1 И.Л. Туккель, профессор, д.т.н., декан факультета инноватики ГОУ СПбГПУ tukkel@acea.neva.ru ИННОВАЦИИ И БИЗНЕС: ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Advertisements

Образовательные программы в области инновационного предпринимательства Директор института аспирантуры и докторантуры проф. Б.И. Бедный
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
1 2 Кафедра Управление Инновациями 3 ХОТИМ ПРЕДСТАВИТЬ ВАМ РАССКАЗ О НАШЕЙ КАФЕДРЕ.
КАФЕДРА ИННОВАТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ. ПРЕДСТАВЛЯЕТ.
«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна, док.экон.наук., профессор.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ С(А)ФУ НА ГГ.
Приоритетом научной деятельности кафедры экономики и управления является исследование региональных моделей воспроизводства, формирования и развития человеческих.
Краевая экспериментальная площадка. Разработка и апробация модели сетевого взаимодействия ГОУ СПО «Читинский политехнический колледж» с образовательными.
Бакалавры и магистры: новое в образовании и на рынке труда зам. декана по магистратуре ЭФ ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, д.э.н., профессор Апенько С.Н.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ.
Магистерская программа ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА ИНВЕСТИЦИОННО - СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ( НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКА )
16 декабря 2010, г. Санкт-Петербург «Формирование инновационной научно-образовательной инфраструктуры транспортного вуза» Президент Ассоциации вузов транспорта.
Учебная, научная и научно-методическая деятельность.
Приоритетом научной деятельности кафедры экономики и управления является исследование региональных моделей воспроизводства, формирования и развития человеческих.
Отчет УМС по направлению ВПО Инноватика И.Л. Туккель Председатель УМС по направлению ВПО – Инноватика 9 февраля 2012.
Хотите стать магистром ? 1 магистерская программа «Менеджмент в образовании» направления «Менеджмент»
- процессы, направленные на коммерциализацию новых технических знаний, оригинальных решений, патентов, ноу-хау. НАПРАВЛЕНИЕ «ИННОВАТИКА»
Магистерская программа «Информационный менеджмент» направление «Менеджмент» Сибирский Федеральный университет Институт градостроительства,
Транксрипт:

1 И.Л. Туккель, профессор, д.т.н., декан факультета инноватики ГОУ СПбГПУ ИННОВАЦИИ И БИЗНЕС: ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

«Единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление – это процесс научно-технических нововведений. Это процесс преобразования научного (и технологического) знания в физическую реальность, изменяющую общество.» Джеймс Брайт, 1968 г.

«…ни одна из проблем, с которой сталкивается бизнес, не является более важной и сложной, чем проблема нововведений...» Элвин Тоффлер,1974 г. Элвин Тоффлер

«Нет ничего более трудного в планировании, более сомнительного в успехе, более опасного в управлении, чем создание нового порядка вещей... Всякий раз, когда враги имеют возможность напасть на инноватора, они делают это с искренней страстью, в то время как сторонники защищают его лениво и осторожно, так что инноватор и его последователи всегда весьма уязвимы...» Никколо Макиавелли, 1513 г. Никколо Макиавелли (1469 – 1527)

ИСТОРИЯ ВОПРОСА В начале 90-х годов - формирование инновационно-инвестиционной структуры в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете (СПбГПУ). Принята федеральная программа "Российская инжиниринговая сеть технических нововведений" (постановления правительства Российской Федерации от 15 апреля 1994 г. 322 и от 14 декабря 1995 г. 1207), на базе СПбГПУ была создана исполнительная дирекция программы. Реализация программы ( гг.) выявила среди прочих проблем развития отечественных производств острую нехватку специалистов, профессионально подготовленных для работы в инновационной сфере, которая, в конечном счете, определяет конкурентоспособность предприятий, отраслей и государства в целом. По официальным данным потребность в указанных специалистах на сегодняшний день оценивается в объеме до 40 тыс. человек. УНИВЕРСИТЕТЫ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА

Для исследований и поиска решений указанной проблемы в СПбГПУ было создано новое структурное подразделение с правами факультета – Институт инноватики (1997 г.). Институт выполнил научно-методическую работу по обоснованию нового направления высшего профессионального образования – подготовка кадрового обеспечения инновационной сферы. Итогом этой разработки стало открытие в экспериментальном порядке направления ВПО –Инноватика (бакалавры, специалисты, магистры) и специальность «Управление инновациями», а в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров – пяти программ профессиональной переподготовки специалистов инновационной сферы: менеджмент; маркетинг; финансовый менеджмент; подготовка руководителей малого и среднего бизнеса; подготовка руководителей инновационных проектов. ИСТОРИЯ ВОПРОСА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) УНИВЕРСИТЕТЫ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА

Упрощенная формула научно-технического прогресса НТП может быть представлена аддитивным выражением: НТП = НТД + НТН, где НТД – научно-технические достижения (результаты фундаментальных и прикладных исследований, опытно-конструкторских работ, ноу-хау, изобретения), НТН – научно-технические нововведения (материализованные, реализованные, внедренные результаты первого слагаемого).

НОВОВВЕДЕНИЕ Процесс реализации инновации. Нововведение, в отличие от идеи, не может «случиться вдруг» (вспомним хотя бы знаменитое восклицание Ньютона «Эврика!» по поводу пришедшей ему в голову идеи, в последствии ставшей законом всемирного тяготения). Необходим целенаправленный труд, деятельность коллектива специалистов для того, чтобы идея, новшество стало материализованным продуктом, стало реализованным нововведением.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС Представляет собой подготовку, осуществление и распространение инноваций и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, материализованное новшество.

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ заключается в стимулировании и организации потока инновационных процессов

ПРАКТИКА ИННОВАЦИОННОЙ деятельности заключается в реализации инновационных проектов. Для управления инновационными проектами можно применять те же методы и средства, что и к любым проектам. Однако есть и существенные отличия. Необходимость реализации нововведений вносит значительную долю творчества в проект. Это выражается в том, что этап выбора идеи проекта, оценка ее потенциальной возможности стать бизнес - идеей, то есть быть востребованной рынком, является более объемным: цель проекта не всегда является раз и навсегда определенной; она зачастую корректируется или даже меняется в процессе выполнения проекта.

Одновременно с тенденцией практического перехода во всех отраслях к условиям ЕМП, стремительно сокращается продолжительность жизненного цикла изделия. «Иногда мне кажется, что придет день, когда утром мы будем представлять новое изделие, а вечером будем снимать его с производства» (Алан Ф. Шугарт, председатель правления компании по производству дисководов Seagate Technology, 1997). В обществе, которое работает в режиме реального времени, способность работать на опережение исключительно велика. Чтобы оставаться неповторимыми фирмам необходимо постоянно оттачивать инструменты конкурентоспособности: –от массового производства переходить к гибкому производству, а затем – к массовой кастомизации; –от стабильности номенклатуры выпускаемой продукции переходить к многономенклатурному, регулярно, в темпе реального времени обновляемому производству, ибо «стоять смирно – все равно, что упасть замертво» (Гордон Форвард, глава Chaparall Steel, 1995г.).

Возникает парадоксальная ситуация. Мы хотим инноваций и одновременно хотим стабильности. Как свести эти цели воедино? Где лежат истоки инноваций? Есть ли у них организующие принципы? Как инновация соотносится с управлением знаниями? Управление инновациями – это управление ресурсами или управление поведением людей? Не связана ли инновация с самой природой труда?

ИННОВАЦИЯ Это результат сочетания разных видов деятельности: стратегического планирования, научных исследований, маркетинга, руководство проектом, работы в команде, тренинга, творческого мышления – нужно говорить о многомерности инновационных процессов.

В 1920 году у Форда было 60% автомобильного рынка США. Он производил одну черную блестящую «модель Т» каждую минуту. General Motors приходилось довольствоваться жалкими 12%. Затем на сцену вышел легендарный руководитель GM Альфред П. Слоан. Он реорганизовал фирму, разбив ее на несколько подразделений. Новой стратегической задачей стало производство машины для «любого кошелька и любого ездока». Три из восьми моделей были сняты, а оставшиеся были распределены в соответствии с требованиями определенных сегментов рынка. Более того, они были разного цвета. Генри Форду пришлось на целый год остановить производство на своей фабрике в Дирборне. Этот блестящий и классический пример комплексной инновации подчеркивает ее многомерность. Альфред Причард Слоан (1875 – 1966) Генри Форд ( )

ИННОВАЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ В основе конкурентоспособности на уровне страны, на уровне региона, на уровне отдельной фирмы или товара лежит способность к реализации инноваций. Конкурентоспособность и способность к реализации инноваций тождественно связаны.

