ЭКОРИС-НЭИ Республиканский семинар «Внедрение системы государственного планирования и бюджетирования, ориентированного на результаты» 11 марта 2008 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методические рекомендации по разработке Стратегических планов министерства образования и науки Республики Казахстан.
Advertisements

Реализация принципа бюджетирования, ориентированного на результат в системе образования Республики Алтай.
1 Среднесрочная политика бюджетных расходов в Республике Казахстан Самарканд, 2007.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Оценка государственных программ Джамиля Асанова мая 2010 Новосибирск.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Организация процесса оценки эффективности бюджетных расходов в Республике Карелия ДОКЛАД З аместителя Министра финансов Республики Карелия И.И. Ахокас.
Бюджет, ориентированный на результат Астана, март 2007 г.
Республика Молдова Министерство финансов Прогресс реформ в процессе подготовки бюджета гг.Варшава Февраль 2005.
О проекте закона РФ «О государственном стратегическом планировании» Министерство экономики Республики Бурятия 17 февраля «План - это помощник рынка.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Джамшид Кучкаров, Заместитель Министра Финансов Республики.
Муниципальное задание как основа формирования бюджета и инструмент бюджетирования, ориентированного на результат Л.И.Максименко, май 2010.
1 Учебный семинар по теме «Основы государственного управления» 15 декабря 2009 г. Государственные услуги, управление системой государственных услуг на.
1 Методика разработки целей, задач и показателей деятельности ОИВ субъекта РФ и докладов о результатах и основных направлениях деятельности О.В.Александров.
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ доктор медицинских наук, профессор Флек Виталий Олегович Министерство здравоохранения и социального.
Контроль реализации государственных программ Российской Федерации в Федеральном казначействе Заместитель начальника Управления внутреннего контроля (аудита)
ЭКОРИС-НЭИ Мотивация и стимулирование персонала в условиях административной реформы органов государственного управления 11 марта 2008 г Астана Р.Л. Пучков.
Порядок разработки и реализации государственных программ Ярмальчук Мария Васильевна, заместитель начальника отдела анализа деятельности субъектов бюджетного.
Семинар «КОНЦЕПЦИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТЫ, И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ЕЕ ВНЕДРЕНИЮ»
Транксрипт:

ЭКОРИС-НЭИ Республиканский семинар «Внедрение системы государственного планирования и бюджетирования, ориентированного на результаты» 11 марта 2008 года Стратегические планы государственных органов РК: задачи, структура, основные требования. Международный опыт подготовки аналогичных документов и его уроки О.К. Ястребова, Генеральный директор ООО «ЭКОРИС-НЭИ»

2 Цели реформы Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана (Февраль 2008 г.) Главной целью административной реформы должно стать повышение эффективности и результативности работы управленческого аппарата... Правительство должно ускоренными темпами реализовать предусмотренные административной реформой меры по развитию системы государственного управления Казахстана на принципах результативности, прозрачности и подотчетности обществу с учетом лучшего международного опыта. …Повышение бюджетной результативности. Надо сократить все расходы, не связанные с социальным благополучием населения.

3 В целях формирования качественно новой модели государственного управления необходимо: Обеспечить эффективную гармонизацию существующего в Республике Казахстан стратегического, экономического и бюджетного планирования; ориентировать деятельность государственных органов на достижение стратегических целей и задач государства, получение конкретных результатов; обеспечить переход от краткосрочного бюджетного планирования к среднесрочному, ориентировав бюджетный процесс на прозрачное распределение бюджетных средств и максимально эффективное управление средствами в соответствии с приоритетами государственной политики; внедрить комплексную оценку эффективности деятельности государственных органов, направленную на анализ качества услуг, предоставляемых гражданам, результатов реализации программных документов.

4 Различия в бюджетных системах Традиционная Целевое использование средств - соответствие плану Детальная функциональная и экономическая классификация Контроль затрат (план- факт) Внешний контроль Высокая степень централизации в принятии решений Ориентированная на результаты Целевое использование средств - соответствие целям и результатам ведомственная и программная классификация Контроль расходов + мониторинг результатов Внутренний контроль и подотчетность Делегирование управленческих полномочий на уровни эффективного исполнения

5 Роль стратегических планов в новой системе государственного планирования Макроэкономический прогноз и основные параметры фискальной политики (на 5 лет) Республиканский бюджет, местный бюджет ( на 3 года) Операционный план ГО (на 1 год) Целевые программы Отчет ГО (ежегодно) Стратегический план развития ГО (на 3 года) Стратегия «Казахстан-2030», Послания Президента народу Казахстан, государственные программы и стратегические документы Меморандум между Правительством (акимом) и государственным органом и между Правительством и акимом (ежегодный)

6 Стратегический план развития государственного органа Содержит основные стратегические направления и цели деятельности государственного органа во взаимосвязи с выделяемыми ему бюджетными лимитами. Разрабатывается ежегодно сроком на три года центральными и местными государственными органами Включают в себя деятельность подведомственных организаций Утверждается Правительством Республики Казахстан после принятия бюджета Парламентом Республики Казахстан.

7 Стратегический план государственного органа Разработчик Государственный орган Утверждает Правительство (Акимат) Период На три года на скользящей основе Содержит Миссию и видение государственного органа; анализ текущего состояния; стратегические направления деятельности, стратегические цели развития государственного органа, задачи и целевые индикаторы деятельности государственного органа; показатели количества и качества услуг; функциональные возможности государственного органа; перечень нормативных правовых актов, на основе которых разработан стратегический план; Приложение Бюджетные программы и планируемые расходы государственного органа на три года Примечание Утверждается после рассмотрения бюджета в Парламенте (Маслихате). Внесение изменений в стратегический план государственного органа допускается по мере необходимости при наличии веских обоснований.

8 Стратегические направления деятельности Схема составления стратегического плана государственного органа Стратегические цели (конкретные, измеримые ориентиры) Целевые индикаторы (конкретные, измеримые ориентиры) Задачи (связаны с оказываемыми услугами) Показатели (количества и качества оказываемых услуг) МиссияВидение

9 Раздел I. Миссия и видение государственного органа Миссия определяет основное предназначение государственного органа, как субъекта государственного управления и его участие в реализации государственной политики. Видение должно отражать то, каким себя видит государственный орган в перспективе в контексте стратегических направлений его деятельности.

10 Раздел II. Анализ текущего состояния краткая информация о текущей деятельности госоргана, связана с достижением его целей основные параметры развития отрасли, сектора экономики или региона за последние 1-2 года, анализ основных проблем, на решение которых направлен Стратегический план, оценка основных внешних и внутренних факторов, приводится в разрезе стратегических направлений, целей и задач, с описанием значений показателей отчетного периода, приведенных в Стратегическом плане

11 Раздел III. Стратегические направления, цели и задачи деятельности Должны быть сфокусированы на тех областях, где госорган имеет наибольшее воздействие на решение соответствующих проблем Должны охватывать все сферы деятельности государственного органа Формируются исходя из регулируемых отраслей или секторов экономики Формируются для выполнения миссии государственного органа и реализации его видения.

12 Раздел III. Стратегические направления, цели и задачи деятельности. Цели Государственного органа Должны соответствовать приоритетам государственной политики и способствовать достижению стратегических целей развития страны отражать изменение в деятельности госоргана либо в регулируемой сфере иметь прямое отношение к сферам деятельности госоргана Совокупность целей должна охватывать все направления деятельности государственного органа Формулировка целей должна быть краткой и ясной и НЕ содержать специальных терминов терминов, понятий и выражений, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование; указаний на иные цели, задачи, или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели; описания путей, средств и методов достижения цели. Для каждой цели - целевые индикаторы (не более 3) обоснование значения к концу планового периода Для каждой цели – от 2 до 7 задач

13 Раздел III. Задачи деятельности = пути достижения целей в плановом периоде должны быть связаны с оказываемыми услугами каждая задача соответствует лишь одной из целей госоргана для каждой задачи должны быть приведены количественно измеримые показатели (4-5), отражающие уровень ее решения в отчетном и плановом периодах показатели общественно значимых результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей за счет оказания им государственным органом (государственными учреждениями и получателями бюджетных средств) государственных услуг показатель (группа показателей) должен точно характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи

14 Раздел III. Стратегические направления, цели и задачи деятельности: основные требования отражение только ключевых показателей услуг, нацеленных на достижение стратегических целей государственного органа наличие четкой связи между стратегическими направлениями, целями развития, целевыми индикаторами и показателями оказываемых услуг: указать области (сферы) деятельности, в которых государственный орган считает важным достичь улучшений, отразить пути, в соответствии с которыми государственный орган планирует достичь улучшений - цели развития; показать задачи развития; указать показатели, которые позволят проверить достижение намеченных целей развития, а также изменений в услугах - целевые индикаторы и показатели развития (услуг).

15 Программно-целевая структура и показатели результатов Миссия, видение Предназначение и роль ГО Стратегическое направление Вклад в достижение общегосударственных целей и приоритетов Цели качественный общественно значимый эффект, которого государство стремится добиться Задачи конкретные количественно измеримые эффекты Программы - Комплекс мероприятий, конкретные способы решения задачи Показатели конечных результатов: эффект для общества, ГО имеет прямое или косвенное влияние Показатели прямых результатов: ГО имеет непосредственное влияние и ответственен за их достижение

16 БОР: программно-целевая структура и показатели результатов БОР: программно-целевая структура и показатели результатов Пример: Улучшение траспортного сообщения между регионами Миссия, видение Стратегическое направление Развитие современной транспортной инфраструктуры Цели Повышение конкурентоспособности автомобильного транспорта Задачи Увеличение объемов грузовых автомобильных перевоз Программы Строительство многополосных дорог Показатели конечных результатов: Повышение доли грузовых автоперевозок Увеличение объемов перевозок грузов Уменьшение времени в пути Показатели прямых результатов: Увеличение протяженности дорог Километраж введенных дорог

17 IV. Функциональные возможности госоргана Оценка результативности деятельности государственного органа исходя из степени достижения стратегических направлений, целей, задач и запланированных показателей Оценка производится по следующим направлениям: степень достижения целей и решения задач государственного органа отклонения показателей результатов деятельности и расходов за отчетный год от плановых показателей на этот год, на очередной плановый год от его плановых показателей, определенных в предшествующем году, и аргументированное обоснование причин отклонений Анализ внутренних и внешних факторов, обусловивших отклонения Мероприятия по повышению результативности госоргана Риски

18 Раздел Раздел V. Нормативные правовые акты, на основе которых разработан Стратегический план Раздел VI. Бюджетные программы

19 Международный опыт - примеры БОР: образование Великобритания Цель: Все граждане, достигшие возраста 19 лет, имеют профессию либо готовы к поступлению в вуз. Показатель: Доля неработающей молодежи, не охваченной обучением. Цель: Решить проблему недостаточной квалификации взрослых. Показатель: Число граждан, имеющих соответствующую квалификацию либо подготовку для продолжения образования. Россия Цель: обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для повышения фундаментальности образовательных программ, развитие непрерывного образования Показатель: Количество выпускников учреждений профессионального образования, не нашедших работу по специальности. Украина На подготовку одного студента вуза в III-IVкварталах 2005 г. будет выделено Х. гривен (увеличение расходов связано с повышением заработной платы преподавателей и стипендий).

20 Международный опыт -примеры БОР: здравоохранение Великобритания Цель: Повысить доступность медицинских услуг. Показатель: Максимальная продолжительность ожидания приема врачом. Россия Цель: Повышение доступности и качества медицинской помощи, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия Показатели: Число посещений; уровень инфекционной заболеваемости. Украина Расходы госбюджета на здравоохранение составят Хмлрд. гривен. Расходы по отдельным программам составят: ХХмлн. гривен – на приобретение новейшего медицинского оборудования, ХХ млн. гривен – на государственную программу «Онкология», ХХ млн. гривен -- на иммунопрофилактику населения, ХХ млн. гривен – на борьбу с туберкулезом и т.д.

21 Международный опыт -примеры БОР: транспорт Великобритания Цель: Внесение вклада в развитие экономики через обеспечение функционирования эффективных и надежных транспортных систем посредством лучшего использования существующей дорожной сети; структурное реформирование железнодорожного транспорта с целью лучшего удовлетворения нужд пользователей; осуществление капиталовложений в расширение транспортного парка и инфраструктуры с целью удовлетворения растущего спроса на транспортные услуги. Показатели: Перегруженность транспорта; пунктуальность и надежность. Россия Цель: Создание современной и эффективной транспортной инфраструктуры Показатели: Доля федеральных автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, протяженность железнодорожных линий общего пользования, протяженность реконструированных и модернизированных автомобильных дорог. Украина Расходы на транспорт и ремонт автомобильных дорог составят Х млрд. гривен.

