Сибирская академия финансов и банковского дела (САФБД) Международный институт сертифицированных бухгалтеров и финансовых менеджеров (МИСБФМ) МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Направление подготовки «Финансы и кредит» Магистерская программа Стратегические финансы.
Advertisements

МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА» КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ - ЗАЩИЩЕННОЕ БУДУЩЕЕ ЗАВТРА МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ.
Магистерская программа Управление финансовой устойчивостью компании Кафедра «Экономика и антикризисное управление» Федеральное государственное образовательное.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации НАУЧНАЯ ШКОЛА «Теория национальной финансовой системы»
Кафедра Антикризисного управления Квалификация/степень выпускника: «Бакалавр менеджмента»
Учебная, научная и научно-методическая деятельность.
Презентацию выполнила студентка 1 курса СДО-14 Бушаева Елена.
Направление подготовки - «Экономика» Профиль подготовки - «Финансы и кредит» Форма и срок обучения: очно – 4,0 года, заочно – 5 лет. Выпускнику присваивается.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Магистерская программа ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА ИНВЕСТИЦИОННО - СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ( НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКА )
Пещанская Ирина Владимировна д.э.н., проф. кафедры «Банковское дело»
Частно-государственное партнерство: опыт, проблемы, перспективы г. Чебоксары, 20 июня 2013 года Атамов Александр Евгеньевич начальник отдела профессионального.
1 Национальная академия природоохранного и курортного строительства Факультет экономики и менеджмента Специальность «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» Квалификация «Специалист.
Подготовка кадров высшей квалификации. Прием документов в магистратуру Имеют право поступать лица, имеющие: Диплом бакалавра по любому направлению; Диплом.
Твой первый шаг к успеху. Мы готовим маркетологов Маркетолог – творческая профессия Маркетологи – успешные люди Маркетологи нужны в разных сферах Твой.
2 марта 2011 года САЧКО Николаю Сидоровичу, заслуженному экономисту Белорусской ССР, доктору экономических наук, профессору, основателю кафедры экономики.
Кафедра «Бизнеса и инноваций» Сибирского государственного индустриального университета является уникальной. Её особенность на фоне других кафедр университета.
История преподавания логистики в РЭУ им. Г.В. Плеханова Степанов Владимир Иванович Профессор, доктор экономических наук Кафедра предпринимательства и логистики.
Презентация кафедры "Экономики и финансов" 1 1. Зам. зав. кафедрой Евсеева Ирина Владимировна, к.э.н., доцент Тел. (499) Доб..: 20-58,
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Заседание координационного совета по поддержке одаренных детей.
Транксрипт:

Сибирская академия финансов и банковского дела (САФБД) Международный институт сертифицированных бухгалтеров и финансовых менеджеров (МИСБФМ) МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ 75-ЛЕТИЮ ЗАСЛУЖЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ НАУКИ – М.В. РОМАНОВСКОМУ И 20-ЛЕТИЮ СИБИРСКОЙ АКАДЕМИИ ФИНАНСОВ И БАНКОВСКОГО ДЕЛА _____________________________________________________________ Доклад на тему: «Становление научной финансовой школы ЛФЭИ – СПбГУЭФ и роль профессора М.В. Романовского в ее развитии» Фадейкина Наталья Васильевна ректор САФБД, д-р экон. наук, профессор; президент МИСБФМ, член президиума Экспертно- консультативного совета по вопросам социально-экономического развития регионов Сибирского федерального округа, руководитель Экспертной группы по финансовым рынкам, финансам, бюджетным и межбюджетным отношениям, главный редактор журнала «Сибирская финансовая школа»

Вся жизнь М.В. Романовского (с детства) связана с ЛФЭИ - СПбГУЭФ 1 Обычаи и законы человеческие таковы, что если в начале роста, в самом детстве, в расцвете юных лет, когда ум и рассудок очень восприимчивы и не перегружены, когда дарование и способности в расцвете – если в это время человек ничего не постигает в науках, то не постигнет и впоследствии в течение долгой жизни. Мухаммед Аззахири ас – Самарканди, (Персия, XII в.) Эпиграф

2 О становлении Ленинградского финансово-экономического института (ЛФЭИ) В ноябре 1929 года пленум ЦК ВКП(б) рассмотрел вопрос «О кадрах народного хозяйства». В его решениях предлагалось «коренным образом улучшить дело подготовки экономистов как для промышленности, так и для торговых, финансовых, плановых и статистических органов, упорядочить систему и направления экономических вузов, придать соответствующим вузам, факультетам, отделениям более определенное целевое назначение в связи с потребностями народного хозяйства». На основании указанных решений в 1930 г. была создана сеть отраслевых вузов, в частности, были основаны 8 финансово- экономических вузов (в Москве, Ленинграде, Ташкенте, Иркутске, Ростове и др.), в том числе ЛФЭИ, который был образован на базе экономического факультета Ленинградского политехнического института (ЛПИ) и учетно- финансового отделения Института народного хозяйства им. Ф. Энгельса (ИНХ). Первым директором стал заведующий финансовым отделением экономфака ЛПИ Малиновский Филипп Моисеевич. 30 июня 1930 г. Ф.М. Малиновским был издан приказ 1 по ЛФЭИ, и именно с этой даты начинается история института.

3 ЛФЭИ был размещен в здании, в котором ранее размещались сначала Ассигнационный банк, затем (с 1861 по 1917 гг.) Государственный банк Российской Империи. После того, как молодое советское правительство переместилось в Москву, туда же было переведено Правление Госбанка, а знаменитое здание передано в распоряжение городских и областных финансовых учреждений. В 1930 г. часть помещений здания была занята вновь созданным ЛФЭИ. В сентября 1930 г. в ЛФЭИ функционировало 2 отделения (кредитное и финансовое) и 15 кафедр, было 38 преподавателей и 580 студентов. О становлении Ленинградского финансово-экономического института (ЛФЭИ)

4 Среди преподавателей, перешедших в ЛФЭИ из ЛПИ и ИНХ, были видные ученые – профессора В.К. Райхер, В.В. Новожилов, В.Н. Твердохлебов, А.И. Буковецкий и др. Последние двое вскоре стали относится к категории «буржуазных» профессоров, их взгляды сводились к концепции финансовой науки как основе существования публично-правовых союзов, использующих наиболее эффективные способы добывания материальных благ для осуществления государством своих функций, вне зависимости от того, является это государство социалистическим или капиталистическим, как не может быть социалистической и капиталистической физика или химия. О становлении Ленинградского финансово-экономического института (ЛФЭИ)

5 Первым заведующим кафедрой финансов, ее основателем был Владимир Николаевич Твердохлебов ( гг). Он признан одним из крупнейших представителей финансовой науки в России (СССР) первой половины XX в., внесших весомый вклад в теории финансов и историю финансов Российской Империи XVIII–XIX вв., финансов мирового хозяйства, налогов и государственного кредита. В своих «Финансовых очерках» (1916 г.) он следующим образом высказался о финансовой науке: «…Наука ограничивается чаще категорией вероятности, вероятным предвидением событий и не только в количественной форме статистических выводов. Задача финансовой науки весьма скромная: она заключается в изучении финансовых явлений как определенной категории явлений социальных; объектом ее изучения являются законы и распоряжения власти, влияющие на экономическую жизнь. Поэтому финансовые явления не могут исследоваться вне причинной связи с другими экономическими и социальными явлениями; связь эта требует от исследователя знания экономических законов хозяйственного строя, конкретных условий рынка, образования цен и тем самым сближает финансовую науку с политической экономией.» О становлении Ленинградского финансово-экономического института (ЛФЭИ)

6 Буковецкий Антоний Иосифович ( ) – родился в Благовещенске, куда был Александром III сослан его отец – известный архитектор. В 1904 г. он окончил юридический факультет СПбУ, получив диплом 1-ой степени. В 1908 г. Буковецкий выдержал магистерские экзамены у профессоров И.Х. Озерова и М.И. Туган-Барановского и был послан за границу (Лондон, Париж, Брюссель) для стажировки по вопросам развития финансов (в т. ч. бюджетного процесса). В 1910 г. он зачисляется в состав приват-доцентов СПбУ по кафедре финансового права, преподает обязательный специальный курс «Бюджеты иностранных государств» и ведет практические занятия по финансовому праву. С 1913 по 1930 гг. он работает в СПбУ, ИНХ, в Ленинградском педагогическом институте (там в гг. он исполнял обязанности директора), где по указанию наркома просвещения А.В.Луначарского (1924) им было организовано экономико-географическое отделение при историческом факультете. О становлении Ленинградского финансово-экономического института (ЛФЭИ)

7 В 30-е гг. Буковецкий работал не только в ЛФЭИ, но и в Ленинградском инженерно-строительном институте (в гг. руководил кафедрой финансов), Ленинградском институте инженеров коммунального хозяйства и Ленинградском институте советской торговли (в гг. возглавлял кафедру народнохозяйственного планирования и финансов). В ЛФЭИ А.И. Буковецкий работал на профессорской должности, исполняя в гг. обязанности зав. кафедрой «Финансы СССР». В 1949 г. Буковецкий был арестован по «ленинградскому делу», приговорен к 10-ти годам лагерей, но, к счастью, в 1954 г. освобожден и продолжил свою активную научно-педагогическую деятельность. В 1968 г. ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР. Многие его работы («Финансы России накануне и в период Первой мировой войны», «Финансовое взаимоотношение России и Турции в XIX и XX веке», «Очерки финансовой истории Казахстана ( гг.)», «Национализация банков в трудах классиков марксизма-ленинизма») так и не были изданы, во всяком случае, при его жизни. О становлении Ленинградского финансово-экономического института (ЛФЭИ)

