Урок по литературе в 11 классе на тему: « Античные образы в поэзии серебряного века. (На примере стихотворений В. Брюсова «Орфей и аргонавты» и А.Белого.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Многоголосие лирики Серебряного века Автор: Ястремская Г.Е., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 66 г.Пензы.
Advertisements

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»
Поэзия трубадуров, миннезингеров и вагантов Презентацию составила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 п. Забайкальск Турушева Любовь Ивановна.
1 ИМЯ ОБЪЕКТА Урок 18 3 класс г. Кыштым МОУ СОШ 3 Яргутова Н.П.
Русский модернизм. 11 класс. План изучения темы 1. Основные принципы модернизма. 2. Ведущие направления в русском искусстве серебряного века: символизм;
Проект по теме : «Мифы как предыстория искусства слова » по теме : «Мифы как предыстория искусства слова »
1. Выявить ключевые образы ( обычно их два ), противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и борьба которых в произведении создают его динамику,
«Серебряный век» русской поэзии - сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, разных видах искусства, а прежде с литературе,
«Серебряный век» в русской литературе Подготовила учитель русского языка и литературы Абакаева Л.К.
ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ «ШАГ ЗА ШАГОМ» УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ СОШ 15 г.НОВОАЛТАЙСКА ДЕГТЯРЬ Н.И.
Использование современных образовательных технологий в начальной школе. (на примере уроков литературного чтения) Учитель начальных классов 1кв.категории.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Обучение анализу поэтического текста Круглова И.В. к.п.н., методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ.
Характеристика литературного процесса 20 века. Много лет размышлял я над жизнью земной. Непонятного нет для меня под луной, Мне известно, что мне ничего.
Смирнова Марина Николаевна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 города Мирного Архангельской области.
Автор: учитель русского языка и литературы МОУ Орловской сощ Корецкая Н.Б.
Презентация урока литературы «Улица Мандельштама». Художественный мир поэта в его стихотворениях о Петербурге». Учитель Борисова Лилия Антоновна, МОУ «Каменногорская.
Использование информационных технологий на уроках внеклассного чтения Урок литературы по роману М.Ш.ШОЛОХОВА.
(НАЧ Х ГГ. – 1917 Г.) Серебряный век русской поэзии Автор Опалева Л.Л., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 4 г.Кирово-Чепецка Кировской.
Театр? Театр! Театр… Руководители проекта: учитель русского языка и литературы Кравец Л.С., учитель МХК Власова О.В. МОУ-СОШ 1 г.Муром.
Серебряный век Литература рубежа веков и начала ХХ в. – отражение противоречий и поисков эпохи. Активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические.
Транксрипт:

Урок по литературе в 11 классе на тему: « Античные образы в поэзии серебряного века. (На примере стихотворений В. Брюсова «Орфей и аргонавты» и А.Белого «Золотое руно».)» Автор: учитель МОУ СОШ 1 г.Твери Савина Н.И.

Цели урока: 1) образовательные – дать более полное представление о литературном течении символизм, сформировать представление учащихся о влиянии античной культуры на русскую литературу; выявить традиции и новаторство в поэзии символистов; 2)воспитательные – воспитание духовно развитой личности, уважающей свою национальную культуру и культуру других народов; воспитание эстетического вкуса; 3)дидактические – развитие умения самостоятельно ориентироваться в литературе разных эпох и народов, формирование навыков сравнительного анализа лирических текстов.

Всё было встарь, всё повторится снова, и сладок нам лишь узнаванья миг. О.Мандельштам

I.Сравнительный анализ стихотворений. Вопрос. В. БрюсовА. Белый. 1. Какие этапы в развитии мифологического действия выбирают для своих стихотворений поэты? Отплытие корабля «Арго» в Колхиду за золотым руном. 2. Какие античные образы используют авторы, как они связаны с сюжетом об аргонавтах? Арго, певец Орфей. Герои: Геракл, Линкей, Менотий, Нелей, Ясон. Симплегады. Золотое руно. Аргонавты, старик аргонавт (Нелей), Арго, золотое руно. 3. Кто становится главным героем произведений? Центральный герой – певец Орфей. Главный герой – сам корабль «Арго», отправляющийся за золотым руном.

4. Как выстраивается система персонажей? Подобно античному поэту, Брюсов называет многих героев, отмечая их качества, но над всеми возвышается сильная и покоряющая своим волшебным искусством личность – певец Орфей. Не случайно в финале каждой строфы звучит его имя. Поэт не называет ни одного мифологического имени, используя обобщённо- собирательное «аргонавты» или неконкретизированное наименование «старик аргонавт». Важное действующее лицо – сама природа, окружающая персонажей атмосфера – всё как бы захвачено страстным порывом лететь вперёд за золотым руном. 5. Какие языковые приёмы используют авторы в своих произведениях? Стихотворение напоминает гимн, т.к. прославляет героев- аргонавтов, много восклицательных, побудительных предложений, используются слова высокого стиля, контрастные цвета: тёмные гребцы – золотое руно. Строфика – элегический дистих. (Стилизация под античный гекзаметр.) Стихотворение написано разностопным амфибрахием. Много умолчаний, повторов, используются яркие красочные метафоры и эпитеты.

Выводы: Орфей – это великий древнегреческий певец, музыкант, и Брюсов, очевидно, стремится утвердить всесильную власть искусства над миром: именно участие в походе Орфея принесёт аргонавтам удачу, он один способен своей волшебной игрой на кифаре смирить сталкивающиеся скалы (Симплегады), может предвидеть предстоящий путь. Мощь, мудрость, благородство, присущие другим аргонавтам, - ничто по сравнению с великой силой искусства. Орфей – избранник богов, посвящённый в тайну тайн искусства. Брюсову важно утвердить сильную личность, стоящую над толпой (именно творцы способны преобразить мир), а также провозгласить безраздельную власть искусства над миром, идея о поэте демиурге (творце мира) была свойственна старшим символистам.

В стихотворении же Белого важным оказывается не волевое и вдохновенное прозрение, вознесённого над толпой творца, а именно коллективное действо людей, в результате которого должен быть обретён искомый идеал – золотое руно. В эту мировую игру вовлечено абсолютно всё – весь мир напряжённо замирает вместе с «Арго» перед стартом. Конечный результат этого «похода» - преображение всего мира. Эту идею проповедовали многие поэты- символисты.

Итоги урока. Таким образом, мы видим, что поэтов серебряного века не устраивала бесстрастная мифологическая версия событий, в которой акцент делался на героические деяния богов и «сверхлюдей», совершённые ими ради борьбы за власть. Брюсов и Белый подчиняют миф важной для себя идее, выстраивают свою собственную систему координат, их поэзия страстна, красочна и философична.