Электронное государство. Электронная Россия Г.Б. Паршукова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
П РЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ : Э ЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО ( ПРАВИТЕЛЬСТВО ) Выполнила: Косолапова Юлия 4 курс, группа 252.
Advertisements

Россия, , г. Самара, ул. Ново-Садовая, 14а ИНТЕГРАЦИЯ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫ ОБРАЗОВАНИЕМ С.
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Гриднев Виктор Вячеславович ( ) – Эксперт проекта «Институциональная.
Проект ФЗ «О стандартах государственных услуг» ноябрь 2005 года.
Конгресс местных и региональных властей Совета Европы Комитет по культуре и образованию. г.Инсбрук, Австрия, 3-5 октября 2007 г. Председатель Думы г. Тольятти.
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
Россия Самарская Лука Самарская область Тольятти.
Проблемы регулирования и развития единого информационного пространства органов государственной власти в Украине В. Н. Пригода - заместитель директора филиала.
О Портале государственных и муниципальных услуг Воронежской области _____________________________________________ А.А. Воронина Руководитель центра региональных.
Перевод муниципальных услуг в электронный вид: ключевые подходы Отдел организационной работы Управления делами администрации г. Саянск а.
1 СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ Координационного Совета по административной реформе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном.
Практические аспекты внедрения электронного документооборота в органах государственного управления Проблемы сочетания электронного и бумажного документооборота.
«Электронная Россия» гг.. 2 Развитие ИКТ- сектора (технопарки, инфраструктура, связь,… ) Электронное государство (правительство, суды, парламент)
ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ Представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения.
Администрация городского округа Самара 1.Отсутствует научно-методическое сопровождение процессов информатизации. 2.Город не имеет единой телекоммуникационной.
Информационное общество - этап развития общества, на котором научное знание и информация становятся определяющим фактором общественной жизни и производства.
Законодательство в сфере э-управления: анализ, барьеры и рекомендации.
1 Система регламентации органов публичной власти.
Минэкономразвития России «Динамика степени доступности информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, публикуемой на официальных.
Транксрипт:

Электронное государство. Электронная Россия Г.Б. Паршукова

Электронное государство Электронное государство способ осуществления информационных аспектов государственной деятельности, основанный на использовании ИКТ-систем. Электронное государство подразумевает поддержку при помощи ИКТ деятельности как исполнительной власти («электронное правительство»), так и парламентских («электронный парламент») и судебных органов («электронное правосудие»).

Понятие Понятие «электронное государство» наиболее соответствует английскому понятию e-government Иногда e-government = «электронное правительство». В современных международно-правовых документах, в частности в решениях Европейского суда по правам человека, термин government применяется для обозначения государства в целом. Аналогично, в выражении «three branches of government» речь идет о трех ветвях государства в целом, а не только исполнительной власти правительства.

Использование информационно- коммуникационных технологий для преобразования правительства с целью сделать его более доступным для граждан, более эффективным и более подотчетным. Однако из этого определения вовсе не следует, что переход к «электронному правительству» должен ознаменоваться ростом числа компьютеров в кабинетах чиновников. Напротив, согласно этому определению, он должен привести к изменению взаимоотношений между государственными служащими и остальными гражданами» (директор Центра демократии и технологий (Center for Democracy and Technology, CDT) Джеймс Демпси).

Электронное правительство « система государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации»(Глоссарий.ru)(Глоссарий.ru)

Энциклопедия электронного государства: электронное государство - осуществление при помощи современных технологий информационных аспектов государственной деятельности: – сбора и хранения информации (государственного учета) и – обеспечения доступа граждан к информации государства. В отличие от аналогичных зарубежных проектов, здесь обсуждаются не только изменения, которые современные информационные технологии могут внести в административную практику, но и способы преодоления неразвитости регулирования уже существующего "бумажного" учета и раскрытия государственной информации. Другой особенностью проекта является внимание к проблеме недоверия граждан к государству, что отражается в предлагаемых законодательных и технических мерах по обеспечению повышенного по сравнению со многими зарубежными странами контроля над деятельностью государственных служащих. Дальнейшие сведения об особенностях российского проекта по созданию "электронного государства" можно найти в "Энциклопедии электронного государства".Энциклопедии электронного государства

История «Электронное государство» стало формироваться на рубеже веков. По сути, оно означает новый этап развития конституционного государства. Возникнув около трехсот лет назад, конституционное государство не только стало общецивилизационной моделью, признанной странами с разными правовыми и политическими традициями, но продемонстрировало свой значительный потенциал, способность перестраиваться с изменением социально-экономической среды. Как правовое государство оно сформировалось в доиндустриальную эпоху, как социальное в эпоху индустриальной экономики, и, наконец, как электронное – с переходом к информационной экономике. Каждый переход к новому качеству проходил сложно, зачастую сопровождаясь серьезными кризисами. Исходя из этого опыта, важно, чтобы государство смогло вовремя перестроить характер и способы управления, модернизировать их, с тем, чтобы избежать серьезных социально- экономических потрясений. От государства требуется выработка программы, определяющей пути перехода на новый этап. Именно такой переход демонстрируют страны со сложившимися демократическими традициями. Вместе с тем зарубежная практика показывает схожий характер первых шагов.

В упрощенном виде «электронное государство» можно свести к созданию определенной коммуникативной инфраструктуры, позволяющей государственным органам и гражданам взаимодействовать с использованием новых информационных технологий. Однако речь идет не столько о технических, сколько о юридико-политических аспектах данной проблемы. Для того, чтобы новые коммуникативные связи получили развитие, необходимо провести значительную работу по созданию реальной электронной документации, по приданию документообороту в электронной форме юридически значимого характера. Содержание законов в данной области сводится к признанию юридической силы электронных документов, электронной подписи, а также урегулированию электронной формы документов отдельных государственных органов, прежде всего исполнительных и судебных. Традиционно к документам на бумажных носителях предъявляются определенные требования( на них должна быть проставлена подпись, а зачастую несколько, печать, иные реквизиты). Требуется значительная работа, чтобы адекватно перевести документы в электронную форму. Сложность процесса демонстрирует практика США.

Например Согласно Закону США о ликвидации бумажного документооборота в государственных органах 1998г. федеральные органы исполнительной власти к 2003г. должны по возможности перейти на электронный документооборот и обеспечить доступ граждан к электронным документам. На основе закона были разработаны правила, которые помогают государственным органам перестроить работу. В этом им также содействует Министерство юстиции. Государственные органы должны проанализировать документацию с позиций требований, предъявляемых к ней законодательством, решить вопрос о возможности замены бумажных документов электронными. В ряде случаев допускается, что отдельные виды документов могут быть только на бумажных носителях. Государственные органы должны решить вопрос о регистрации, хранении электронных документов. В связи с этим должна быть и перестроена работа государственных архивов.

Особенности создания системы обмена информацией в странах с федеративным устройством Необходимо создание соответствующих инфраструктур на федеральном уровне, уровне субъектов федерации и на уровне местного самоуправления. Информационные технологии предполагают определенный уровень стандартизации. Однако создание единых правовых стандартов внутри государства зависит от характера федерации. В США субъекты федераций имеют самостоятельные правовые системы, законодательные, исполнительные и судебные органы. В этой стране субъекты федерации предпринимают активные шаги по разработке собственных моделей электронного правления. В то же время федеральная власть разрабатывает законопроекты для федеральных органов.

Цель электронного государства «Электронное государство» отражает качественные изменения, происходящие во взаимоотношении власти и общества, что веет к перераспределению ролей участников управленческих процессов, прежде всего государства. Развитию «электронного государства» предшествовало создание открытого общества, открытой экономики. Эти понятия отражают изменения в информационном обмене. Общество получало все больший доступ к информации.

Отражение в законодательстве Эти процессы нашли отражение в законодательство, начиная со второй половине 20в. – (закон Соединенных Штатов о свободе доступа к информации 1966г., закон Норвегии 1971г. об общественном доступе к государственным документам). С развитием компьютерных технологий эти законы изменяются – (к примеру, в закон Соединенных Штатов о свободе доступа к информации 1966г. внесены поправки в обязывающие государственные органы давать информацию в электронной форме), либо принимаются новые законы второго поколения. Последние существенно расширяют содержание права на информацию, давая гражданам право на получение любой информации из государственных органов без указания причин, по которым это информация необходима – (закон о свободе доступа к информации Исландии 1996г.).

