Сентябрь, 2012 год, г.Москва, МГРЦГО Структура и основные характеристики некоммерческого сектора города Москвы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Детские и молодежные общественные объединения и организации.
Advertisements

Федеральный закон О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные.
Общая характеристика изменений по Федеральному закону от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Общероссийское отраслевое объединение работодателей электроэнергетики.
« Об изменениях действующего законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций » Гумерова Эльмира Ренатовна Заместитель начальника.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Детские и молодежные общественные организации как партнеры ученического самоуправления.
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
1 ОРГАНИЗАЦИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РАБОТЫ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ: НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, РАЗГРАНИЧЕНИЕ.
Точки развития СОНКО. Самый низкий уровень по занятым в негосударственном некоммерческом секторе и участию граждан в добровольческой деятельности по сравнению.
Организационно - правовые формы предприятий. Организационно-правовая форма способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие.
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
О реализации мер по государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций Новосибирск, 25 мая 2015 г.
Отличия коммерческих юридических лиц от некоммерческих.
Заместитель директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития Российской Федерации А.Е.
Правовое обеспечение деятельности фондов местных сообществ Илья Чукалин, исполнительный директор Фонда «Саратовская губерния», заместитель председателя.
Привлечение некоммерческих организаций к предоставлению государственных (муниципальных) услуг (работ) и совершенствование институционально- правовых условий.
Практические аспекты деятельности неприбыльных организаций по поддержке предпринимательства.
НЕЗАВИСИМАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.
Транксрипт:

Сентябрь, 2012 год, г.Москва, МГРЦГО Структура и основные характеристики некоммерческого сектора города Москвы

Что такое третий сектор? Рост числа негосударственных организаций, усиление объединительных тенденций и активизация волонтерской деятельности относится к большим социальным инновациям второй половины ХХ века. Некоммерческих негосударственных организаций в мире несколько миллионов - начиная маленькими сельскими клубами, заканчивая влиятельными международными организациями – напр., Amnesty International, всемирными организациями типа Гринпис, сервисными организациями – напр., CARE с годовым бюджетом 400 млн. долларов.

Государство – бюджетные (муниципальные) учреждения Некоммерческие организации Коммерческие организации Основная цель – получение прибыли Основная цель – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека Основная цель – достижение общественных благ

Специфика третьего сектора Первая особенность: он позволяет увеличить социальный капитал общества, который имеет отношение к таким элементам общественной организации, как социальные сети, социальные нормы и доверие. Социальный капитал - это система общественных взаимоотношений, которая предполагает разнообразные формы взаимопомощи и сотрудничества членов отдельных социальных общностей. Социальный капитал является формой самоорганизации общества, направленной на более эффективное использование социальных ресурсов - как отдельного индивида, так и сообщества в целом. Вторая особенность: он позволяет мобилизовать на решение социальных проблем такие социальные ресурсы общества, которые недоступны государственному (первому) и коммерческому (второму) секторам. Это позволяет существенно укрепить социальное согласие и стабильность, находить новые, нетрадиционные пути решения социальных проблем. Третья особенность: инновационность. Новые виды социальной помощи, современные способы решения социальных проблем, новые методы в воспитании и образовании, сохранение культурного наследства и окружающей среды - эти и другие сферы общественной жизни являются объектами деятельности третьего сектора. НКО и движения притягивают социально активных членов общества, стремящихся реализовать свои идеи наиболее быстрым и эффективным путем.

Социальный капитал это определенный потенциал общества или его части, возникающий как результат наличия доверия между его членами

Опрос общественного мнения. Отношение к НКО и законодательным инициативам в этой области (2012 г.). Опрос был проведен июля 2012 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1601 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%. (Левада-центр)

Опрос общественного мнения. Отношение к НКО и законодательным инициативам в этой области (2012 г.). Большинство россиян имеют весьма туманные представления о некоммерческих организациях. (Это не удивительно, так как большая часть населения никогда не сталкивалась с их деятельностью напрямую, в работу таких организаций вовлечено всего около 4-5% процентов населения). При этом преобладает позитивное отношение к работе НКО Для сравнения, в 2008 г. 39 % опрошенных слышали о благотворительных или общественных организациях в г.Москва; 58 % не слышали об НКО. Назвать конкретные организации смогли 18 % опрошенных, 82 % не знают ни одной организации.

Опрос общественного мнения. Отношение к НКО и законодательным инициативам в этой области (2012 г.). Лишь 7% россиян считает, что "они ничего не делают и только выбивают для себя гранты". Большинство дает положительную оценку их деятельности (однако количество затруднившихся с ответом при этом достигает 38%).

Опрос общественного мнения. Отношение к НКО и законодательным инициативам в этой области (2012 г.). Привлечение денег на работу НКО из-за рубежа не расценивается как что-то недопустимое (негативно относятся к действиям таких орг. лишь 14 %)

Опрос общественного мнения. Отношение к НКО и законодательным инициативам в этой области (2012 г.).

Наибольшей поддержкой у населения пользуются предложения о тщательных проверках НКО со стороны государства (до 60% опрошенных) При этом более половины считают, что эта и др.законодательные инициативы продиктованы желанием власти «погасить волну протестных акций» и «ужесточить контроль над обществом и оппозицией. Отсутствие непосредственного опыта взаимодействия с НКО в сочетании с присутствием в гос. СМИ лишь официальной позиции обеспечивает поддержку законодательных инициатив (при высокой доли тех, кто уходит от ответа).

ФОМ выяснил: Чувство ответственности за происходящее в стране чуждо более чем половине опрошенных, особенно молодежи. Граждански ответственных можно чаще встретить среди тех, кто доверяет друг другу и располагает ресурсами: образованием и деньгами, а также среди жителей городов-миллионников. Есть люди, которые готовы объединяться для совместных действий (54 %), если их идеи и интересы совпадают. И есть те, кто не готов объединяться ни в каком случае (33%). Признают за оппозицией влияние на положение дел в стране четверть участников опроса. Чаще его характеризуют как позитивное, чем как негативное, но в то же время лишь немногие считают это влияние сильным. 28% наших сограждан полагают, что власти следует больше прислушиваться к оппозиции.

Конституция Российской Федерации (I по значимости) Статья 13 – Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Статья 14 – Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 30 – Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Конституция Российской Федерации Статья 50 - дает понятие некоммерческих организаций как организаций, не имеющих извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющих полученную прибыль между участниками. Статья даются понятия и основные принципы деятельности отдельных видов некоммерческих организаций.

"Объединение граждан" по определенным общественным (общественно- политическим) интересам – общественные объединения; по личным духовным интересам (признаку веры, верований) – религиозные объединения; по общим территориальным интересам – органы местного самоуправления (в том числе разновидность последних – органы территориального общественного самоуправления); по общим коммерческим интересам – различные хозяйственные товарищества.

В российской практике законотворчества в области регулирования "третьего сектора" экономики наиболее распространенным стал термин "некоммерческая организация" – организационная основа гражданского общества. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. 82-ФЗ. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. 82-ФЗ. Федеральный закон от 12 января 1996 г. 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Федеральный закон от 12 января 1996 г. 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (путаница в понятиях) Правовая база деятельности НКО (II по значимости)

Российские общественные объединения (статья 14 Федерального Закона «Об общественных объединениях») Особенности регулирования деятельности общ. объединений Территориальная сфера деятельности: Под общероссийскими общественными объединениями понимаются объединения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеют там свои структурные подразделения: организации, отделения или филиалы и представительства. Под межрегиональными общественными объединениями понимаются объединения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеют там свои структурные подразделения: организации, отделения или филиалы и представительства. Под региональными общественными объединениями понимаются объединения, деятельность которых в соответствии с их уставными целями осуществляется в пределах территориального субъекта Российской Федерации. Под местными общественными объединениями понимаются объединения, деятельность которых в соответствии с их уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления

Законодательное определение некоммерческой организации в России Законодательное определение некоммерческой организации в России отличается от определения в развитых западных странах. Согласно Гражданскому кодексу РФ под некоммерческой организацией понимается как государственная, так и негосударственная некоммерческая организация.

Сектор со многими именами В международной коммуникации используется аббревиатура "НГО" - негосударственные организации в Великобритании используется термин "non-statutory sector" или "informal sector" - сектор, не установленный законом, неформальный сектор Одно из понятий, распространенных в США - "tax-exempt sector" или сектор, освобожденный от налогов Во Франции и странах ЕС используется термин "ēconomie sociale« В Германии - "gemeinnűtzige Organisationen", "gemeninwirtschaftliche Unternehmen" В Чехии используется термин "občanský sektor" (гражданский сектор) Согласно российскому законодательству, НКО – это добровольное объединение граждан (физических лиц) или организаций (юридических лиц) на основе общности интересов для реализации общих целей, созданное по их собственной инициативе. Основная цель НКО - достижение общественных благ. Получение прибыли не является основной целью НКО. Однако НКО могут осуществлять предпринимательскую деятельность в рамках своей основной деятельности, но полученная прибыль направляется на уставные цели организации, не может быть распределена между ее членами или инвестирована.

Правовая база деятельности НКО Гражданский кодекс РФ; Проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ". 7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях», 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» 174-ФЗ от 3 ноября 2006 г. «Об автономных учреждениях». 10-ФЗ от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». 66-ФЗ от 15 апреля 1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» 72-ФЗ от 15 июня 1996 г. «О товариществах собственников жилья» регулирует деятельность некоммерческих организаций в форме объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества I от 19 июня 1992 г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов (т.н. потребительских кооперативов), составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации и др. 5 апреля 2010 года вышел Федеральный закон 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», N 83-ФЗ от «"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"»; Закон города Москвы «О внесении изменений в закон города Москвы от 6 ноября 2002 года 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве»; Закон г. Москвы от 12 июля 2006 г. 38 «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москвы с негосударственными некоммерческими организациями»; - внесены поправки

В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации могут иметь следующие организационно-правовые формы: Общественные и религиозные организации (объединения) Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации (введена Федеральным законом от N300-ФЗ)законом Казачьи общества (введена Федеральным законом от N107-ФЗ)законом Некоммерческие Фонды Государственная корпорация (введена Федеральным законом от N140-ФЗ)законом Государственная компания (введена Федеральным законом от N145-ФЗ)законом Некоммерческие партнерства Частные учреждения (в ред. Федерального закона от N175-ФЗ)закона Автономная некоммерческая организация Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) Деятельность общественных объединений регулируется так же Федеральным законом от 19 мая 1995 г. 82-ФЗ "Об общественных объединениях", которые могут быть зарегистрированы в следующих организационно-правовых формах: Общественная организация; Общественное движение; Общественный фонд; Общественное учреждение; Орган общественной самодеятельности; Политическая партия (введена Федеральным законом от N 26-ФЗ) ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА

В Федеральном законе от 11 августа 1995 г. 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" указано, что благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.135-ФЗ В Федеральный закон от 8 мая 2010 г. 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" вступают в силу с г. изменения, по которым введены такие понятия, как казенные учреждения, таким образом, учреждения могут быть: Частными Автономными Бюджетными (нового типа) Казенными Деятельность автономных учреждений регулируется Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" Деятельность профессиональных союзов определена в Федеральном законе от 12 января 1996 г. 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" Федеральный закон от 15 апреля 1998 года 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Федеральный закон от 15 июня 1996 г. 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" регулирует деятельность некоммерческих организаций в форме объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества. Федеральный Закон от 19 июня 1992 г I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов (т.н. потребительских кооперативах), составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации и др. 5 апреля 2010 года вышел Федеральный закон 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций", принятый Государственной Думой 24 марта 2010 года и одобренный Советом Федерации 31 марта 2010 года. Изменения вносятся в Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях»

Статистический учет деятельности "третьего сектора" Постановление Правительства РФ от г. 633 «Об организации официального статистического учета социально ориентированных некоммерческих организаций» Приказ 381 от Об утверждении статистического инструментария для организации единовременного федерального статистического наблюдения за деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций в 2012 году по итогам 2011 года Приказ 381 от

Системы классификации НКО (разграничения между различными видами организаций, подпадающих под определение НКО) В СНС (система национальных счетов) 1993 года определяются две основы для классификации НКО: по виду экономической деятельности (общая) по их функции или цели (конкретизирующая) Ни одна из указанных систем классификации в отдельности не может выступить в роли главной классификации для всего широкого некоммерческого сектора.

ПРИМЕРЫ ИЗ ОБЩЕРОССИЙСКОГО КЛАССИФИКАТОРА ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КОДЫ ОКВЭД) 73 Научные исследования и разработкиНаучные исследования и разработки 75 Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование. Коды ОКВЭД: 75, 75.1, 75.11, , , , , , , …Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 80 Образование. Коды ОКВЭД: 80, 80.1, 80.10, , , , 80.2, 80.21, , …Образование 85 Здравоохранение и предоставление социальных услуг. Коды ОКВЭД: 85, 85.1, 85.11, , , 85.12, 85.13, 85.14, , …Здравоохранение и предоставление социальных услуг 90 Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. Коды ОКВЭД: 90, 90.0, 90.00, , , , 91, 91.1, 91.11, …Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 91 Деятельность общественных объединений 95 Деятельность домашних хозяйств. Коды ОКВЭД: 95, 95.0, 95.00…Деятельность домашних хозяйств

Типологии НКО: по целевой аудитории (социальным группам: для молодежи, школьников, женщин, пенсионеров и др.); по предметно-тематической направленности (экологические, социальные, просветительские, правозащитные, по вопросам физкультуры и спорта, др.); по организационно-правовой форме и т.д.

Классификация НКО по типу отношении со своими бенефициарами (определяющий фактор выбора ОПФ – цели, вид деятельности, тип отношений, устанавливаемый со своими бенефициарами) Некоммерческие организации, созданные на основе членства Некоммерческие организации, не имеющие членства Некоммерческое партнерствоАНО (автономная некоммерческая организация) Объединения юр.лиц (ассоциации и союзы)Некоммерческое учреждение (частное) Общественные организацииАвтономное учреждение Профсоюз (общественная организация)Некоммерческий фонд Общественное объединение (союзы/ассоциации)Общественное движение Казачьи обществаОбщественный фонд Общины коренных малочисленных народовОбщественное учреждение Религиозные организацииГос. Корпорация Политические партииГос. Компания Потребительские кооперативыОрган общественной самодеятельности Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан Др. Товарищества собственников жилья (ТСЖ) Др.

Социально ориентированными некоммерческими организациями Не так давно был принят рамочный закон о социально-ориентированных НКО 40 ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. СО НКО могут признаваться некоммерческие организации, созданные в форме общественных объединений или религиозных организаций, общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, фондов, некоммерческих партнерств, учреждений, частных учреждений, автономных некоммерческих организаций, ассоциаций и союзов. При этом не могут быть признаны социально ориентированными некоммерческие организации, созданные в форме государственных корпораций, государственных компаний и общественных объединений, являющихся политическими партиями.

Некоммерческие организации Некоммерческие организации, созданные на основе членстваНе имеющая членства некоммерческая организация 1.НП 2.Объединения юр.лиц (ассоциации и союзы) 3.Общественные организации (в т.ч. профсоюзы) 4.Общественные объединения (союзы/ассоциации) 5.Казачьи общества 6.Общины коренных малочисленных народов 7.Религиозные организации 8.Политические партии 9.Потребительские кооперативы* 10.Садоводческие, огороднические или частные некоммерческие товарищества* 11.Товарищество собственников жилья (ТСЖ)* и др. 1.АНО 2.Некоммерческий фонд 3.Некоммерческое учреждение 4.Общественное движение 5.Общественный фонд 6.Общественное учреждение 7.Автономное учреждение 8.Гос. корпорация 9.Гос. компания 10.Орган общественной самодеятельности и др. Не подпадают под понятие о социально ориентированных некоммерческих организациях Социально ориентированные некоммерческие организации Не подпадают под понятие о социально ориентированных некоммерческих организациях 1.Политические партии 2.Садоводческие, огороднические или частные некоммерческие товарищества* 3.Потребительские кооперативы* 4.Товарищество собственников жилья (ТСЖ)* 5.Саморегирируемые* 1.НП 2.Объединения юр.лиц (ассоциации и союзы) 3.Общественные организации 4.Религиозные организации 5.Казачьи общества 6.Общины коренных малочисленных народов 1.АНО 2.Некоммерческий фонд 3.Некоммерческое учреждение 4.Общественное движение 5.Общественный фонд 6.Общественное учреждение 7.Автономное учреждение 8.Орган общественной самодеятельности 1.Гос. корпорация 2.Гос. компания СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИИ НКО С УЧЕТОМ ПОНЯТИЯ "СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ"

Во первых - в Европе статус организации общественной пользы присваивается налоговым органом или органом юстиции, если организация занимается в качестве основного одним из видов общественно-полезной деятельности. Во-вторых, в Европе статус организации общественной пользы дается на определенный срок, обычно 3 или 5 лет. По мнению Дарьи Милославской, наиболее эффективно присвоение статуса в Дании, где решение принимает налоговый орган, статус дается на год, а вся система прозрачна и ясна. В-третьих, организациям общественной пользы в европейских странах даются прежде всего налоговые льготы. В Европе на практике существует прямая государственная поддержка – государственными деньгами и косвенная – налоговыми льготами, предоставлением помещения на льготных условиях, приоритетное участие в конкурсах и пр. В целом в европейских странах есть тенденция отказаться от прямой поддержки, т.е. от поддержки деньгами, ибо организации, которым государство делегирует некоторые свои социальные функции и платит за это, довольно быстро привыкают к хорошему и становятся довольно дорогостоящими агентствами, даже по сравнению с коммерческими организациями, оказывающими социальные услуги. Поэтому все больший вес набирает поддержка косвенная. Статус организации общественной пользы в Европе

После вступления поправок к ГК РФ в законную силу (6 организационно-правовых форм НКО): Корпоративные (основанные на членстве) организации Унитарные (в которых отсутствуют участники (члены)) организации потребительские кооперативы;фонды; общественные организации граждан; учреждения; ассоциации (союзы).религиозные организации. Со дня вступления в силу поправок в ГК РФ к созданным до этого дня юридическим лицам будут применяться соответственно нормы: 1) к автономным некоммерческим организациям, общественным фондам и отделениям иностранных некоммерческих неправительственных организаций – о фондах; 2) к некоммерческим партнерствам, общественным организациям, нотариальным палатам, коллегиям адвокатов, адвокатским бюро, адвокатским палатам, объединениям работодателей, профсоюзов, кооперативов и общественных организаций, а также торгово-промышленным палатам и созданным в качестве юридических лиц общественным движениям – об ассоциациях (союзах); 3) к садоводческим, садово-огородническим (огородническим) и дачным некоммерческим товариществам, садоводческим, садово- огородническим (огородническим) и дачным некоммерческим партнерствам, обществам взаимного кредита, обществам взаимного страхования, общинам коренных малочисленных народов Российской Федерации, фондам взаимного кредитования, фондам проката, некоммерческим товариществам, товариществам собственников жилья – о потребительских кооперативах.

Справка по ПРОЕКТУ Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ": 1. Главное: появилась норма, обязывающая некоммерческие организации, ведущие деятельность, приносящую доход, иметь обособленное имущество в размере не менее размере не менее трехсот тысяч рублей, т.е. минимального уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (ООО). Этот пункт вызывал серьезную обеспокоенность в некоммерческом сообществе уже тогда, когда речь шла о рублей, предусмотренных для уставного капитала ООО действующим законодательством. Сейчас, когда говорят уже о рублей, становится ясно: у многих некоммерческих организаций просто исчезнет возможность зарабатывать деньги самостоятельно. Сейчас НКО разрешена только та деятельность, которая соответствует и служит достижению целей, ради которых она создана. Это правило распространяется и на деятельность, приносящую доход. Причем он не распределяется среди участников и членов НКО, а может быть направлен исключительно на достижение уставных целей.говорят 2. Сокращается число организационно-правовых форм НКО. Проект предусматривает деление юридических лиц на корпоративные (основанные на членстве) и унитарные (в которых отсутствуют участники (члены) организации. В числе "корпоративных" НКО окажутся потребительские кооперативы; общественные организации граждан; ассоциации (союзы). К "унитарным" НКО (в которых отсутствуют члены организации) в проекте отнесены "фонды, учреждения и религиозные организации". Причем фонды теперь не смогут самостоятельно вести предпринимательскую деятельность, даже если они занимаются этим для исполнения своих уставных целей. Фонды обязаны будут создать специальные "хозяйствующие организации", к которым ГК РФ предъявляет те же требования, что и к бизнес-структурам. О необходимости этого давно говорят эксперты и юристы гражданского общества. Вместе с тем, (в настоящий момент рассматривается уже четвертая редакция проекта федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации») неясной остается логика сокращения и перераспределения форм и видов НКО. Например, автономные некоммерческие организации как вид НКО отнесены разработчиками проекта к организационно-правовой форме «Фонд». А религиозные организации, которые в соответствии с действующим законодательством являются членскими (в новой редакции ГК – корпоративные организации) почему-то стали унитарными организациями, основной характерной чертой которых является отсутствие членства.

Справка по ПРОЕКТУ Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ": 3. В отношении денег, которые может зарабатывать некоммерческая организация, проект Гражданского кодекса содержит еще одно противоречие. В различных нормах употребляются два понятия: «деятельность, приносящая доход» и «предпринимательская деятельность». Такой подход заставляет сделать вывод, что разработчики вкладывают различный смысл в содержание данных понятий (в действующем законодательстве эти термины в отношении НКО употребляются как правило через запятую, то есть как синонимы), при этом не давая нормативного определения. Такой подход, в случае внесения и принятия этого проекта Госдумой обязательно вызовет противоречия в правоприменительной практике. 4. Проектом предусмотрено увеличение минимального количества учредителей некоммерческих организаций в форме общественных организаций с трех до пяти физических лиц и минимального количества учредителей ассоциации (союза) также до пяти учредителей. 5. Предполагается установить для юридических лиц один учредительный документ – устав. 6. Исключается возможность преобразования коммерческих организаций в некоммерческие и наоборот. 7. Вновь появились нормы, которые ранее были исключены из законодательства по причине различного их толкования и возникающих в связи с этим проблем с правоприменением. Например, положение, позволяющее отказать некоммерческой организации в государственной регистрации из-за противоречия устава основам нравственности.

