Ключевые методические проблемы перехода к новым образовательным стандартам Дзятковская Е.Н., вед.н.с. Института содержания и методов обучения РАО, проф.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Advertisements

Развитие воспитания в современной системе образования: воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Берёзовская средняя общеобразовательная школа 4» Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Разработка и реализация программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени общего образования Педагог-организатор.
«…переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих.
Авторы концепции: А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Духовно-нравственное.
Педагогический совет:. Цель педсовета: 1. Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно – нравственного и патриотического воспитания.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Восканова Е.М., зав. научно-методическим отделом Городского методического центра.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Орлова И.В., кафедра управления ЛИРО.
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
Корректировка программы Согласно Закону Об образовании ФГОСу начального общего образования в каждом ОУ должна быть разработана ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
Изменения в системе воспитательной работы Разработка Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Анализ состояния.
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков г. методист Бирюкова Н. В.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Транксрипт:

Ключевые методические проблемы перехода к новым образовательным стандартам Дзятковская Е.Н., вед.н.с. Института содержания и методов обучения РАО, проф., д.б.н.

Инновационность ФГОС: новое качество труда педагога Социально-педагогическое партнерство Ориентация не на объем содержания, а на результаты – предметные, метапредметные и личностные Цель – развитие способности учиться и переучиваться в течение жизни, думать, размышлять, самостоятельно и осознанно делать выбор Изменение технологии преподавания Позиция учителя – не источник знаний («над»), а консультант («рядом»)

Не только профессиональный рост, но и личностная готовность к иной психологии отношений Три блока программ Новые способы оценивания результатов Новые формы организации учебной деятельности Скоординированное проектирование урочной и внеурочной деятельности

Инновационность ФГОС: новое качество учебы школьников Осмысленность Инициативность, участие в целеполагании Самостоятельность Самообучение, саморазвитие, самореализация СУБЪЕКТНОСТЬ Ответственность Самоопределение в базовых национальных ценностях Гражданская идентичность

Инновационность ФГОС: новое качество родительского участия Договор школы с родителями каждого ребенка – основание для четкого распределения ответственности всех участников образовательного процесса и координации воспитания. Обязательство повышать свою педагогическую культуру (родительское собрание, родительская конференция, организационно- деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за·круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др) Из Программы духовно-нравственного развития и воспитания ФГОС нач.шк. Участие в организации внеурочной деятельности

ВЫВОД: В условиях перехода на новые стандарты для ВСЕХ участников образовательного процесса необходимо КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ (педагогическое, психологическое, информационное, медико-гигиеническое, организационно-управленческое, общественная поддержка)

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ: Главное научить учиться – 75% Недостаточно времени для подготовки к ЕГЭ - 50% Считают, что полностью информированы об особенностях нового стандарта – 50% Читали документы стандарта – 16% Информацию получили от завуча, зам. директора – 88%

Ресурсы комплексного сопровождения педагогов Перестроившееся высшее педагогическое образование Система дополнительного профессионально-педагогического образования Самообразование и саморазвитие педагогов (пособия) Учителя начальной школы, имеющие (приобретающие) опыт развивающего обучения Психологи школ как носители знаний о психологических теориях, лежащих в основе развивающего образования Подготовленные методисты муниципальных отделов образования, тьюторы из числа педагогов

Школьные библиотеки, депозитарии научной и учебно-методической литературы Свободный доступ к документам Госстандарта Педагогическая рефлексия Примерные программы, методические рекомендации, учебная литература нового поколения Метаязык Сформулированные новые требования к аттестации Опыт инновационной деятельности (участие в опытно- экспериментальной работе под научным руководством)

Педагогическая рефлексия – двигатель саморазвития педагога. Социальная неуверенность, низкий престиж учительской профессии, напряженные отношения и с учениками, и с родителями – профессиональные проблемы вытесняются в подсознание, формируя агрессивно-оборонительную тактику поведения человека, ждущего несправедливых обвинений. Роль психологических служб образовательных учреждений, отделов образования Личностные качества - готовность к самоизменению, самосовершенствованию +

Психологические тренинги для учителей педагогическая рефлексия мотивация достижения личностный рост психологическая готовность принять изменение требований профессиограммы (новый портрет учителя) педагогическое и социальное партнерство учителей (компетенции педагога дополнительного образования, организатора культурно-массовых мероприятий, просветителя и даже семейного консультанта)

Мастер-классы (выездные) Творческие мастерские (дни открытых дверей) Разработка на основе материалов РАО - собственных учебно- методических комплексов в соответствии с требованиями стандарта («УЧУСЬ УЧИТЬСЯ», «УЧУСЬ ОБЩАТЬСЯ», «УЧУСЬ БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ» СИТУАЦИЯ УСПЕХА, ВЗАИМНОЙ ПОДДЕРЖКИ И ТВОРЧЕСТВА ОТ СТРАХА И НЕПРИЯТИЯ ФГОС - К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПУТЕЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ НО! ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ФГОС педагогами - очень индивидуальный, разной длительности и напряженности - ПОСКОЛЬКУ ЗАТРАГИВАЕТ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОФЕССИЮ ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ИННОВАЦИОННЫЙ РЕЖИМ ? ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ !

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ - МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ Общность интересов – здоровье и образование ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПАРТНЕРСТВО ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КООРДИНАЦИЯ ШКОЛЬНОГО И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

расслоение населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности; плотно работающие с сознанием ребёнка различные средства массовой информации, видео-аудио-компьютерной индустрии; разрастание в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности; экспансия молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление; разреженность идей, определяющих общественно-коллективные формы жизни и формы самоидентификации личности; нарастание межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений. ПРОБЛЕМЫ, отмеченные в Программе:

БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ: Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Труд и творчество Наука, научная картина мира Традиционные мировые религии Природа Человечество

ОПАСНОСТЬ НЕПОНИМАНИЯ РОДИТЕЛЯМИ НОВОГО СТАНДАРТА, ЗАДАЧ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ---- НЕРЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТАНДАРТА НУЖНА ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СТАНДАРТУ НУЖЕН КРЕДИТ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОВЕРИЯ Информация в СМИ о преимуществах ФГОС для государства, страны, семьи, работодателей, личности.

МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К УЧЕБЕ ПО НОВОМУ СТАНДАРТУ 1. ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ, «КАЖДЫЙ ТАЛАНТЛИВ ПО-СВОЕМУ» (начала самопознания); ПОНИМАНИЕ, ЗАЧЕМ ХОДИТЬ В ШКОЛУ (не только за информацией, а научиться учиться самому) 2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОСВОЕНИЯ познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий 3.СВОЕВРЕМЕННАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПОМОЩЬ 4.ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЬМИ СОВМЕСТНО СО ВЗРОСЛЫМИ УКЛАДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ --- безопасной, здоровье- сберегающей, развивающей (субъект самооздоровления и саморазвития) 5.КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЯ

ТРИ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ТРИ БЛОКА ПРОГРАММ В ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСВОЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ (ЛОГИЧЕСКИХ, ОБЩЕУЧЕБНЫХ) РЕГУЛЯТИВНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ УУД на теоретическом уровне (понятийном) уровне У У Д УМЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИОБЩЕНИЕ К СОЦИОКУЛЬТУРНОМУ ОПЫТУ, ЛИЧНЫЙ ОПЫТ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСТВА РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРЫ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ На основе Конституции РФ, проекта «Наша новая школа» и посланий Президента РФ СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ – ОСНОВА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ Президент РФ: ДУХОВНАЯ ОБЩНОСТЬ – ФАКТОР РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ - образ человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретных социокультурных условиях.

ЭВОЛЮЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ИДЕАЛА - Человек религиозный - Человек, готовый защищать свою честь и честь Отчизны - Строитель коммунизма - Активный, предприимчивый, самостоятельный - Сегодня это – высоконравственный, компетентный, творческий гражданин, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ – ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ И ПРИНЯТИЯ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ИЕРАРХИЧЕСКУЮ СТРУКТУРУ И СЛОЖНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ – ПУТЬ К ГРАЖДАНСКОЙ, РОССИЙСКОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

В каждом направлении – цели; система базовых ценностей; виды деятельности; формы занятий

Принципы духовно-нравственного развития и воспитания Принцип ориентации на идеал. Аксиологический принцип. Принцип следования нравственному примеру. Принцип идентификации (персонификации). Принцип диалогического общения. Принцип полисубъектности воспитания. Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Применительно к организации пространства воспитания и социализации младшего школьника системно-деятельностный подход имеет свои особенности. -Первая особенность. Воспитание как деятельность принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности: учебной, учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др. Для принятия ценностей важна системная организация различных видов нравственно ориентированной деятельности младшего школьника. Системно-деятельностный подход отвергает попытки локализовать воспитание в границах отдельных учебных предметов (напр., «Духовно-нравственная культура»)

-Вторая особенность обусловлена утратой семьей и школой монополии на воспитание и социализацию ребенка. Современный процесс воспитания и социализации полисубъектен. Деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобраз. школы, должна быть согласована (Стандарт как общественный договор, национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей)

Третья особенность. Системно-деятельностный подход - методологическая основа организации уклада школьной жизни. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности по организации пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на основе требований ФГОС

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭТО ЧАСТЬ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, «формируемая участниками образовательного процесса», это – реализация запроса социальных заказчиков (в русле заказа государства).

УЧАЩИЙСЯ Чему бы ты хотел посвятить свое свободное время? Какие качества в себе ты бы хотел развивать? РОДИТЕЛИ Какие жизненные ценности важны для Вас? Какие качества Вы хотели бы развивать в своем ребенке?

МИФ 1-ый О ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тревожит: «… это может сказаться на качестве ОСНОВНОЙ, УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» – т.е. в понимании учителей урочная деятельность противопоставлена внеурочной (как не основной, дополнительной). А ведь в концепции ФГОС говорится о едином образовательном процессе.

Внеурочная деятельность призвана помочь педагогу и ребёнку в освоении учебной деятельности - в других условиях, на другом материале, в разных жизненных ситуациях, путем деятельностных проб – и вывести на метапредметные и личностные результаты, учебную мотивацию.

МИФ 2-ой О ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «вторая половина дня – это воспитание, когда от учения отдыхаем» На самом деле: Внеурочная деятельность - время и место для активного освоения и присвоения полученных на уроках знаний, умений, отношений в опыте деятельности не по поводу освоения учебных предметов.

Воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: урочную ( в границах разных образовательных дисциплин ) и внеурочную ( художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др. ) деятельность.

ВИДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИГРА ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕНИЕ ( ПРОБЛЕМНО-ЦЕННОСТНОЕ, ДОСУГОВОЕ ) ТВОРЧЕСТВО (ХУДОЖЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЕ, ТЕХНИЧЕСКОЕ, СОЦИАЛЬНОЕ) ТРУДОВАЯ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЕ ПРАКТИКИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ, вкл. ТУРИСТИЧЕСКИ-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ

ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : ИГРЫ ТРЕНИНГИ ЭКСКУРСИИ ПРАКТИКУМЫ МЕРОПРИЯТИЯ СОВМЕСТНО С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗ. СТУДИИ КЛУБЫ ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ МАЛЫЕ АКАДЕМИИ КРУЖКИ ВЕЧЕРА ВСТРЕЧ ТРУДОВЫЕ АКЦИИ ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЕВ, ТЕАТРОВ ФЕСТИВАЛИ КВН МЕСЯЧНИКИ ЯРМАРКИ

ФОРМЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ Выставки (в т.ч.авторские), Концерты (в т.ч. сольные), Презентации, Показы, Выступления...

НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное

ТЕХНОЛОГИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Организация решения учебных задач. В процессе ее решения учащийся получает не ответ на конкретно заданный в задаче вопрос, а общий способ решения задач подобного вида ("общий способ решения целого класса задач").

КТО РЕАЛИЗУЕТ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Система взаимодействия специалистов, реализующих направление внеурочной деятельности: учителя, родители, общественность, психологи, в т.ч. дополнительного образования

РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: - распределение умственной и физической нагрузки, - углубление изучения учебного материала, - осуществление учеником своей "мечты», - коррекционная помощь, - работа с одаренными детьми, - дополнительное время для решения учебных задач, - опыт применения УУД, знаний, умений; - РАСШИРЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (т.е. создание дополнительных условий, обеспечивающих развитие школьников); - психолого-педагогическое сопровождение; - социальные пробы на протяжении всего периода обучения, - признание равенства (и даже превосходства) ребенка, - ситуации успеха.

-личностная реализация ребенка в коллективе (отработка различных позиций: организатора, участника-исполнителя, генератора идей, оформителя и т.д.); неформальное общение, в т.ч. в разновозрастных группах; опыт работы в разновозрастной группе; создание пространства для апробирования учащимся своих творческих и организаторских возможностей; демонстрация достижений; создание культурно-воспитательной среды, уклада школьной жизни; Протекает в более благоприятной психологической атмосфере, развивает в большей степени образный и наглядно-действенный языки психической деятельности. Роль в социализации.

УМК внеурочной деятельности: «Перспективная начальная школа», «Путешествие в сказку» (О.С. Соколова) «Путешествие по сказкам» (Е.Г. Белоусова, Л.М. Бугрова, И.А. Хаминова), «Экология учебной деятельности» (Е.Н. Дзятковская)

- Реализация деятельностного подхода - Критерии и оценка результатов внеурочной деятельности ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Проблемы: - НЕ КЛАССНО-УРОЧНАЯ ФОРМА - Совместная деятельность взрослых и детей, детей друг с другом «изымать детей из-за парт!»

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ НА ЭФФЕКТ ОСВОИТЬ УУД РЕФЛЕКСИИ СВОЕГО РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОБЛАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ?

ТРИ УРОВНЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАНИЯ: - СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ - ОПЫТ ПЕРЕЖИВАНИЙ И ОТНОШЕНИЙ К НИМ - ОТСТАИВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ПОЗИЦИЙ, САМОВОСПИТАНИЕ

УРОВНИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ : - ПРИМЕНЯЕТ УУД на эмпирическом уровне - ПРИМЕНЯЕТ УУД на теоретическом уровне - ТВОРЧЕСКИ КОМБИНИРУЕТ УУД в проектной деятельности, формирование умений; - ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОМПЕТЕНЦИИ

ТРИ УРОВНЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ: - ВОСПРОИЗВОДИТ ЗНАНИЯ ПО ОБРАЗЦУ - ПРИМЕНЯЕТ В НОВЫХ СИТУАЦИЯХ - САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАЕТ ЗНАНИЯ И ПРИМЕНЯЕТ ИХ ДЛЯ САМООБУЧЕНИЯ

КАЧЕСТВЕННАЯ ПЕРЕСТРОЙКА СИСТЕМЫ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