Доступ детей мигрантов к образованию в Республике Казахстан: текущая ситуация Э. Ватлина, Председатель Правления Детского фонда Казахстана, Вице-Президент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 января 2012 г. N 58 г. Москва "Об утверждении.
Advertisements

Перечень нормативно правовых актов 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. 2. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.).
ИНТЕГРАЦИЯ БЕЖЕНЦЕВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Касинский С.М. заместитель начальника отдела по вопросам беженцев и убежища Департамента по гражданству и миграции.
Нормативно-правовое обеспечение ППМС сопровождения детей в образовательном пространстве Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Институциональная структура законодательства об образовании ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРА ТИВНО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ ВЫНУЖДЕННОЙ МИГРАЦИИ. ИНТЕГРАЦИЯ БЕЖЕНЦЕВ Тумашик Т.В. начальник отдела по вопросам беженцев и убежища Департамента.
Организация приема детей в первые классы учебный год.
Тема 6. Государственная служба Республики Казахстан.
Международные документы, подписанные Российской Федерацией - Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.) - Международная Конвенция о правах ребенка (1989.
Законодательная база государственно- общественного управления.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Оценка эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных.
Правовой инструментарий экспертизы как механизм качества авторских педагогических разработок Астапенко Е.Л. методист МУ «Информационный методический центр»
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Нормативно - правовая база в области обучения и воспитания лиц с ОВЗ.
Обеспечение преемственности учебного и программного материала при переходе из начальной школы в основную г. Агафонова Татьяна Григорьевна, главный.
Безгражданство Казахстанское Международное бюро по правам человека и соблюдению законности Алматы 2012.
О порядке приема детей в первые классы государственных общеобразовательных учреждений Санкт-Петербург.
2011 г. Костромцова Вероника Владимировна, руководитель РЦОИ Челябинской области, канд.пед.наук канд.пед.наук.
Нормативно - правовое обеспечение деятельности школьных библиотек основные международные нормативно-правовые акты в области организации деятельности школьных.
НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Транксрипт:

Доступ детей мигрантов к образованию в Республике Казахстан: текущая ситуация Э. Ватлина, Председатель Правления Детского фонда Казахстана, Вице-Президент Международной Ассоциации Детских фондов (27-29 июня 2012 года, Бишкек, Кыргызстан)

Миграционные процессы в Казахстане сегодня В январе-марте 2012 г. в Казахстане сложилось положительное сальдо миграции, составившее человек. Число прибывших в Казахстан мигрантов увеличилось на 1,3% (по сравнению с январем-мартом 2011 г). Число выбывших из Казахстана увеличилось на 15,1% (по сравнению с январем-мартом 2011 г). По сообщению Агентства по статистике, основной миграционный обмен страны происходит с государствами СНГ. Доля прибывших из стран СНГ и выбывших в эти страны составили 83,5% и 94,9% соответственно. На 5,6% снизилась численность мигрантов, переезжающих в пределах страны. По межрегиональным перемещениям положительное сальдо миграции населения наблюдается в 5 регионах страны, из них самое большое по величине в Астане – человек и Мангистауской области – человек. 2

Категории детей мигрантов, обучающихся в школах Казахстана дети мигрантов, прибывших преимущественно из Центральной Азии: получивших вид на жительство; имеющих временную регистрацию (трудящихся мигрантов и сезонных/приграничных мигрантов); этнических казахов, не получивших статус оралмана; дети внутренних мигрантов ( переселенцев или лиц, переселяющихся внутри РК самостоятельно в целях постоянного или временного проживания); иммигранты, пострадавшие в результате межнациональных конфликтов либо военных действий. 3

Правовая база в сфере миграции и образования Международные документы, ратифицированные Республикой Казахстан: Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, г.) (ратифицирована Постановлением Верховного Совета РК от г.); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от г. (ратифицирован Законом РК от г. Национальное законодательство: Конституция Республики Казахстан от г. Закон Республики Казахстан от г. «О правовом положении иностранцев»; Закон Республики Казахстан от г. «Об образовании»; Закон Республики Казахстан от г. «О правах ребенка в Республике Казахстан»; 4

Правовая база в сфере миграции и образования Национальное законодательство: Закон Республики Казахстан от г. «О миграции»; Постановление Правительства Республики Казахстан от г «Об утверждении Правил регистрации внутренних мигрантов и внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан»; Постановление Правительства Республики Казахстан от г. 224 «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы среднего общего образования»; Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от г. 586 «Об утверждении Типовых правил приема на обучение в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы послесреднего образования»; 5

Правовая база в сфере миграции и образования Национальное законодательство: Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от г. 587 «Об утверждении Типовых правил приема на обучение в организациях образования, реализующих профессиональные учебные программы технического и профессионального образования»; Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от г. 638 «Об утверждении Типовых правил приема на обучение в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы высшего образования»; Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от г. 468 «Об утверждении Правил получения предшкольного, начального, основного среднего и общего среднего образования иностранцами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Казахстан». 6