Пример закона второго поколения английский закон о Свободе информации 2000г. Он устанавливает открытый перечень органов государственной и общественной власти, которые обязаны предоставлять информацию. К таким органам относятся правительственные органы, органы местной власти, учреждения (больницы, школы, университеты), полиция, законодательные органы, другие структуры – почта, национальная галерея. Закон определяет обязанность этих органов обеспечивать эффективный поиск общественно доступной информации, а также отвечать на индивидуальные запросы о наличии информации и о получении информации. Закон также устанавливает 23 исключения, касающихся информации об уголовном расследовании, коммерческой тайны, интересов и безопасности Соединенного Королевства, и т.д. В остальных случаях, если государственных структуры не дают информацию в течение установленного срока, они могут быть подвергнуты штрафу. Контроль над этой сферой возлагается на Уполномоченного по делам информации.

Законодательство о защите личных прав Европейские документы устанавливают, что сбор личной информации должен проводиться только в установленных, законных целях; лица, информация о которых собирается, должны быть поставлены в известность и иметь право доступа к информации, которая их касается, возможность изменить или исключить неправильную информацию, право на возмещение ущерба в судебном порядке, если имеют место нарушения. Особое внимание уделяется сбору данных об этнической и национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных верованиях, членстве в профсоюзах. Национальные законы защищают личную информацию в различных областях, прежде всего в области здравоохранения (Закон Канады о личной информации пациентов 2001г., закон провинции Онтарио о личной информации о состоянии здоровья), информация о потребителе (Защита информации о покупателе). Готовящийся в Бразилии закон о частной информации регулирует сбор и распространение информации о лице в Интернете, устанавливая штраф за нарушение. В Израиле лицо, имеющее банк данных более чем на человек, должно зарегистрироваться в Министерстве юстиции.

Европейское законодательство предполагает создание органов, контролирующих автоматизированную обработку личных данных, применение соответствующего законодательства и рассмотрение жалоб на нарушение прав. Такие органы действуют независимо и имеют право прекращать сбор данных, если выявлены нарушения прав и свобод. Законодательство европейских стран устанавливает процедуру подачи и рассмотрения жалоб. В большинстве стран, принявших подобные законы, установлена должность Уполномоченного в сфере информации.

Права государственных органов они основаны на понимании того что, следственные органы должны контролировать личную информацию, содержащуюся в электронной форме. В Венгрии доступ полиции к такой информации возможен на основе судебного решения и только при расследовании преступлений, за которые предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет. Только на основе судебного решения допускается электронный контроль в США. Закон Исландии о защите личности в сфере передачи информации определяется видео контроль.

ФЦП «Электронная Россия» ( годы) ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ ( ГОДЫ)" Наименование - Программы федеральная целевая программа "Электронная Россия ( годы)" Основание разработки - Программы распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. N 207-р

Ожидаемые результаты реализации Программы повышение эффективности государственного управления и развитие экономики за счет активизации внедрения и повышения результативности использования информационных и коммуникационных технологий; создание условий для ускоренного развития конкурентоспособного производства товаров и услуг в сфере информационных и коммуникационных технологий, ориентированного на внутренний и внешний рынки; активное вовлечение граждан и хозяйствующих субъектов в использование информационных и коммуникационных технологий за счет снижения тарифов на услуги связи и подключение к общедоступным информационным системам; повышение информационной открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления, эффективности их взаимодействия с гражданами и организациями, качества оказываемых им услуг; повышение качества образования за счет использования информационных и коммуникационных технологий; развитие независимых средств массовой информации посредством внедрения информационных и коммуникационных технологий

Отправная точка Отправной точкой начала создания электронного правительства можно считать подписание Окинавской Хартии Глобального Информационного Общества. Это событие продемонстрировало совпадение представлений руководства России и других развитых государств о значимости ИКТ, как важного фактора формирования общества двадцать первого века. Кроме того, Хартия предусматривала разработку каждой из стран своей национальной стратегии построения информационного общества. В 2002 году Правительство РФ перешло к действиям и приняло Федеральную целевую программу (ФЦП) «Электронная Россия годы», которая должна была «помочь сделать Россию одной из ведущих информационных держав мира». Однако в официальном тексте самой Программы не было даже упоминания об электронном правительстве, что свидетельствует об отсутствии у её создателей полной ясности относительно конечной цели и желаемых результатов. Для сравнения в США проект E-government начинался с принятия Конгрессом отдельного Закона «Об электронном правительстве», содержащего подробный глоссарий терминов, покрывающий все поле внедрения.

Первый этап реализации ФЦП ( ) Ведомственная информатизация, направленная на обеспечение постоянного присутствия органов власти в сети интернет, путем создания информационных веб-сайтов и их регулярного обновления. Параллельно стартовала реализация проектов по разработке электронных административных регламентов (ЭАР). Пагубным фактором, мешающим реализации программы на первом этапе, стало межведомственное противоборство за контроль над бюджетом «Электронной России» и отсутствие единого контролирующего органа. В итоге произошла так называемая «лоскутная информатизация», при которой каждый государственный орган выстроил свою информационную систему, ориентируясь исключительно на собственные потребности и воззрения. Данные системы оказались совершенно не совместимыми между собой, или вовсе дублирующими друг друга. Такой весьма удручающий итог реализации ФЦП на первом этапе, потребовал принятия неотложных мер комплексного характера по кардинальному изменению сложившейся ситуации, что нашло оперативное выражение в соответствующих решениях.

Второй этап реализации ФЦП «Электронная Россия» (2006 – по наст. время) ознаменовался ее новой редакцией. Программа была скорректирована с учетом новых задач в области повышения эффективности государственного управления и прямо направлена на создание электронного правительства. Декларируемые цели Программы : – Обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия; – Построение единой информационной вертикали государственного управления; – Повышение доступности государственных услуг; – Повышение уровня квалификации, профессиональной подготовки работников органов государственной власти в сфере использования ИКТ.

Новая редакция ФЦП приоритет отдается внедрению ИКТ для повышения эффективности функционирования системы государственного управления. В то время как в аналогичных зарубежных Программах ставятся задачи максимального удовлетворения потребностей граждан и повышение качества государственных услуг, через совершенствование работы государственных структур. То есть то, что в зарубежных Программах выступает средством, в российской Программе стало самоцелью.

Итоги 2 этапа В рамках второго этапа «Электронной России» планируется создание межведомственных информационных систем, объединение правительственного портала и реестра государственных услуг, запуск системы электронных госзакупок. Еще один важный момент создание многофункциональных центров (МФЦ), в которые граждане смогут обратиться по проблемам, требующим вмешательства органов власти и получить исчерпывающую информацию. Практические результаты второго этапа станут известны не ранее гг. Пока же трудности преобразований свидетельствуют о наличии серьезных проблем в этой сфере.

Основная проблема несоответствие провозглашаемых принципов и нормативных лозунгов с одной стороны, и реальной практики работы органов государственной власти, с другой. Доминирующей парадигмой построения системы электронного правительства в России по-прежнему остается простая информатизация и автоматизация имеющихся бюрократических процедур без пересмотра основополагающих принципов организации государственного аппарата и трансформации содержания управленческих процессов. Информационные технологии не стали в России катализатором перемен. Массовая установка компьютеров и их регулярная замена на более мощные, закупка дорогостоящего программного обеспечения, присоединение к интернету не способствовали улучшению деятельности государства в целом, о чем свидетельствуют описанные выше факты. Информатизация государства проводилась бессистемно и была ориентирована на чисто технологические проблемы отдельных ведомств.

Псевдо электронное правительство Отказ от ориентации на граждан и максимальное удовлетворение их потребностей, привел к тому, что сегодня в России возникает псевдо электронное правительство, где удобство оказываемых услуг, принадлежит бюрократии. В этом смысле клиентом «Электронной России» стало само государство. Естественно, это не означает, что граждане и бизнес не выиграют в случае успешной реализации Программы. Однако выгоды для них, согласно концепции Программы будут следствием или вторичным результатом. При таком подходе, можно предположить, что в ходе оценки итогов ФЦП в 2015 году в качестве приоритетов будут рассматриваться изменение в работе государственных структур под воздействием ИКТ, а не улучшение жизни граждан.

Опыт реализации «Электронной России» показывает, что принципы западной модели электронного правительства, с ее сервисным подходом к государству, ориентацией на граждан, усилением открытости и прозрачности, в России не могут быть применены в полном объеме.

Новый подход выявление и устранение при помощи ИКТ узких мест в функционировании развитии политических, правовых и административных институтов, а не привычное решение технологических проблем. электронное правительство должно рассматриваться как инструмент достижения целей административной реформы, способный модернизировать всю систему управления.

Условия развития Электронное правительство требует сильного политического лидерства, которое сможет победить сопротивление бюрократии, а также обеспечить непрерывный приток ресурсов и информации, необходимых для выполнения поставленных задач. Поскольку в сложившейся в России системе управления существует только один реальный центр принятия решений – Президент, успех проекта во многом будет зависеть от его воли и настойчивости. Наконец, возможна организация новых форм сотрудничества государства и бизнеса в сфере проектов e-government.

Международный опыт и оценки экспертов Gartner показывают, что сегодня государству вовсе не обязательно вкладывать огромные средства в создание интернет-порталов, действующих по принципу «одного окна». Граждане хотят иметь доступ к правительственной информации и услугам непосредственно со своих домашних страниц в социальных сетях, принадлежащих бизнесу и пользующихся большой популярностью. Государству лишь остается присоединить эти сети и использовать их в качестве посредников для оказания услуг, при этом сосредоточив свою основную активность на создании инфраструктуры, раскрывающей исходные правительственные данные для общего пользования и комментариев. Подобные формы сотрудничества могут оказаться очень полезными и существенно ускорить процесс создания электронного правительства в России.

Перспективы Проекты по внедрению электронных административных регламентов на всех уровнях власти позволят придать новый импульс административной реформе, осуществить реинжиниринг процессов государственного и муниципального управления, выйти на качественно новый уровень взаимоотношений власти, граждан и бизнеса, обеспечив реальную дебюрократизацию экономики и устранение излишних административных барьеров. Внедрение механизмов предоставления населению онлайновых услуг «из одного окна» поможет уменьшить дублирование властных функций и процедур. Результатом станет оптимизация бизнес-процессов в государственном и муниципальном управлении.

Интеграция ИКТ Все внедряемые информационно- коммуникационные решения представляют собой не просто набор разрозненных инструментов, а являются элементами единой информационной интегрированной среды государства, единого информационного пространства страны, служащего в первую очередь для удовлетворения потребностей граждан и бизнеса. Эти результаты государство должно продемонстрировать достаточно быстро.

Доверие граждан Социологи предложили новый термин Return on Election (возврат инвестиций доверия граждан, практические подтверждения результатов предвыборных обещаний). По оценкам специалистов, приемлемый сегодня срок Return on Election составляет 68 месяцев после выборов.

Система показателей рейтинга информационного развития субъектов РФ Тематические рейтинги СтруктурныеЦелевые ИКТ-инфраструктура Кадровый потенциал информационного развития региона Расходы на ИКТ Использование ИКТ населением Использование ИКТ в экономике Использование ИКТ в РОИВ Использование ИКТ в ОМС Использование ИКТ в образовании Использование ИКТ в здравоохранении Использование ИКТ в сфере культуры Использование ИКТ в общественных организациях Навыки использования ИКТ Компьютерная инфраструктура Интернет-инфраструктура Использование ИКТ во взаимодействии организаций с органами управления Информатизация бизнес-процессов Использование средств защиты информации Характеристики доступа к Интернету Доступ к ИКТ домохозяйств Телемедицина Реализация Стратегии развития информационного общества Cоциально-экономические условия развития информационного общества Интегральный рейтинг информационного развития субъектов РФ

pgu.nso.ru

Вывод Электронное правительство это: – прозрачность доверие населения и коммерческих организаций; – эффективность рациональное использование государственных фондов и ресурсов; – доступность обеспечение граждан и организаций необходимыми средствами доступа; – безопасность повышение безопасности граждан и всей страны в целом.

Источники Энциклопедия электронного государства: Четвертая конференция "Право и интернет: теория и практика" / Доклады / Богдановская И.Ю: Концепция «электронного государства» (сравнительно-правовые аспекты) Четвертая конференция "Право и интернет: теория и практика"Доклады Григорьев, П.В. Электронное правительство в России: проблемы и перспективы развития / П.В. Григорьев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук – М., 2009, – 3. – С Григорьев, П.В. Электронное правительство в России: проблемы и перспективы развития / П.В. Григорьев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук – М., 2009, – 3. – С