Методы изучения семьи. Семья представляет собой организованную социальную группу, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Отношение между дошкольным учреждением и родителями С.А.Любчик, руководитель МДОУ «Золушка»
Advertisements

«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинушка» «Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников.
Внедрение инновационных педагогических технологий в воспитательную работу Зам. директора по УВР Ширяева Г.В.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
«Педагогическое мероприятие с родителями» демонстрирует практический опыт взаимодействия с родителями. Форма проведения – родительское собрание.
Организация работы по повышению воспитательного потенциала семьи в условиях ДОУ. Доклад из опыта работы. Комольцева Лариса Савельевна социальный педагог.
Консультация для родителей Трудовое воспитание ребенка в семье.
1 воспитатель социальный педагог родитель 2 Помогает определить психологическое состояние ребенка; Выявить наиболее значимого для него члена; Определить.
Социологическое исследование на тему : « Взаимоотношения молодёжи г. Новосибирска с родителями» Выполнила Студентка группы СР-22 Мельник Дарья.
Кандидат психологических наук, педагог-психолог «МОУ СОШ 8» г.Ярославль Башкин Михаил Валерьевич ( Направления работы педагога-психолога.
Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи Работу выполнила учитель начальных классов МООШ 2 Паршакова Татьяна.
Нетрадиционные формы организации общения с родителями Pedsovet.su Екатерина Горяйнова МБДОУ 6 « СКАЗКА» Воспитатели: Сивакова Людмила Алексеевна, Берладина.
Программа социальной деятельности обучающихся должна быть направлена на овладение обучающимися принципов сотрудничества и диалога. Необходимо обеспечить:
Длительность работы над опытом Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику с 2010 по 2013 гг. Работа над опытом проходила поэтапно: 1 этап ( )
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЁЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Воспитание как педагогический процесс.
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ПРОЕКТЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДОУ И СЕМЬИ»
Здравствуйте! Здравствуйте! Я – Я – Шушарина Шушарина Ольга Ольга Леонидовна Леонидовна.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Транксрипт:

Методы изучения семьи

Семья представляет собой организованную социальную группу, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания. Изучение семьи, как и любого социального феномена, требует, во - первых, совокупности методов, во - вторых, эти методы должны быть адекватны существу изучаемого предмета и конкретному продукту, который прогнозируется исследователем.

Социологические методы Среди методов изучения семьи достаточно распространенными стали социологические методы : социологические опросы ; интервьюирование ; анкетирование. Метод интервью требует создания условий, располагающих к искренности респондентов. Продуктивность интервью возрастает, если они проводятся в неформальной обстановке, контакты ученого и испытуемых окрашены личными симпатиями. Метод анкетирования ( письменный опрос ) позволяет собрать много данных, интересующих ученого. Этот метод отличается известной гибкостью по возможности получения и обработке полученного материала. Используются разные виды проведения анкетирования : контактное ( сам исследователь организует анкетирование и собирает опросные листы ); заочное ( в основе - корреспондентские связи, анкеты с инструкциями рассылаются разным респондентам, а потом возвращаются к исследователю ).

В зависимости от задач, стоящих перед исследователем, а также особенностей семей ( респондентов ) возможны разные типы анкет : открытая ( содержит вопросы, на которые предстоит ответить испытуемому ); закрытая ( к вопросам даются возможные варианты ответов ); смешанная ( предлагаются возможные ответы, и одновременно дается право сформулировать некоторые ответы по - своему, особенно когда они выходят за пределы вопросов ). При изучении семьи социологами преобладает заочное анкетирование с закрытым типом анкет. Педагоги чаще прибегают к очному анкетированию и отдают предпочтение открытым и смешанным типам анкет. При изучении опыта домашнего воспитания конкретных семей более продуктивны анкеты, подписанные респондентами, но следует учесть, что ответы могут быть не совсем правдивыми. Например, родители, часто прибегающие к физическому наказанию детей, вряд ли выберут соответствующий ответ в закрытой анкете ; они, вероятнее всего, подчеркнут ответы « никогда не прибегаем к физическим наказаниям » или остановятся на ответе « иногда прибегаем к физическим наказаниям ».

Беседа Отличается от интервью большей свободой и в организации, и в содержании, более неформальной атмосферой и отношениями между собеседниками. Но это не значит, что беседа не должна быть организована заранее. В соответствии с намеченной целью педагог продумывает план беседы, вычленяет ключевые вопросы. В ходе беседы можно получить необходимые сведения о таких моментах домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. Это гибкий, целенаправленный, оперативно - корректируемый метод. Беседа нужна для подтверждения, конкретизации или опровержения каких - то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов.

Педагогический эксперимент При изучении семьи и домашнего воспитания весьма ограниченно используется педагогический эксперимент. Дело в том, что для эксперимента характерны разработка некой новой педагогической конструкции и проверка ее эффективности в воспитательном процессе. Представьте себе, что эксперимент организуется в рамках семьи. В течение достаточно долгого времени нарушается естественный ход ее жизнедеятельности. Прибавьте к этому постоянный « глаз » экспериментатора, ведущего работу, неизбежную « прозрачность » жизни, поступков членов семьи, необходимость все время контролировать себя, что нанесет вред самочувствию испытуемых. Поэтому в исследованиях, посвященных обсуждаемой проблеме, ученые активно привлекают родителей к экспериментальной работе, которая ведется в детском саду и нуждается в продолжении, подкреплении в условиях семьи. Таким образом построены, например, исследования Е. П. Арнаутовой, Т. М. Бариновой, В. И. Безлюдной, Г. Н. Гришиной, Н. А. Стародубовой.

Усилия современных исследователей направлены на то, чтобы мобилизовать социальную активность испытуемых, посредством которой вырабатываются позитивные представления о различных сферах семейного образа жизни, приемах воспитания, технологии ведения домашнего хозяйства и т. д.

Поиски путей объективного изучения семей привели к разработке таких психологических, педагогических, социологических методов, которые углубляют и расширяют представления о современной семье и одновременно ставят испытуемых перед необходимостью осознать свои взаимоотношения с близкими, сделать выбор в пользу наиболее предпочтительного, попробовать новые для себя способы взаимодействия с ребенком т. д. Так, например, исследователь специально вовлекает родителей в совместную с ребенком деятельность с тем, чтобы показать способы оптимизации эмоционального взаимодействия посредством использования народных игр ( Г. Н. Гришина ), произведений фольклора ( Г. В. Лунина ), театрализованных игр ( Р. К. Сережникова ), чтобы подсказать пути совершенствования игр детей ( В. М. Иванова ).

Во многих педагогических, психологических исследованиях используются методы, с помощью которых одновременно и изучается, и корректируется педагогическая позиция родителей ( Е. П. Арнаутова, Л. А. Арутюнова, Д. О. Дзинтаре, В. П. Дуброва, О. А. Шаграева ). В результате такого подхода исследователя к респондентам ( родителям ) они рассматривают предлагаемые нововведения как собственный вклад в проблему, поэтому стараются внедрить их в собственную практику домашнего воспитания. Такое сотрудничество исследователей и родителей предопределяет не только решение поставленных задач, но и принятие новых норм поведения, способов воздействия на детей. Таким образом, можно говорить о том, что при изучении семьи наблюдается тенденция превращения методов науки в методы практической деятельности специалистов.

Психолого - педагогический тренинг Обычно им охватывают членов нескольких семей, симпатизирующих друг другу, имеющих схожие проблемы домашнего воспитания. Участникам предлагаются разные задания, выполнение и совместное обсуждение которых помогает выработке определенных умений, корректируют взгляды и позиции, активизируют рефлексивную деятельность. Темами психолого - педагогического тренинга могут быть « Знаю ли я своего ребенка », « Как вести себя с агрессивным ребенком », « Если ребенок отстает в развитии », « Как воспитывать ребенка без отца » и др. При умелом руководстве исследователя группа участников тренинга превращается в своего рода группу самопомощи и взаимопомощи. Исключаются критика, осуждение, создаются условия для откровенного обсуждения проблемы, обмена опытом, знаниями, выражения переживаемых чувств. Регулярность встречи - не реже одного раза в неделю - обеспечивает чувство общности, целостности структуры. Член группы должен руководствоваться собственными соображениями и представлениями и одновременно слушать и слышать другого, сопереживать ему, вырабатывая чувство общности, выражая невербально свои эмоции. Деятельность группы полностью конфиденциальна и закрыта для посторонних. В результате групповых встреч участники тренингов, собеседований повышают свою компетентность, культуру общения, что благотворно сказывается на семейном воспитании.

Изучение семьи должно вестись последовательно, системно, поэтому необходимо наметить направления работы, своеобразный план. 1. Состав семьи, профессии, образовательный уровень родителей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребенка. 2. Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи. дружелюбный тон обращения друг к другу ; изменчивый, противоречивый характер отношений ; своеобразная автономность каждого члена в семье 3. Цель домашнего воспитания ребенка. 4. Степень осознания родителями особой роли дошкольного периода детства в формировании личности ребенка. 5. Приоритеты семьи в воспитании ребенка, здоровье, развитие нравственных качеств, умственных, художественных способностей, раннее образование ребенка. 6. Уровень психолого - педагогических знаний, практических умений родителей : наличие определенных знаний и готовность к их пополнению, углублению, ограниченность знаний и податливость к педагогическому просвещению ; низкий уровень знаний и негативное отношение к их приобретению.

7. Особенности воспитательных воздействий : участие всех взрослых в воспитании, степень согласованности воспитательной деятельности ; непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие конфликтов по поводу воспитания, член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную функцию ; отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия, условий для полноценного развития ребенка. 8. Организация совместных форм деятельности в семье : общность во всех семейных делах, вовлечение ребенка в семейные дела, заботы ; дифференциация обязанностей среди взрослых, эпизодическое привлечение ребенка к семейным делам ; разобщенность взрослых в семейных делах, изоляция ребенка от семейных дел и забот. 9. Отношение семьи к дошкольному учреждению. высоко оценивают образовательные возможности детского сада и готовы сотрудничать ; настороженно и недоверчиво относятся к детскому саду, не видят необходимости сотрудничества ; перекладывают все воспитательные функции на детский сад, к сотрудничеству не готовы ; безразлично относятся к детскому саду, не озабочены воспитанием собственного ребенка. План изучения опыта семейного воспитания реализуется с помощью различных методов, среди которых наиболее распространенными являются методы беседы, наблюдения.

Итак, в современной науке используют разнообразные методы изучения семьи как социального феномена и воспитательного института. К ним относят : педагогический эксперимент, социологические методы ( анкетирование, интервьюирование, опросы и т. д.), психолого - педагогические тренинги и др. В процессе их проведения исследователи встречаются со многими трудности в изучении семьи, которые ограничивают получение достаточно объективных данных об особенностях домашнего воспитания. Педагог изучает семью, опыт семейного воспитания, преследуя прежде всего интересы ребенка. На основе полученных материалов можно решать задачи взаимодополнения семейного и домашнего воспитания, повышения результативности и того, и другого.

Спасибо за внимание !