22 Международный опыт -пример БОР: охрана окружающей среды Великобритания Цель: Способствовать использованию устойчивых методов экологического менеджмента и разумному использованию природных ресурсов как внутри страны, так и во всем мире. Показатель: Обеспечить к годам переработку бытового мусора не менее чем 25% домохозяйств. Украина Бюджет Государственного фонда охраны окружающей природной среды в составит Х. гривен. Россия Бюджет Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования. Цель: ????????

23 Международный опыт -пример БОР: культура Великобритания Цель: Повысить и расширить влияние культуры и спорта на население, обогатить жизнь людей, укрепить местные сообщества и улучшить места проживания как сегодняшнего, так и будущего поколений. Пример показателей: Число посещений музеев; количество физкультурников и «активных» спортсменов; число посещений культурных мероприятий; число активных участников культурных мероприятий. Россия Цель: Обеспечение единого культурного и информационного пространства Показатель: Охват населенных пунктов вещанием не менее 2-х общероссийских телепрограмм; посещаемость сайтов Интернета. Украина На культуру, искусство и средства массовой информации. в государственном бюджете ассигновано Х млн.гривен.

24 БОР: проблемы применения в мировой практике Великобритания Кол-во показателей сократилось с 600 до 100 (протест против бюрократизации, отвлечения от реальной работы) Финменеджмент: обширный тренинг госслужащих – не только финансистов, но и руководителей (служащих) профильных отделов. Проблемы внедрения по секторам (увеличение зарплаты врачей при некотором сокращении должностных обязанностей). Необходимо хорошее знание специфики подведомственной сферы, понимание связи между финансами и результатами Нидерланды Ведомства испытывают проблемы с разработкой полезных количест-венных индикаторов, для оценки окончательных результатов. Новый путеводитель по Бюджетному Посланию и Годовому Отчету для департаментов. « Полезно также включить индикаторы работы если посчитаете их уместными » (примите или объясните)

25 Проблемы внедрения БОР, выявленные при подготовки первых докладов ГО в России Слабая ориентация ГРБС на достижение конечных результатов Отсутствие навыков структурированного представления целей, методов и результатов деятельности Нечеткость и многосложность формулировок Неумение разграничить прямые и конечные результаты Трудности измерения социально-экономических результатов деятельности госучреждений Невозможность эффективного внедрения БОР только силами финансово-экономических служб ГРБС

26 Уроки международного опыта бюджетных реформ Результаты БЕЗ бюджетирования назад к централизованному жесткому контролю и пропагандистским рапортам «Об успехах …» БОР – это не разовая реформа, а процесс следует быть готовыми к многолетней слаженной, творческой работе

27 Уроки международного опыта бюджетных реформ Ядро реформы – внедрение бюджетирования, ориентированного на результаты (БОР)= формирование бюджета с точки зрения целей и измеримых результатов Подготовка документов ГО, аналогичных Стратегическим Планам РК США – Стратегические Планы Великобритания – Обзор бюджета (Доклад) Франция – Доклады Россия – Доклады о результатах и основных направлениях деятельности Проблема: разграничение прямых(выполнена ли работа ведомства) и конечных (как повлияла работа на тех, для кого она была сделана) показателей Проблема: определение эффективности и результативности бюджетных расходов Проблема: единство социально-экономического и бюджетного планирования

28 Мировой опыт бюджетных реформ: выигрыш для участников бюджетного процесса Парламент и правительство Полная, качественная и регулярная информация о результатах использования государственных средств Прямой контроль и управление эффективностью работы государственного сектора. Государственные органы Эффективное планирование и управление результатами использования бюджетных средств Самостоятельность в оперативном управлении расходами, экономии средств, изменении структуры затрат Стимулирование ГО и их персонала по результатам деятельности. Министерство финансов Упразднение планирования и контроля детализированных статей расходов ведомств Управление бюджетными расходами Контроль эффективности бюджетных расходов