Общая характеристика внутренней политики российского правительства в 60–70-х гг. XIX в. Либеральные реформы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по истории (8 класс) по теме: Презентация по теме "Либеральные реформы х гг. XIX века"
Advertisements

Александр II Николаевич император Всероссийский, Царь Польский и великий князь Финляндский Из династии Романовых. Генерал-фельдмаршал. Удостоен.
5.Реформа цензуры. 4.Реформы просвещения. 3.Финансовая реформа. 2.Земская и городская реформы. 1.Значение отмены крепостного права Реформы Александра II.
История России 8 класс. Россия из поколений в поколение переживала различные стрессы в экономике и политике, подъёмы и падения, но всегда выходила из.
Либеральные реформы хх годов XIX века История 8 класс Хромых Александр Станиславович.
СПАС НА КРОВИ. САНКТ- ПЕТЕРБУРГ. В детстве отличался живостью, сообразительностью, воспитатели отмечали в нём сердечность, весёлый нрав. Воспитание его.
Александр II Освободитель 1855 – 1881 гг.. Реформа Реформа (франц. reforme, лат. reformo) – преобразование, изменение какой-либо стороны общественной.
Либеральные реформы х гг. Домашняя работа: Параграф 23 «5» - 2,6 вопросы «4» - 1,3,5 вопросы «3» - 4 вопрос Понятия выучить.
Буржуазные реформы х гг. и их итоги. Введение В е гг. правительство Александра II приняло ряд постановлений о проведении земской, судебной,
Тема: Россия между реформами и контрреформами (60-70е годы XIX века)
Эпоха Великих реформ Александра II. «Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнёт самоуничтожаться.
Великие реформы гг. XIX века Учитель истории Локоткова Л.В.
Выполнили студентки 2 курса ИИГСО,24 ГРУППЫ Сизикова Т.О. Бородаенко И.А. Сидоренко М.А. Выполнили студентки 2 курса ИИГСО,24 ГРУППЫ Сизикова Т.О. Бородаенко.
ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА XIX в. 1 ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. 1 ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. 2 ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. 2 ОБРАЗОВАНИЕ.
Либеральные реформы в России 60-70г.г. XIX века. Земская реформа 1864 год Что было раньше? Помещики управляли своими крестьянами На более высоком уровне.
Либеральные реформы х гг. XIX века. Цели урока: 1.познакомиться с содержанием судебной, военной реформ и реформы в области просвещения; 2. оценить.
Д/з § (пересказ) Урок План урока: 1.Понятие реформа. Причины реформ. 2.Земская реформа. 3.Городская реформа. 4.Судебная реформа. 5.Военная.
"Либеральные реформы 1860–1870-х годов XIX века в России" Антонина Сергеевна Матвиенко.
Тема урока: «Либеральные реформы х годов XIX века» История России 8 класс Материал разработан учителем истории МОУ Будинской ООШ Тверской области.
Великие реформы Александра II. Александр II император с 1855 года С.Платонов: «…За императором Александром II навсегда останется имя великого преобразователя,
Транксрипт:

Общая характеристика внутренней политики российского правительства в 60–70-х гг. XIX в. Либеральные реформы

1. Общая характеристика внутренней политики правительства в 60–70-х гг. XIX в. 2. Земская реформа. 3. Городская реформа. 4. Судебная реформа. 5. Финансовые реформы. 6. Цензурная реформа. 7. Реформы в области образования в первой половине 60-х гг. 8. Реформы в области образования во второй половине 60-х – 70-е гг. 9. Военные реформы. 10. Значение реформ 60–70-х гг. 11. Конституционные проекты 60–70-х гг.

Александр ІІ

КОРОНАЦИЯ

Эпоха любого правителя характеризуется великими людьми той эпохи

ВАЛУЕВ В годах П. Валуев был министром внутренних дел, руко- водил проведением Крестьян- ской реформы и разработкой Земской реформы 1864 г. Он добился передачи цензуры в ве- дение министерства внутренних дел, под его руководством были разработаны "Временные правила о печати". В гг. П. Валуев был министром государственных имуществ, в гг. – председателем Комитета министров.

МИЛЮТИН В 1861 г., став воен- ным министром, оста- вался им почти 20 лет: важными для всей страны оказа- лись как его профес- сионализм, так и либерализм.

Покушение Д.В. Каракозова 4 апреля 1866 г.

В записке П. Шувалова определялись основные меры для укрепления общественного порядка: 1. восстановить власть, т.е. усилить адми- нистративно-полицейские функции губернаторов; 2. преобразовать полицию, т.е. усилить полицейский надзор; 3. изменить направление деятельности Министерства народного просвещения, т.е. изменить личный состав учебного начальства и препо- давателей, чтобы учебные заведения не выпускали нигилистически настроенных молодых людей; 4. поддержать органы землевладения, а следо- вательно и дворянство, т.е. усилить права и полномочия дворянского сословия, расширить власть дворянства, как опоры самодержавия.

Основные положения этой записки легли в основу рескрипта на имя председателя Комитета министров кн. П. Гагарина 13 мая 1866 г. Рескрипт нацеливал правительство «охранять русский народ от зародышей вредных лжеучений», т.е. фактически душить демократические идеи. В нем прозвучала реакционно-охранительная программа деятельности правительства на многие годы.

Земская реформа Закон о земских учреждениях был утвержден 1 января 1864 г.

Уездная земская управа (до 6 человек + председатель) Уездное земское собрание (гласные) 1 раз в год Землевладельцы Губернская управа (6 человек + председатель) Губернское земское собрание (гласные) 1 раз в год Городские собственники Представители крестьян- ских обществ Волостной сход сельский сход

Городская реформа Проект закона о самоуправлении горо- дов был утвержден в Государственном совете 16 июня 1870 г.

Городская управа (2 и более членов) Городская дума (от 3 до 72 гласных) Крупные городские собственники Средние городские собственники Мелкие городские собственники

Судебная реформа Наиболее последовательной из буржуазных реформ 60-х гг. была судебная реформа. Новые судебные уставы были утверждены 20 ноября 1864 г. По новым судебным уставам были созданы два вида судов и общие и мировые.

СЕНАТ Судебная палата Окружной суд

В основу нового суда были положены главные принципы буржуазного права: 1. бессословность; 2. состязательность сторон ; 3. гласность судопроизводства; 4.независимость судей.

Отмена телесных наказаний Закон об отмене телесных наказаний был утвержден в 1863 г.

Финансовые реформы Указом 1860 г. был учрежден Государственный банк для оживления промышленности и торговли. В том же году был издан закон об отмене системы винных откупов и о замене ее акцизной системой. Продажа вина с 1863 г. становилась повсеместно свободной, но выпускаемое в продажу вино облагалось акцизным сбором, взимание которого возложено было на особые учреждения – акцизные управления.

Законом 1862 г. внесен был порядок в составление смет отдельными ведомствами и в расходование ими ассигнуемых им средств. Теперь составляемые ведомствами сметы проводились через Министерство финансов и Государственный совет. Расходование средств должно было производиться согласно утвержденным сметам. С этого же времени роспись государственных доходов и расходов стала публиковаться во всеобщее сведение.

Указом 1864 г. был преобразован государственный контроль. Во всех губерниях были учреждены контрольные палаты, проверявшие ежемесячно расходы всех местных учреждений со стороны их законности и целесообразности. Эти палаты подчинялись непосредственно государственному контролеру. С 1868 г. годичные отчеты государственного контролера об исполнении росписи также стали печататься для всеобщего сведения.

Цензурная реформа В 1865 г. были опубликованы «Временные правила о печати». По ним предварительная цензура отменялась для больших книг в 10 печатных листов и более и более 20 печатных листов для переводов. Массовые издания, предназначенные для широкого круга читателей, подлежали предварительной цензуре. Периодика от нее освобождалась по особым разрешениям и при условии внесения залога в 2,5 – 5 тыс. руб.

Реформы в области образования в первой половине 60-х гг. В 60 – 70-х гг. правительство осуществило ряд мероприятий по начальному, среднему и высшему образованию. Положение о начальных народных училищах было утверждено 14 июля 1864 г. По нему главной целью начальных школ признавалось в первую очередь религиозно- нравственное воспитание, а затем обучение первоначальным знаниям.

В начальных школах изучали закон божий, чтение и письмо и первые арифметические действия. Начальные школы подчинялись уездным и губернским училищным советам.

В состав уездных училищных советов входили представители от Минис- терства народного просвещения и внутренних дел, духовного ведомства, от уездных земств. Председатель уездного совета избирался из числа его членов.

В губернские советы входили представители от губернских земств, губернатор, епархиальный архиерей, как председатель. На училищные советы возлагались хозяйственные задачи и руководство учебным процессом в школах.

Преподавание должно было производиться только на русском языке. Положение о начальных народных училищах распространялось не на всю Россию, а лишь на 34 земские губернии Европейской России.

Среднее образование Для средних школ 19 ноября 1864 г. был утвержден специальный устав. Средние учебные заведения представляли собой классические и реальные гимназии с семилетним курсом обучения.

В классических гимназиях кроме общеобразовательных предметов большое место занимало изучение древних языков: латинского и греческого. В реальных гимназиях вместо древних языков увеличивался объем преподавания математики и естествознания.

Женское образование «Ведомство учреждений императрицы Марии» наряду с закрытыми женскими учебными заведениями – институтами благородных девиц – еще с 1858 г. начало открывать женские гимназии для приходящих, куда принимались дети лиц всех свободных сословия. В том же 1858 г. было издано «Положение об училищах для девиц» Министерства народного просвещения, переименованных позднее в женские гимназии.

В 1862 г. были утверждены уставы женских учебных заведений обоих ведомств (императрицы Марии и Министерства народного просвещения). Как Мариинские, так и Министерские женские гимназии были 7-классными. Однако их курс был значительно меньше курса мужских гимназий. Целью женской школы признавалась лишь та степень образования, которая необходима преимущественно для будущей матери семейства.

Высшее образование 18 июня 1863 г. был утвержден новый университетский устав. Он восстанавливал академическую автономию университетов.

В университетах было обычно четыре факультета: 1) физико-математический, 2) медицинский, 3) юридический, 4) историко-филологический и в Петербургском университете - факультет восточных языков. Срок обучения в университете – четыре года.

Кроме существовавших университетов (Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Киевский, Виленский, Гельсингфорский), были открыты: в 1862 г. – Новороссийский в Одессе, в 1869 г. – Варшавский, в 1888 г. – Сибирский в Томске.

Реформы в области образования во второй половине 60-х – 70-х гг. XIX в. В апреле 1866 г. министром народного просвещения был назначен один из столпов реакции, граф Д.А. Толстой, сменивший на этом посту либерального А. В. Головнина.

Начальное образование Толстой приступил к подготовке изменения Положения 1864 г. Первым шагом на этом пути явилось введение инспекторов народных училищ в 1869 г. Должность инспекторов вводилась по одной на каждую земскую губернию.

Вопрос о новом законе для начальных школ неоднократно обсуждался в Государственном совете. Решительный поворот этому делу был дан в декабре 1873 г. 25 декабря Александр ІІ подписал рескрипт на имя министра народного просвещение графа Д.А. Толстого. Вслед за рескриптом 25 мая 1874 г. Александр ІІ утвердил «Положение о начальных народных училищах», которое действовало до 1917 г. Положение вносило значительные изменения в порядок управления начальными школами.

В состав уездных училищных советов кроме представителей земства, министерства просвещения и внутренних дел, духовенства был введен инспектор народных училищ, которому отводились огромные полномочия в контроле за начальным обучением. Председателем уездных советов становились уездные предводители дворянства.

В состав губернских училищных советов, кроме представителей министерств народного просвещения и внутренних дел, духовенства и земства входили учреждаемые директора народных училищ. Председателями губернских советов становились губернские предводители дворянства.

Среднее образование 30 июля 1871 г. был утвержден новый устав средней школы. Он предусматривал сохранение только классических гимназий, срок обучения в которых увеличивался до 8 лет, а программа по гуманитарным предметам еще более расширялась за счет естествознания. Для дисциплины ума было увеличено число часов для изучения двух древних языков – латинского и греческого.

Существовавшие ранее реальные гимназии преобразовывались в реальные училища с 6-летним сроком обучения. Утвержденный для них 15 мая 1872 г. устав прямо запрещал прием реалистов в университе­ты. Поступление их в высшие технические училища было затруднено: к вступительным экзаменам туда допускались только окончившие дополнительный седьмой класс.

Высшее образование Толстой имел в виду подвергнуть пересмотру и университетский устав 1863 г., но успел провести лишь некоторые частичные мероприятия по усилению надзора за студентами. Были утверждены правила, вменявшие в обязанность полиции и университетской администрации взаимное осведомление о «политической благона- дежности» студентов. В 1879 г. для надзора за студентами была введена инспекция, независимая от профессорской коллегии.

Женское образование Правительство было очень обеспокоено все усиливавшейся тягой за границу женской молодежи, не допускаемой в университеты уставом 1863 г. Поэтому Толстой не препятствовал открытию по частной инициативе и на частные средства общеобразовательных курсов для женщин, стараясь отвлечь их от заграничных университетов. Так, в 1869 г. в Москве были открыты публичные женские курсы по программе мужских классических гимназий (так называемые «Лубянские курсы»). Лубянские курсы постепенно превратились в высшее учебное заведение с программой физико-математических факультетов. В 1872 г. по инициативе профессора В.И. Герье в Москве были открыты «Высшие женские курсы», получившие по мере развития значение высшего учебного заведения по словесно-историческим наукам. В 1878 г. открылись «Высшие женские курсы» в Петербурге с двумя факультетами, получившие в публике название «Бестужевских», по имени первого председателя педагогического совета, профессора К.Н. Бестужева-Рюмина.

Военные реформы

В 1862–1864 гг. на территории России было создано 10 военных округов (впоследствии 15). В каждом округе было сформировано военно-окружное управление, возглавляемое командующим войсками военного округа. В 1867 г. в каждом округе был создан военно-окружной суд.

В гг. было проведено реформирование военно-учеб­ных заведений. Общее образование отделялось от специального: общеобразовательную подготовку будущие офицеры получали в военных гимназиях, а профессиональную в военных училищах. В этих учебных заведениях обучались преимущественно дети дворян. Для лиц, не имевших среднего образования, создавались юнкерские училища. В них принимали представителей всех сословий. В 1868 г. для пополнения юнкерских училищ были созданы военные прогимназии. Пересматривались и совершенствовались программы высших военных учебных заведений. В 1867 г. была открыта Военно-юридическая академия, в 1877 г. Морская академия.

1 января 1874 г. был утвержден устав о воинской повинности. Закон распространял военную службу на лиц мужского пола всех сословий, достигших 20 лет. Срок службы устанавливался в 6 лет, с последующим зачислением в запас на 9 лет. Служба на флоте продолжалась 7 лет и 3 года в запасе.

Продолжительность действительной службы сильно сокращалась для лиц, получивших образование. Срок действительной службы сокращался для окончивших высшие учебные заведения до шести месяцев, гимназии – 1,5 года, городские училища – до 3 лет, начальные школы – до 4 лет.

От действительной военной службы освобождались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи. Освобожденные от призыва зачислялись в ополчения, собираемые лишь во время войны. В армии были отменены телесные наказания (наказание розгами сохранялось только для штрафников); улучшено питание, переоборудованы казармы; расширялась сеть солдатских школ. Происходило перевооружение армии и флота перевооружение армии и флота.

В результате военных реформ Россия получила массовую армию современного типа. Из армии были изгнаны муштра и палочная дисциплина с жестокими телесными наказаниями. Большую часть солдат теперь учили не только военному делу, но и грамоте, что существенно подняло авторитет воинской службы. Переход ко всеобщей воинской повинности был серьезным ударом по сословной организации общества.