Болонский процесс с точки зрения качества и эффективности высшего образования Гладких Борис Афанасьевич профессор факультета информатики ТГУ gladkikh@inf.tsu.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Болонский процесс с точки зрения качества и эффективности высшего образования: взгляд из деканата Гладких Борис Афанасьевич Томский государственный университет.
Advertisements

Болонский процесс с точки зрения организации учебной работы: эксперимент на факультете информатики ТГУ Гладких Борис Афанасьевич, председатель методической.
Болонский процесс с точки зрения качества и эффективности высшего образования Сущенко Сергей Петрович
Оценка профессорско- преподавательским составом реализации основных направлений Болонского процесса Отчет заслушан на заседании Совета по качеству
Комплексный подход к реализации Болонских принципов в Новосибирском государственном техническом университете Елена Алексеевна Зима, директор научно-методического.
РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.
Информационная поддержка реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС3 и принципами Болонского соглашения Е.А. Зима, О.Е. Аврунев, Е.В. Афонина,
2 Этапы развития БП: Май 1998 – Лисабонская Конвенция 4 страны Июнь 1999 – Болонская Декларанция 29 стран Май Пражское Коммюнике 33 страны Сент.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Уровневая система высшего профессионального образования (ВПО) в России Лектор: Т.А.Воронова, канд. пед. наук, профессор, зав. каф. педагогики ИвГУ.
Опыт реализации асинхронного обучения на экономическом факультете ЮФУ Никитаева Анастасия Юрьевна д.э.н., директор НОЦ «Академическая мобильность» профессор.
Гривцов Владимир Владиславович начальник учебного управления.
О работе факультета гуманитарного образования по переходу на систему зачётных единиц О работе факультета гуманитарного образования по переходу на систему.
ПРОЕКТ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-АРМЯНСКОГО (СЛАВЯНСКОГО) ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (РАУ)
Автоматизированная информационная система «Управление образовательным учреждением» на базе «1С:Предприятие 8 » Модуль «Планирование учебного процесса.
Индивидуализация образовательных траекторий студентов экономического факультета: опыт реализации программы МИГО Никитаева Анастасия Юрьевна д.э.н., директор.
Балльно-рейтинговая (накопительная ) система. Опыт внедрения (по ВМ-2)
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Транксрипт:

Болонский процесс с точки зрения качества и эффективности высшего образования Гладких Борис Афанасьевич профессор факультета информатики ТГУ

Вопрос: Здравствуйте Меня интересуют вопросы: 1) Почему Томский государственный университет Университет с большой буквы с такими старыми традициями, мастерством преподавания накопленными со дня основания. Выпускающий таких профессионалов долгое время вдруг ЛОМАЕТ все свои наработки и входит в болонский процесс? НЕ обидно ли за ТГУ? Вопрос (Выпускник): Недавно я был на лекции в аспирантуре в Москве, которую вел профессор и член диссертационного совета МГУ … Основными моментами двухчасовой лекции было то, что во время подписания документов о вступлении России в болонский процесс, Российская делегация подписала документ без согласования с кем-либо и впоследствие, когда они вернулись в Россию многие осудили это подписание, потому что "подумать надо было". Так же было высказано мнение о том, что России не нужны такие изменения в системе образования... А каковы вероятные результаты изменений, которые вы хотите реализовать на базе факультета информатики? Вопрос (Бондина Марина): Давно живу в Италии. Инженер-механик со стажировкой и незаконченной аспирантурой, преподавала в ВУЗе. Это наше высшее образование тут, вблизи Болоньи, невозможно заставить признать даже за общее 8-классное!!! Проблема растёт с каждым годом, скоро и поломойкой не смогу претендовать - считаюсь, практически, безграмотной - никакого ценза образовательного мне не положено! Естественно вопрос: … думают ли признать и "стародипломникам" сотню-другую кредитов, чтобы хватило тут на ЛЮБУЮ степень и НЕ высшего образования? Идёт Болонский процесс и в этом направлении?

