Минфин России ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫХ МЕТОДОВ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ БЕГЧИН Николай Аркадьевич заместитель начальника Отдела программно-

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Минфин России О ходе работы с государственными программами Российской Федерации БУСАРОВА Анна Владимировна к.э.н., начальник Отдела программно-целевых.
Advertisements

2 Основание для разработки государственных программ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и.
Об участии Ставропольского края в реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации в 2013 году Министерство.
Вопросы формирования долгосрочных целевых программ и общие подходы формирования программной классификации расходов бюджета Республики Башкортостан МИНИСТЕРСТВО.
Заместитель председателя бюджетного комитета Департамента финансов Томской области -начальник отдела бюджетной политики Е.В. Овчинникова Департамент финансов.
Порядок разработки и реализации государственных программ Ярмальчук Мария Васильевна, заместитель начальника отдела анализа деятельности субъектов бюджетного.
ДУМНОВА ТАТЬЯНА ГАВРИЛОВНА МИНИСТР ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ Система индикативного управления в Республике Бурятия.
Минфин России Вопросы формирования и реализации государственных (муниципальных) программ. Формирование бюджетов в программном формате БЕГЧИН Николай Аркадьевич.
Об основных подходах к формированию государственных программ МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ 24 июня 2011 г. г. Улан-Удэ Докладчик: Жамсаранова.
Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
Государственные программы: инструмент реализации ключевых национальных приоритетов Правительство Российской Федерации 1.
Минфин России Опыт и проблемы перехода к программным бюджетам БЕГЧИН Николай Аркадьевич начальник Отдела программно-целевых методов бюджетного планирования.
Министерство финансов Камчатского края БЮДЖЕТ КАМЧАТСКОГО КРАЯ НА 2016 ГОД.
Переход на программный бюджет. Изменения Бюджетного кодекса Российской Федерации в рамках перехода на программный бюджет Статья 179 БК РФ «Долгосрочные.
Контроль реализации государственных программ Российской Федерации в Федеральном казначействе Заместитель начальника Управления внутреннего контроля (аудита)
Минфин России Формирование бюджетов в программном формате – нормативное регулирование и федеральный опыт БЕГЧИН Николай Аркадьевич.
Техническое задание 2 Цель и задачи Программы социально-экономического развития 3 Задача Программы – обеспечить каждого жителя каждого муниципального.
25 февраля 2014 Министерство энергетики Московской области Совещание по вопросу разработки муниципальных программ в области энергосбережения и повышения.
О ПЕРЕХОДЕ НА ПРОГРАММНЫЙ БЮДЖЕТ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ.
О разработке Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» г. Пермь 1 Министерство промышленности, предпринимательства и.
Транксрипт:

Минфин России ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫХ МЕТОДОВ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ БЕГЧИН Николай Аркадьевич заместитель начальника Отдела программно- целевых методов бюджетного планирования Департамента бюджетной политики и методологии

М ] ф 2 Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Российской Федерации Совершенствование разграничения полномочий и организация деятельности публично-правовых образований Государственные программы как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов Переход к программной структуре расходов бюджетов Оптимизация функций государственного (муниципального) управления и повышение эффективности их обеспечения Повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг Развитие системы государственного (муниципального) финансового контроля Формирование комплексной федеральной контрактной системы в Российской Федерации Реформирование системы бюджетных платежей Развитие информационной системы управления государственными финансами Необходимость разработки и реализации Программы Цели и задачи Программы Организация реализации программы

М ] ф 3 Процесс внедрения программного подхода 1.Возможность принятия федеральных целевых программ (с 1995 года) или аналогичных программ на региональном и муниципальном уровне: решение приоритетных социально-экономических, оборонных, научно- технических, природоохранных и других важнейших задач как правило межведомственного характера Программы социально-экономического развития. Отраслевые стратегии развития. 2.Концепция реформирования бюджетного процесса в годах: цели, задачи и показатели для всех видов деятельности органов исполнительной власти; ведомственные целевые программы. 3.Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на годы внедрение государственных программ и переход к программному формату федерального бюджета; законодательная основа для программного формата бюджетов бюджетной системы; новая форма управления учреждениями, оказывающими государственные услуги (вместо сметы государственное задание – показатели деятельности учреждений).

