ШКОЛЬНЫЙ РЕФЕРАТ : что это такое и как его написать ?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Школьный реферат и основные требования к его написанию. Автор: Данилова Юлия Валерьевна, учитель биологии, МОУ«Средняя общеобразовательная школа 1» муниципального.
Advertisements

ШКОЛЬНЫЙ РЕФЕРАТ Основные требования к написанию реферата.
Школьная научно- исследовательская работа и основные требования к ее написанию.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Как составить реферат Как составить реферат Памятка для старшеклассников Копейский городской округ 2006.
Методические рекомендации для студентов и преподавателей по написанию и оформлению рефератов Разработал: преподаватель дисциплины «Языковая грамотность.
Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: Правильность и полнота изложения фактов, выводов,
Определяешь проблему, формулируешь тему работы Знакомишься с литературой по данной проблематике Определяешь методы исследования Собираешь собственный материал.
Железняк Н. Д., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Лиан Практическое занятие Требования к исследовательской работе.
1. Реферат как форма самостоятельной работы студента. 2. Подготовка и основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) в высшей школе. 3. Дипломная.
Вторичные тексты в учебной деятельности школьников.
Как правильно оформить реферат. Реферат (от латинского Referre докладывать, сообщать) небольшое устное сообщение, изложение в письменной форме какой-
«Ни одну серьезную экономическую, социальную, техническую задачу нельзя успешно решить без переработки значительных объемов информации». Гендина Н.И.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Подробный план создания исследовательской работы.
Научное общество учащихся Направление «Математика»
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Методическая разработка по естествознанию по теме: Как правильно написать и оформить исследовательскую работу.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Транксрипт:

ШКОЛЬНЫЙ РЕФЕРАТ : что это такое и как его написать ?

ШКОЛЬНЫЙ РЕФЕРАТ : что это такое и как его написать ? Рекомендации для учащихся 10-х классов МОУ ФТЛ Составила Ефремова Т.П.

Школьный реферат – это творческая работа учащегося, в которой на основании краткого письменного изложения и оценки различных источников проводится исследование определенной проблемы. Слово "реферат" имеет латинские корни и в дословном переводе значит "докладываю, сообщаю". Практически все словари ("Малая Советская Энциклопедия", "Российский Энциклопедический словарь", "Энциклопедический словарь по культурологии" и многие другие) одинаково определяют значение слова "реферат" - "краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников". Основная задача ученика – описать состояние проблемы, различные точки зрения на ее решение, высказать и аргументировать свое мнение по данной проблеме. Что такое школьный реферат?

определять и четко формулировать тему предстоящего реферата, определять ее границы; формулировать цели и задачи исследования; вдумчиво читать и анализировать тексты-первоисточники, определять их тему, проблематику, основную мысль; выделять в них главную и второстепенную информацию; оценивать информацию исходных текстов с точки зрения ее важности для составления реферата; сопоставлять разные подходы к проблеме и оценивать их с точки зрения значимости, перспективности; отбирать и систематизировать нужный материал; определять последовательность его изложения, составлять план текста; представлять информацию исходных текстов в сжатом виде, осуществляя смысловую и языковую компрессию текста; создавать на базе первичного новый вторичный текст в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к связному высказыванию; создавать новый текст в определенном стиле (научном), типе речи (в основном это рассуждение) и языковой форме; делать выводы из прочитанного, обобщать факты. Какие умения должен показать учащийся при написании реферата?

Тема реферата обязательно должна содержать проблему, которую исследует учащийся и излагает выводы о ее состоянии. Тема реферата не должна повторять программный материал, т.е. рассматривать те источники, которые использовались в учебниках. Тема должна быть сформулирована грамотно (с литературной точки зрения); в названии реферата следует поставить четкие рамки рассмотрения темы и проблему, которую исследует учащийся. Объемные темы требуют освещения многих вопросов, что невозможно сделать в школьном реферате. Если выбранная вами тема слишком общая, постарайтесь сузить ее одним из следующих способов: а) Выберите один аспект общей темы. Например, из темы Лексика возьмите только раздел Фразеологизмы и сформулируйте тему следующим образом: Выразительные возможности фразеологизмов в русском языке. б) Ограничьте период времени. Например, расскажите только об одном периоде деятельности какого-либо писателя, исторического деятеля и т.п. Желательно избегать слишком длинных названий (история культуры показывает, что даже самые гениальные произведения, названные слишком длинно, известны сейчас в сокращенном варианте. Например, всемирно известное произведение Д. Дефо официально называется "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим", но многие ли из простых читателей помнят об этом?) Следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также чрезмерного упрощения формулировок. Тема реферата Неверная формулировка темыРекомендуемая формулировка темы «Творчество А.С. Пушкина»«Тема маленького человека в повестях А.С.Пушкина» «Наполеон Бонапарт»«Роль Наполеона в европейской и мировой истории» «А.П.Чехов»«Время и пространство в пьесах А.П.Чехова»

Источником считается любая информация, представляющая точку зрения академической науки, чаще всего это изданные монографии ученых, книги научно-публицистического характера, статьи в журналах, информация из Интернета. Реферат не должен копировать дословно содержание источника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала источников, его аналитической переработки. Частой ошибкой учащихся является подмена реферата конспектом: они просто переписывают огромные куски из чужого текста, полностью сохраняя его стиль. В таком случае реферат представляет собой «плохо сшитый кафтан» из текстов разнообразной стилистики, часто не имеющих между собой логической связи и последовательности. А реферат должен представлять собой предметно-логическое и стилевое единство, связное целое, он должен быть структурно упорядочен, завершен. Поэтому рекомендуется вдумчиво прочитать источники, выделить в них существенную и второстепенную информацию, расчленить текст на смысловые куски и определить связи между ними, найти опорные слова, словосочетания и предложения, сгруппировать излагаемые факты, обобщить, критически осмыслить и оценить информацию. Учащийся должен использовать не менее 5 источников. Что такое источники реферата?

Реферат обязательно должен содержать следующие части: введение основная часть заключение список использованной литературы приложение (по необходимости – схемы, диаграммы, таблицы и т.д.) Структура реферата

Во введении автор реферата должен обосновать выбор темы, показать ее актуальность, раскрыть цели и задачи работы, дать краткую характеристику первоисточников. Очень часто введение путают с вступлением и в этой части реферата пишут предысторию рассматриваемой проблемы, что само по себе уже является частью основного содержания (например, рассматривая проблему начала Великой Отечественной войны, стараются во введении дать характеристику международных событий до войны или внутреннего развития СССР в 30-е годы и т.п.). Во введении не следует концентрироваться на содержании реферата. При обосновании актуальности темы реферата требуется показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и есть ли связь представляемого материала с современностью (например, проблема столыпинской аграрной реформы перекликается с современными спорами о собственности на землю в России), таким образом, тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения (невыясненность вопроса, многочисленные теории и споры), либо с современных позиций. Очень важно выделить цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для выполнения цели (например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а в качестве задач может выступать описание личных качеств с позиций ряда авторов, освещение общественной деятельности и т.д. - обычно одна задача ставится на один параграф реферата); Введение должно содержать также и краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, кратко анализируются изученные источники, показываются их сильные и слабые стороны. Объем введения обычно составляют две страницы текста. Введение рекомендуется писать в последнюю очередь при работе над рефератом. Введение

Учащийся может выбирать одну из следующих целей: критически осмыслить, рассмотреть основные современные теории, связанные с проблемой… изложить результаты научных исследований, посвященных проблеме... подробно охарактеризовать своеобразие (специфику) чего-либо… выявить особенности употребления …... рассмотреть вопрос (содержание теории) …... описать (осветить) состояние изучения проблемы...… обосновать (доказать) следующую точку зрения (концепцию, теорию, идею)…... осуществить критический анализ отдельных положений современной теории о …... сопоставить разные точки зрения на …... дать оценку, анализ (чего?) …... обобщить (что?) …... представить точки зрения разных ученых на (что?)... … Какие цели могут ставиться в школьном реферате?

Реферат – это жанр научной литературы, поэтому его стиль должен быть научным. Ведущие черты научного стиля: – подчеркнутая, строгая логичность, проявляющаяся в том, что все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте; – точность, которая достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики; – отвлеченность и обобщенность, достигаемые за счет преобладания абстрактной лексики над конкретной; – объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности. В языковом плане эти свойства проявляются в том, что в научных текстах не принято использовать эмоционально- оценочную лексику, а вместо местоимения я и глаголов в 1-м лице единственного числа чаще употребляются предложения неопределенно-личные (считают, что...…), безличные (известно, что…...), определенно-личные (рассмотрим проблему...). Что такое научный стиль?

Характерной чертой научного стиля является широкое использование так называемых клише – особых лексико- синтаксических конструкций, речевых стереотипов, регулярно встречающихся в определенных повторяющихся ситуациях. Каждое из речевых клише обычно употребляется в определенных смысловых компонентах реферата, его структурных частях. Поэтому клише выступают не только как часть языковой оболочки текста, символ его принадлежности к научному стилю, но и как полезное средство создания смыслового каркаса текста, обеспечения его связности и целостности. Ниже в сгруппированном виде приводятся наиболее характерные клише, которые особенно важно знать ученикам. Тема. – Реферат посвящен такому актуальному вопросу, как... … – Реферат посвящен характеристике проблемы... … – Реферат посвящен решению вопроса... … – Реферат посвящен анализу литературы... … – Темой реферата является... … – В реферате рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?). Научные клише

Проблема. – В центре внимания автора находятся... … – На первый план автором выдвигаются... … – Главные усилия автора направлены на... … – В своей работе автор ставит, затрагивает, освещает (следующие проблемы)... …останавливается на следующих проблемах и т.д. Актуальность темы (проблемы), которой посвящен реферат. – Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как... … – Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна в последние годы (десятилетия)... – Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.). – В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая?). Характеристика первоисточников, используемых автором реферата. – Автор привлекает к анализу следующие материалы... … – Материалом исследования послужили... … – В основе реферата лежат материалы исследований... … Научные клише

Описание основных подходов к решению проблемы. – В настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы. Можно выделить несколько подходов к ее решению. – Существует несколько основных точек зрения на проблему. Первый подход раскрывается в работах (чьих?), второй подход прослеживается в трудах (кого?), третий подход лежит в основе работ (чьих?). – В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений (точек зрения). Изложение сущности различных точек зрения. – Первая точка зрения принадлежит (кому?) и заключается (в чем?). Вторая точка зрения представлена в работах (чьих?) и сводится (к чему?). Сущность третьего подхода раскрывается в работах (чьих?) и состоит (в чем?). Выражение отношения к различным точкам зрения. Согласие. – Мы разделяем точку зрения автора... … – Нельзя не согласиться с мнением автора о том... … Научные клише

Несогласие, критика. – Трудно согласиться (с чем?)…... – Хочется опровергнуть взгляды автора... … – Следует отметить недостатки в позиции, аргументации автора. – Нельзя принять утверждения (кого о чем?), потому что... … – Дискуссионной (спорной) представляется точка зрения автора (на что?). – Автор упускает из виду...…, не подтверждает выводы фактами, необоснованно утверждает (что?). Выбор той или иной точки зрения. Выводы. – Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую?). – Мы считаем, что наиболее убедительной является точка зрения (кого?). – Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение (чье?). – В итоге можно прийти к выводу, заключению о том, что самой оригинальной (интересной, любопытной) является идея, концепция, выдвинутая (кем?). – Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что... … – На основе этих данных мы принимаем точку зрения (какую?). – Можно сделать заключение, что... … Научные клише

Смысловой компонент жанра Клише научного стиля Актуальность проблемы (темы) В современной … науке особенную остроту приобретает тема …, актуальна проблема …, внимание ученых, критиков и т.д. привлекают вопросы … Перечисление работ, посвященных проблеме (теме) Существует обширная литература, посвященная данной теме. Данному вопросу (проблеме, теме) посвящены следующие работы (статьи, монографии). Эта проблема рассматривается в следующих работах … Описание основных подходов Среди ученых, занимающихся проблемой …, нет единой концепции … Можно выделить несколько подходов к решению данной проблемы. Существует (три …) основных точки зрения на проблему. Первый подход реализован в работах …, в основе второго лежит концепция …, третий подход состоит в том, что… В исследовании данной проблемы можно выделить несколько школ, направлений, точек зрения. Изложение сущности различных точек зрения Одна из точек зрения принадлежит … и заключается в … Вторая точка зрения противостоит первой и утверждает … Этой точки зрения придерживается … Третий подход представлен в работах … и сводится к …Автор … считает, что … Автор выдвигает положение, концепцию, теорию…, как считает …, по мнению …, с точки зрения … Сущность (суть), основное положение … состоит, заключается …, сводится … Согласно теории, концепции, трактовке …, согласно точке зрения …, согласно мнению…

Сравнение точек зрения Сходство. Автор высказывает мнение, сходное с мнением …, придерживается тех же взглядов, что и …, позиция автора близка взглядам …Автор опирается на концепцию … Автор является представителем школы … Автор разделяет мнение … по вопросу … … объединяет … во взглядах на … (Кто) по своей позиции близок … (Кто) так же, как и …, утверждает …Авторы придерживаются одинакового мнения по вопросу … Различие. Точка зрения … коренным образом отличается от взглядов (кого на что), значительно (незначительно, принципиально) отличается от … (Что) диаметрально противоположно … (Что) отличается (от чего) тем, что… Если … утверждает …, то (кто) считает, что… Отношение к рассматриваемым точкам зрения Согласие / несогласие. Трудно согласиться с.... Трудно принять точку зрения… Нельзя принять утверждение…, потому что… Можно согласиться … Оценка. Данная точка зрения оригинальна, интересна, любопытна, наиболее адекватна нашему пониманию проблемы… Нельзя не отметить достоинство … Мотивированный выбор точки зрения Из всего сказанного следует, что наиболее обоснованной является точка зрения … Таким образом, можно остановиться на …, так как … Мы принимаем точку зрения … исходя из следующих соображений… Мы считаем наиболее убедительными аргументы … Неоспоримость доводов … заключается в том, что … Описание результатов экспериментов … представляется нам наиболее весомым аргументом к признанию точки зрения …

Заключение должно содержать выводы по результатам анализа источников, а также выражение и аргументацию своего мнения по проблеме. Заключение должно быть по смыслу связано с введением: во введении ставится проблема, как бы задается вопрос, в заключении даются ответы на поставленный вопрос, подводятся итоги дискуссий, приводится свое мнение по проблеме. Заключение реферата

Объем работы должен составлять от 12 до 20 листов машинописного текста. Работа должна быть отпечатана в соответствии с правилами оформления. Рекомендуемый шрифт - Times New Roman, размер – 12, междустрочный интервал – 1,5. Размеры полей: левой – 2,5 см, правое – 1,5 см, верхнее и нижнее – 2 см. Нумерация листов сквозная, включая листы с таблицами, графиками и рисунками. Первым листом считается Титульный лист, но оцифровка начинается со второго листа. Работа должна быть грамотна: не содержать орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых и др. ошибок. Не рекомендуется злоупотреблять курсивами, подчеркиваниями и т.п. Титульный лист реферата должен содержать; название учреждения, в котором выполняется работа, фамилию, имя автора, тему работы, название учебной дисциплины, фамилию, имя, отчество руководителя, город и год написания реферата (см. Приложение 1) В работе в обязательном порядке должны быть представлены; оглавление список использованной литературы (по стандартным требованиям) Каждый раздел (глава, параграф) должен иметь название и начинаться на новой странице. Требования к оформлению реферата

Управление образования окружной администрации Городского округа «Город Якутск» МОУ «Физико-технический лицей им. В.П.Ларионова» РЕФЕРАТ по предмету:___________________________________________ на тему:_______________________________________________ Выполнил: ученик 10 «б» класса _______________________ (фамилия, имя) Руководитель-консультант: _________________________ (Ф.И.О.) Якутск 2011

Образец: Оглавление Введение…………………………………………….2-3 Глава первая. (Название главы)………………… Название параграфа, раздела главы…… Название параграфа, раздела главы…… Глава вторая (Название главы)………………… Название параграфа, раздела главы……… Название параграфа, раздела главы………14-15 Заключение………………………………………… Список использованной литературы…………….18 Приложение (если есть)……………………………19 2 Второй лист в реферате обязательно - оглавление, в котором указана структура реферата и номера страниц. Именно со второго листа начинается нумерация страниц. Первый, титульный лист не нумеруется. Нумерацию страниц производят автоматически, используя следующие команды: «Вставка» - «Номера страниц». Необходимо задать параметры нумерации: указать положение номера на странице, отменить команду (убрать галочку в окошке) «Номер на первой странице» Оглавление

Образец: При 1 способе ссылка указывается внизу страницы. При этом используется специальная команда: «Вставка» - «Ссылка» - «Сноска» _______________________ 1. Волгин В.Р. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. – М., 1977, с.321 При 2 способе ссылка указывается в тексте реферата после цитируемого материала. Например: По мнению советского историка В.Р.Волгина, «революция во Франции была во многом предопределена развитием общественной мысли» (4, с.283) При использовании цитат, цифрового или табличного материала, заимствованных из монографий или статей, обязательно делаются ссылки на источник. Можно использовать один из предложенных способов оформления ссылок. 1 способ: Волгин В.Р. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. – М., 1977, с способ: Ссылка указывается по номеру источника в списке использованной литературы: [4, с.283]. В данном случае необходимо тщательно проверить список использованной литературы на предмет соответствия ссылок и списка. Оформление ссылок

Все источники располагаются в списке в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора, при отсутствии автора – по первой букве названия книги, статьи, материала. Например: 1) Волгин В.Р. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. – М., ) Всеобщая декларация прав человека. – М.: Юриздат, ) Мильден В.И. Русская идея в конце XX века.//Вопросы философии. – Авторы-однофамильцы указываются в алфавитном порядке их инициалов. Для книг 2-3 авторов указываются фамилии всех авторов. Книги 4 и более авторов включаются в список литературы по заглавию книги. Например: Проблемы развития легкой промышленности в Англии в XIX веке./ В.Ш. Лебедев, В.К. Полторыгин, А.Г. Григорьев, В.И.Купин. – М.: Мысль, 1987 Описание многотомного издания может быть составлено на все многотомное издание в целом или на отдельный том. Например: Толстой А.К. Собрание сочинений в 4-х т. – М.: Правда, 1980 Или: Сухомлинский В.А. Сочинения в 3-х т. Т.3 – М.:Педагогика, 1987 Описание статей производится по следующим правилам: Газетных: Автор. Заглавие // Название газеты. – Год выхода. – Дата использованного выпуска. – Страницы Журнальных: Автор. Заглавие // Название журнала. – Год выпуска. - – Дата использованного выпуска. – Страницы. Сборника: Автор. Заглавие // Название сборника./ Редактор, составитель (если есть). Место издания: Издательство, год. - Страницы. Список использованной литературы

Учащийся обязан заблаговременно предоставить текст реферата на рецензию. Рецензенты назначаются решением методического совета лицея. Рецензия выдается на руки учащемуся. Рецензия может быть как машинописной, так и рукописной и должна быть объемом не более 1 страницы. Рецензия должна содержать экспертную оценку содержания исследования по 5-балльной шкале за соответствие работы следующим требованиям: Обоснованность выбора темы Связь темы исследования с учебным материалом Целостный характер построения работы Полнота раскрытия темы Владение понятиями для изложения темы на теоретическом уровне Умение сопоставлять и оценивать привлекаемые литературные источники Наличие промежуточных выводов и обобщений, сформулированных в работе Ценность полученных результатов Качество оформления работы. Рецензия на реферат

Защита реферата представляет собой выступление ученика по выбранной теме, ответы на вопросы аттестационной комиссии. Для защиты реферата отводится не более 7 минут. Учащийся должен подготовить доклад, опираясь на рецензию. Доклад готовится отдельным текстом. Доклад по реферату – это не пересказ реферата. В докладе четко формулируется поставленная проблема, причины обращения к ней, цели исследования и выводы. Речь школьника во время доклада должна соответствовать стилевым особенностям языка реферата и включать в себя ту терминологию, которая используется в реферате. После доклада члены аттестационной комиссии выслушивают рецензию учителя и при необходимости задают докладчику уточняющие вопросы. Защита реферата

