Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Концепция процессного подхода в управлении уровневыми образовательными программами Бавина П.А.к.пед.н., доцент, менеджер системы менеджмента качества (EQM), заместитеь декана по магистерским ОП htth://manag.herzen.spb.ru
Подходы к управлению ОП 1) Функциональный 2) Ситуационный 3) Процессный
Функциональный подход Управление ОП - это совокупность самостоятельных функций: планирование, организация, стимулирование и мотивация, контроль результатов.
Ситуационный подход Пригодность различных методов управления ОП определяется конкретной ситуацией, сложившейся как в управлении молодежной политикой, так и ситуацией в вузе, на факультете.
Мерфи - «Решение проблем, как и управление, процесс, включающий последовательность взаимосвязанных шагов»
Процессный подход Управление ОП – взаимосвязанные действия по маркетингу потребностей, планированию и проектированию различного рода учебных и внеучебных мероприятий, реализации, учету и контролю удовлетворения требований потребителей, мотивации ППС к внедрению изменений.
Принципиальное отличие процессного подхода от функционального Основное внимание руководства ОП концентрируется не на отдельных функциях, а на межфункциональных процессах, объединяющих отдельные функции в общие потоки и нацеленных на конечные результаты.
отличие: Главное внимание обращается не на вертикальные связи в организационной структуре вуза, которые традиционно хорошо отлажены, а на горизонтальные, являющиеся наиболее слабыми и представляющими реальную опасность для эффективного управления ОП.
Достоинство процессного подхода Повышается управляемость на стыках деятельности подразделений и должностных лиц вуза (факультета). Четко распределяется ответственность, взаимодействие, ресурсы, информация для принятия управленческих решений и отчетности.
Что изменяется? 1 ) Требования потребителей к качеству выпускника - основной источник влияния на проектирование и реализацию ОП.
Концепция процессного подхода Вход Требования Потребителя к результатам ОП Последовательность Процессных шагов Выход Удовлетворенность требований потребителя. Постоянное улучшение на основе обратной связи
что изменяется? 2) Децентрализация на основе внедрения делегирования полномочий, власти и ответственности владельцам процесса и подпроцессов формирует иные формы взаимоотношений участников реализации ОП.
Топ- менеджм ент
руководитель ОУ Руководитель образовательной программы 1 (владелец процесса) Руководитель образовательной программы 2 (владелец процесса) Владелец процесса управления методической базой владелец процесса воспитательной деятельности Препода ватели ОУ и потреби тель образов ательно й програм мы
что изменяется? 3) Распространение инструментов управления человеческими ресурсами, основанных на активном вовлечении ППС в большинство процессов управления ОП и постоянном инвестировании руководства вуза (факультета) в персонал.
Руководитель ОП 1 Руководител ь ОП 2 Руководител ь ОП 3 Команда координаторо в проекта ООП Руководител ь учебного модуля 1 Руководител ь учебного модуля 2 Руководител ь учебного модуля 4 Руководител ь учебного модуля 3 Профессорско-преподавательский состав кафедры \ факультета \ университета
Глоссарий Процесс - специфическая последовательность работ, имеющая начало и конец, и отчетливо установленные входы и выходы.
Структура процессного шага Процессный шаг Выход Ресу рсы регл амен т Вход
Процессный шаг Этап в процессе, совершаемый в определенном времени, пространстве, имеющий «владельца» и индикаторы результативности и качества.
Глоссарий Владелец процесса - должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении необходимые ресурсы, информацию о процессе, управляет ходом процесса и несет ответственность за ход, результаты и эффективность процесса. Владелец процесса руководит разработкой и описанием процесса, собирает группу, состоящую из работников структурных подразделений, активно взаимодействует с владельцами процессов-поставщиков и процессов потребителей.
Глоссарий Основные процессы (бизнес- процессы, производственные процессы, процессы жизненного цикла, базовые процессы, главные процессы) - процессы деятельности организации, добавляющие ценность продукции или услуге.
Глоссарий Вспомогательныепроцессы (обеспечивающие, поддерживающие) - процессы, необходимые для выполнения основных процессов, приводящие к увеличению стоимости услуги.
идентификация процессов управления основной процесс вспомогательные процессы вспомогательные процессы вспомогательные процессы
интегрированная НОВИ деятельность УЧР Материально-техническое оснащение управление финансами
Ведущие процессы управления ОП на факультете (основные) 1)«Проектирование ОП» Цель - разработать образовательную программу, отвечающую требованиям потребителя образовательных услуг, утвердить готовый к реализации продукт образовательного учреждения в соответствующих инспектирующих органах
Ведущие процессы управления ОП на факультете (основные) 2) «Реализация образовательной программы в учебно- воспитательной деятельности». Цель- осуществить ожидания потребителя образовательных услуг, относительно образовательной программы, как продукта образовательного учреждения, удовлетворить их требования в специально-организованной учебно- воспитательной деятельности
Управление ОП Вход Проектирование ОП Реализация ОП Выход Управление Регламенты и ресурсы, индикаторы качества
Кадровое обеспечение Лидерство руководства ППС Студенческий совет
Направления управления ОП на факультете коррекция содержания программ и мероприятий по воспитанию студентов и конкретизация требований к ОП как к инструменту формирования профессиональной компетентности выпускника
Направления управления ОП на факультете формирование и поддержание междисциплинарных связей и подготовка команд специалистов для решения комплексных задач;
Направления управления ОП на факультете воспитание «элитных» выпускников вуза посредством активного вовлечения студентов в научные исследования, социально-значимые проекты;
Направления управления ОП на факультете формирование требований к качеству процессов и результатов обучения, а также к качеству ресурсов вуза с учетом мнения учредителей вуза, студентов, их родителей, преподавателей, работодателей, общества ;
Направления управления ОП на факультете участие социальных партнеров вуза в оценке качества знаний и уровня компетенций выпускников, как результата воспитательной и научно- образовательной деятельности;
Направления управления ОП на факультете совместное использование научного потенциала вуза и возможностей стратегических партнеров высшей школы;
Направления управления ОП на факультете организация команд ППС по созданию тренажеров, мультимедийных учебников для систем дистанционного обучения, направленных не только на знания, но и на развитие ценностных ориентаций студентов;
Направления управления ОП на факультете организация испытаний технологии подготовки специалистов на основе непрерывного контроля качества образования и воспитания.
Задание Разработайте 10 принципов менеджмента образовательной программы на основе процессного подхода. Обоснуйте Ваш выбор. ПРИНЦИП (от лат. principium начало, основа), основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.; внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности; основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора.