Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Усть -Таркская средняя общеобразовательная школа Биология ЕГЭ - на «5» Рекомендации Подготовила учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РМО учителей биологии. План работы: 1.Универсальные учебные действия - УУДУУД 2.Результаты контрольного среза по биологии в 6 и 8 классах.классах. 3.Результаты.
Advertisements

Какой хромосомный набор характерен для спермиев и клеток эндосперма семени цветковых растений? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого.
Тема урока: «Основы генетики» (урок – КВН) 10 – «А»класс.
Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Законы Г. Менделя
Грегор Мендель ( г. г.). Моногибридным скрещиванием называют скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных.
Учитель химии и биологии Михайличенко Г.В. История развития генетики. Гибридологический метод.
Основы молекулярной генетики Автор: Немцева Т.В. Ст.преподаватель кафедры ЕМД ГОУ ЯО ИРО.
Генетика История развития генетики. Основные понятия. МАОУ лицей 8 им. Н.Н. Рукавишникова, г.Томск Батракова Ксения Андреевна, учитель биологии.
Моногибридное скрещивание. Законы Менделя. Моногибридное скрещивание. Законы Менделя г. Еремеева Наталия Николаевна МКОУ «Воловская СОШ 2»
Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии и химии Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Куровская гимназия»
Основы Генетики. Кто такой Грегор Мендель? Грегор Мендель ( )-выдающийся чешский ученый. Основоположник генетики. Впервые обнаружил существование.
1. Изучить закон независимого наследования Менделя, углубить знания основных понятий генетики. 2. Развивать умение пользоваться генетической символикой;
Подготовил презентацию обучающийся МБОУ СОШ 2 10 класса Торкин Дмитрий.
Подготовка к ЕГЭ по биологии по теме «Генетика и селекция» Учитель высшей квалификационной категории МОУ «СОШ 7» Будкова Татьяна Владиленовна.
Тема: «Решение генетических задач на законы Грегоря Менделя»
Повторение. Дайте определение следующим терминам: Генетика Гены Наследственность Изменчивость Генотип Фенотип Доминантный признак Рецессивный признак.
«Повторение и обобщение «Основы генетики»» Тема:.
Сколько хромосом содержится в соматических клетках человека? 1) 26 3) 46 2) 36 4) 56.
Тема: Генетика пола. Определение половых хромосом. Наследование, сцепленное с полом Цель презентации: Ознакомиться с механизмом хромосомного определения.
Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по биологии Автор: Немцева Т.В., ст.преподаватель кафедры ЕМД ГОУ ЯО ИРО.
Транксрипт:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Усть -Таркская средняя общеобразовательная школа Биология ЕГЭ - на «5» Рекомендации Подготовила учитель биологии высшей квалификационной категории Котлярова В.А.

1. «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» - 11%; 2. «Животные» -11%; 2. «Животные» -11%; 3. «Человек и его здоровье» - 18%; 3. «Человек и его здоровье» - 18%; 4. «Общая биология» - 60% 4. «Общая биология» - 60% КИМы проверяют усвоение основных знаний и умений по разделам:

Основные блоки по биологии 1.Биология – наука о живой природе; 2. Клетка как биологическая система; 3. Организм как биологическая система; 4. Многообразие организмов; 5. Человек и его здоровье; 6. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира; 7. Экосистемы и присущие им закономерности.

ЕГЭ проверяет: 1.Усвоение знаний, умений на разных уровнях организации живой природы; 2. Овладение способностями логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения.

Продолжительность ЕГЭ по биологии На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут). Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий: для каждого задания части 1 (А) – 1–2 минуты; для каждого задания части 2 (В) – до 5 минут; для каждого задания части 3 (С) – 10–20 минут.

Контрольно измерительные материалы по биологии ВремяОбщеечислозаданийЧисло заданий с выбором выбором ответа (А) Число заданий с заданий с кратким кратким ответом ответом (В) (В)Числозаданий с развёрну тым ответо м (С) Порог (кол. (кол.баллов)Число оригинальн ых варианто в КИМ 180мин

Распределение заданий по уровню сложности Уровень сложности заданий Число заданий Максимальны й первичный балл Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности (%) Базовый Повышенный Высокий Итого

Изменения в КИМ 2012 г. в сравнении с КИМ 2011 г. В целом сохранена структура экзаменационной работы 2011 г. Внесены следующие изменения: 1. В линии А36 вводится новый формат заданий повышенного уровня сложности с выбором верного (неверного) суждения. Эти задания контролируют знания общебиологических закономерностей и умения анализировать, сравнивать и определять правильные суждения.

2. Знания об эволюции органического мира и экологических закономерностях на повышенном уровне контролируются в одной линии А35, поскольку линия А36 выделена под новый формат задания. 3. В части 2 (В) увеличено число заданий на сопоставление биологических объектов, явлений, процессов.

4. В части 2 (В) уменьшено число заданий на определение последовательности биологических объектов, явлений, процессов. Это обусловлено спецификой содержания биологического материала, не позволяющего разнообразить задания данного типа, поскольку многие биологические процессы протекают параллельно и не поддаются четкому разграничению. 4. В части 2 (В) уменьшено число заданий на определение последовательности биологических объектов, явлений, процессов. Это обусловлено спецификой содержания биологического материала, не позволяющего разнообразить задания данного типа, поскольку многие биологические процессы протекают параллельно и не поддаются четкому разграничению.

Задания – С со свободным развернутым ответом Предусматривает ответ повышенного и высокого уровня Предусматривает ответ повышенного и высокого уровня Все задания контролируют умения самостоятельно излагать свои мысли, решать биологические задачи, объяснять факты, делать выводы, обобщения. Все задания контролируют умения самостоятельно излагать свои мысли, решать биологические задачи, объяснять факты, делать выводы, обобщения.

Задание С – на « 5» Отвечать кратко (1-4 предложения); Отвечать кратко (1-4 предложения); Отвечать четко; Отвечать четко; По существу письменно излагать свой ответ на поставленный вопрос. По существу письменно излагать свой ответ на поставленный вопрос.

В части 3 выделены следующие линии: С1 –практико-ориентированные задания, С2 – задания на работу с текстом или рисунком, С3 – задания на проверку уровня освоения материала по основной школе, С4 – задания по эволюции и экологии, С5 – решение задач по цитологии, С6 – решение задач по генетике

ЕГЭ (часть 3) С1. В листьях растений интенсивно идет процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? ОТВЕТ: Фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), т.к. в них имеются хлоропласты; По мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых процесс фотосинтеза не происходит.

С2. Найдите ошибки в проведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. С2. Найдите ошибки в проведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Плоские черви из классов Ленточные черви Сосальщики ведут паразитический образ жизни. 2. Яйцо печеночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду. 3. Основным хозяином печеночного сосальщика является малый прудовик. 4. Основным хозяином бычьего цепня является крупный рогатый скот. 5. Взрослый червь печеночный сосальщик размножается в организме малого прудовика.

Ответ: 3 - основным хозяином печеночного сосальщика является крупный рогатый скот, а промежуточным – малый прудовик; 4 – основным хозяином бычьего цепня является человек; 5 – взрослый червь размножается в организме крупного рогатого скота.

С3. Какие особенности строения сформировались у хордовых животных в процессе эволюции? Ответ: 1. Внутренний осевой скелет; 2. Нервная система в виде трубки на спинной стороне тела; 3. Щели в пищеварительной трубке. 4. Замкнутая кровеносная система. Сердце на брюшной стороне.

С4. Почему высокая численность вида способствует биологическому прогрессу? С4. Почему высокая численность вида способствует биологическому прогрессу? Ответ: 1) повышается возможность свободного скрещивания; 2) усиливается обмен генетическим материалом и обогащается генофонд; 3) способствует распространению особей и расширению ареала

С5. Пчеловидные мухи не имеют жалящего аппарата и по внешнему виду сходны с пчелами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение мимикрии у этих насекомых.

Ответ: 1) у насекомых разных видов возникли сходные мутации окраски, формы тела и др. 2) особи с признаками, усиливающими сходство с защищенными насекомыми, имели больше возможностей выжить в БЗС 3) в результате естественного отбора такие насекомые реже склевывались птицами и через ряд поколений их признаки распространялись в популяции

С6. Скрестили два растения львиного зева с красными и белыми цветками. Их потомки оказались с розовыми цветками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения и тип наследования признака. С6. Скрестили два растения львиного зева с красными и белыми цветками. Их потомки оказались с розовыми цветками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения и тип наследования признака. Ответ: генотипы родителей: АА, аа гаметы – А и гаметы – а генотип потомства: Аа; неполное доминирование

В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ? Элементы ответа: бактерии-гетеротрофы – редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями; бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы) – продуценты синтезируют органические вещества из неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др.

Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции при действии этой формы естественного отбора? Ответ обоснуйте. П.

Элементы ответа: 1) стабилизирующая форма отбора, так как на графике видно, что давление отбора направлено на гибель особей с минимальным или максимальным значением признака; 2) стабилизирующий отбор проявляется при относительно постоянных условиях жизни; 3) изменения размера ушей у зайцев в процессе эволюции не произойдёт, так как эта форма отбора сохраняет среднее значение признака

В чём заключается нервно- гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково её значение в жизнедеятельности организма? В чём заключается нервно- гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково её значение в жизнедеятельности организма?

Элементы ответа: нервная регуляция осуществляется за счёт вегетативной нервной системы (парасимпатическая система замедляет и ослабляет сокращение сердца, а симпатическая усиливает и учащает сокращение сердца); нервная регуляция осуществляется за счёт вегетативной нервной системы (парасимпатическая система замедляет и ослабляет сокращение сердца, а симпатическая усиливает и учащает сокращение сердца); гуморальная регуляция осуществляется через кровь: адреналин, соли кальция усиливают и учащают сердечные сокращения, а соли калия оказывают противоположное действие; гуморальная регуляция осуществляется через кровь: адреналин, соли кальция усиливают и учащают сердечные сокращения, а соли калия оказывают противоположное действие; нервная и эндокринная системы обеспечивают саморегуляцию всех физиологических процессов в организме нервная и эндокринная системы обеспечивают саморегуляцию всех физиологических процессов в организме

Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса? Элементы ответа: Элементы ответа: 1) в смешанном лесу больше видов, чем в еловом; 2) в смешанном лесу цепи питания более длинные и разветвлённые, чем в еловом; 3)в смешанном лесу ярусов больше, чем в еловом.

Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае. Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.

1) в клетках зародыша семени диплоидный набор хромосом – 2n, так как зародыш развивается из зиготы – оплодотворённой яйцеклетки; 2) в клетках эндосперма семени триплоидный набор хромосом – 3n, так как образуется при слиянии двух ядер центральной клетки семязачатка (2n) и одного спермия (n); 3) клетки листьев цветкового растения имеют диплоидный набор хромосом – 2n, так как взрослое растение развивается из зародыша

При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае? При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?

Схема решения задачи включает: 1) 1-е скрещивание: семена гладкие и усики × морщинистые и без усиков Р. ААBВ ааbb G АB х аb F1 АаBb семена гладкие и усики; семена гладкие и усики;

2) 2-е скрещивание: семена гладкие и усики × морщинистые и без усиков Р. АаBb ааbb G АB, аb х аb F1 АаBb, ааbb семена гладкие и усики; семена морщинистые без усиков;

3) Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков, являются доминантными, так как при 1-м скрещивании всё поколение растений было одинаковым и имело гладкие семена и усики. Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков (А, В), локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как при 2-м скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотношении 1:1 Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков (А, В), локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как при 2-м скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотношении 1:1

По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака,выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и втором поколении (обозначены цифрами 1 и 2). По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака,выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и втором поколении (обозначены цифрами 1 и 2).

ЭЛЕМЕНТЫ ОТВЕТА 1) признак рецессивный (а), не сцеплен с Х-хромосомой, генотип родителей: мать – Аа, отец – Аа 1) признак рецессивный (а), не сцеплен с Х-хромосомой, генотип родителей: мать – Аа, отец – Аа 2) генотипы детей в первом поколении (слева направо): дочь – Аа или АА; дочь – Аа или АА; дочь – аа; сын – Аа или АА; сын – аа 2) генотипы детей в первом поколении (слева направо): дочь – Аа или АА; дочь – Аа или АА; дочь – аа; сын – Аа или АА; сын – аа 3) генотипы детей во втором поколении: сын – Аа, дочь – Аа, сын – аа 3) генотипы детей во втором поколении: сын – Аа, дочь – Аа, сын – аа

Цитология Участок одной из двух цепей молекулы ДНК содержит 300 нуклеотидов с аденином (А), 100 нуклеотидов с тимином (Т), 150 нуклеотидов с гуанином(Г) и 200 нуклеотидов с цитозином (Ц). Какое число нуклеотидов с А, Т, Г и Ц содержится в двухцепочечной молекуле ДНК? Какое число нуклеотидов с А, Т, Г и Ц содержится в двухцепочечной молекуле ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК? Ответ поясните. Сколько аминокислот должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК? Ответ поясните.

цитология 1.Цепь ДНК: Г- А-Т- А-Т -Т-Т- А-Ц-Г- Ц –А Построить 2 цепь ДНК Построить 2 цепь ДНК Построить и-РНК Построить и-РНК Построить т-РНК Построить т-РНК 2.Определить последовательность аминокислот в белке. Даны аминокислоты: Даны аминокислоты: ала –тре –лиз – аспа… ала –тре –лиз – аспа… гли – лей – глу - глун гли – лей – глу - глун