Обращение: Уважаемые члены аттестационной комиссии! 1. Тема: Вашему вниманию предлагается реферат по …………..(предмет) на тему:………………………. 2. Обоснование причин обращения к данной теме: Тема мало изучена….Данная тема давно меня интересует……… Тема порекомендована родителями, учителем и т.д………. 3. Актуальность темы: Актуальность данной темы обусловлена…………………………………………………… Поднятая проблема заинтересовала меня потому, что…….. 4. Цель и задачи реферата: указать цели и задачи 5. Анализ источников: Источников по данной теме мало… Источников по данной теме много, но их трудно структурировать Трудно было найти рекомендуемую литературу…. В ходе работы был проведен подбор, анализ и систематизация литературы по теме, из которых наиболее интересными и полными явились……………………………………………………………….. 6. Структура реферата: Реферат состоит из введения, ……глав и заключения. 7. Краткое содержание частей реферата: Во введении мною обоснована актуальность темы, дан обзор источников по теме и т.д. В 1 главе «название главы» я рассмотрел(а)………………………… Во 2 главе «название главы» мною сделан анализ………………… Выводы по теме: на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:……………………… Результаты работы и сделанные выводы могут быть использованы ………………………………………………………… 9. Слова благодарности: тем, кто помогал, учителю-руководителю, рецензенту….. Благодарю за внимание! Примерная форма выступления при защите реферата

Критерии оценивания реферата Показателиотличнохорошоудовлетвори тельно неудовлетворительно Качество оформления реферата: 1.рубрикация реферата 2.нумерация страниц 3.цитирование источников (сноски) 4.оформление приложений работа оформлена правильно согласно всем требованиям работа оформлена в основном правильно, имеются некоторые незначительные ошибки работа оформлена в основном правильно, но имеются существенные ошибки, допущена небрежность в оформлении: не оставлены поля, нет нумерации страниц, нет сносок, неправильно оформлен титульный лист, допущены исправления текста текст работы оформлен небрежно, неразборчиво, имеются грубые ошибки Соответствие регламенту выступления - 5минут полностью соответствуетнебольшое (до 1 мин.) отклонение от регламента отклонение от регламента до 2 минут отклонение от регламента больше 2 минут Соответствие доклада содержанию работы полностью соответствуетв основном соответствуетчастично соответствуетне соответствует Постановка целей и задачЦель поставлена правильно, четко, задачи раскрывают цель Цель поставлена в основном верно, но сформулирована не совсем четко, задачи раскрывают цель Цель поставлена расплывчато, сформулирована нечетко, задачи не соответствуют цели Цель и задачи не поставлены Актуальность темы и обоснование выбора темы Тема актуальна для нашего времени, обоснование выбора темы четкое, логичное Тема актуальна в основном, но обоснование выбора темы нечеткое Тема актуальна частично, выбор темы обоснован неправильно или не обоснован совсем выбор темы не обоснован, актуальность темы ученику не понятна Обоснованность и доказательность выводов Имеются обоснованные выводы по каждому разделу Выводы в основном соответствуют содержанию раздела Выводы сделаны не по всем разделам или частично соответствуют содержанию раздела, или отсутствуют выводы по приведенным данным Выводы отсутствуют или не соответствуют содержанию раздела

Полезные советы

При общем знакомстве с книгой: 1. Познакомьтесь с титульным листом. Знакома ли вам фамилия автора, о чем она вам говорит? Какие произведения этого автора вам известны? 2. Проанализируйте заглавие. Все ли слова в нем понятны? Определите по заглавию, о чем пойдет речь в тексте, вспомните все, что вы уже знаете по теме, обозначенной в заглавии. 3. Обратите внимание на классификационную характеристику книги в подзаголовке (учебник, учебное пособие, словарь-справочник, монография и т.д.). Определите, для кого она предназначена. 4. Обратите внимание на год издания книги. Если она выпущена давно, то не исключено, что приведенные в ней сведения могли устареть. В этом случае вам потребуется ознакомиться и с новой литературой по интересующему вас вопросу. 5. Прочитайте оглавление книги, если есть – аннотацию, предисловие и послесловие к ней. Опираясь на них, представьте себе в общих чертах содержание книги, ее проблематику, главные положения работы. На основании этого оцените важность книги для разработки вашей темы. Как правильно прочитать и осмыслить текст?

При чтении текста. 1. Обращайте внимание на все непонятные слова и выражения. Отыскивайте их толкование в словарях или справочниках. 2. Подумайте, что вам непонятно в самом содержании текста. Попробуйте разобрать конкретные примеры на все общие утверждения – возможно, станет понятнее текст. 3. Ведите диалог с автором текста. По ходу чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предположения о дальнейшем его содержании. 4. Проверяйте верность выдвинутых вами предположений при чтении последующих частей текста. 5. Спорьте с автором, выдвигайте свои контрдоводы. 6. Старайтесь все время выделять в тексте главное, существенное. Подчеркивайте важную информацию, делайте выписки основных идей, положений. Обращайте внимание на фразы, выделенные курсивом или жирным шрифтом, так как именно они выражают ключевые понятия и мысли. 7. Особое внимание уделяйте первым фразам каждого абзаца, так как именно они выражают обобщающие, «узловые» суждения автора, к которым потом «привязываются» все другие мысли, входящие в этот абзац. Как правильно прочитать и осмыслить текст?

После прочтения текста. 1. Постарайтесь сформулировать главную мысль текста, его основные положения (тезисы). Охарактеризуйте его проблематику, способы освещения и решения проблем. 2. Прочитайте повторно трудные для вас части текста, проверьте правильность их понимания, обращаясь за советом к взрослым, учителю. 3. Выработайте собственное отношение к предмету речи, продумайте аргументы в обоснование своей точки зрения. 4. Постарайтесь соотнести прочитанное с другой известной вам информацией по той же теме, определить сходства и расхождения. 5. Обобщая полученные сведения, сформулируйте собственные выводы на основе прочитанного. Как правильно прочитать и осмыслить текст?

Главной является информация, имеющая наиболее существенное значение для понимания данной темы, вопроса. К ней относятся определения научных понятий, формулировки законов, правил, перечисление принципов, основные мысли (положения, утверждения) автора, его выводы, классификация явлений, фактов. Второстепенная информация либо детализирует, разъясняет главную информацию, либо отражает вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации. К этому типу информации относятся аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики отдельных явлений, описания, второстепенные факты (из биографии писателя, из истории создания произведения), а также разного рода комментарии (объяснительные замечания, толкования) тех или иных отрывков из произведений художественной литературы. «Сильными позициями» текста, где чаще всего фокусируются главные мысли автора в учебном и научном тексте являются: 1) заглавие, 2) зачин (введение), 3) концовка (заключение). Сильные позиции есть не только во всем тексте, но и в его частях. В абзаце наиболее информативным является первое (начальное) предложение, содержащее тезис, то есть основное положение автора, которое затем конкретизируется в основной части абзаца. В отдельном предложении более информативной является, как правило, вторая его часть, то есть предикат, который отражает новое. Главная информация в тексте отражается не только позиционно, но и графически (курсивом, жирным шрифтом, подчеркиванием и другими способами). Главную информацию следует воспроизвести в реферате полностью, без каких-либо существенных сокращений, порой в буквальном смысле – дословно. Второстепенная же информация должна быть подвергнута смысловой переработке и сжатию. Как отделять главное от второстепенного?

I способ: Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п. Объектом сжатия, сокращения при реферировании может быть не только сама информация, но и языковая форма ее изложения. Иначе говоря, не сокращая мысли, можно сократить ее запись. Возможность сокращения языковой формы изложения без компрессии его содержания основана на явлении избыточности речи. Дело в том, что мы используем слов больше, чем необходимо для выражения определенной мысли. Например, в предложении Слова-термины могут употребляться в любом стиле: в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном, но, конечно, чаще всего их используют в научном стиле избыточными являются однородные определения, конкретизирующие словосочетание в любом стиле, а именно: в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном. Уберем их. Смысл предложения не изменится, и оно только выиграет от сжатия. Возможно также исключение последнего слова стиле, позволяющее избежать повтора близлежащих словоформ. II способ: Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами. III способ: Сочетание исключения и обобщения. Приемы сжатия текста

При составлении данных рекомендаций использованы следующие источники: 1. Положение о надпредметной программе ФТЛ «Школьный реферат» 2. И.Р. Калмыкова, г. Ярославль. Методика подготовки учащихся к экзаменационному реферату. Опубликована на сайте rus.1september.ru 3. Научный стиль работы. Опубликована на сайте