8 Твердохлебов В.Н и Буковецкий А.И. считали, что есть единая наука (теория) публичных финансов. Эти взгляды, что очевидно, не устраивали «красную профессуру», которая настаивала на самостоятельном существовании финансов СССР (денег и кредита СССР). Победители в этой дискуссии (после многочисленных доносов и публичных гонений на представителей «буржуазной профессуры» с помощью малограмотной рабфаковской молодежи) смогли добиться в 1931 г. увольнения Твердохлебова В.Н. и Буковецкого А.И. (правда, в последующем они были восстановлены профессорами кафедры, а заведующими стали конъюнктурные ученые, отстаивающие марксистско-ленинские позиции социалистической политэкономии). О становлении Ленинградского финансово-экономического института (ЛФЭИ)

9 До прихода А.И. Буковецкого в ЛФЭИ им была (в 1929 г.) издана чрезвычайно интересная работа «Введение в финансовую науку», состоящая из пяти глав: (1) – финансовые описания (систематизация финансовых определений и факторов, описания финансовых институтов, действовавших в различных странах), (2) – финансовая история, (3) – финансовая статистика, (4) – финансовое право современников, (5) – финансовая теория. В работе Буковецкий определил финансовую науку как науку о финансовом хозяйстве, которое он определял через совокупность материальных ресурсов, которыми располагает публично-правовой союз (государство) для удовлетворения коллективных потребностей своих сочленов. И сегодня данная книга вызывает большой интерес. О становлении Ленинградского финансово-экономического института (ЛФЭИ)

10 В 1934 г. в ЛФЭИ был открыт диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций. Одной из первой работ была докторская диссертация А.И. Буковецкого на тему «Очерки по истории финансовых взаимоотношений царской России и Турции». В этом же году к ЛФЭИ был присоединен Московский финансово-экономический институт, что оказало влияние на развитие направлений финансовой науки, однако, профессора Твердохлебов и Буковецкий признавались несомненно ведущими представителями Ленинградской финансовой школой, признанными не только в СССР, но и за рубежом. Уже во второй половине 30-х годов ЛФЭИ был признан одним из ведущих в стране экономических вузов, готовивших высококвалифицированных специалистов для финансовой и банковской систем страны. О становлении Ленинградского финансово-экономического института (ЛФЭИ)

11 В послевоенные годы в ЛФЭИ активно создавались научные школы и, по мнению очевидцев, с кафедрами политэкономии, экономической географии, статистики и финансов по своему профессиональному уровню могли соперничать лишь аналогичные кафедры МГУ и ЛГУ. К 1955 г. (юбилейный год для ЛФЭИ – ему исполнилось 25 лет) институт стал лидером финансово-экономического образования в стране. В вузе обучалось 3300 студентов, функционировало четыре факультета (финансово-экономический, планово- экономический, учетно-статистический и вечерний), 18 кафедр (из них 6 – выпускающих), численность профессорско- преподавательского состава достигла 200 чел. В ЛФЭИ активно работали диссертационные советы: за 25 лет в них были защищены 234 диссертации (в том числе аспирантами – 193, а преподавателями вуза – 41). Число аспирантов составляло 50 чел. О становлении Ленинградского финансово-экономического института (ЛФЭИ)

12 Учителя М.В. Романовского и начало его профессиональной деятельности К учителям и наставникам, которым мы обязаны воспитанием, достижением мастерства в профессии, успехами в науке, следует относиться также почтительно, как к родителям: родители дарят нам жизнь, а учителя – интересную жизнь. (почти по Аристотелю) Эпиграф

13 Когда Михаил Владимирович поступил в ЛФЭИ, кафедру финансов возглавлял Александр Михайлович Александров, уже к тому времени защитивший докторскую диссертацию по финансам СССР. Александров А.М. (1899–1978) – д-р экон. наук, проф. засл. деятель науки активно осуществлял образовательную, общественную и научную деятельность (был автором и редактором целого ряда учебников и монографий (изданных в СССР и за рубежом: «Пошлины и налоги на обращение», «Финансы в социалистическом воспроизводстве», «Финансы в СССР», «Финансы и кредит в СССР») и др.). Он заведовал кафедрой с сентября 1944 г. (в то время на ней работали профессора В.Н.Твердохлебов и А.И. Буковецкий, доцент П.Р. Сыромятников, преподаватель Н.Л. Калинкин и др.) до 1972 г. Учителя М.В. Романовского и начало его профессиональной деятельности

14 Профессор А.М. Александров всегда был строг и требователен к себе, тактичен и деликатен в обращении, его требовательность сочеталась с доброжелательностью и заботливым отношением к студентам и своим коллегам. Научная деятельность профессора Александрова А.М. всегда отличалась принципиальностью, научной смелостью, он последовательно отстаивал денежный характер финансов и важную роль товарно-денежных отношений. Он был убежденным сторонником развития самостоятельности предприятий, уже начиная с 1960-х годов отстаивая идею о необходимости их самостоятельного участия во внешнеэкономической деятельности. Профессор Александров А.М. - создатель собственной научной школы. Под его руководством защитили диссертации около 70-ти аспирантов и докторантов (соискателей). Среди его учеников такие выдающиеся ученые-финансисты, как профессор Рабинович Г.Л., профессор Вознесенский Э.А., профессор Романовский М.В., профессор Булат А.С. и другие. Учителя М.В. Романовского и начало его профессиональной деятельности

15 В течение многих лет Александр Михайлович был членом экспертной комиссии ВАК, а с 1960 г. - членом президиума ВАК. Являясь членом Международного института публичных финансов, он неоднократно выступал на международных симпозиумах по вопросам государственных финансов (причем, свои выступления он всегда делал на языке страны - организатора симпозиума). Его имя было хорошо известно ученым-финансистам многих зарубежных стран. С августа 1954 по сентябрь 1960 г. А.М. Александров работал в должности проректора ЛФЭИ по научной работе и внес существенный вклад в развитие финансовой науки. Плодотворная научная деятельность и работа по подготовке высококвалифицированных специалистов получила высокое признание: в 1953 г. Александр Михайлович был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1961 г. – орденом «Знак Почета», в 1969 г. ему было присвоено звание «Заслуженный деятель науки РСФСР». Учителя М.В. Романовского и начало его профессиональной деятельности

16 Параллельно с А.М. Александровым в ЛФЭИ преподавали профессора А.Н. Молчанов (дисциплина «Денежное обращение и кредит»), П.Н. Жетняк (дисциплина «Финансы отраслей народного хозяйства»), вышеупомянутые профессора В.К. Райхер (кафедра советского права), В.В. Новожилов (кафедра статистики) и др. От общения с такими учителями и наставниками у М.В. Романовского – молодого исследователя – формировалось чувство уверенности, осознавалось значение таких качеств как стремление к познанию истины, формированию и отстаиванию собственных взглядов на происходящие в экономике (и финансах) процессы. С осени 1961 г. Михаил Владимирович стал работать начальником финансово-сбытового отдела завода «Русский дизель», практически исполняя обязанности заместителя директора. В 1969 г. он возвращается на кафедру финансов ЛФЭИ и начинает работать в должности доцента, активно сотрудничая с молодым ученым Э.А.Вознесенским, который пришел на кафедру двумя годами раньше. Учителя М.В. Романовского и начало его профессиональной деятельности

17 Вознесенский Эрнест Александрович (1931–1997) – д-р экон. наук, профессор, возглавлял в ЛФЭИ кафедру финансов с 1972 по 1982 гг., ученик профессора А.М. Александрова. Автор учебников и монографий, изданных в России и в ряде зарубежных стран, которые внесли серьезный вклад в развитие теории отечественных финансов. Сыграл большую роль в становлении кафедры финансов, совершенствовании учебного процесса и воспитании научных кадров. Его монографии «Дискуссионные вопросы теории социалистических финансов», «Методологические аспекты анализа сущности финансов», «Финансы как стоимостная категория» получили широкую известность в научном сообществе. Учителя М.В. Романовского и начало его профессиональной деятельности

18 Он был блестящим лектором, полемистом, с необыкновенной остротой чувствовавшим огромные проблемы и противоречия в официально провозглашенной теории советских финансов. Перу Э.А. Вознесенского принадлежат более 100 научных трудов объемом свыше 120 печатных листов. Выход каждой его монографии вносил существенный вклад в развитие теории финансов того периода. До настоящего времени они являются настольными книгами каждого преподавателя и аспиранта, специализирующегося в области теории государственных финансов. Его публикации хорошо известны и мировому научному сообществу. Беря пример со своего замечательного коллеги – Э.А. Вознесенского, Михаил Владимирович Романовский активизировал работу над кандидатской диссертацией и в 1971 г. успешно ее защитил. Учителя М.В. Романовского и начало его профессиональной деятельности

19 С 1972 по 1979 гг. М.В. Романовский работал деканом самого большого финансово-экономического факультета ЛФЭИ. В 1981 г. М.В. Романовский защитил докторскую диссертацию. В это же время он «выпустил» в научно-педагогический мир свою первую аспирантку – успешно защитила диссертацию Ихсанова Тамара Павловна. С нее началось формирование «островка» Ленинградской финансовой школы в Хабаровске. Многие годы она возглавляла кафедру финансов в Хабаровской государственной академии экономики и права (ХГАЭП), сейчас она исполняет на кафедре обязанности профессора и является одним из ведущих специалистов в своем регионе в области фондового рынка и развития финансового менеджмента. Учителя М.В. Романовского и начало его профессиональной деятельности

20 Важнейшая составляющая, постоянно подпитывающая воспроизводство новых научных знаний, - кафедральная научно-исследовательская работа, которая связана не только с послевузовским образованием (подготовкой аспирантов и докторантов), но и осуществлением госбюджетных, хоздоговорных и других НИР, проектов, исследований и разработок. Это направление всегда было (и остается) в центре внимания всех заведующих кафедры финансов, как в е, так и в е гг. (период становления М.В. Романовского как ученого и педагога). Причем, кафедра занималась исследованиями не только в сфере публичных финансов, но и разработками в области управления финансами производственных предприятий (благо, у Михаила Владимировича был богатый опыт, полученный в период с 1958 по 1969 гг. в ЛГК Госбанка и на заводе «Русский дизель»). Практико- ориентированные исследования и разработки были чрезвычайно важны в связи с новой экономической политикой, направленной на совершенствование планирования и усиление экономического стимулирования промышленного производства посредством внедрения внутреннего хозрасчета. Учителя М.В. Романовского и начало его профессиональной деятельности

21 Практика требовала разработки научно обоснованных положений и инструментария финансово-кредитного механизма предприятия, включающего современные методы финансового планирования, кредитования, анализа и контроля, а также финансовый инструментарий ускоренного научно-технического развития производственного комплекса страны. Активно откликаясь на требования практики, кафедра финансов (уже под руководством М.В. Романовского или при его активном участии) результаты своих исследований в области управления финансами предприятий внедряла на крупнейших производственных объединениях, таких как «Красный треугольник», Саранское светотехническое производственное объединение, автомобилестроительных объединениях «Камаз» и «Москвич» и др. В этих проектах уже предлагалось (в несколько иной интерпретации) использовать сбалансированную систему показателей, трансфертные внутренние цены и ряд других инструментов современного финансового менеджмента. Учителя М.В. Романовского и начало его профессиональной деятельности

22 Научные результаты по выполненным договорам нашли отражение в статьях и первых монографиях М.В. Романовского, выпущенных в конце 70-х годов и посвященных проблемам финансового планирования в промышленности, финансирования технического развития производства и др. В них раскрывались научные замыслы и предложения Михаила Владимировича в области формирования и использования финансового инструментария ускоренного научно-технического развития производственного комплекса страны. По мнению проф. В.В. Бочарова, изложенному в статье «Развитие теории финансов в трудах профессора М.В. Романовского», по сути, в этих работах обосновывалась необходимость функционирования механизмов инновационного и конкурентоспособного развития научно- технического потенциала страны. Учителя М.В. Романовского и начало его профессиональной деятельности

23 В конце 70-х – начале 80-х годов был расширен спектр НИР, выполняемых на кафедре, в том числе под руководством М.В. Романовского. Это были работы, осуществляемые по заказу крупных объединений (предприятий) и ряда министерств. Так, для Министерства машиностроения, легкой и пищевой промышленности была разработана инновационная система стимулирования НИОКР, в результате внедрения которой были существенно сокращены сроки проведения НИОКР и освоения новой техники. Аналогичная разработка была выполнена и для хозрасчетного научного объединения Росминвуза, позволившая существенно увеличить заинтересованность вузовской науки в результатах ее внедрения. Кроме того, в эти годы кафедра финансов участвовала в разработке и реализации чрезвычайно важного проекта по разработке «АСУ Росминвуз», внедрение которого позволило перевести на новый технологический уровень текущее и перспективное сметное планирование всей системы Росминвуза. Учителя М.В. Романовского и начало его профессиональной деятельности

24 С полным основанием можно утверждать, что кафедра финансов ЛФЭИ в доперестроичный период была ведущим центром финансовой науки и образования, вносила весомый вклад в подготовку и повышение квалификации руководящих работников финансовых органов, финансистов объединений и предприятий всего Советского Союза. Для обеспечения слушателей необходимой учебно-методической литературой в 1979 г. кафедрой был издан в издательстве «Финансы и статистика» «Справочник финансиста производственного объединения (предприятия)» под редакцией министра финансов СССР Лазарева, проф. П.Н. Жевтяка и проф. М.В. Романовского (тираж экз.), который выдержал 5 изданий (последнее в 1990 г.). Общий тираж этого издания превысил экземпляров. Учителя М.В. Романовского и начало его профессиональной деятельности

25 Научно-педагогическая деятельность Заслуженного деятеля науки РФ М.В. Романовского - руководителя финансовой школы СПбГУЭФ, интегратора финансовой науки, образования и практики Эпиграф Интеграция науки, образования и производства обеспечивает связь между прошлым и будущим, между мыслями людей, рассеянных во времени и пространстве, и в этом одно из самых высоких ее достоинств. Научные школы, особенно вузовской науки, всегда отличаются количеством и качеством защищенных докторских диссертаций, проведением научно-исследовательских работ по заказам министерств, ведомств и организаций, количеством опубликованных учебников и монографий, обеспечением высококачественной подготовки специалистов. Именно эти отличительные особенности характерны для финансовой школы М.В. Романовского - продолжателя ведущей в стране Санкт-Петербургской (Ленинградской) научной школы финансов.

26 Доказательством тому служат некоторые примеры. В начале 1980-х гг. успешно защитили докторские диссертации преподаватели кафедры, широко известные сегодня научному сообществу: В.В. Бочаров, В.И. Колесников, М.В. Романовский, В.Е. Леонтьев. В 1985 г. защитил докторскую диссертацию Б.М. Сабанти, известный ученый, исследующий вопросы истории и теории финансов (тема его диссертации – «Становление и развитие финансовой науки в России»). С 1982 года по настоящее время (уже 30 лет!) кафедру финансов возглавляет д–р экон. наук, профессор, заслуженный деятель науки России (с 2005 г.) Романовский Михаил Владимирович, который для создания и воспроизводства научной школы постоянно поддерживает творческий, демократический и дружеский климат на кафедре, обеспечивая условия для развития научного потенциала каждого преподавателя без излишнего администрирования. С 1982 по 2005 гг. только преподавателями кафедры защищено 8 докторских диссертаций, и сегодня на кафедре финансов (в основном штате) работают 10 докторов, подготовленных на кафедре при активном участии проф. Романовского. Научно-педагогическая деятельность Заслуженного деятеля науки РФ М.В. Романовского - руководителя финансовой школы СПбГУЭФ, интегратора финансовой науки, образования и практики

27 В 1990 г. в ЛФЭИ (на кафедре финансов) защитил докторскую диссертацию Самаруха Виктор Иванович (научный консультант – проф. Романовский), уже в те годы работающий (с 1986 г.) проректором по научной работе ИИНХ (канд. дисс. он защищал здесь же в 1983 г.). Этому способствовал тот факт, что с 1976 по 1987 гг. ректором ИИНХ был Иваницкий Валерий Павлович, представитель Ленинградской школы финансов. Он учился в ЛФЭИ в то же время, как и М.В. Романовский. У тех же учителей Валерий Павлович постигал основы финансовой науки и практики. Нельзя не отметить тот факт, что проф. В.П. Иваницкий способствовал тому, чтобы представители Ленинградской научной школы закреплялись не только в Иркутской, но и в Свердловской области, в одном из вузов которой (СИНХ – УрГЭУ) он около 15 лет работал в должности проректора по науке. Сегодня он и другие представители Санкт-Петербургской (Ленинградской) финансовой школы в УрГЭУ, например, д-р экон. наук, профессор Казак Александр Юрьевич, выпускник ЛФЭИ 1982 г. (диплом с отличием!), защитивший там же кандидатскую (1985) и докторскую (1991) диссертации, продолжают и укрепляют на Урале традиции выдающихся учителей. Научно-педагогическая деятельность заслуженного деятеля науки РФ М.В. Романовского - руководителя финансовой школы СПбГУЭФ, интегратора финансовой науки образования и практики

28 Научно-педагогическая деятельность заслуженного деятеля науки РФ М.В. Романовского - руководителя финансовой школы СПбГУЭФ, интегратора финансовой науки образования и практики Ярким представителем Ленинградской научной школы является д-р экон. наук, профессор ХГАЭП Ю.В. Рожков. Он защитил в ЛФЭИ докторскую в 1991 г. (научный консультант – д-р экон. наук, профессор В.И. Колесников), она была связана с методологией формирования инвестиционной политики и реализацией инвестиционной деятельности. В конце 90-х годов в ХГАЭП начал работать диссертационный совет, председателем которого был проф. Рожков, а членами – доцент ХГАЭП Т.П. Ихсанова, доктора экономических наук, профессора В.И. Самаруха и Н.В. Фадейкина – ученики М.В. Романовского. В совете были и другие представители Ленинградской научной школы, защищавшие диссертации не по специальности «Финансы и кредит», но учившиеся у тех же учителей. Эти и другие факторы повлияли на формирование научной школы проф. Ю.В. Рожкова, который, занимаясь сегодня междисциплинарными исследованиями (в области менеджмента и управления рисками, банковского дела и информационной экономики, корпоративных и публичных финансов) во главу угла ставит теоретические основы финансов.

29 Научно-педагогическая деятельность Заслуженного деятеля науки РФ М.В. Романовского - руководителя финансовой школы СПбГУЭФ, интегратора финансовой науки, образования и практики В последние 20 лет в рамках выполненных на кафедре докторских диссертаций были продолжены исследования важнейших вопросов методологии финансовой науки, вносились аргументированные, конструктивные предложения по ее развитию, в том числе по развитию теории финансового посредничества и методологии финансового регулирования деятельности негосударственных финансовых институтов (тема докторской диссертации Н.В. Фадейкиной), модернизации финансовых систем, бюджетного процесса, инструментария финансового менеджмента и т.д., а также по совершенствованию практики финансовой работы во всем многообразии ее аспектов.

30 Научно-педагогическая деятельность Заслуженного деятеля науки РФ М.В. Романовского - руководителя финансовой школы СПбГУЭФ, интегратора финансовой науки, образования и практики Вот только несколько примеров результатов исследований по бюджетной проблематике (в рамках докторских диссертаций, по которым научным консультантом была проф. О.В. Врублевская), выполненных в течение последних десяти лет на кафедре, возглавляемой М.В. Романовским: Сомоев Р.Г. - обоснована методология и меры по укреплению финансовой самостоятельности региональных органов власти и органов местного самоуправления; Позднякова Т.А. - получило развитие новое научное направление финансовой теории - теория финансового регулирования социально-экономических процессов; Попова М.И. - разработаны новые концептуальные принципы бюджетной политики и организационно-финансовые основы функционирования социальной сферы; Иванова Н.Г. - получили развитие теоретические основы и методические приемы, необходимые для формирования и реализации эффективной региональной бюджетной политики.

31 Научно-педагогическая деятельность заслуженного деятеля науки РФ М.В. Романовского - руководителя финансовой школы СПбГУЭФ, интегратора финансовой науки образования и практики Прежние докторанты кафедры финансов ЛФЭИ (СПбГУЭФ) - ректоры вузов, например, д-ра экон. наук, профессора Мнацаканян А.Г. (ректор Балтийского института экономики и финансов в Калининграде) и Фадейкина Н.В. (ректор Сибирской академии финансов и банковского дела, главный редактор научного журнала «Сибирская финансовая школа»), заведующие кафедрами финансов в престижных экономических вузах (к примеру, Сабитова Н.М. - в Казанском финансово-экономическом институте) сегодня имеют уже свои научные школы, то есть «островки» школы М.В. Романовского «разбросаны» по всей России и всем странам СНГ, но все «тянутся» к родной кафедре и дорогому Учителю. В дискуссиях с ним выкристаллизовываются элементы новизны, формируются новые замыслы, упорядочиваются идеи построения новых монографий, учебников, учебных пособий. Кафедра финансов, возглавляемая М.В. Романовским, в начале 2000-х годов стала лидером продаж учебников и монографий по финансам. Рассмотрим результаты работы профессорского состава кафедры по этому направлению.

32 Профессор Бочаров В.В. – заслуженный деятель науки, заместитель заведующего кафедрой по научной работе только за гг. опубликовал более 20 монографий, учебников и учебных пособий, включая следующие издания: «Коммерческое бюджетирование», «Финансовый инжиниринг», «Комплексный финансовый анализ», «Современный финансовый менеджмент» и др. Профессор Врублевская О.В. внесла существенный вклад в подготовку учебников. Среди них: «Бюджетная система Российской Федерации» (много раз переиздано, изд-во «Питер», Санкт-Петербург); «Финансы» (несколько изданий, изд-во «Юрайт», Москва); «Финансы, денежное обращение и кредит» (несколько изданий, изд-во «Юрайт», Москва); «Налоги и налогообложение» (множество изданий, изд-во «Питер», Санкт-Петербург) и др. Ольга Владимировна - один из авторов и научный редактор всех этих учебников. Кроме того, Врублевская О.В. является автором многих учебных пособий и соавтором нескольких монографий по актуальным проблемам бюджетных отношений и организации бюджетного процесса. Научно-педагогическая деятельность заслуженного деятеля науки РФ М.В. Романовского - руководителя финансовой школы СПбГУЭФ, интегратора финансовой науки образования и практики

33 К наиболее значимым публикациям профессора Вылковой Е.С. следует отнести монографии: «Налоговое планирование в коммерческих банках», «Налогообложение организаций и физических лиц», «Проблемные вопросы теории и практики налогового планирования», «Налоговое планирование в системе управления финансами хозяйствующих субъектов». Учебник «Налоговое планирование» (в соавторстве с проф. Романовским М.В.), широко востребован не только студентами и преподавателями, но также аудиторами и работниками налоговых органов. Профессором Леонтьевам В.Е опубликовано более 200 научных, учебных и учебно-методических работ, среди которых: «Корпоративные финансы» (в соавт. с проф. Бочаровым В.В.); «Финансовый менеджмент» (в соавт. с проф. Бочаровым В.В.); «Основные методологические подходы к управлению прибылью коммерческих банков» (в соавт. с проф. Радковской Н.П.); «Теоретические основы и эволюция развития финансового менеджмента коммерческих банков» (в соавт. с проф. Радковской Н.П.); «Финансы» (в соавт. с проф. Радковской Н.П.). Научно-педагогическая деятельность Заслуженного деятеля науки РФ М.В. Романовского - руководителя финансовой школы СПбГУЭФ, интегратора финансовой науки, образования и практики

34 М.В Романовский - имеет свыше 250 публикаций объемом более 300 п.л. В составе этих публикаций существенная доля принадлежит учебникам. Среди них: -«Финансы предприятий»; -«Налоговое планирование»; «Финансы и кредит»; -«Бюджетная система РФ»; -«Налоги и налогообложение»; -«Финансы, денежное обращение и кредит»; -«Корпоративные финансы»; -«Финансы». Научно-педагогическая деятельность Заслуженного деятеля науки РФ М.В. Романовского - руководителя финансовой школы СПбГУЭФ, интегратора финансовой науки, образования и практики

35 В одном из последних учебников («Финансы», для бакалавров) М.В. Романовский дает определение финансовой науки как системы знаний о выборе направления вложений, аккумуляции и использования денежных средств во времени и условиях неопределенности; по - новому раскрывает общественное назначение корпоративных финансов как экономической (стоимостной) категории, подчеркивая при этом, что финансы – это стоимостная категория, то есть это не просто деньги, а совокупность денежных отношений (связей), порождаемых и регламентируемых государством. Там же он определяет финансы, с чисто прагматических позиций, как «совокупность различных форм движения денежных потоков, финансовых ресурсов и капитала в процессах их формирования и использования», а в традиции российской финансовой науки, - как синтетическую экономическую категорию, характеризующую «совокупность денежных отношений (связей), регламентированных государством по поводу формирования и использования различных денежных фондов в процессе их образования, распределения и перераспределения в целях обеспечения благосостояния населения, социального мира и экономического роста». Научно-педагогическая деятельность Заслуженного деятеля науки РФ М.В. Романовского - руководителя финансовой школы СПбГУЭФ, интегратора финансовой науки, образования и практики

36 Что касается функций финансов, то в этой части проф. Романовский сделал некоторые уточнения, выделив функции: формирование денежных фондов (доходов) и использование денежных фондов, а также распределительную, воспроизводственную и экономико-правовую функции. Как видим, функции контроля не нашлось место, что справедливо, так как контрольную функцию выполняют не финансы (как экономическая категория), а институты, которые управляют ими. Финансовая система представлена в учебнике государственными, муниципальными финансами и финансами хозяйствующих субъектов, в структуре которых присутствуют финансовые посредники различных организационно-правовых форм и форм собственности. Такая структура позволяет более детально исследовать финансовые потоки и денежные отношения, возникающие, в том числе, при формировании государственных (муниципальных) активов. Научно-педагогическая деятельность Заслуженного деятеля науки РФ М.В. Романовского - руководителя финансовой школы СПбГУЭФ, интегратора финансовой науки, образования и практики

37 В основу учебника «Корпоративные финансы» (2011 г.), вышедшего под ред. М.В. Романовского и А.И. Вострокнутовой, положена идея о тесной взаимосвязи финансов корпораций с фондовым рынком, стоимостью организаций (корпораций, компаний) и структурой их капитала, дивидендной политикой, риск-менеджментом и в целом – с корпоративным управлением, обеспечивающим с помощью различных финансовых инструментов устойчивое функционирование организаций. По мнению Романовского, изучение корпоративных финансов позволяет предметно овладеть методологией и методиками принятия финансовых и инвестиционных решений в различных сферах предпринимательской деятельности. Как отмечает проф. В.В. Бочаров, практическое значение имеют идеи проф. М.В. Романовского о содержании и структуре финансовых ресурсов организаций, источниках их формирования, организации корпоративного финансового анализа, планирования и контроля, финансовой среде корпоративного бизнеса и влияния на него налоговой и бюджетной политики. Научно-педагогическая деятельность Заслуженного деятеля науки РФ М.В. Романовского - руководителя финансовой школы СПбГУЭФ, интегратора финансовой науки, образования и практики

38 Почему концепции (концептуальные модели) и теоретические положения, провозглашенные профессором Романовским в его книгах (учебниках), статьях, докладах, не только «приживаются», но и активно «берутся на вооружение», как в области общественных, так и в сфере корпоративных финансов? В принципе любая наука занята разработкой теорий, концепций, моделей, которые вычленяются из природной, социально-экономической и других сред, то есть реальности. Ценность научной концепции измеряются тем, насколько она близка к потребностям практики. Для Михаила Владимировича Романовского наука, образование и практика неразделимы, слиты воедино. Поэтому с 90-го года он активно занимается научно-практической деятельностью в области аудита, возглавляя Аудиторско-консалтинговую компанию «Институт независимых социально-экономических исследований», которая имеет богатейший опыт аудита субъектов естественных монополий и других общественно-значимых организаций. Научно-педагогическая деятельность Заслуженного деятеля науки РФ М.В. Романовского - руководителя финансовой школы СПбГУЭФ, интегратора финансовой науки, образования и практики

39 Сегодня научная финансовая школа, возглавляемая М.В. Романовским, характеризуется следующими основными признаками: -наличие признанного в национальном и зарубежном научном сообществе лидера; -наличие фундаментальных и прикладных научных идей и разработок, как в теоретическом, так и в практическом аспекте; -формирование постоянно воспроизводимого человеческого капитала (высшего качества), наличие широкого круга аспирантов и докторантов (соискателей), имеющих определенную миссию и определивших основной целью – научно-педагогическую деятельность; -активное осуществление под руководством лидера (лидеров) научно-практической деятельности, в основе которой лежит принцип интеграции науки, производства (практики) и образования; -обеспечение постоянного и эффективного взаимодействия с представителями школы (в разных регионах) в целях наращивания совокупного интеллектуального капитала Санкт-Петербургской (Ленинградской) финансовой научной школы. Научно-педагогическая деятельность Заслуженного деятеля науки РФ М.В. Романовского - руководителя финансовой школы СПбГУЭФ, интегратора финансовой науки, образования и практики

40 Научно-педагогическая деятельность Заслуженного деятеля науки РФ М.В. Романовского - руководителя финансовой школы СПбГУЭФ, интегратора финансовой науки, образования и практики Желаем школе М.В. Романовского – нашей школе финансовой науки и непрерывного финансово- банковского образования – развития и процветания!

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ! ПРИГЛАШАЕМ К ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ. Сибирская академия финансов и банковского дела (САФБД) ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ URL: Тел.: 8(383) , , Некоммерческое партнерство «Международный институт сертифицированных бухгалтеров и финансовых менеджеров» (НП МИСБФМ) URL: Тел.: 8(383) ,