Ольга Вербилович Валерия Маркина Научный руководитель Профессор Е.Р. Ярская-Смирнова Публичная сфера инвалидности: потенциал дестигматизации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«ТЕАТР ПРОСТОДУШНЫХ» - история рождения одной публики Проект «Социология публичной сферы», выполняется в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2012.
Advertisements

Вербилович Ольги Гр.733 СПССК Научный руководитель Профессор Е.Р. Ярская-Смирнова «Общественное движение людей с инвалидностью как фактор модификации публичной.
Вид конкурса Б «Проект, направленный на развитие образовательной среды на основе компетентностного подхода» Тема конкурса «Стратегический менеджмент общеобразовательного.
1 МЕСТО КАЧЕСТВЕННЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Создание и развитие воспитательной системы школы как условие позитивной социализации учащихся Демакова Ирина Дмитриевна, доктор педагогических наук, зав.
Семенова Г.Ю., к.п.н., научный руководитель Перспективы развития инновационной деятельности.
Педагогический совет «Роль ЦДТ в развитии социокультурного пространства района» г. Барышникова Надежда Ивановна, заместитель директора по УВР.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа 197 имени В. Маркелова » Программа деятельности III образовательного.
Дети должны учиться вместе–инклюзивное образование в России.
Самопрезентация людей, переживающих стигму, в городском публичном пространстве: онлайн и офлайн активизм Подготовили Валерия Маркина Ольга Вербилович НИУ-ВШЭ,
И ДЕИ ИНКЛЮЗИИ И ПРАКТИКА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ. П ОСТРОЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Шеманов Алексей Юрьевич,
Драганова Оксана Александровна – зав.кафедрой психологии и педагогики ЛИРО, к.психол.н. МОДЕЛИ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ.
Методологические основы для формирования воспитательной системы школы.
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
При разработке модели взаимодействия учреждений учитывались принципы, на которых опирается данное взаимодействие: При разработке модели взаимодействия.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная Озёрская школа Основные направления управляемого развития воспитательной системы.
Администрация Тутаевского муниципального района Департамент образования Государственно-общественное управление образованием: практика становления и перспективы.
«Федеральная целевая программа развития образования в РФ( г) определила в качестве ключевых компетенций развития современных образовательных систем.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Берёзовская средняя общеобразовательная школа 4» Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.
Транксрипт:

Ольга Вербилович Валерия Маркина Научный руководитель Профессор Е.Р. Ярская-Смирнова Публичная сфера инвалидности: потенциал дестигматизации

тенденция увеличения численности людей с инвалидностью (около 10% населения РФ имеет ту или иную степень инвалидности) принятие соответствующих официальных мер по улучшению качества жизни людей с инвалидностью в обществе со стороны государства на пути к инклюзии, совершенствование правового регулирования (23 апреля 2012 года РФ ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов») увеличение числа общественных инициатив «снизу», проводящих в жизнь «модель независимой жизни» человека с инвалидностью (в настоящее время в РФ функционирует около ста объединений инвалидов «grassroots») устойчивость транслируемой СМИ в публичной сфере риторики «жалости и жертвы» в отношении темы инвалидности Постановка проблемы

Теоретико-методологические основания Социально-конструктивистская парадигма: интерсубъективная природа социальных проблем и понятие коллективного действия Г. Блумер, М. Спектр и Дж. Китсъюз Понимание концепта публичной сферы в терминах интегративной теории Ю.Хабермаса Теория конструирования/деконструирования стигмы И.Гофмана Социальная модель инвалидности Т. Шекспир Теория «новых общественных движений» А. Мелуччи, Х. Кризи, Д. Рухт и др. Социокультурный подход к толкованию природы общественных движений Дж. Гудвин, Дж. Джаспер и др.

Исследовательские вопросы Как происходит взаимодействие родительского сообщества и общественных организаций? Какую роль выбирают для себя родители? Каким образом деятельность общественной организации способствует развитию активистского потенциала? Какие альтернативные формы коллективного действия и механизмы мобилизации работают внутри родительского сообщества и какой эффект возможен в результате? Анализ конкретных практик взаимодействия, полученных эмпирическим путем в ходе case study (включенное наблюдение, интервью, анкетный опрос участников, зрителей и организаторов проектов, родителей детей с инвалидностью) Методология

Потенциал дестигматизации историческая трансформация семантических полей публичной сферы инвалидности, наполнение их новым содержанием: «жертва», «модель личной трагедии» в советское время и социальные образы равного в современном публичном дискурсе «переформатирование» стигмы: уход от стереотипов, «смягчение» стигмы через наполнение ее новым содержанием производство новых форм самоопределения социальной группы людей с инвалидностью (концепция «независимой жизни»: не государство, врачи, общество, а мы сами) производство механизмов солидаризации через практики мобилизации гражданской активности

Индикаторы сообщества театра: коллективные интересы (привлечение материальных ресурсов, получение известности в кругах широкой общественности, переворачивание стигмы инвалидности); групповая идентичность (самоопределение себя как единого коллектива, знание истории театра, совместные практики и ценность, использование общих идентификационных кодов; регулярная коммуникация (горизонтальная); общий дискурс (схожие коннотации и символы в языке); пространство локализации (театральная сцена и репетиционные площадки, интернет сайты и группы в соц. сетях);

Схема взаимодействия сообщества «Театра Простодушных»

«Театр Простодушных» – как публичная площадка дестигматизации Презентация публичной идентичности людей с инвалидностью в ситуации личного соприсутствия; Компенсация нехватки позитивного внимания и приветственных знаков; Опубличивание практик сообщества, визуализация людей с синдромом Дауна; Трансляция субъективных смыслов сообщества, люди с синдромом Дауна – субъекты повседневного взаимодействия Репрезентация социальной идентичности в СМИ Накопление коллективного символического капитала

Приватное = Публичное Дискурс одобрения отказа от ребенка с инвалидностью при рождении проблема информированности о диагнозе и возможных способах реабилитации «Молчание общества» социальная изоляция родителей проблема поиска «позитивного социального окружения» Отсутствие культуры инклюзии в образовании проблема обучения в общеобразовательных и спецучреждениях Дискурс «бесполезности» проблема профессиональной социализации и трудоустройства проблема закрытых учреждений и самостоятельной жизни ребенка после смерти родителей

Стратегии активизма родителей Пассивные получатели благ Ситуативные активисты Активные «добытчики» благ, как для себя, так и для организации Факторы -семейная ситуация -персональный «социокультурный опыт» - вид инвалидности и степень сложности заболевания ребенка - характер проблем, которые сопровождают определенную категорию инвалидов «Я не считаю, что на государстве лежит ответственность. Она преувеличена. Мы многое можем и сами, просто наше общество пока не готово принять некоторые вещи. Мы создали наш центр практически «с нуля», обращались по многим вопросам к чиновникам и, в принципе, они нам не отказывали»

ВЫВОДЫ Социокультурные проекты исследуемой организации, площадка и коллектив «Театра Простодушных» выступают уникальными каналами трансляции новых аттитюдов и образцов поведения, решая проблемы самореализации, досуга, образования и трудоустройства людей с инвалидностью Публичная сфера при этом выступает в роли катализатора процессов социального взаимодействия, усиливая общественный резонанс поднимаемых проблем, активизируя деятельность агентов различных сфер интересов Театр, как разновидность искусства способствует снятию негативных последствий стигмы для людей с ментальной инвалидностью, посредством своей перформативности.