Согласно данным, размещенным на сайте Министерства юстиции РФ, по состоянию на г. в реестре НКО содержатся сведения о НКО. Из них статус "исключены" имеют 8552 НКО.Министерства юстиции РФ Общее количество зарегистрированных в Минюсте НКО составляет некоммерческих организаций. (активно работающие– более 6500 НКО). Из них более 1200 религиозных объединений и иных НКО религиозной направленности, представляющих более 40 различных конфессий и вероисповедных направлений. В Москве зарегистрировано около 900 «землячеств», более 75 казачьих объединений. Действуют 1100 ветеранских организаций и 760 детских организаций. Доля реально действующих некоммерческих организаций, в общей численности официально зарегистрированных, составляет не более 38%, т.е. общее количество НКО, реально действующих окажется не 30 тыс., а не более тыс. НКО. Согласно данным, размещенным на сайте Министерства юстиции РФ, по состоянию на г. в реестре НКО содержатся сведения о НКО. Из них статус "исключены" имеют 8552 НКО.Министерства юстиции РФ Общее количество зарегистрированных в Минюсте НКО составляет некоммерческих организаций. (активно работающие– более 6500 НКО). Из них более 1200 религиозных объединений и иных НКО религиозной направленности, представляющих более 40 различных конфессий и вероисповедных направлений. В Москве зарегистрировано около 900 «землячеств», более 75 казачьих объединений. Действуют 1100 ветеранских организаций и 760 детских организаций. Доля реально действующих некоммерческих организаций, в общей численности официально зарегистрированных, составляет не более 38%, т.е. общее количество НКО, реально действующих окажется не 30 тыс., а не более тыс. НКО. Характеристика текущего состояния общественного сектора города Москвы

Третий сектор г.Москвы Из общего количества формально зарегистрированных организаций реально действующими являются примерно 38 %. В НКО трудится 1,28 % (по РФ - 0,92%) экономически активного населения (около 80 тыс.чел.). Число вовлеченных в добровольческую деятельность НКО от 3 до 10 % населения (около тыс.чел.) Трудовые ресурсы (в среднем добровольцы работают в НКО 26 час. в месяц) – 0,44 % (около 27 тыс.чел.) Количество граждан, участвующих в деятельности орг. граж. общества социальной направленности – 8,8 % ( около 1 млн. чел.) Средний размер ежемесячной заработной платы в НКО около 10 тыс. руб. По данным госстатистики за гг. российские НКО производят 0,7-0,8% ВВП Численность населения – 11,6 млн. чел. (12,5%) Число занятых в экономике г.Москвы – около 6 млн.чел. (25%)

Характеристика текущего состояния общественного сектора города Москвы

Численное распределение НКО по административным округам (по данным Минюста)

Распределение активно работающих НКО по административным округам г.Москвы, в ед. округколичество ЦАО 2332 СВАО 560 ЗАО 451 ЮАО 372 ВАО 527 СЗАО 516 ЗелАО 159 ЮВАО 323 САО 376 ЮЗАО 329 Всего: 6345 Численное распределение активно работающих НКО по административным округам (2012 г.)

КОЛИЧЕСТВО ЕЖЕГОДНО РЕГИСТРИРУЕМЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В Г. МОСКВЕ (ПО ДАННЫМ МИНЮСТА НА НАЧАЛО 2012 Г.)

Распределение НКО Г.МОСКВЫ, по организационно-правовым формам (по данным Минюста РФ по г.Москве, январь 2012 г.) Примерно половина от общего числа зарегистрированных организаций третьего сектора приходится на некоммерческие организации – 53%. Из их числа: некоммерческие партнерства 27,3% автономные некоммерческие организации 24,8% На общественные объединения приходится 47% от общего числа НКО, зарегистрированных за период с 1991 г. по 2011 г. Из их числа: 64,5% общественных организаций, 10,6% – общественные фонды, 5,4% – религиозные организации.

Количество общественных организаций и объединений Общественная организация8703 2Общественный фонд1436 3Общественное движение264 4Союз (ассоциация) общественных объединений120 5Национально-культурная автономия74 6Территориальное общественное самоуправление9 7Общественное учреждение10 8Орган общественной самодеятельности23 9Политическая партия41 10Профессиональный союз2089 Распределение НКО Г.МОСКВЫ, по организационно-правовым формам (по данным Минюста РФ по г.Москве, январь 2012 г.) Законодательство предусматривает около 30 различных организационно-правовых форм НКО.