Основные тезисы 1. Болонский процесс для России – не дань моде, а историческая необходимость 2. Реальный эффект от Болонского процесса для российской высшей школы будет состоять не столько в выходе на международный рынок квалифицированной рабочей силы, сколько в возможности использовать международный опыт для повышения качества и эффективности подготовки специалистов для своей страны

Содержание I. Предпосылки Болонского процесса в России II. Болонский процесс с точки зрения организации учебной работы III. Эксперимент на факультете информатики ТГУ

I. Предпосылки Болонского процесса в России 1. Логика советской модели высшего образования 2. Логика рыночной модели высшего образования 3. Кризис советской модели при переходе к рынку

1 Логика советской модели высшего образования

2 Логика рыночной модели высшего образования

3 Кризис советской модели при переходе к рынку

II. Болонский процесс с точки зрения организации учебной работы 1. Рамки Болонского процесса 2. Направления Болонского процесса 3. Болонский процесс и проект Tuning

Кредитная система ECTS Б. Асинхрон- ная система обучения А. Двухуровневые индивидуали- зированные учебные планы Двухступен- ная система образования Г. Расширен- ная шкала оценивания знаний Европейское приложение к диплому В. Накопи- тельная кредитная система 1. Рамки Болонского процесса Д. Активиза- ция само- стоятельной работы Критерии качества образования Болонские соглашения Высшая школа Рынок труда Влияние Болонских соглашений на организацию учебного процесса Академи- ческая мобильность Евро- пейские ценности

2. Направления Болонского процесса Развитие системы высшего профессионального образования, основанной на двух основных уровнях – бакалавриат и магистратура Разработка предложений по переходу на асинхронную (модульную) организацию образовательного процесса. Изучение и введение системы зачетных единиц (ECTS). Введение приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement) Создание и обеспечение деятельности сопоставимой системы признания иностранных документов об образовании в Российской Федерации и российских документов в государствах- участниках Болонской декларации Содействие развитию академической мобильности студентов и преподавателей вузов (Приказ Минобрнауки от 15 февраля 2005 г. 40)

Годы обуче- ния Магистра- тура Магистр Бакалавр Дипломированный специалист Специали зация Программа подготовки специалистов по специальности Программа подготовки бакалавров по направлению Традиционная одноуровневая модель Многоуровневая модель 2А. Двухуровневые учебные планы PhD

2А. Двухуровневые учебные планы Повышение эффективности за счет более тонкого учета запросов потребителя при фиксированных затратах Повышение успеваемости за счет активного отношения студента к учебному процессу, уменьшения числа неинтересных и бесполезных с его точки зрения дисциплин Нестыковка с существующей системой подготовки дипломированных специалистов Неготовность рынка труда к нашествию бакалавров Отсутствие системы непрерывного послевузовского образования Более сложная организация учебного процесса Ожидаемая польза Проблемы

I курс II курс III курс IV курс Б. Синхронная (групповая) система обучения Дисциплина 1 Дисциплина 2 Дисциплина 3 Дисциплина 4 Дисциплина 5 Дисциплина 6 Дисциплина 7 Дисциплина 8 Дисциплина 9 Дисциплина 10 Дисциплина 11 Дисциплина 12 Список обязательных дисциплин: Дисциплина 1 Дисциплина 2 Дисциплина 3 Дисциплина 4 Дисциплина 5 Дисциплина 6 Дисциплина 7 Дисциплина 8 Дисциплина 9 Дисциплина 10 Дисциплина 11 Дисциплина 12 Достоинства: с точки зрения студента – не надо думать об учебном плане с точки зрения вуза – простота организации учебного процесса, минимальные требования к ресурсам. Недостатки с точки зрения студента: не учитываются индивидуальные особенности фиксированный срок обучения фиксированная плата за обучение Достоинства: с точки зрения студента – не надо думать об учебном плане с точки зрения вуза – простота организации учебного процесса, минимальные требования к ресурсам. Недостатки с точки зрения студента: не учитываются индивидуальные особенности фиксированный срок обучения фиксированная плата за обучение

2Б. Асинхронная система обучения Список обязательных дисциплин: Дисциплина 1 Дисциплина 2 Дисциплина 3 Дисциплина 4 Дисциплина 5 Дисциплина 6 Дисциплина 9 Дисциплина 10 Дисциплина 11 Дисциплина 12 Взятые дисциплины Дисциплина 1 Дисциплина 2 Дисциплина 3 Дисциплина 7 Дисциплина 4 Дисциплина 6 Дисциплина 5 Дисциплина 12 Годы обучения Взятые дисциплины Дисциплина 1 Дисциплина 2 Дисциплина 3 Дисциплина 4 Дисциплина 4 Дисциплина 5 Дисциплина 6 Дисциплина 5 Дисциплина 7 Дисциплина 8 Дисциплина 9 Дисциплина 11 Дисциплина 8 Дисциплина 9 Дисциплина 10 1й год обучения Составление индивидуальных планов 1й год обучения Подведение итогов 2й год обучения Составление индивидуальных планов 2й год обучения Подведение итогов 3й год обучения Составление индивидуальных планов 3й год обучения Подведение итогов Достоинства: возможность реализации индивидуальных образовательных траекторий. Понятие «курс» отсутствует Недостатки: с точки зрения студента – нужно планировать учебный год и нести за это ответственность; с точки зрения вуза – необходимость дополнительных преподавателей и аудиторий, усложнение учебного процесса Достоинства: возможность реализации индивидуальных образовательных траекторий. Понятие «курс» отсутствует Недостатки: с точки зрения студента – нужно планировать учебный год и нести за это ответственность; с точки зрения вуза – необходимость дополнительных преподавателей и аудиторий, усложнение учебного процесса

2Б. Асинхронная система обучения Ликвидация понятий «академическая задолженность» и «неуспевающий студент». Каждый учится как может Уменьшение отсева за счет учета материальных и иных обстоятельств обучающихся Нивелирование очной и других форм обучения Необходимость радикальной перестройки сложившегося учебного процесса Нестыковка с действующими правилами обучения (особенно для бюджетных студентов) Проблема нормативного срока обучения в связи с отсрочкой от военной службы Ожидаемая пользаПроблемы

ECTS (European Transfer Credit System) – общеевропейская система накопления и перевода кредитов. КРЕДИТНЫЙ ЧАС (кредит, зачетная единица, КЧ) – это обобщенная единица учета трудоемкости учебного процесса. Это – «единая валюта» для всей высшей школы в рамках Болонского процесса Мат. анализ 4 часа лекций в неделю 2 часа практических занятий самостоятельная работа, достаточная для получения оценки «4» = 15 часов общей нагрузки в неделю в течение семестра Основы программиро- вания I 2 часа лекций в неделю самостоятельная работа 4 часа общей нагрузки в неделю в течение семестра = 2 КЧ = = 6 КЧ 2В. Накопительная кредитная система

Мат. анализ 6 Алгебра 4 Геометрия 3 Физика 4 История 2 Философия 3 Внесена плата за обучение, открыт кредит на 14 кр. часов Список обязательных дисциплин с указанием трудоемкости в КЧ Накопленные кредиты Индивидуальный учебный план: 1) Мат анализ 2) Алгебра 3) Физика 4) Философия Взятые дисцип- лины 2В. Накопительная кредитная система

Облегчение учета содержания полученного образования при гибком учебном плане и асинхронной системе обучения Содействие академической мобильности Возможность введения дифференцированной оплаты за образовательные услуги Нестыковка с существующими государственными образо- вательными стандартами и механизмом проверки соответствия учебных планов стандартам Перестройка сложившейся системы управления учебным процессом Ожидаемая пользаПроблемы

Проценты 2Г. Расширенная шкала оценивания знаний ECTS

Более дифференцированная оценка знаний Создание дополнительных стимулов для регулярной работы путем введения накопительных и рейтинговых систем оценивания Обеспечение возможности выдачи дипломов общеевропейского образца Нестыковка с существующими правилами и практикой заполнения документов об образовании Нестыковка с ограничениями числа экзаменов и зачетов в сессию Необходимость привыкания к новой системе со стороны студентов и преподавателей Ожидаемая пользаПроблемы