М ] ф 4 Множество «стратегических», не имеющих проработанного финансово- экономического обоснования документов, влекущих риски роста расходов Перечень из более 300 действующих документов: -Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года; -Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; -8 доктрин; -более 40 концепций и основ государственной политики; -более 20 стратегий развития; -более 10 программ, государственных программ, долгосрочных государственных программ; -более 80 стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации; -57 федеральных целевых программ. Готовятся новые инициативы: - более 15 стратегий и комплексных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, концепций и программ отраслевого развития находятся на различных стадиях разработки.

М ] ф 5 Модель внедрения государственных программ Концепция долгосрочного развития до 2020 года Долгосрочный прогноз социально- экономического развития Долгосрочная бюджетная стратегия до 2020 года - «потолки» расходов по ГП Отраслевые стратегии Государственные программы Российской Федерации цели, задачи бюджетные ограничения Министерство экономического развития Министерство финансов

М ] ф 6 Нормативно-правовая и методическая база для разработки государственных программ РФ Порядок разработки, реализации и оценки эффективности госпрограмм (постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. 588); Методические указания по разработке и реализации госпрограмм (приказ Минэкономразвития России от 22 декабря 2010 г. 670); Перечень государственных программ РФ (распоряжение Правительства РФ от 11 ноября 2010 г р); Аналитическое распределение расходов федерального бюджета по государственным программам (впервые сформировано в 2010 году при подготовке проекта ФЗ о федеральном бюджете на годы). ______________________________________________________ Проект Федерального закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации («программный» бюджет и бюджетная классификация) Подготовка проектов государственных программ Российской Федерации

М ] ф 7 Вопрос о возможности утверждения высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядка формирования региональных государственных программ По мнению Минфина России, действующее законодательство Российской Федерации не препятствует высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывать и утверждать указанный порядок: см. письмо Минфина России от 2 апреля 2012 г /1073 (официальный сайт Министерства Реформы Бюджетная реформа БОР Государственные программы)

М ] ф 8 СТРАТЕГИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ ГП 1 Нормативно-правовое регулирование - контроль, -лицензирование, -тарифы -налоговые льготы и т.д Цели, конечные результаты ФЦПпГП ФОИВ 1 ФОИВ 2 Отв. исполнитель 1.вытекают из долгосрочной стратегии развития и являются инструментом достижения ее целей; 2.объединяют все инструменты политики (регулирование, бюджетные расходы) по достижению цели; 3.состоят из подпрограмм, могут включать ФЦП; 4.реализуется ответственным исполнителем с участием соисполнителей, которые отвечают за свои подпрограммы и ВЦП; 5.ГП РФ и субъектов РФ, а также муниципальные программы увязаны друг с другом (субсидии). Отв. исполнитель Концепция государственных программ Российской Федерации Государственные программы:

М ] ф 9 Иерархия целей, задач, подпрограмм и индикаторов Государственная программа / цель (цели) государственной программы подпрограмма 1 цель пГП 1 = задача ГП обеспечивающая подпрограмма подпро- грамма m ФЦП задача ГП 1 задача ГП m задача 1 пГП 1 задача 2 пГП 1 ВЦП гПГ 1 цель ВЦП = задача пГП основное мероприятие 1 пГП 1 основное мероприятие n пГП 1 ЦЕЛЕВАЯ СТАТЬЯ РАСХОДОВ

М ] ф 10 Состав государственной программы и обосновывающих материалов 1.Паспорт 2.Текстовая часть ГП – описания разделов 3.Подпрограммы (паспорт и текстовая часть) 4.Таблицы – приложения к государственной программе – в разрезе подпрограмм по ведомственным целевым программам (ВЦП) и основным мероприятиям: –показатели ГП и пГП; –данные о ВЦП и основных мероприятиях; –оценка применения мер гос. регулирования и мер правового регулирования; –прогноз сводных показателей гос. заданий; –ресурсное обеспечение: федеральный бюджет в разрезе подпрограмм, ВЦП и основных мероприятий, оценка расходов субъектов РФ, внебюджетных фондов и др. юридических лиц. 5.Паспорта ФЦП + обосновывающие материалы: –подробный план на первый год; –обоснование расходов (по типам расходных обязательств); –обоснование выделения доп. объемов финансирования; –оценка планируемой эффективности.

М ] ф 11 Текстовая часть государственной программы –общая характеристика сферы реализации; –приоритеты государственной политики; –цели, задачи и показатели (индикаторы) целей и задач, основные результаты, сроки и этапы; –характеристика ВЦП и основных мероприятий; –характеристика мер государственного регулирования (в т.ч. план нормотворчества); –прогноз сводных показателей государственных заданий; –характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами РФ; –информация об участии организаций и государственных внебюджетных фондов; –обоснование объема финансовых ресурсов; –анализ рисков реализации; –методика оценки эффективности.

М ] ф 12 Отражение инструментов государственного регулирования Меры правового регулирования: – виды и основные положения НПА; – развитие нормативно-правовой базы; – механизмы контроля за соблюдением законодательства; Налоговые, таможенные, тарифные, кредитные и иные меры: – перечень мер; – финансовая оценка; – обоснование необходимости; Оказание государственных услуг: – типы государственных учреждений; – перечни государственных услуг (работ); – сводные показатели государственных заданий; Взаимодействие с субъектами РФ: – разграничение полномочий и рамочное регулирование; – требования к аналогичным госпрограммам субъектов РФ; – консолидация субсидий и порядок (условия) их предоставления. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

М ] ф 13 Оценка ресурсов на реализацию госпрограммы Бюджетные ассигнования федерального бюджета: – по главным распорядителям; – по кодам бюджетной классификации; – по подпрограммам (ФЦП), ВЦП (основным мероприятиям) – с выделением расходов на обеспечение реализации госпрограммы в целом. Прогнозная оценка расходов (в разрезе подпрограмм/ФЦП): – консолидированных бюджетов субъектов РФ; – государственных внебюджетных фондов РФ; – территориальных государственных внебюджетных фондов; – юридических лиц.

М ] ф 14 Аналитическое распределение расходов по государственным программам (млрд. руб.) от г. 371-ФЗ 2012 год2013 год2014 год 1234 Всего по государственным программам: (% к общей сумме расходов федерального бюджета) (41 программа) ,7 (96,3%) ,2 (96,7%) ,5 (96,8%) в том числе по направлениям: Новое качество жизни (13 программ) 6 077,7 (48,0%) 6 249,5 (45,5%) 6 180,7 (42,2%) Инновационное развитие и модернизация экономики (17 программ) 2 007,5 (15,9%) 1 976,1 (14,4%) 1 997,7 (13,7%) Обеспечение национальной безопасности (2 программы) 2 174,1 (17,2%) 2 593,9 (18,9%) 2 899,6 (19,9%) Сбалансированное региональное развитие (4 программы) 757,0 (6,0%) 618,0 (4,5%) 517,1 (3,5%) Эффективное государство (5 программ) 1 168,2 (9,2%) 1 504,6 (11,0%) 1 718,4 (11,8%) Итого, в т.ч. непрограммные расходы , , ,90

М ] ф 15 Ответственный исполнительГП Министерство промышленности и торговли Российской Федерации 5 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации 4 Министерство финансов Российской Федерации 3 Министерство экономического развития Российской Федерации 3 Министерство регионального развития Российской Федерации 3 Министерство образования и науки Российской Федерации 2 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации 2 Министерство здравоохранения Российской Федерации 1 Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока 1 Министерство внутренних дел Российской Федерации 1 Министерство иностранных дел Российской Федерации 1 Министерство культуры Российской Федерации 1 Министерство обороны Российской Федерации 1 Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 1 Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 1 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации 1 Министерство спорта Российской Федерации 1 Министерство транспорта Российской Федерации 1 Министерство энергетики Российской Федерации 1 Министерство юстиции Российской Федерации 1 Росатом 1 Рослесхоз 1 Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков 1 Федеральная служба безопасности Российской Федерации 1 Федеральное агентство по рыболовству 1 Федеральное космическое агентство 1

М ] ф 16 I. Новое качество жизни 2012*2013*2014* 1 Развитие здравоохраненияМинздрав России 446,2398,2366,4 2 Развитие образованияМинобрнауки России 394,3375,1331,9 3 Социальная поддержка гражданМин. труда и соц. защиты 953,4969,21 000,2 4 Доступная среда на годыМин. труда и соц. защиты 27,426,934,7 5 Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России Минрегион России 58,847,743,7 6 Развитие пенсионной системыМин. труда и соц. защиты 2 820,93 083,53 060,3 7 Содействие занятости населенияМин. труда и соц. защиты 71,170,470,5 8 Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности МВД России 900,5888,4889,1 9 Противодействие незаконному обороту наркотиков ФСКН России 25,422,923,2 10 Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах МЧС России 192,9177,9176,3 11 Культура РоссииМинкультуры России 85,785,284,0 12 Охрана окружающей средыМинприроды России 22,723,524,3 13 Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики Минспорт России 47,845,033,8 * ФЗ о Федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов млрд. руб.

М ] ф 17 II. Инновационное развитие и модернизация экономики2012*2013*2014* 14 Развитие науки и технологийМинобрнауки России 146,3126,084,7 15 Экономическое развитие и инновационная экономика Минэкономразвития России 150,7111,6109,1 16 Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности Минпромторг России 58,447,832,6 17 Развитие авиационной промышленностиМинпромторг России 57,556,342,1 18 Развитие судостроительной промышленностиМинпромторг России 22,323,522,3 19 Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности Минпромторг России 25,619,416,5 20 Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторг России 9,115,817,5 21 Космическая деятельность РоссииРоскосмос 148,1170,2180,2 22 Развитие атомного энергопромышленного комплекса Росатом 112,5121,9126,3 23 Информационное общество ( годы)Минкомсвязь России 131,5120,9112,4 24 Развитие транспортной системыМинтранс России 650,9658,6656,5 25 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Минсельхоз России 163,9152,5154,0 26 Развитие рыбохозяйственного комплексаРосрыболовство 12,310,010,2 27 Развитие внешнеэкономической деятельностиМинэкономразвития России 71,668,768,0 28 Воспроизводство и использование природных ресурсов Минприроды России 54,366,274,0 29 Развитие лесного хозяйстваРослесхоз 27,329,530,5 30 Энергоэффективность и развитие энергетикиМинэнерго России 25,09,38,7 ФЗ о Федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов млрд. руб.

М ] ф 18 III. Обеспечение национальной безопасности2012*2013*2014* 31Обеспечение обороноспособности страныМинобороны России 1 049,81 046,31 028,5 32Обеспечение государственной безопасностиФСБ России 7,26,85,9 IV. Сбалансированное региональное развитие 33 Региональная политика и федеративные отношения Минрегион России 147,879,726,7 34 Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона Мин. развития ДВ 71,846,916,7 35 Развитие Северо-Кавказского федерального округа Минрегион России 31,912,55,0 35 Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации Минфин России 502,5476,7467,4 V. Эффективное государство 37Управление федеральным имуществом Минэкономразвития России 22,721,921,1 38 Управление государственными финансами и государственным долгом Минфин России 726,41 076,51 273,0 39 Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра Минфин России 2,83,11,8 40 Внешнеполитическая деятельность МИД России 58,954,554,7 41 Юстиция Минюст России 237,5236,0241,0 * ФЗ о Федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов млрд. руб.

М ] ф Параметры ресурсного обеспечения государственных программ Российской Федерации*, млрд. рублей * - за исключением государственных программ «Развитие пенсионной системы», «Обеспечение обороноспособности страны» и «Обеспечение государственной безопасности»

М ] ф Параметры ресурсного обеспечения некоторых государственных программ Российской Федерации*, млрд. рублей * - темпы роста к уровню 2012 года

М ] ф Параметры ресурсного обеспечения некоторых государственных программ Российской Федерации*, млрд. рублей * - темпы роста к уровню 2012 года

М ] ф 22 Подходы к формированию бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ Основной вариант государственной программы: год – в соответствии с федеральным законом от г. 371-ФЗ; -за пределами года на уровне 2014 года по действующим обязательствам с учетом индексации (где это законодательно предусмотрено). Оценка объемов. Дополнительные ассигнования (только таблицы 13,14): -новые ФЦП, в том числе продление действующих ФЦП; -иные принимаемые расходные обязательства; -указать влияние дополнительных бюджетных ассигнований (таблица 14) на значения показателей (таблица 13)

М ] ф 23 Таблица 13

М ] ф 24 Таблица 14

М ] ф 25 Утверждена (2) «Информационное общество ( годы)» - распоряжение от г р «Доступная среда на годы» - распоряжение от 17 марта 2011 года 175 В целом согласована, за исключением вопросов финансового обеспечения в долгосрочной перспективе (8) Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности Охрана окружающей среды Развитие атомного энергопромышленного комплекса Государственная программа развития сельского хозяйства Воспроизводство и использование природных ресурсов Развитие лесного хозяйства Обеспечение государственной безопасности Внешнеполитическая деятельность Могут быть доработаны в достаточно короткие сроки в пределах текущего года (21) Развитие образования Противодействие незаконному обороту наркотиков Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности Экономическое развитие и инновационная экономика Развитие внешнеэкономической деятельности Управление государственными финансами и государственным долгом Развитие здравоохранения Социальная поддержка граждан Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России Содействие занятости населения Культура России Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики Развитие науки и технологий Космическая деятельность России Развитие транспортной системы Развитие рыбохозяйственного комплекса Энергоэффективность и развитие энергетики Управление федеральным имуществом Юстиция Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышение устойчивости бюджетов субъектов РФ Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра Нужны дополнительные концептуальные решения Правительства Российской Федерации (10) Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности Развитие авиационной промышленности Развитие судостроительной промышленности Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Региональная политика и федеративные отношения Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона Развитие Северо-Кавказского федерального округа Обеспечение обороноспособности страны Развитие пенсионной системы Состояние рассмотрения государственных программ

М ] ф 26 Проблемы формирования проектов государственных программ Российской Федерации и их утверждения 1)отсутствие долгосрочного прогноза социально- экономического развития (МЭР) отсутствие долгосрочной бюджетной стратегии (МФ) + изменение структуры ФОИВ и уточнение приоритетов соц.-эк. развития; 2)наличие регионального аспекта в каждой ГП и отдельных ГП регионального развития: строительство дороги в Ингушетии – ГП «Развитие транспортной системы» или ГП «Развитие Северо- Кавказского федерального округа»??? 3)наличие разногласий по принадлежности мероприятий и бюджетных ассигнований: поддержка экономической деятельности на арх.Шпицберген – ГП «Развитие внешнеэкономической деятельности» или ГП «Внешнеполитическая деятельность»???

М ] ф 27 Проблемы формирования проектов государственных программ Российской Федерации и их утверждения 4)чрезмерное число соисполнителей ГП: 34 соисполнителя в ГП «Развитие образования» 5)наличие «особых» ГП: «Развитие пенсионной системы», «Обеспечение обороноспособности страны», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса», «Космическая деятельность России» и т.п. «Развитие пенсионной системы», «Обеспечение обороноспособности страны», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса», «Космическая деятельность России» и т.п.; 6)наличие информации ограниченного доступа, хотя ГП рассматриваются как публичные документы; 7)нечеткая структура ГП; 8)отсутствие описания участия субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов и юр. лиц в реализации ГП, НО результат ГП Российской Федерации носит сложносоставной характер!!! 9)отсутствие должного описания мер государственного регулирования в сфере реализации ГП, налоговых льгот; 10)завышение параметров финансового обеспечения

М ] ф 28 Последние решения 26 апреля 2012 года – сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития приняты как основа для разработки долгосрочного прогноза (возможно будут уточнения) октябрь-ноябрь – долгосрочная бюджетная стратегия к проекту федерального закона о федеральном бюджете на годы поручено готовить углубленное аналитическое распределение – до подпрограмм (ФЦП) и основных мероприятий (ВЦП) в ближайшее время должен быть утвержден подробный план работы с ГП в 2012 году

М ] ф 29 Поручения об утверждении государственных программ Российской Федерации Указ «О долгосрочной государственной экономической политике» (13 ГП): в области стратегического планирования социально-экономического развития утвердить до 31 декабря 2012 г. основные государственные программы Российской Федерации, в том числе такие, как «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Культура России», «Социальная поддержка граждан», «Развитие науки и технологий», «Развитие транспортной системы»; в области модернизации и инновационного развития экономики: утвердить до 1 января 2013 г. «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Космическая деятельность России», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Развитие судостроения», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», а также Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Указ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»: до декабря 2012 года разработать государственную программу обеспечения доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации