СЕССИЯ 1 Виды и назначение программ оценки Rtc.imerae@gmail.com Учебный курс «Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программы оценки учебных достижений В.А. Болотов вице-президент РАО, академик РАО, д.п.н. Учебный курс «Использование результатов оценки учебных достижений.
Advertisements

Виды и назначение программ оценки качества образования В.А. Болотов вице-президент РАО, академик РАО, д.п.н. Учебный курс «Ключевые аспекты построения.
Об оценке качества обучения на современном этапе модернизации образования Юрий Иванович Биктуганов Министр общего и профессионального образования Свердловской.
Основные элементы и направления развития системы оценки качества образования в Российской Федерации Визит Российского тренингового центра ИУО РАО в Республику.
И.А. Вальдман зав. лабораторией мониторинга в образовании Института управления образованием РАО, директор Российского тренингового центра ИУО РАО, к.п.н.
Место формирующего оценивания в системе ОКО Вальдман И.А. Директор РТЦ ИУО РАО Семинар « Актуальные вопросы организации внутришкольной системы оценки качества.
Оценка качества образования в России: национальные вызовы Вице-президент РАО Болотов В.А. Международная конференция «Российское образование в зеркале международных.
Развитие системы ОКО в России: уроки и перспективы Международный форум «ЕВРАЗИЙСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ» г. Ярославль, апреля 2013 года Болотов.
Качество российского образования: по результатам международных исследований Качество российского образования: по результатам международных исследований.
Семинар «Использование результатов международной и национальной оценки учебных достижений для разработки образовательной политики» 2– 5 февраля 2010 Москва,
Российский опыт проведения процедур оценки качества общего образования в международном контексте Высшая школа экономики, Москва, Научный.
Мониторинги качества образования: перспективы и возможности использования результатов Полянская С.Ю. начальник отдела ЭКО
Система оценки качества образования: назначение, структурные элементы, факторы влияния Учебный курс «Система оценки качества и образовательная политика:
О результатах школьников Нижегородской области в международных сравнительных исследованиях качества общего образования Е.И. Апутина директор ГБОУ ДОВ ЦМКО.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Филиал Акционерного Общества «Национальный центр повышения квалификации «ӨРЛЕУ» «Институт повышения.
О результатах школьников Нижегородской области в международных сравнительных исследованиях качества общего образования Е.И. Апутина директор ГБОУ ДОВ ЦМКО.
« Интеграция формирующего и диагностического оценивания как механизм обеспечения качества образования» Дорошенко Наталья Алексеевна, научный сотрудник.
ОПЫТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ДЖАФАРОВ С. Ф. ДИРЕКТОР НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ТЕСТИРОВАНИЯ.
Международные исследования качества образования И.К. Круглинский ФГБУ «Информационно- методический центр анализа» 1.
«…мы…разработаем и введем новые требования к качеству образования… введем мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций.
Транксрипт:

СЕССИЯ 1 Виды и назначение программ оценки Учебный курс «Проектирование национальных и территориальных систем оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты» Тренинговый центр Института управления образованием РАО Вальдман И.А., директор Тренингового центра ИУО РАО

Институт управления образованием РАО Ключевые вопросы 2 Что такое эффективная система оценивания? Какие бывают виды программ оценки качества образования? Каковы их возможности, ограничения и взаимосвязь?

Институт управления образованием РАО 3 Системы оценки, их место и влияние

Институт управления образованием РАО Тезаурус (международный опыт) 4 Качество образования показывает, насколько хорошо учащийся достигает успеха в каждой из следующих областей: реализация своего полного потенциала, умение жить и работать с достоинством, улучшение качества собственной жизни, принятие информированных решений и непрерывное образование. Подход ЮНЕСКО

Институт управления образованием РАО Тезаурус (международный опыт) 5 Качественное образование позволяет обеспечить каждому ребенку наилучшие стартовые условия для того, чтобы в будущем он стал успешен. Критерий хорошей образовательной системы (её высокого качества) - это мера, в которой наименее обеспеченные члены общества имеют возможность преуспеть.

Институт управления образованием РАО Тезаурус (международный опыт) 6 Оценивание (assessment) это процесс сбора и оценки информации о том, что учащийся знает, понимает и умеет, он направлен на принятие обоснованного решения, что делать дальше в образовательном процессе. Система оценки представляет собой сочетание политики, различных структур, практик и инструментов, направленных на получение и использование информации об успеваемости учащихся.

Институт управления образованием РАО Тезаурус (Концепция ОСОКО) 7 Оценка качества образования подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном ОУ, деятельности всей образовательной системы страны и ее территориальных подсистем Общероссийская система оценки качества образования - совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально- методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.

Институт управления образованием РАО Что такое эффективная система оценивания? 8 Ориентирована на учёт разнообразных образовательных результатов (см. пример ) Строится на сочетании разнообразных методов оценки Предоставляет своевременную и полную информацию надлежащего качества Служит основой для обеспечения подотчётности в образовании ???

Институт управления образованием РАО Образовательные результаты 9 Более широкое понятие образовательных результатов - не только академические знания, но и компетентности, способность к критическому мышлению, здоровье ученика, безопасность, благосостояние, мотивация к обучению, гражданская позиция, умение позитивно взаимодействовать с другими самоуважение, уважение к семье и обществу, забота о других и забота об окружающей среде…

Институт управления образованием РАО Навыки 21 века 10 Министерство образования Сингапура Пресс релиз: 9 марта, 2010

Институт управления образованием РАО Что такое эффективная система оценивания? 11 Эффективные системы оценивания - это те, которые предоставляют информацию надлежащего качества и в необходимом количестве для того, чтобы удовлетворить информационные потребности всех заинтересованных групп и тех, кто принимает решения с целью повышения качества обучения учащихся

Институт управления образованием РАО Цели системы ОКО 12 1) Определение прогресса в обучении конкретного школьника. 2) Сертификация (подтверждение завершения обучения, отбор для продолжения обучения или получения рабочего места) 3) Оценка результатов деятельности педагогов, образовательных учреждений, муниципалитетов. 4) Оценка деятельности национальной образовательной системы. ???

Институт управления образованием РАО Передовой международный опыт ОКО 13 Оценка более широких образовательных результатов, нежели знания в рамках учебных дисциплин; Эффективная система оценивания строится на сочетании разнообразных методов оценки; Комбинация внутренней и внешней оценки деятельности школы; В основе оценивания результатов образования лежит не наперёд заданная (или ожидаемая) норма, а положительная динамика изменений достижений (индивидуальный прогресс, добавленная стоимость); Анализ результатов оценки учебных достижений проводится с учётом факторов, оказывающих влияние на эти результаты.

Институт управления образованием РАО Влияние баллов теста на экономический рост 14 Условный тестовый балл Условный показатель экономического роста

Институт управления образованием РАО Рост оценивания в мире 15 PISA 2000: 43 страны; PISA 2003: 41 страна; PISA 2006: 57 стран; PISA 2009: 65 стран TIMSS 1995: более 40; TIMSS1999: 38; TIMSS2003: 52; TIMSS2007: 59; TIMSS2011: более 60 PIRLS 2001: 35 стран; PIRLS 2006: 40 стран; PIRLS 2011: 51 страна Доля стран, проводящих по крайней мере дно национальное тестирование в год Участие в международных исследованиях

Институт управления образованием РАО Место системы оценки качества 16 Свинья не прибавляет в весе от того, что её часто взвешивают Английская поговорка Но если свинья прибавляет в весе, то доказать это без взвешивания весьма затруднительно Из наблюдений животноводов Система оценки необходима для обслуживания системы образования, но не наоборот (Д. Хокер).

Институт управления образованием РАО Карта процедур ОКО 17 Оценка качества обучения Государственные экзамены Крупномасштабное оценивание (мониторинги) Внутриклассное оценивание Управление качеством Оценка ОУ: аккредитация, аудит, самооценка Оценка образов. систем Оценка работы учителя: аттестация, самооценка Оценка образовательных программ и учебников

Институт управления образованием РАО 18 Виды программ оценки

Институт управления образованием РАО Программы оценки учебных достижений 19 Виды программ оценивания Государственные экзамены Оценка на уровне класса Крупномасштабные исследования Национальная оценка Международные сравнительные исследования ВступительныеВыпускные Формирующее оценивание Суммирующее (итоговое) оценивание вопросытесты наблюдения

Институт управления образованием РАО Внутриклассное оценивание 20 Цель: Поддержать прогресс ученика. Помочь учителям и учащимся в совершенствовании процесса преподавания и учения. Как учится ученик и как лучше его обучать? Каковы сильные стороны конкретного ученика и как их можно развить? В чём ученик испытывает трудности и как они могут быть преодолены?

Институт управления образованием РАО Внутриклассное оценивание 21 Оценка на уровне класса – процесс поиска и интерпретации достоверных данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, где обучаемые находятся в процессе своего учения, куда им необходимо двигаться дальше и как сделать это наилучшим образом (программа Assessment for Learning, Великобритания). Используемые методы – учебные задания, вопросы, наблюдения, собеседования с учителем, самооценка учащегося, оценка учащихся друг другом и т.п. Оценка в целях обучения направлена на признание всех образовательных достижений учащихся.

Институт управления образованием РАО Государственные экзамены 22 Выпускной экзамен Вступительный экзамен Цель: Селекция/отбор для продолжения образования (например, при поступлении в Вуз) Кто из учащихся может продолжать обучение на следующей ступени образования? Цель: Сертификация учащихся Как осваивает государственный образовательный стандарт /образовательную программу конкретный учащийся? Как осваивает государственный образовательный стандарт /образовательную программу конкретный учащийся? Кто из учащихся может продолжать обучение на следующей ступени образования?

Институт управления образованием РАО Национальная/региональная оценка 23 Цель: Выяснить, насколько эффективно работает система образования. Насколько эффективно учащиеся овладевают знаниями и навыками в системе образования? Какие достижения демонстрируют представители различных групп учащихся? Какие факторы оказывают влияние на результаты обучения?

Институт управления образованием РАО Национальная/региональная оценка 24 Главная задача - получение данных, позволяющих судить о том, в какой мере достигаются цели, предусмотренные государственным стандартом. В рамках Н/РО изучаются факторы, негативно или позитивно влияющие на учебные достижения. Такая информация необходима для разработки политики на различных уровнях образования. Проводится: 1 раз в 3-5 лет, по нескольким предметам, на основе выборки учащихся, используются тесты и вопросники

Институт управления образованием РАО Национальная/региональная оценка 25 NAEP (США) – национальная оценка прогресса образования общенациональная выборка - 4, 8, 12-е классы оцениваются: учебные достижение в ключевых предметных областях (математика, английский язык, социальные науки, экономика, география, история США) инструментарий: тесты достижений и анкеты периодичность: не реже 1 раза в два года получатели информации: местные сообщества, политики, представители системы образования, широкая общественность Результаты NAEP публикуются в национальном докладе (The Nation's Report Card), представляющем широкой общественности информацию об академических достижениях американских школьников –

Институт управления образованием РАО Национальная/региональная оценка 26 SACMEQ – Южноафриканский консорциум по мониторингу качества обучения (является неправительственной независимой организацией, включающей 15 африканских стран) Основная цель – всестороннее повышение качества образования, обеспечение достижения планируемых образовательных результатов всеми школьниками, с особым вниманием к грамотности чтения, математике и жизненным навыкам

Институт управления образованием РАО Национальная/региональная оценка 27 LLECE – Латиноамериканская лаборатория по оценке качества обучения. Это сетевая организация, которая занимается общей оценкой качества образования в Латинской Америке и странах Карибского бассейна общенациональная выборка е классы в 1997 г. и 3 и 6-е классы в 2007 г. участники: 13 стран в 1997 г. и 19 стран в 2007 г. оцениваются: математика и чтение инструментарий: тесты достижений и анкеты получатели информации: местные сообщества, политики, представители системы образования, широкая общественность Цель LLECE видит в поддержке участия стран в улучшении технического качества и использования данных по оценке образования как средства улучшения качества образования.

Институт управления образованием РАО Международные сравнительные исследования 28 Какой уровень учебных достижений в конкретных областях знаний показывают учащиеся страны в сравнении с учащимися других стран? Что школьные системы других стран «делают лучше»? Как изменяются результаты с течением времени? МСИ становятся причиной пересмотра национального учебного плана, введения новых стандартов, изменения программ подготовки учителей и часто вынуждают проводить анализ несоответствия в школьных ресурсах, структуре и организации школы, учительской практике. Цель: Сравнение достижений своих учащихся с достижениями учащихся других стран.

Институт управления образованием РАО Международные сравнительные исследования Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений - IEA TIMSS (1995, 1999, 2003, 2007, 2008, 2011, 2015 годы) PIRLS (1991, 2001, 2006, 2011 годы) ICCS (1999, 2000, 2008 годы) TEDS (2008 год) ICILS (2012) Организация экономического сотрудничества и развития – OECD PISA (2000, 2003, 2006, 2009, 2011 годы) TALIS (2008 год)

Институт управления образованием РАО Краткая информация об исследованиях Исследование TIMSS и PIRLS Оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной, основной и средней школе (4 и 8 классы) Оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы (4 класс) Выявление динамики в результатах (TIMSS: 1995, 1999, 2003, 2007, 2011; PIRLS: 2001, 2006, 2011) Выявление факторов, позволяющих объяснить различия в результатах Исследование PISA Оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, естествознания и чтения Оценка отношений и учебных стратегий Оценка качества и доступности образования Выявление динамики результатов (2000, 2003, 2006, 2009, 2012) Выявление факторов, позволяющих объяснить различия в результатах

Институт управления образованием РАО PISA Основная цель: оценка способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. PISA 2009: 65 стран и территорий Более 470 тысяч 15-летних учащихся, представляющих 27 млн. учащихся

Институт управления образованием РАО Определение читательской грамотности в PISA Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

Институт управления образованием РАО Результаты России в PISA 2009

Институт управления образованием РАО Результаты России в PISA 2009 Самостоятельно мыслящие и способные функционировать в сложных условиях 4 уровень – проявляется способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации 2 уровень – пороговый, при достижении которого учащиеся начинают демонстрировать применение знаний и умений в простейших не учебных ситуациях

Институт управления образованием РАО Результаты России в международных сравнительных исследованиях

Институт управления образованием РАО Пирамида образовательного оценивания 36 Углублённые исследования Крупномасштабные исследования Государственные экзамены Формирующее оценивание оценка на уровне класса

Институт управления образованием РАО Сочетание внешней и внутренней оценки 37 Внутренняя оценка - процедуры, организуемые и проводимые самой школой (силами педагогов, администрации, родителей). Полученные данные используются для выработки оперативных решений и лежат в основе школьного планирования. Примеры. Самооценка школы, оценивание учащихся на уровне класса, школьный мониторинг, сбор статистических данных, опросы родителей и учащихся и т.п. Внешняя оценка проводится ОУО, негосударственными агентствами. Её результаты публичны и позволяют не только определять собственный прогресс за определённый промежуток времени, но и сравнивать свои достижения с другими школами в муниципалитете, регионе и стране. Примеры. Государственные экзамены, государственная инспекция, исследования, в которых школа принимает участие

Институт управления образованием РАО Пример Шотландии 38 Внутреняя оценка Мониторинг в классе Анализы результатов экзамена Исследования с участием родителей, учеников и персонала школы Обзоры подразделений школы (предметные объединения) Ежемесячные встречи с зам. директорами Ежегодные встречи с директором по вопросу профессионального развития Ежегодные отчёты по стандартам и качеству Ежемесячный мониторинг школьной статистики (посещаемость, исключения и т.п.) Внешняя оценка Ежегодный обзор достижений Исследование результатов обучения по предметам (дважды в год) Встречи со специалистом по улучшению качества (трижды в год) Национальная инспекция (каждые шесть лет) Larbert High School

Институт управления образованием РАО Самооценка школы 39 Самооценка - процедура оценки состояния различных элементов образовательной системы школы, проводимую на систематической основе с целью улучшения деятельности ОУ. Характеристики: процедура формализована; в процесс С вовлекаются все заинтересованные стороны; используются самые разные данные и методы их сбора; результаты С активно используются при проведении внешних проверок деятельности школы.

Институт управления образованием РАО Внешний аудит деятельности школы 40 Цели внешнего аудита проведение внешней, независимой оценки деятельности школ; информирование общественности и органов управления образованием о качестве работы школ; содействие улучшению работы каждой школы через определение её сильных и слабых сторон. Характеристики: проводится подготовленными специалистами по процедурам, хорошо известным школам; аудиторы фокусируются на тех проблемах и недостатках, которые выявлены самой школы при проведении самооценки; выясняются мнения учащихся и родителей; итоговый отчёт включает детальные рекомендации; лучший опыт входит в банк лучших практик.

Институт управления образованием РАО Пример: система ОКО в Нидерландах 41 Система образования Самооценка школы Школьные выпускные экзамены Национальные исследования Международные исследования Инспекция Формативное тестирование Суммирующее тестирование

Благодарю за внимание!