Совершенствование памяти. Выполнили студенты: Никаноров А. Сапогов И. Маслеников А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Память – это отражение прошлого опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим.
Advertisements

Память.Механизмы и виды памяти.. Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить.
Презентация к уроку по психологии по теме: Память
Память это способность мозга запоминать, сохранять и впоследствии воспроизводить то, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. это отражение.
Законы памяти Механизмы помощи в работе памяти. Мнемотехника, как метод запоминания Запоминать могут все, но для того, чтобы хорошо запоминать, нужно.
Память это способность мозга запоминать, сохранять и впоследствии воспроизводить то, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. это отражение.
Как развить свою память. Даниил Хармс: Память – это вообще явление странное, как трудно бывает что-нибудь запомнить и как легко забыть! А то и так бывает:
Знания, в противоположность вещам, обладают неограниченной способностью к накоплению. И. Чангли.
«Скажи мне, и я забуду; Покажи мне, и я может быть, запомню; Вовлеки меня, и я пойму.» Конфуций (450г. до н.э.)
Авторы: к.п.с. н., доцент кафедры ППВШ Михалец И.В. Зав. НППЛ Рогашова И.Ю. ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ.
ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ Подготовил доц. Несторович Я.М..
Выполнила : ученица МБОУ Лебяженской школы 10 класса Колпакова Валерия Руководитель : Никитина И. А., учитель иностранного языка « Память и методы запоминания.
Классный час с психологом «Познай и измени себя» для учащихся 10 – 11 классов «ПАМЯТЬ, КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС» Педагог-психолог МКОУ «СОШ 19 им.Л.А.Попугаевой»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия 96» Казань, 2015.
Память - это сохранение в сознании прошлого опыта, делающее его с помощью речи легко воспроизводимым в любой момент и возможным для повторного использования.
Особенности ВНД Особенности ВНД Речь, сознание Память, мышление.
ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ И СПОСОБЫ ЕЕ УЛУЧШЕНИЯ. Некоторые сведения о памяти Свойства памяти Виды памяти: Моторная память Эмоциональная память Образная память.
Память 1. Понятие памяти 2. Теории памяти 3. Функции памяти 4. Виды памяти.
Среди многих способностей, которыми одарен каждый нормальный человек со дня своего рождения, одной из важнейших является возможность запечатлеть и воспроизводить.
Как запомнить, чтобы вспомнить?. Память можно и нужно развивать Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечетлевать информацию.
Транксрипт:

Совершенствование памяти. Выполнили студенты: Никаноров А. Сапогов И. Маслеников А.

Определение памяти. Память – запоминание, сохранение и использование человеком прошлого опыта. (это сохранение о сигнале после того как сигнала прекратилось) По типу: Логическая Моторная Эмоциональная Зрительная Слуховая Осязательная Вкусовая Обонятельная По виду: Непроизвольная Произвольная По способу запоминания: Механический Ассоциативный Эмоциональный По длительности: Оперативная Кратковременная Долговременная

Этапы усвоения материала: Восприятие Восприятие Запоминание Запоминание Сохранение Сохранение Воспроизведение Воспроизведение Законы памяти: - Общие; - Общие; - Частные. - Частные.

I. Закон значимости; II. Деятельности; III. Осмысленности (информация, смысл которой человек понимает, запоминается гораздо лучше, чем бессмысленная); IV. Интереса;

V. Глубины знаний; VI. Закон готовности (для усвоения человек должен быть психологически насроен и знаком с определёнными предметами); VII. Закон усиления первоначального впечатления (требуется привлечение иных каналов восприятия); VIII. Закон одновременных впечатлений (информация, получаемая при воспоминании вызывает одновременно другую);

IX. Закон последовательных впечатлений (представл. Получение друг за другом при воспоминании вызывают следующие за собой); X. Ретроактивного торможения (всякое последующее запоминание ухудшает запоминание предыдущего); XI. Проактивного торможения (запомненная ранее информация тормозит запоминание последующей); XII. Закон Зейгарник (недоученная информация запоминается гораздо лутше чем выученная); XIII. Закон Бюлера (мысли запоминаются луче чем слова)

Очень большое значение для запоминания имеет ВНИМАНИЕ !!!

Факторы снижающие внимание, нарушающие процесс запоминания: Когда торопят Когда перебивают Когда давят обстоятельства Когда переполняют чувства Когда вы устали или больны Периода спада и подъема деятельности Пики подъема деятельности: Между ними находятся периоды спада

Способы запоминания Механический способ запоминания предназначен для усвоения небольшого кол-ва Несмысловой информации. Он основан на закреплении внешних связей путем многократного повторения (зубрежки). При этом способе необходимо опираться на свой основной тип памяти. Правила использования механического способа: 1. Сконцентрировать внимание на определенной информации 2. Увеличить многоканальность восприятия материала 3. Повторное чтение всегда дает меньший эффект чем активное воспроизведение 4. Использование ассоциативной перегруппировки В основе памяти лежат ассоциации или связи т.е. запомнить что-то это чаще всего означает связать запомнить что-то это чаще всего означает связать новый материал с известным.

Ассоциативный способ(мнемотехнический) он предназначен для усвоения большого кол-ва несмысловой информации. В основном используется закон одновременных впечатлений и прием перекодировки(когда информация переводится перекодируется в знакомую человеку систему). Ассоциация обеспечивает автоматическое, непроизвольное запоминание и воспроизведение.

ОСНОВНОЙ СПИСОК1 0Н 1Р 2Д 3Т 4И 5П 6Ш 7С 8В 9З ПРИМЕР: 10РАНА 11РЫЦАРЬ 12РУДА 13РОТА 14РУЧЕЙ 15РЕПА 16ЕРШ 17РОСА 18РОВ 19РОЗА

Правила запоминания ассоциаций: 1. Максимально четко увидеть, почувствовать 2. При создании этого образа брать первую понравившуюся пришедшую в голову ассоциацию 3. Чем фантастичней картина тем лучше 4. Стараться чтобы ассоциация каким-то образом Вас задевала. Образы должны быть живыми и взаимодействовать.

I.Способы использования : Выделить смысловые пункты Выделить смысловые пункты Выписать ключевые слова Выписать ключевые слова Связать ключевые слова со словами основного списка Связать ключевые слова со словами основного списка Нужно смысловое значение перевести в буквенное Пример: Санкт-Петербург(812)-ВРеД Санкт-Петербург(812)-ВРеД Челябинск(3512)-Тут Плохо Растут Дети Челябинск(3512)-Тут Плохо Растут Дети РеПа Не ЗНаеТ РеПа Не ЗНаеТ

II.Прием искусственных знаков Пример: Положить в карман скрепку Положить в карман скрепку Приемнеить воображение Приемнеить воображениеПример: Рядом с почтовым ящиком есть лужа где находятся Ваши друзья следуя этому приему вы не забудете отправить письмо

ОСНОВНОЙ СПИСОК2 0бублик 1копье 2 лебедь 3трезубец 4парус 5пальцы 6кобра 7виселица 8песочные часы 9головастик

Рациональный способ запоминания. Предназначен для запоминания большого количества смысловой информации для выработки навыков активного осмысленного восприятия и запоминания с помощью логических связей внутри материала. 1. Приём неожиданного вопроса. Для активизации засыпающего восприятия, например на лекциях. Для реализации этого способа рекомендуется задавать неожиданный вопрос, независимо от того какую мысль излагает автор. 2. Приём смысловой догадки. - по названию попытайтесь определить о чём пойдёт речь - если видите, что автор подошёл к выводу, необходимо самому сделать этот вывод исходя из сказанного. - читая книгу набросать на страницу маленькие кусочки бумаги, чтобы создать словесную и буквенную несрастаемость

3. Приём объяснения другому Пересказать или съиметировать объяснение собеседнику 4. Приём доказательство от противного Отвергнуть тезис, положение попытаться доказать обратное. 5. Установление смысловых связей по имеющимся значениям Воспринимая новую информацию, нужно задавать себе вопросы на установление смысловых связей и с имеющимися знаниями: - как можно это связать с тем что я знаю? - чем новые знания отличаются от известного, где это можно использовать? - что наиболее ценное из этого материала следует запомнить? 6. Установление связей с будущей деятельностью Для себя нужно решить зачем мне это нужно, где это я смогу применить.

7. Алгоритмизация запоминания. - запоминание по схеме - для чего изучаем материал - последствия - систематизировать знания 8. Правило трёх «З» задуматься задуматься запомнить (сформировать подход для запоминания) запомнить (сформировать подход для запоминания) Записать Записать ВЫВОД: рациональный способ запоминания основан на внутреннем осмыслении материала, установлении связей с прошлым материалом, определение связей с будущим, формирование содержательных установок на выбор определённой информации.

Совершенствование памяти Легко забывается информация, полученная в экстремальных условиях (в спешке). Однотипная работа – плохо запоминается. Необходимо чередовать воспоминания. Перерывы нужно заполнять посторонней деятельностью. Плохо запоминается то, что неприятно организму. Наш мозг помимо своей воли руководствуется правилами. Воспринимаемая информация (если она не сопровождалась сильными эмоциями) не имеет ценности для жизнедеятельности в том случае, если она однократна. 123 Сохранение информации 123

Правила повторения: Повторение сразу после запоминания повторения – самое эффективное повторение. Повторение сразу после запоминания повторения – самое эффективное повторение. Повторение должно быть растянуто во времени, и, чем более осмысленный материал, чем более сложен, тем сильнее должен быть растянут график повторения. Повторение должно быть растянуто во времени, и, чем более осмысленный материал, чем более сложен, тем сильнее должен быть растянут график повторения. Повторение во времени должно быть распределено гиперболически, т.е. каждое последующее повторение должно быть отделено от предыдущего все большим интервалом времени. Повторение во времени должно быть распределено гиперболически, т.е. каждое последующее повторение должно быть отделено от предыдущего все большим интервалом времени. Повторение того, что сохраняет память. (принцип коммуникативности) Повторение того, что сохраняет память. (принцип коммуникативности) Повторение должно проводиться в разных формах. Повторение должно проводиться в разных формах.

Техника воспоминаний. 1. Всегда лучше оживить первое впечатление, чем получать его заново. 2. Использование следующего механизма: лобовое припоминание (сосредоточиться на 30 секунд) лобовое припоминание (сосредоточиться на 30 секунд) временной слой (закон одновременных впечатлений) временной слой (закон одновременных впечатлений) метод повторения пути (воспоминанию способствует воспроизведение не только одновременной, но и предыдущей информацией) метод повторения пути (воспоминанию способствует воспроизведение не только одновременной, но и предыдущей информацией) метод провокаций (критика информации в процессе ее восприятия) и метод алгоритмизации метод провокаций (критика информации в процессе ее восприятия) и метод алгоритмизации принцип доминирующего типа памяти (при воспоминании необходимо опираться на тот тип памяти, который обычно работает при запоминании) принцип доминирующего типа памяти (при воспоминании необходимо опираться на тот тип памяти, который обычно работает при запоминании) принцип обмана (основывается на недоверии к информации) принцип обмана (основывается на недоверии к информации)

Приложение Для того чтобы вспомнить забытую информацию необходимо в течении 30 секунд максимально сосредоточиться на воспоминаемой информации. Затем одну-две минуты надо посвятить воспоминанию того, с чем связанна эта информация. Нужно отвлечься, расслабиться, не думать о запоминаемой информации в течении одного-двух часов. Потом снова вернуться к ней в количестве 5-7 раз в день. Трудно запоминаемое нужно стремиться сделать первичным, тогда привычное станет запоминаться легко.

Презентация создана на базе лекционного курса кандидата исторических наук Презентация создана на базе лекционного курса кандидата исторических наук Баканова Владимира Ильича. Баканова Владимира Ильича.

THE END!!!