Распределение НКО Г.МОСКВЫ, по организационно-правовым формам (по данным Минюста РФ по г.Москве, январь 2012 г.) Количество некоммерческих организаций Некоммерческое партнерство4158 2Автономная некоммерческая организация3796 3Некоммерческий фонд3319 4Некоммерческое учреждение2133 5Объединения (союз, ассоциация) юридических лиц989 6Негосударственный пенсионный фонд111 7Иные некоммерческие организации, в том числе автономное учреждение, Ассоциация экономического развития Государственная корпорация, 86 8Объединение работодателей39 9Торгово-промышленная палата1 10Нотариальная палата, Адвокатские палаты субъектов РФ, Коллегия адвокатов, Адвокатское бюро, Объединения адвокатов 635 Религиозная организация722 Казачье общество29 Общественно-государственное общественное объединение13

Распределение НКО Г.МОСКВЫ, по организационно-правовым формам (по данным Минюста РФ по г.Москве, январь 2012 г.)

Основные сферы деятельности НКО

Основные виды деятельности НКО По данным государственной статистики наиболее распространенными видами деятельности НКО в г. Москве являются: образовательные услуги – 42%, проведение исследований, экспертиз и аналитика занимает 2 место – 30%, полиграфические и издательские услуги – 24%. Практически невостребованными являются социально-бытовые услуги – 1%, услуги по обеспечению среды обитания и содержания жилья, услуги по ресурсной поддержке других НКО – 2%

Основные виды деятельности НКО Система государственной статистики мало подходит для описания направлений и видов деятельности некоммерческих организаций. Некоторые дополнительные ориентиры дают выборочные исследования. Рейтинг видов деятельности НКО, работающих в городе Москве (на основании оценки деятельности участников Реестра НКО, МГРЦГО ГУ МДОО, 2011 г.). Информационно-просветительская деятельность, образование и культурное воспитание различных категорий населения последние несколько лет занимает первое место в рейтинге услуг, предоставляемых столичными НКО города Москвы. Организация культурно-досуговых и культурно-массовых мероприятий занимает второе место. Тройку лидеров замыкает такая услуг как – пропаганда здорового образа жизни и ценности здоровья. Четвертое место разделяют между собой социальная поддержка социально незащищенных категорий населения и правовая помощь.

Основные виды деятельности НКО В разделе "Вести НКО Москвы" Городского портала общественного развития "МОСКВА. ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ" (Моспортал) – – представлена информация о социально значимой деятельности столичных НКО."Вести НКО Москвы" В рамках проекта "Библиотека лучших практик социально ориентированных НКО" Агентство социальной информации в 2011 году подготовило сборник "Социально ориентированные НКО: лучшие практики/ Практическое пособие".Социально ориентированные НКО: лучшие практики/ Практическое пособие

Основные объекты деятельности НКО (взаимодействующих с органами власти)

Вклад в ВВП по РФ (динамика роста ВВП и стоимости услуг НКООДХ в гг.) НКОДХ (некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства), включает общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг членами этих организаций. Год Стоимость продукции и услуг некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (млрд. руб.) Вклад в ВВП (по РФ) 2002 г.143,2 млрд. руб. 1,2% ВВП (при расчете методом конечного потребления) г. 154,0351, г. 148,3760, г. 136,2970, г. 133,5710, Данных нет 0,7-0,8 % ВВП Данных нет Нет информации

Распределение среднегодовой численности занятых в экономике по формам собственности (Источник информации – Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по г. Москве) Год Численность постоянного населения г. Москвы на начало года (тыс. человек) Занято в экономике (тыс. человек) Число занятых в НКО (по форме собственности – собственность общественных и религиозных организаций (объединений)) (тыс. человек) Доля занятых в некоммерческом секторе (кроме предприятий государственной и муниципальной форм собственности) от общего числа занятых, % ,55207,460,01,15% ,16242,936,80,6% ,7 Данных нет 0,6% , *Данных нет0,6% , *Данных нет0,6% – 1,1% , * Данных нет0,6% – 1,1% ,9*** 6144,4*** ,13%**

Количество постоянно работающих Среднее кол-во постоянно работающих (чел.) Доля НКО от реально действующих (среднее значение за 2010 г.) по кол-ву постоянно работающих* Кол-во НКО от реально действующих (среднее значение за 2010 г.) Количество занятых в НКО на постоянной основе (чел.) 2-3 чел.224% , чел.733% , чел.3011% ,64 более 51 чел.501% чел.128% ,088 ИТОГО97% *Доля НКО от реально действующих (среднее значение за гг.) по кол-ву постоянно работающих рассчитана на основании данных об Участниках Реестра НКО, взаимодействующих с органами исполнительной власти (База данных Реестр НКО ГБУ города Москвы МДОО) Расчет доли экономически активного населения г.Москвы, занятого в НКО на условиях полного или неполного рабочего дня (2011 год)

На начало 2012 года: среднее количество экономически активного населения г.Москвы, занятого в НКО на условиях полного или неполного рабочего дня на конец 2011 год составляет чел. (от 70 до 80 тыс.чел.) число вовлеченных в добровольческую деятельность по городу Москве составляет около чел. (от 200 до 300 тыс.чел.) количество граждан, участвующих в деятельности организаций гражданского общества социальной направленности – около 1,0-1,5 млн. человек (с учетом религиозных НКО – 21-25%) Почти половина наших сограждан предпочитает проявлять свою добровольческую активность в одиночку, а не в рамках деятельности некоммерческих организаций. Уровень занятости и добровольчества в российских НКО сопоставим с аналогичным показателем в странах Латинской Америки, существенно выше, чем в Африке и Восточной Европе, однако значительно ниже, чем в Западной Европе.

Проблема доступных ресурсов Сложилась ситуация кризиса, связанного с поступлением грантов иностранных фондов. Существует две альтернативы :ресурсы государства, либо поддержка со стороны населения. Роль бизнеса сведена к минимуму. Власть срастается с бизнесом, что приводит к резкому снижению круга тех, кто получает поддержку Власть неофициально «закрепляет» за бизнесом различные «участки, учреждения, объекты» Долгосрочные инвестиции в имидж и репутацию своей компании не распространены. Бизнес готов поддерживать разовые акции, но не деньгами и не на постоянной основе Однако, в большинстве случает, поддержку бизнеса получают только проекты, «одобренные» властью. Т.О. будущее НКО во многом оказывается связан с умением разглядеть спрос на их деятельность у населения и понять стоящие за ним интересы.

Проблема доступных ресурсов Конкурс на получение президентских грантов воспринимается как гос.альтернатива выдавленным из страны иностранным фондам. Однако данная система пока не завоевала доверия и вызывает много вопросов о системе выбора получателей поддержки. Особенность през.гранта – отсутствие заинтересованности организаторов в результатах и эффективности проектов. Грантовых программы фондов местного сообщества получают положительные оценки НКО Крупные российские фонды часто непосредственно связаны с крупным российским бизнесом и специализируются на «политически нейтральных» проектах. Использование вышеперечисленных ресурсов обозначает потерю независимости. Альтернатива – индивид. пожертования, волонтерская помощь, и т.д.

Проблема доступных ресурсов Коммерческая деятельность сопряжена со сложностью бухгалтерской отчетности. Существует риск потери смысла существования НКО. Спрос на возмездные услуги становится стабильным при условии стабильности самой НКО. С ростом гражданской активности увеличивается спрос на оказание правовых и консультационных услуг – это может стать новым источником формирования ресурсной базы для НКО (например: правозащитные НКО)

Проблема доступных ресурсов Привлечение индивидуальных пожертвований от населения получает все большее распространение (места крупного скопления, интернет, социальные сети). Большее распространение получило использование волонтерского труда. Есть основания говорить о кризисе финансирования, связанного с радикальным изменением условий привлечения средств.

Перспективы развития НКО Следовательно, перспектива гражданского общества зависят от увеличения активности населения (готовность объединятся, защищать свои права и сотрудничать, участвовать в благотворительности и др.), а также от того, насколько широка и упорядочена будет сфера взаимодействия НКО и государства. (На основании материалов «Перспективы гражданского общества в России», Д.Волков, 2011 г.)На основании материалов «Перспективы гражданского общества в России», Д.Волков, 2011 г.)

Заключение "Эффективное решение большинства социальных проблем в России со стороны государства возможно только при глубоком анализе реальной ситуации (проведенном заблаговременно), действительном развитием экономики страны в целом и качественном руководстве, сочетающем глубокую личную мотивацию (основанную на искреннем желании повысить уровень жизни населения в собственной стране) и высочайшую квалификацию..."

Комитет общественных связей города Москвы ГБУ города Москвы «Дом общественных организаций» Московский городской ресурсный центр гражданского общества (МГРЦГО) Елена Гладкова – начальник отдела МГРЦГО Елена Огурцова – заместитель начальника отдела МГРЦГО Электронная версия обзора размещена на Контактный телефон МГРЦГО 8(499) Московский Дом общественных организаций , Москва, ул. Мосфильмовская, 40 Тел. 8(499) :

За всеми новостями, мероприятиями и изменениями следите на сайте : а также: Пишите нам Записывайтесь на мероприятия: тел. :8 (499) ,факс: Звоните нам: тел.: 8(499) Приходите к нам в гости: адрес: , г. Москва, ул. Мосфильмовская д. 40. Контакты