Преподаватели УЧАТ студентов Студенты УЧАТСЯ у преподавателей 2Д. Активизация самостоятельной работы студентов Парадигма ПРЕПОДАВАНИЯ Парадигма ОБУЧЕНИЯ

2Д. Активизация самостоятельной работы студентов Радикальное повышение эффективности образования за счет улучшения качества при неизменных затратах Экономия непроизводительного труда преподавателей, удешевление образования Развитие дистантных и иных нестандартных форм обучения Смена менталитета студентов Смена менталитета преподавателей, переориентация их работы с аудиторной на научно- методическую работу Необходимость улучшения материальной базы учебного процесса (комплектация библиотек, написание и издание учебных пособий, развитие компьютерных информационных систем, создание электронных образовательных ресурсов и др.) Ожидаемая польза Проблемы

1999 (Болонья). Начало Болонского процесса. 23 страны (Прага) 2003 (Берлин). Присоединение России. 40 стран (Берген). 45 стран. Приказ Минобрнауки 40 от Tuning (25 стран EU) Завершение Болонского процесса Tuning Latin America (18 стран) 2006 (Брюссель). Присоединение Роcсии Болонский процесс и проект Tuning

III. Эксперимент на факультете информатики ТГУ Организация эксперимента Направления эксперимента

Ученый совет Томского государственного университета РЕШЕНИЕ от 27 апреля 2005 г., протокол 4 Заслушав и обсудив доклад профессора факультета информатики Б. А. Гладких по результатам стажировки в США по линии IREX и ходатайство ученого совета факультета информатики о проведении эксперимента по реорганизации учебного процесса на факультете в соответствии с направлениями Болонской декларации, ученый совет решил: 1. Одобрить инициативу факультета информатики о проведении с поддержкой грантом IREX эксперимента по реорганизации учебного процесса в соответствии с основными направлениями Болонской декларации и разработке автоматизированной информационной системы для управления учебным процессом на уровне факультета. 2. Разрешить ректору утверждать вытекающие из целей и задач эксперимента дополнения и изменения к нормативным документам университета, регулирующие учебный процесс на факультете информатики. 3. Заслушать информацию о ходе эксперимента на заседании ученого совета ТГУ в 2006 году. Председатель ученого совета ректор университета профессор Г. В. Майер Федеральное агентство по образованию ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИКАЗ 24 июня 2005 г. 450 Об эксперименте по организации учебного процесса на факультете информатики в соответствии с направлениями Болонской декларации Во исполнение решения ученого совета ТГУ от (протокол 4) и в связи с утверждением ТГУ в качестве вуза-координатора по Сибирскому федеральному округу программы реализации основных целей развития системы высшего образования в соответствии с Болонской декларацией (приказ Минобрнауки от г. 126) ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Провести на факультете информатики эксперимент по реорганизации учебного процесса на факультете в соответствии с основными направлениями Болонской декларации, включая разработку автоматизированной информационной системы для управления учебным процессом на уровне факультета. Федеральное агентство по образованию ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИКАЗ 24 июня 2005 г. 450 Об эксперименте по организации учебного процесса на факультете информатики в соответствии с направлениями Болонской декларации Во исполнение решения ученого совета ТГУ от (протокол 4) и в связи с утверждением ТГУ в качестве вуза-координатора по Сибирскому федеральному округу программы реализации основных целей развития системы высшего образования в соответствии с Болонской декларацией (приказ Минобрнауки от г. 126) ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Провести на факультете информатики эксперимент по реорганизации учебного процесса на факультете в соответствии с основными направлениями Болонской декларации, включая разработку автоматизированной информационной системы для управления учебным процессом на уровне факультета. Организация эксперимента

Деканат факультета Проректор по УР – общее методическое руководство Кафедра ТОИ Кафедра ПИ Кафедра ПрИн Ученый совет факультета Учебное управление Центр менедж- мента качества Методи- ческая комиссия Нач. УУ Зам. директора Центра Декан Зав. Каф. Председатель метод. ком. Рабочая группа Организация эксперимента Зам. декана

Организация эксперимента

Направления эксперимента А. Введение двухуровневой системы образования Б. Введение элементов асинхронной системы обучения В. Внедрение кредитной системы Г. Расширенная шкала оценивания знаний Д. Смена парадигмы, активизация самосто- ятельной работы: 1.модульный учебный график 2.балльно-рейтинговая система 3.электронные информационные ресурсы Е. Автоматизация управления учебным процессом Не навреди! (Правило Гиппократа)

Направление A Введение двухуровневой системы образования

Специальность 3515 «Математическое обеспечение и администрирование ИС» Направление «Информационные технологии» Направление «Прикладная информатика» Бакалавр информационных технологий Магистр информационных технологий Бакалавр прикладной информатики Магистр прикладной информатики Специализация «Системное программирование» Специализация «Информационные технологии в экономике» Магистратура БЫЛО СТАЛО А. Двухуровневые учебные планы

Направление Б Внедрение кредитной системы

Кредитные часы Аудиторные часы в неделю Б. Внедрение кредитной системы

Направление В Введение элементов асинхронной системы обучения

I курс 1й год обучения Составление индивидуального плана В. Смешанная синхронно-асинхронная система Список обязательных дисциплин: Критические: Дисциплина 1 Дисциплина 2 Дисциплина 3 Дисциплина 4 Дисциплина 5 Дисциплина 6 Некритические Дисциплина 7 Дисциплина 8 Дисциплина 9 Дисциплина 10 Дисциплина 11 Дисциплина 12 Взятые и освоенные дисциплины Дисциплина 1 Дисциплина 2 Дисциплина 3 Дисциплина 7 Дисциплина 3 Дисциплина 4 Дисциплина 5 Дисциплина 12 Дисциплина 6 Дисциплина 8 Дисциплина 9 1й год обучения Подведение итогов Остался на 1 курсе 2й год обучения Составление индивидуального плана 2й год обучения Подведение итогов Переведен на 2-й курс II курс III курс 12 3 Годы обучения Дисциплина 1 Дисциплина 2 Дисциплина 3 Дисциплина 4 Дисциплина 5 Дисциплина 6 3й год обучения Составление индивидуального плана 3й год обучения Подведение итогов Переведен на 3 курс Комментарий Понятие «курс» сохраняется, но оно соответствует не году обучения, а академическому рангу. Академический ранг определяется числом накопленных кредитов при условии освоения критических дисциплин на предыдущих курсах Учиться можно как медленнее, так и быстрее, чем это предусмотрено типовым учебным планом Смешанная система позволяет плавно перейти от синхронной системы к асинхронной путем постепенного перевода критических дисциплин в некритические В действительности планирование и подведение итогов осуществляется 2 раза за учебный год, в каждом семестре Право на индивидуализацию учебного плана наступает со 2-го семестра 1 курса Комментарий Понятие «курс» сохраняется, но оно соответствует не году обучения, а академическому рангу. Академический ранг определяется числом накопленных кредитов при условии освоения критических дисциплин на предыдущих курсах Учиться можно как медленнее, так и быстрее, чем это предусмотрено типовым учебным планом Смешанная система позволяет плавно перейти от синхронной системы к асинхронной путем постепенного перевода критических дисциплин в некритические В действительности планирование и подведение итогов осуществляется 2 раза за учебный год, в каждом семестре Право на индивидуализацию учебного плана наступает со 2-го семестра 1 курса

В. Критические дисциплины на 1 курсе ФИнф 1семестрКЧ2 семестрКЧ Иностранный язык I4Иностранный язык II4 Физическая культура I0Физическая культура0 Отечественная история3Культурология2 Основы дискретной математики 5Русский язык и культура речи2 Алгебра и геометрия I4Матем. логика и теория алгоритмов 4 Математический анализ I6Теория конечных графов и ее приложения 2 Основы программирования I2Алгебра и геометрия II4 История информатики2Математический анализ II6 Практикум на ЭВМ I4Основы программирования II2 Практикум на ЭВМ II4 Всего 30 / / 26

В. Доля критических дисциплин в учебном плане

Годы о бучения КЧ I курс II курс III курс IV курс Нормальный режим (обязательный для бюджетных студентов) В. Режим накопления кредитов

Годы о бучения КЧ I курс II курс III курс Произвольный режим (для платных студентов) 110 Минимальное число КЧ в год 30 В. Режим накопления кредитов

Направление Г Расширенная шкала оценивания знаний

Г. Расширенная шкала оценивания знаний Оценк а Форма записи прописью Числен­ ное значени е Критерий оцениванияПере -вод в ECTS Перевод в традицион­ ную шкалу 5+ Отл-плюс5,3 Выдающийся уровень знаний, превышающий объем обязательного материала, с творческим подходом к дисциплине А Отлично 5 5,0 Отличный уровень знаний в пределах обязательного материала, возможно, с некоторыми погрешностями В 5 Отл-минус4,7 4+ Хор-плюс4,3 Обычный хороший уровень знаний с заметными ошибками С Хорошо 4 4,0 4 Хор-минус3,7 3+ Уд-плюс3,3 Уровень знаний ниже среднего, с существенными ошибками D Удовлетво- рительно 3 Удовл.3,0 3- Уд-минус2,7 Минимально возможный допустимый уровень знаний E 2+ Неуд-плюс0 Неудовлетворительный уровень знаний, но с возможностью повторной пересдачи экзамена FX Неудовлет- ворительно 2 Неудовл.0 Неудовлетворительный уровень знаний, требуется повторное изучение дисциплины X

Отношение студентов 1 курса к расширенной шкале оценок Анонимное анкетирование, 45 респондентов Г. Расширенная шкала оценивания знаний

Г. Распределение оценок в расширенной шкале Результаты зимней сессии 2006/7 уч. года на всех курсах. 815 оценок

Г. Сравнение со стандартным распределением ECTS – European Credit Transfer System

Направление Д Смена парадигмы учебного процесса Активизация самостоятельной работы студентов

Д. Механизмы активизации самостоятельной работы 1.Модульный учебный график 2.Балльно-рейтинговая (накопительная) система оценивания результатов обучения 3.Электронные информационные ресурсы

Д1. Модульный учебный график 2006 / 2007 учебный год

Отношение студентов к модульному графику учебного процесса Анонимное анкетирование, 45 респондентов Д1. Модульный учебный график

Д2. Балльно-рейтинговая система оценивания Студент Контрольное мероприятие и его удельный вес Итог Тест 1Тест 2Тест 3Тест 4Экзамен 0,15 0,4 Иванов Петров Сидоров Пример системы оценивания дисциплины

Отношение студентов к накопительной (балльно-рейтинговой) системе оценивания Д2. Балльно-рейтинговая система оценивания

Д3. Электронные информационные ресурсы Учебные планы и программы дисциплин Расписание занятий Электронная библиотека учебной литературы

Д3. Сайт факультета информатики-лучший в России

Д3. Библиотека учебной литературы

Д3. Система управления обучением Moodle

Направление Е Автоматизация управления учебным процессом

АСУ вуза Автоматизация управления учебным процессом Интернет Подсистема «Студенты» Согласование и утверждение Приказы Деканат Справки, отчеты Выпускники Автоматическая разноска Студенты Персональные данные Фильтр Заявления Проекты приказов Подготовка проектов приказов Шаблоны типовых приказов Абитуриенты

Подсистема «Студенты»

Подсистема «Успеваемость» Деканат Стандарты Формирование индивидуального учебного плана Базовый учеб- ный план Формиро- вание итоговых документов Диплом Ведомости, Экз. листы Формирование учебных документов Ведомости Работа с ведомостями Текущая успеваемость Индивидуальные Учебные планы Корректировка базового учебного плана

Средний кредитный балл (СКБ) ДисциплинаТрудоем­ кость, КЧ i ОценкаЧисленное значение оценки О i КЧ i * О i Дисциплина ,718,8 Дисциплина Дисциплина 364-3,722,2 Дисциплина ,3 Сумма1349 СКБ = 49 : 13 = 3,769 Пример

Реестр успеваемости 1 курса

Выводы Болонский процесс – объективная историческая необходимость для российской высшей школы Болонский процесс можно понимать в узком и широком смысле, как творческую адаптацию международного опыта функционирования высшего образования в рыночных условиях Понимаемый в широком смысле, Болонский процесс благотворно повлияет на качество и эффективность учебного процесса в вузе Болонский процесс неизбежно приведет к изменению функций и структуры подразделений вуза. Усилится роль компьютерных систем Успех Болонского процесса невозможен без смены менталитета. Задача состоит в том, чтобы вместе с формальными элементами Болонского процесса перенести в нашу высшую школу дух самостоятельности, предприимчивости и состязательности, характерный для зарубехных вузов

Вопрос: Здравствуйте Меня интересуют вопросы: 1) Почему Томский государственный университет Университет с большой буквы с такими старыми традициями, мастерством преподавания накопленными со дня основания. Выпускающий таких профессионалов долгое время вдруг ЛОМАЕТ все свои наработки и входит в болонский процесс? НЕ обидно ли за ТГУ? 2) И второй вопрос. Что будет с потоком студентов 1 курса, если эксперимент завалится??? Ответ ( :15:58): 1) Наш университет не ломает свои наработки, а используя международный опыт, творчески развивает их. По моему глубокому убеждению, главный эффект от Болонского (кстати, с большой буквы) процесса для российских вузов будет состоять не столько в выходе на международный рынок квалифицированной рабочей силы, сколько в возможности использовать международный опыт организации учебного процесса для повышения качества и эффективности подготовки специалистов, прежде всего для своей страны. Что же в этом обидного? 2) Если Вы внимательно прочитаете все наши материалы по эксперименту, то убедитесь в том, что в основе его лежит принцип Гиппократа "НЕ НАВРЕДИ!" Мы не ломаем ничего в сложившемся учебном процессе, только добавляем новые возможности для студентов и преподавателей.

Вопрос (Выпускник): Недавно я был на лекции в аспирантуре в Москве, которую вел профессор и член диссертационного совета МГУ … Основными моментами двухчасовой лекции было то, что во время подписания документов о вступлении России в болонский процесс, Российская делегация подписала документ без согласования с кем-либо и впоследствие, когда они вернулись в Россию многие осудили это подписание, потому что "подумать надо было". Так же было высказано мнение о том, что России не нужны такие изменения в системе образования... А каковы вероятные результаты изменений, которые вы хотите реализовать на базе факультета информатики? Ответ( :51:27): По поводу Болонского процесса были и будут неоднозначные мнения. Свое мнение я уже неоднократно излагал, в том числе, в ответах на аналогичные вопросы. Я убежден, что вступление России в международное сообщество высшего образования - не прихоть чиновников, а объективная историческая необходимость. Изменения в системе образования неизбежны, поскольку сохранившаяся с советских времен система вступила в противоречие с современной рыночной структурой экономики. С этим тезисом я неоднократно выступал перед ученым советом нашего университета, перед преподавателями различных университетов и всюду находил понимание.

Вопрос (Бондина Марина): Давно живу в Италии. Инженер-механик со стажировкой и незаконченной аспирантурой, преподавала в ВУЗе. Это наше высшее образование тут, вблизи Болоньи, невозможно заставить признать даже за общее 8- классное!!! Проблема растёт с каждым годом, скоро и поломойкой не смогу претендовать - считаюсь, практически, безграмотной - никакого ценза образовательного мне не положено! Естественно вопрос: думают ли признать и "стародипломникам" сотню-другую кредитов, чтобы хватило тут на ЛЮБУЮ степень и НЕ высшего образования? Идёт Болонский процесс и в этом направлении? Ответ( :33:21): Уважаемая Марина, Было приятной неожиданностью получить сообщение из Италии. Значит, наш скромный опыт интересен не только в ближайшем окружении. Ваш вопрос еще раз свидетельствует о том, что проблема интеграции в европейское образовательное пространство действительно актуальна и мы на правильном пути. Очень хороший пример для тех, кто настроен против Болонского процесса (а таких еще много).

Эта публикация (частично) стала возможной благодаря гранту IREX (Совет по международным исследованиям и обменам), финансируемому Корпорацией Карнеги Нью-Йорка. За изложенные взгляды и утверждения отвечает исключительно автор. Спасибо за внимание!