию

Спасибо!