Приказ Министра образования и науки РК от г. 468 «Об утверждении Правил получения предшкольного, начального, основного среднего и общего среднего образования иностранцами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Казахстан». П.2 «Дети иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Казахстан, а также лиц, временно проживающих в Республике Казахстан (беженцы, лица, ищущие убежище, консульские должностные лица, работники дипломатических учреждений, трудовые мигранты, за исключением сезонных* и приграничных трудящихся), принимаются в организации образования для получения предшкольного, начального, основного среднего и общего среднего образования и пользуются такими же правами, как и граждане Казахстана». *п.3) ст.34 (извлечение из Закона РК «О миграции населения») «сезонные иностранные работники - иммигранты, привлекаемые на работу работодателями для выполнения сезонных работ, которые в силу климатических или иных природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), но не более одного года». 7

8

9

10

11

12

Итоги социологического исследования ДФК при финансовой поддержке Фонда Сорос- Казахстан ( г.г.) Методические аспекты исследования Цель исследования. Подготовка аналитического отчета о доступе к образованию детей мигрантов (внутренних и внешних), детей из семей с неурегулированным статусом. Методы исследования. Выбор респондентов осуществлялся методом случайного и механического отбора через личное интервью (face to face). Всего было опрошено 360 респондентов, что дает основание для экспресс- оценки (rapid assessment). Опросные документы: Вопросник, инструкция интервьюерам. Сроки проведения: декабрь 2011 г. – апрель 2012 г. Место проведения полевого этапа исследования: г.г. Астана, Алматы, Алматинская, Атырауская, Жамбылская, Южно- Казахстанская области. Обработка данных: по специальной программе SPSS. 13

Итоги социологического исследования ДФК при финансовой поддержке Фонда Сорос-Казахстан ( г.г.) В исследовании участвовали 28,7 % девочек и 71,3% мальчиков, которые представили следующие возрастные группы: 14

Итоги социологического исследования ДФК при финансовой поддержке Фонда Сорос-Казахстан ( г.г.) Дети-респонденты, участвующие во внешней миграции, прибыли в Казахстан из других стран: 15

Итоги социологического исследования ДФК при финансовой поддержке Фонда Сорос-Казахстан ( г.г.) На вопрос «Учатся ли дети?», родители в 23,9% ответили «нет, не учатся». Причины невовлеченности в школьное обучение В дополнительных комментариях родители уточняют, что их дети не учатся, потому что некому « сидеть с младшими », « иногда нет одежды », « часто болеют », « из-за трудностей и конфликтов в школе », « не хотят учиться ». 16

Итоги социологического исследования ДФК при финансовой поддержке Фонда Сорос-Казахстан ( г.г.) В стране исхода у детей сложилось определенное оценочное отношение к школе, к учению: 17

Экспертный взгляд на вопросы образования детей мигрантов Дети учатся по единой программе. Специальные программы или методики не разработаны. Необходимы программы, предусматривающие сочетание обучения и трудовой деятельности. Приказ 468 Министра образования и науки РК от г. исключает детей сезонных мигрантов из учебного процесса. Отсутствие документов или просроченные паспорта, проблемы с регистрацией, вынужденная смена места проживания-основные причины, по которым дети мигрантов не учатся. Наличие определенных проблем познавательной социализации у детей мигрантов. Наблюдаются случаи продуцирования местным населением конфликтогенных ситуаций, проявляющихся как «грубое поведение» в школе и порой «негативное и презрительное отношение» в бытовом общении по отношению к мигрантам. 18

Выводы: Необходимость проведения научных исследований и мониторинга в сфере образования детей мигрантов. Отсутствие специальных программ, ориентированных на психологическую адаптацию детей мигрантов. Дети-мигранты в большинстве случаев остаются вне учебного процесса по следующим причинам: отсутствия времени из-за вынужденной работы; нежелания учиться; наличия языкового барьера; отсутствия регистрации. 19

Рекомендации Для защиты прав детей сезонных иностранных работников на бесплатное образование в соответствии с Конвенцией о правах ребенка предлагаем внести изменение в Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 сентября 2010 г. 468 «Об утверждении Правил получения предшкольного, начального, основного среднего и общего среднего образования иностранцами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Казахстан», исключив из пункта 2 этих Правил, Слово «сезонных». Согласно обязательствам, принятым странами региона как сторонами, ратифицировавшими Конвенцию ООН о правах ребенка, необходимо гарантировать беспрепятственный доступ к школьному образованию для детей трудящихся мигрантов независимо от статуса мигранта на тех же условиях, которые имеют дети страны назначения миграции. Не допускать случаев дискриминации права на образование детей сезонных трудящихся мигрантов. Создать информационные базы данных детей мигрантов в целях обеспечения полного их охвата системой образования. Использовать Парламентские инструменты для контроля за ситуацией в области образования детей мигрантов. 20

Рекомендации Привлекать профсоюзы для поддержки трудящихся-мигрантов и их семей, организации работодателей для реализации идей корпоративной социальной ответственности в виде совместной деятельности по созданию условий для учебы и развития детей, вывода их из наихудших форм детского труда. Ратифицировать Международную конвенцию 1990 года о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Ратифицировать Конвенцию МОТ 1949 года 97 о работниках- мигрантах. Ратифицировать Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования (14 декабря 1960 года). 21

Благодарю за внимание! 22