Концептуальные основы
2 Приоритеты образовательной политики - Концепция долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол 36) -Основные направления деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г р) - Приоритетный национальный проект «Образование» на годы - Федеральная целевая программа развития образования - Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
3 Основные направления инициативы «Наша новая школа» 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Развитие учительского потенциала 4. Изменение инфраструктуры школьной сети 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ
4 Состояние утверждения стандартов приказ Минобнауки России от г. 373 « Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» приказ Минобрнауки России от г. 655 «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре ООП дошкольного образования» приказ Минобнауки России от «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО» приказ Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. 413) «Об утверждении и введении в действие ФГОС среднего (полного) общего образования »
ФГОС НОО 5
Функции стандартов Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании Инструмент формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации Инструмент реализации государственной политики в сфере образования
Стандарты - социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством 7 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность
Инновационность стандартов Впервые стандарты – это целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только требования к предметному содержанию образования Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни Впервые основой внедрения стандартов в реальную жизнь является новая организационно-экономическая модель образования
Инновационность структуры стандартов ( 3 Т) 9 Требования (Т1) к структуре основных образовательных программ Требования (Т1) к структуре основных образовательных программ Требования (Т2) к результатам освоения основных образовательных программ Требования (Т2) к результатам освоения основных образовательных программ Требования (Т3) к условиям реализации основных образовательных программ Требования (Т3) к условиям реализации основных образовательных программ
Мониторинг Мониторинг реализации ФГОС НОО проводится ежегодно (с учебного года). Выявленные трудности реализации ФГОС должны стать предметом анализа и коррекции в течение первых месяцев учебного года. В одном и том же образовательном учреждении, по мере введения ФГОС, мониторинг должен проводиться в несколько этапов: предварительный этап (готовность к работе по ФГОС), первый этап (начало первого класса) второй этап (начало второго класса), третий этап (начало третьего класса), четвертый этап (начало четвертого класса).
11 Формула стандарта 3Т3Т
12 Требования к структуре основной общеобразовательной программы (НОО) - количеству и наименованию разделов (всего-3: целевой, содержательный и организационный), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения; -минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года ( часов); - содержанию каждого из разделов; -соотношению частей основной общеобразовательной программы (80/20% для первой ступени); - организации внеурочной деятельности
13 Важнейшим этапом подготовки ОУ к переходу на ФГОС НОО является разработка его основной образовательной программы ООП НОО
14 ООП НОО должна соответствовать типу и виду образовательного учреждения.
Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы (НОО) Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты
16 Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы (НОО) личностные (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности);
17 Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы (НОО) Метапредметные (освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях).
18 Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы (НОО) Предметные (выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов).
19 Требования к условиям реализации ООП НОО кадровым (укомплектованность, уровень квалификации, аттестация, повышение квалификации и переподготовка); материально-техническим (сформулированы требования к информационной среде образовательного учреждения); учебно-методическим и информационным (учебники, ЭОР, учебные пособия); финансовым (нормативное подушевое финансирование; новая система оплаты труда)
20 Внедрение ФГОС не может осуществляться только на основе знакомства с комплектом документов Необходима специальная подготовка всех субъектов образования к пониманию его структурных, содержательных и технологических компонентов
21 Требования к подготовке учителей владение знаниями и понимание концепции и других структурных компонентов ФГОС, четко выделение специфических особенностей нового стандарта, способность к его критической и конструктивной оценке, признание возможности и целесообразность внедрения ФГОС.
22 Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения К компетенции образовательного учреждения относятся: разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
23 Статья 55. Права работников образовательных учреждений Педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением. Выбор учебник и учебных пособий осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением.
24 При разработке ООП используются следующие документы: ФГОС Приказ «Об изменениях… 2357» Примерная ООП Программа развития образовательного учреждения, Устав, Типовое положение Учебно-методический комплект (совместно с его концептуальными положениями) региональные (муниципальные) Программы развития системы образования
25 Список учебников и учебных пособий сформирован в соответствии с требованиями ФГОС соответствие используемых учебников федеральному перечню учебников; перечень учебников обеспечивает преемственность содержания образования
26 ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е М о с к в а 189 Зарегистрировано в Минюсте России , регистрационный номер Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
27 Организация внеурочной деятельности в соответстветствие с требованиями ФГОС включает состав и структуру направлений (спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) ; отражает формы организации (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции); реализует объем внеурочной деятельности (в начальной школе до 1350 часов за 4 года обучения).
28 Время, отводимое на внеурочную деятельность, не должно превышать 1350 часов Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность, нефиксированное, что позволяет рационально планировать занятость обучающихся в течение дня. (Министерство образования и науки РФ. Департамент общего образования. Письмо от 19 апреля 2011 г )
29 Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися ООП наличие и реализация в каждом ОУ положения и системе оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся НОО; использование разнообразных методов и форм оценивания (стартовые диагностические работы, стандартизированные письменные и устные оценки…)
30 Системы оценки достижения планируемых результатов: Письмо Министерства образования Российской Федерации от 19 ноября 1998 г. 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ 2357 от 22 сентября 2011 Зарегистрирован в Минюст России от 12 декабря 2011 г О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373
Пункт 16 изложить в следующей редакции: «ООП НОО реализуется ОУ через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с СанПиНами. ООП НОО должна содержать три раздела: Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел должен содержать: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов ООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание НОО и включает программы: программу формирования УУД у обучающихся на ступени НОО; программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации ООП. Организационный раздел включает: учебный план НОО; план внеурочной деятельности; систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями Стандарта. Учебный план НОО и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации ООП НОО. ООП НОО ОУ разрабатывается на основе примерной ООП НОО»
ИТ в образовании В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения внедряются новые формы обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями. Компьютерные обучающие системы, компьютерные учебники и словари, энциклопедии, тренажеры, виртуальные коллективные среды, учебные видеофильмы и звукозаписи – все это примеры электронных образовательных ресурсов, то есть таких образовательных ресурсов, для воспроизведения которых требуется компьютер.
Информационные технологии Под информационными технологиями понимают научное направление (совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами) и конкретный способ работы с информацией (способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте).
Информационные технологии Информационная технология (по В.И. Загвязинскому), это образовательная технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио, видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
ЭОР ЦОР ЭОР - электронные образовательные ресурсы - совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети 38
ЦОР ЦОР - цифровые образовательные ресурсы - представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы
Следствия использования ЦОР переход от репродуктивного процесса обучения к деятельностному поддержка разнообразия методик и организационных форм обучения выстраивание индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с возможностями и образовательными потребностями учащихся 40
Следствия использования ЦОР стимулирование успешного обучения всех категорий учащихся реализация компетентностного подхода
42 Спасибо за внимание!