Понятие «детская одаренность». Виды одаренности. Психолого-педагогические методики выявления одаренности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ 15» г. Благодарного Луценко Т. В. Одаренность как проблема современного образования.
Advertisements

К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием... Способности ученика– объяснение успеха педагога...
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,
Выявление одарённых детей Подготовила Дроздова Анна Васильевна педагог – психолог МБОУ «СОШ 12» г. Энгельса.
Организация работы с детьми, имеющими предпосылки одаренности.
Зам.директора по ЭВ Кожеурова Е.Л. «Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка»
Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи.
Технология работы с одаренными детьми (теоретический аспект) г. Чердынь, 18 сентября 2013 г.
«ПОРТФЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЙ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Презентация к уроку по психологии по теме: Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними.
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе. психодиагностика, психодиагностика, психопрофилактика, психопрофилактика, психокоррекция, психокоррекция,
ДЕТСКАЯ ОДАРЁННОСТЬ ! ТСШ 116. Определение понятия «одаренный ребенок» Определение понятия «одаренный ребенок» Одаренный ребенок это ребенок, который.
Всесторонние обогащение раскрытие творческого потенциала для поиска и самовыражения одаренных детей.
Всесторонние обогащение раскрытия творческого потенциала для поиска и самовыражения одаренных детей.
Особенности работы с одаренными детьми. Анкета 1.Как оказался в группе РТО «Особенности работы с одаренными детьми» (направила администрация, попросился.
Организация психолого- педагогического мониторинга развития личности способных и одаренных детей Л.А.Дементьева, доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
Подготовила: учитель начальных классов ГБОУ гимназии528 Алексеенко Ю.Г.
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются.
Одарённость. Методы комплексной оценки одарённости учащихся. «Инновационные методы организации учебного процесса и внеурочной деятельности, ориентированной.
Задатками называются анатомо - физиологические особенности организма, с которыми человек рождается на свет и которые облегчают развитие тех или иных способностей.
Транксрипт:

Понятие «детская одаренность». Виды одаренности. Психолого-педагогические методики выявления одаренности.

Одаренность – это системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Рабочая концепция одаренности.

Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности.

Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный – характеризует способы его деятельности; инструментальный – характеризует способы его деятельности; мотивационный – характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности. мотивационный – характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности. Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками: Наличие специфических стратегий деятельности. Наличие специфических стратегий деятельности.

Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяют три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления: быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений. Для одаренного ребенка характерен главным образом этот уровень успешности: новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности. выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений. Для одаренного ребенка характерен главным образом этот уровень успешности: новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности. 2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.

Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта. 3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т.д.) и, с другой стороны, удивительно легко

переходить от единичной детали (факта) к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности видеть в сложном простое, а в простом – сложное. 4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками: 1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо к определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким- либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие. 3. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов. 5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к самосовершенству. Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно порождающие ее. Поэтому

наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии. наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии. Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста.

Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.

Виды одаренности: Дифференциация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. 1. По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности (практическая, теоретическая (познавательная), художественно- эстетическая, коммуникативная и духовно- ценностная) с учетом включенности трех психических сфер (интеллектуальная, эмоциональная, мотивационно-волевая) и,

соответственно, степени участия разных уровней психической организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них). Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности: в практической деятельности – одаренность в ремеслах, спортивная одаренность, организационная одаренность; в практической деятельности – одаренность в ремеслах, спортивная одаренность, организационная одаренность; в познавательной деятельности – интеллектуальная одаренность различных видов; в познавательной деятельности – интеллектуальная одаренность различных видов;

в художественно-эстетической деятельности – хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность; в художественно-эстетической деятельности – хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность; в коммуникативной деятельности – лидерская и аттрактивная одаренность; в коммуникативной деятельности – лидерская и аттрактивная одаренность; в духовно-нравственной деятельности - одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям. в духовно-нравственной деятельности - одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям. 2. По критерию «степень сформированности одаренности»: актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка

с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности. с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности. потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде

деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.). 3. По критерию «форма проявления одаренности»: явная одаренность – проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том явная одаренность – проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том

числе и при неблагоприятных условиях. числе и при неблагоприятных условиях. Скрытая одаренность – проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Причины скрытой одаренности во многом связаны с наличием особых психологических барьеров. Скрытая одаренность – проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Причины скрытой одаренности во многом связаны с наличием особых психологических барьеров. 4. По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности»: общая (или умственная) одаренность – проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие общая (или умственная) одаренность – проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие

познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции. Специальная одаренность – обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.) Специальная одаренность – обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.)

5. По критерию «особенности возрастного развития»: ранняя одаренность ранняя одаренность поздняя одаренность. поздняя одаренность. Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также возрастные этапы на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте. Вместе с тем отсутствие ярких проявлений в детском возрасте не означает

отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для практика – это возможность и, вместе с тем, необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка.

Принципы выявления одаренных детей: В «Рабочей концепции одаренности» были сформулированы следующие принципы идентификации одаренных детей: В «Рабочей концепции одаренности» были сформулированы следующие принципы идентификации одаренных детей: 1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей; 1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей; 2) длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях); 2) длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.); 3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.); 4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка «преграды» и т.п.; 4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка «преграды» и т.п.;

5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т. д.). При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества 6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной 5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т. д.). При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества 6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной

образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения). 7) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны и требуют высокой квалификации и специального обучения. 7) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны и требуют высокой квалификации и специального обучения.

Вследствие особой сложности одаренности, как психологического явления, наиболее целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности и т.п.); различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности и т.п.); специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно- ориентированные занятия; специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно- ориентированные занятия;

экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.; проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Основные этапы и методы комплексной оценки одаренности учащихся (Краткое руководство по работе с одаренными детьми, 1997): 1. Номинация (называние) - учителя, воспитатели, психологи и др. - имена кандидатов в одаренные. 2. Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося, особенностей познавательного стиля, интересов, мотивации - учителя, воспитатели, психологи и др. -

данные наблюдений, рейтинговые шкалы, оценка признаков по специальным спискам, ответы на анкеты и т.п. 3. Изучение условий и истории развития учащегося в семье, начиная с раннего детства, его интересов, увлечений - родители и другие члены семьи (информацию собирает школьный психолог или специально подготовленный учитель) - сведения о составе семьи, ее образовательном уровне, ценностях, а также о необычных способностях,

интересах, занятиях ребенка, о его раннем развитии (с помощью опросников, бланков- перечней, интервью). интересах, занятиях ребенка, о его раннем развитии (с помощью опросников, бланков- перечней, интервью). 4. Оценка учащегося его сверстниками (с помощью опросников: Кого бы ты попросил помочь тебе в математике, истории или др. области? Чьи шутки самые остроумные? Кто всегда находит выход в трудных ситуациях?) - одноклассники, друзья, члены кружка (информацию собирает школьный психолог или специально подготовленный учитель) – сведения о способностях, не проявляющихся

в успеваемости и достижениях, о внешкольных интересах и творческих возможностях. 5. Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов и др. (с помощью опросников, перечней, самоотчетов, интервью, собеседования) - сами учащиеся (информацию собирает школьный психолог или специально подготовленный учитель) - сведения об интересах, увлечениях, особенностях мотивации и личности, проблемах общения и обучения.

6. Оценка работ (экзаменационных в том числе), достижений, школьной успеваемости - учителя, эксперты, специалисты в соответствующих областях, психологи - оценка продуктов деятельности учащихся (количественная и/или качественная). 7. Психологическое тестирование (применение психометрических тестов) - квалифицированные психодиагносты - тестовые показатели интеллектуального, творческого и личностного развития учащегося.

Методы диагностики одаренных детей: Комплекс психолого-педагогических методик для педагогов и родителей: «Карта интересов»; «Карта интересов»; «Интеллектуальный портрет»; «Интеллектуальный портрет»; «Характеристика ученика»; «Характеристика ученика»; «Родительское исследование»» «Родительское исследование»» «Карта одаренности»; «Карта одаренности»; «Методика оценки общей одаренности» «Методика оценки общей одаренности» А.И. Савенкова. А.И. Савенкова.

Опросник для выявления одаренных школьников А.А. Лосевой. Опросник для выявления одаренных школьников А.А. Лосевой. Опросник для выявления одаренных учащихся Е.Н. Задориной. Опросник для выявления одаренных учащихся Е.Н. Задориной.

У разных людей и в разном возрасте одаренность обнаруживает себя по-разному и с большей степени индивидуальности. Поэтому и комплексный подход не избавляет от ошибок. Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка кА «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты «одаренных» и «неодаренных» коренятся

в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учесть, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Следует отметить, что оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.

Иными словами, проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования с тем, чтобы обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности (Рабочая концепция одаренности, 1998).