Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе Из опыта работы Панькиной Татьяны Ермишьевны.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе МОУ «СОШ 2»
Advertisements

РОЛЬ НОУ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. МКОУ СОШ с.Дружба Глушак Н.Д.
Экологический кружок «Исследователи природы» Руководитель: Нуреева Т.И., учитель биологии и химии.
Организация школьного научного общества учащихся г. Купино, 2011г.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ. ЗАДАЧИ НОУ: Формирование единого школьного научного сообщества со своими традициями. Выявление одаренных.
Выступление на ММО учителей биологии и и химии Подготовила : Полякова Е. В. учитель биологии и химии МОУ « Графовская СОШ »
Активизация познавательной деятельности на уроках географии через систему самостоятельной и практико-ориентированной деятельности учащихся Из опыта работы.
Малетина Елена Петровна. Учитель биологии высшей квалификационной категории МОУ Борисоглебская СОШ 5. Окончила Воронежский государственный университет,
Конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из основных методов интерактивного обучения Никишина Т.А. руководитель творческой группы учителей.
Применение методов исследовательской деятельности в обучении экологии и работе экологической секции научного общества учащихся Пономарева С.П., учитель.
Спицына Надежда Павловна Учитель биологии Мошокской средней общеобразовательной школы Судогодского района Высшая квалификационная категория Педагогический.
Изучение педагогическим коллективом теории, посвящённой данной проблематике ; Подбор методик исследования и практическое овладение ими ; Сбор собственного.
Районное методическое объединение учителей географии.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ. Формирование единого школьного научного сообщества со своими традициями Выявление одаренных детей и подростков,
Организация исследовательской работы по математике старшеклассников в рамках довузовской подготовки.
ФГОС основного общего образования Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Формирование и развитие компетентности в области.
«Работа с одарёнными детьми в сельской школе» 2008 год.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: Способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, также умений переносить их в новые ситуации;
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» Левокумского района Ставропольского края Методический проект Развитие.
Транксрипт:

Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе Из опыта работы Панькиной Татьяны Ермишьевны

Одним из ключевых направлений деятельности образовательного учреждения на современном этапе является становление креативности учащихся. Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах – с другой. Опыт организации ученических исследований в школьном научном обществе обособленное школьное лесничество «Дуэнтэ» представляет интерес для всех коллег, кто понимает особую роль исследовательской (и вообще эвристической) деятельности в развитии познавательной мотивации школьников в образовательной области «Естествознание» или любой другой образовательной области.

Структура НОУ МОУ СОШ с.п. Нижние Халбы Структура НОУ МОУ СОШ с.п. Нижние Халбы и место НОУ «ДУЭНТЭ» в научном обществе школы в дальнейшем: Кафедра, направление НОУ СекцииРуководители секций 1Физико-математическое направление. Кафедры: «Математика», «Прикладная и теоретическая физика» 1.Теоретическая и прикладная физика 2.Математика 3.Программирование 4.Информационное обеспечение проектной деятельности школьников Дугаев В.Г. Самар С.В. Симаков Е.В. 2Гуманитарное направление. Кафедры: «Языкознание», «Литературоведение» «Литературное краеведение» «Историческое краеведение» 1.Лингвистика, языковедение 2.Литературное краеведение 3.Историческое краеведение Ажар И.Н. Хужаниязова М.Ф. Попова О.А. Щеголихина С.В. Дигор И.Е. 3Естественно-научное направление. Кафедры «Естествознание», «Валеология», «ЗОЖ», «ОБЖ» 1.Биология (ботаника, зоология, физиология растений, человека (животных) 2.Экология 3. Химия 4.География 5. 6.ЗОЖ, Валеология Панькина Т.Е Самар С.В. Самар И.В., Дугаев В.Г. Симаков Е.В.

Предположительные темы разрабатываемые в НОУ школы Составление новых компьютерных программ (информатика) Математический мониторинг окружающей среды (математика, экология) Изучение состояние атмосферы и магнитосферы (физика, география) Сохранение биоразнообразия и охрана природы Рекреационные ресурсы Комсомольского района Исторические и культурные связи дальневосточного края с соседями Археологические находки раннего палеолита Топонимы на карте Комсомольского района или объяснение появления нанайских названий (топонимов) на карте района Генезис (происхождение) народов Приамурья Анализ возможностей туризма в Комсомольском районе Соотнесение языковых форм в языках тунгусо-маньчжурской группы Экосистемы Нижнехалбинского лесничества

Темы исследовательских работ Кафедра «Естествознание» в учебном году 1.«Биоразнообразие широколиственных лесов Комсомольского заповедника», 2.«Ихтиофауна Нижнего течения реки Горин», 3.«Роль насекомых в природе. Отряд Чешуекрылые», 4.«Млекопитающие Комсомольского заповедника», 5.«Птицы водоемов – обитатели нижнего течения реки Горин и окрестностей села Нижние Халбы Комсомольского муниципального района», 6.«Пресмыкающиеся Комсомольского государственного природного заповедника», 7.«Гидробионты нижнего течения реки Горин, речки Халбинка», 8.«Гидробионты обитатели рек Горин, Амур, Халбинка – катализаторы чистоты водоемов». 9.Подготовлен ряд статей, отчетов по подпрограммам, готовится к печати методический сборник, материалы отданы в печать в СМИ российского уровня. 10.Материалы представлены на международной Ассамблее ООН в г. Хабаровске в августе 2007 года

Работа кафедры «Естествознание» при поддержке WWF «Всемирного фонда дикой природы» и была бы невозможна без сотрудничества с: Комсомольский государственный природный заповедник УО Комсомольского муниципального района Администрация Комсомольского муниципального района МОУ ООШ с.п. Бельго Комсомольского муниципального района МОУ СОШ п. Хурба Комсомольского муниципального района МОУ НСОШ с.п. Боктор Комсомольского муниципального района МОУ СОШ Нижнехалбинског о с.п. Комсомольского муниципального района Нижнетамбовский лесхоз Отдел … охраны окружающей среды Комсомольского муниципального района Министерство природных ресурсов Хабаровского края Амурский гуманитарный университет, Естествен- но-географический факультет

Новые адреса сотрудничества кафедры «Естествознание» НОУ «Дуэнтэ»: WWF «Всемирный фонд дикой природы» Ботанический сад-институт ДВО РАН, г. Владивосток Ботанический сад-институт ДВО РАН, г. Хабаровск Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, г. Биробиджан Биолого-почвенный институт ДВО РАН, г. Владивосток Дальневосточный морской биосферный государственный природный заповедник ДВО РАН Сихотэ-Алиньский государственный природный заповедник Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, г. Владивосток Дальневосточный государственный университет, г. Владивосток

Организация работы НОУ строится по следующим принципам: 1. Интегрированное объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности учащихся 2. Использование опыта и навыков, полученных в НОУ учащимися на уроках, что способствует: повышению успеваемости и развитию психологической сферы школьников непрерывности процесса длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания межпредметного и многопрофильного обучения созданию условий для формирования креативного мышления 3. Погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

Образовательно-воспитательные задачи НОУ: 1-й уровень Информационный – заключается в получении учащимися новых знаний 2-й уровень Эмоциональный – через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности 3-й уровень Нравственно-психологический – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научного сообщества.

Пути вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность: 1-й путь2-й путь3-й путь Учебно-исследовательская деятельность школьников на уроках. Учитель владеет исследовательскими методами обучения, применяет их на уроках, на занятиях в сфере дополнительного образования Создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Дидактические средства: исследовательская задача, проблемный вопрос, моделирование эксперимента, дискуссии, наблюдения, постановка опыта, проблемный анализ текста, творческие работы и т.п. Система дополнительного образования (кружки, факультативы, элективы) – знакомство с историей науки, методикой проведения исследований. Результат:выполнен ие реферативных работ. Научно-исследовательская деятельность в НОУ. Деятельность НОУ регламентирована следующими документами: Положение НОУ, Устав НОУ, Договор о сотрудничестве по областям проектно-исследо-вательской деятельности. Разработка требований к оформлению работ. Создание предметных секций. Проведение лекций, семинаров, консультаций с научными руководителями, экспедиции. Учащиеся могут избрать как индивидуальную форму работы, или объединится в творческие группы, лаборатории. Учащиеся самостоятельно выбирают тему исследования, руководителя. Лучшие работы представляются на научно-практические конференции районного, краевого и республиканского уровня

Направления деятельности учащихся в НОУ «Дуэнтэ»: 1-е направление2-е направление3-е направление Эколого-биологическое - Изучение растительного биоразнообразия лесов Комсомольского заповедника. - Определение видового состава позвоночных животных на территории заповедника. - Изучение биогеоценозов исследуемой территории -Беспозвоночные животные – обитатели лесов -Гидробионты -Ихтиофауна, экологические особенности рыб (ихтиопатология) Эколого- лесоведческое - Знакомство со способами очистки воды в экстремальных условиях. -Капы, каповые наросты, - Галлы на листьях, причины их возникновения - Трутовые грибы – стволовые болезни леса. Какие типы гнилей они образуют Историко-этнографическое - Лес – среда жизни аборигенов Приамурья -Отношение к лесу амурских нанайцевТотемы, тотемные животные и растения у народов Приамурья. -- Историческое прошлое урочища Бичи. Памятник погибшим в ВОВ. --Фитонимы и зоонимы (флора и фауна) исследуемого региона (создание словаря) --Традиционные промыслы на территории стойбища Бичи. (историческая справка) -Краснокнижные виды растений и животных, исследуемого региона и их значение в жизни коренных жителей Приамурья. -Лекарственные растения и лекарственное сырье, применяемое в традиционной нанайской медицине.

Результат: 1.Познавательно-развивающее значение проектно- исследовательской деятельности школьников в НОУ. Создание атмосферы научного поиска. 2.Формирование у учащихся нравственных ценностей, определяемых понятиями долг, честь, достоинство, патриотизм 3.Социально-психологическая адаптация личности учащихся, преодоление некомфортности, формирование успешности. 4.Подготовка к самостоятельной жизнедеятельности в условиях рыночных отношений 5.Осознание своей значимости как человека- исследователя. 6.Изменение ментальности школьника, осознание себя человеком ноосферного мышления.

План выступления школьника-исследователя на научно-практической конференции: 1.Тема исследования 2.Цель 3.Научный руководитель 4.Характеристика исследуемых явлений 5.Методика проведения исследования 6.В содружестве с кем проводилась работа 7.Использованные оборудование, приборы, материалы 8.Обзор полученных данных 9.Методика их обработки 10.Результаты исследования, представленные в наглядной форме (диапозитивы, таблицы, графики, схемы) 11.Анализ результатов работы 12.Выводы

Формы организации деятельности ученического научного общества «Дуэнтэ» Коллективные формы деятельности Заочная форма Индивидуальная исследовательская деятельность Обучение в КОЗЭШ ТВОРЧЕСКИЕ ГРУППЫ Работа с научной литературой Эксперимент в Лабораторных условиях Проектирование Семинары Экскурсии Экспедиции Экологический практикум Лекции Наблюдения в природе Анкетирование Работа в архивах Эколого- Биологический, Историко- Этнографический практикум Национальное Школьное Лесничество «Дуэнтэ» Работа с определителями