ИСТОЧНИКИ ИННОВАЦИЙ В первоначальной своей основе инновации порождаются научно-техническими достижениями. Мы говорим о физико-технических основаниях инноваций, о физико-технических основаниях прорывных инноваций. От 66% до 87% роста валового национального (и регионального) продукта определяются техническими новациями остаток роста приписывают вложениям капитала. Первым указал на техническую новацию как экономическое средство достижения высокой прибыли австрийский экономист Йозеф Шумпетер. Шумпетер увидел в инновации и рынке ключевые элементы эволюции искусственных экосистем.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УКЛАДЫ И ЦИКЛЫ РАЗВИТИЯ 30 лет40 лет50 лет55 лет60 лет волна2 волна3 волна4 волна5 волна Набор инноваций энергия воды текстиль железо паровой двигатель железная дорога сталь двигатель внутр. сгорания электроэнергия пластмассы нефтехимия электроника авиация программное обеспечение цифровые сети мобильная связь ИННОВАЦИОННЫЕ ЦИКЛЫ ШУМПЕТЕРА

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ Утверждается переход от линейной модели к нелинейной модели инновационного процесса, предусматривающей циклическую взаимосвязь всех элементов и подсистем НИС и ориентацию инноваций на спрос («вытягивание» рынком, но для прорывных инноваций – технологический толчок); Инновационные системы являются эволюционными, квазидинамическими системами, адаптирующимися под национальные особенности экономического и социально- политического развития страны; Состав и взаимодействие подсистем определяют устойчивость и управляемость системы (иными словами – развитость инфраструктуры и интерфейсов сферы НТН определяет устойчивость и управляемость НИС в целом); Использование аналитического инструментария при разработке инновационной политики, прогнозов и для планирования.

УРОВНИ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ По признаку масштаба и географической территории четыре уровня инновационных систем: Наднациональные инновационные системы; Национальные инновационные системы; Региональные инновационные системы; Отраслевые или кластерные инновационные системы (инновационные системы технологических коридоров); Инновационные системы предприятия.

ЭКОНОМИКА Федеральный уровень Региональная составляющая Уровень предприятия Отраслевой уровень Интерфейс «НТН-Экономика» Интерфейс «НТД-НТН» Управление инновациями Нормативно- правовое обеспечение Финансово- сбытовое обеспечение Приоритетные и критические технологии Фундаментальные и прикладные НИР Долгосрочное планирование Информационно- консалтинговое обеспечение Изобретения и патенты Кадровое обеспечение Производственно- техническое обеспечение Сфера научно- технических достижений Сфера научно- технических нововведений Сфера научно- технических достижений Сфера научно- технических нововведений СТРУКТУРА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НИС

ОТ ДВУЕДИНОЙ К ТРИЕДИНОЙ ЗАДАЧЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ УНИВЕРСИТЕТУНИВЕРСИТЕТИННОВАЦИОННАЯЭКОНОМИКАИННОВАЦИОННАЯЭКОНОМИКАИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ схема триединой задачи политехнических университетов

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТОВ ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА РАЗВИТИЕСОБСТВЕННОЙИНФРАСТРУКТУРЫНОВОВВЕДЕНИЙРАЗВИТИЕСОБСТВЕННОЙИНФРАСТРУКТУРЫНОВОВВЕДЕНИЙ РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯИНФРАСТРУКТУРНЫХНОВОВВЕДЕНИЙ РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯИНФРАСТРУКТУРНЫХНОВОВВЕДЕНИЙ РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ И ПРОГРАММИННОВАЦИОННОГОРАЗВИТИЯ РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ И ПРОГРАММИННОВАЦИОННОГОРАЗВИТИЯ ВЫВЕДЕНИЕ НА РЫНОК РЕЗУЛЬТАТОВ РЕЗУЛЬТАТОВСОБСТВЕННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫВЕДЕНИЕ НА РЫНОК РЕЗУЛЬТАТОВ РЕЗУЛЬТАТОВСОБСТВЕННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МНОГОУРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯИННОВАЦИОННОЙСФЕРЫМНОГОУРОВНЕВАЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯИННОВАЦИОННОЙСФЕРЫ

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ И КРУПНЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДСТВ И ТЕРРИТОРИЙ ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДСТВ И ТЕРРИТОРИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОНСАЛТИНГ КОНСАЛТИНГ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙИНВЕСТИЦИОННЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙУПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОНСАЛТИНГ КОНСАЛТИНГ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙИНВЕСТИЦИОННЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙУПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯПРОГРАММРЕСТРУКТУРИЗАЦИИ РЕАЛИЗАЦИЯПРОГРАММРЕСТРУКТУРИЗАЦИИ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ, ИНВЕСТИЦИОННЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХИННОВАЦИЙ РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ, ИНВЕСТИЦИОННЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХИННОВАЦИЙ РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯКОРПОРАТИВНЫХОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХПРОГРАММ РЕАЛИЗАЦИЯКОРПОРАТИВНЫХОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХПРОГРАММ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ИННОВАТИКА НАПРАВЛЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИННОВАТИКА»: СТАНДАРТЫ И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МАРШРУТЫ 1, 2, 3, - подготовка в рамках направления "ИННОВАТИКА"

ПОСТВУЗОВСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ИННОВАТИКА МАРШРУТЫ П-2 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИННОВАТИКА»: СТАНДАРТЫ И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ Магистры и специалисты ИННОВАТИКИ выпускники 1 и 2 образовательных маршрутов А С П И Р А Н Т У Р А Кандидаты наук, ученые-исследователи: характер работы - развитие ипноватики как науки и научно- технической области Кандидаты наук, ученые-организаторы: характер работы - топ менеджер комплексных инновационных проектов; НИР по обобщению опыта управления Кандидаты наук, ученые инженеры; характер работы - создание новых технических средств для инновационной деятельности Магистры, зарекомендовавшие себя в НИР на этапе магистратуры Магистры и специалисты руководители инновационных проектов Специалисты - руководители инновационных структур ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПРАКТИКА РАБОТЫ ИННОВАЦИОННЫХ ИНФРАСТРУКТУРАХ МАРШРУТЫ П - 1 С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АСПИРАНТУРЫ

КОНТИНГЕНТ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИННОВАТИКА» НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИННОВАТИКИ СПбГПУ Форма обучения, по годам (план) Базовое (очно) Базовое (заочно, дистанционно) Программа МВА Аспирантура Докторантура

ЧИСЛЕННЫЕ ДАННЫЕ ПО ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИННОВАТИКА» Программы обучения, по годам (план) Всего гг Повышение квалификации: Программы повышения квалификации преподавателей по направлению Программа повышения квалификации субъектов малого предпринимательства в научно- технической и инновационной сферах (по заказу КЭРППиТ СПб) Программа повышения квалификации в области управления инновациями (по заказу Администрации Ленобласти) Программа повышения квалификации персонала ОАО «Форд Моторс» (20 дисциплин) Профессиональная переподготовка «Руководители инновационных проектов» Президентская программа, в том числе по направлениям: Подготовка руководителей инновационных проектов Менеджмент в инновационной сфере Маркетинг в инновационной сфере Финансовый менеджмент Управление качеством и персоналом инновационных проектов Подготовка руководителей малого и среднего бизнеса Подготовка госслужащих для нужд СПб (по заказу КЭРППиТ СПб) Итого подготовлено специалистов5000

ДАННЫЕ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИННОВАТИКА»

ЧЕТВЕРТАЯ ВОЛНА ЛИДЕРСТВА Бизнес-лидеры первого поколения были юристами. Складывающиеся корпорации были феноменом начала 20 века, и для управления ими нужно было разбираться в юридических вопросах. Лидеры второго поколения имели, как правило, техническое образование. Это было важно потому, что основным источником конкурентного преимущества были технические инновации. Лидеры управляли товарными потоками. Организация и финансовые вопросы вышли на первое место. Третье поколение лидеров – это выпускники программ МВА. Они управляют финансовыми и административными потоками. Возникает четвертая волна лидерства. Лидер четвертой волны – это интеллектуал с глубокой междисциплинарной подготовкой: системный аналитик, вооруженный методологией и инструментарием теории управления, эконометрист, вооруженный методологией и инструментарием теории экономической динамики, менеджер, вооруженный методологией и инструментарием теорий организации, маркетинга и психоанализа. ЧЕТВЕРТОЕ ПОКОЛЕНИЕ ЛИДЕРОВ – ЭТО ВЫПУСКНИКИ ПРОГРАММ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ИННОВАТИКИ. ИМ УПРАВЛЯТЬ ПОТОКАМИ МНОГОМЕРНЫХ ИННОВАЦИЙ

КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИЯМИ