Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 39 г. Твери СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Портфель индивидуальных достижений ученика Основной смысл портфеля достижений – «показать все, на что ты способен». Смещение акцента с того,
Advertisements

Портфель индивидуальных достижений ученика Основной смысл портфеля достижений – «показать все, на что ты способен». Смещение акцента с того,
ТЕХНОЛОГИЯ «Портфель достижений» Для чего ученику портфель достижений? "У каждого ученика будет индивидуальный "портфель" образовательных достижений -
Саетгалина Т.В., МОУ «СОШ 12» г. Усолье -Сибирское.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Диагностика УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учитель начальных классов МОУ «Первомайская СОШ» Агафонова Татьяна Николаевна.
Учебный «портфолио» в начальной школе – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению,
Оценка достижения планируемых результатов. Требования ФГОС ФГОС К результатам освоения освоенияобразовательнойпрограммы К структуре основной основной.
Критерии и формы оценивания достижений учащихся в портфолио выполнила Ладо Н.А. учитель МОУ гимназии 9.
Особенности системы результатов при реализации ФГОС.
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня.
Основные функции системы оценки: ориентация на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения программы,
ПОРТФОЛИО В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В педагогической литературе портфолио характеризуется как: – коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
"Технология портфолио в начальной школе" Иванова О.А. Заместитель директора по УВР МОУ «НОШ 5» Г. Лысьва.
Доклад подготовила Смирнова Л.В. Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Как изменяется взгляд на результаты образования? Как оценивать метапредметные и личностные результаты? Каковы критерии их оценивания? Как изменится традиционная.
Система безотметочного обучения в 1-2 классах при реализации ФГОС ООН Нина Валентиновна Маркова, учитель начальных классов МОУ «СОШ 8»
Транксрипт:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 39 г. Твери СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ. Смирнова Г.П. учитель высшей категории

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ Теоретические основы проблемы педагогического оценивания получили освещение в трудах Б.Г.Ананьева, Ш.А. Амонашвили, Ю.К.Бабанского, Л.С.Выготского, И.П.Подласого, С.Л.Рубинштейна, В.П.Симонова, Л.М.Фридмана и др.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ Необходимо изменение системы оценивания учебных достижений обучающихся. Система оценивания должна быть сориентирована на оценку сформированности различных компетенций у обучающихся и последующее составление индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося. Система оценивания, основная задача которой, оценивание учебных достижений каждого обучающегося с целью выстраивания маршрута обучения и корректировки индивидуальных результатов может быть названа формирующим оцениванием.

Новое в системе оценки результатов образования Система оценки – инструментальное ядро государственных образовательных стандартов Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования Ориентация оценки на деятельностный подход Комплексный подход к оценке результатов образования «Встроенность» оценивания в образовательный процесс Оценка индивидуального прогресса

Основным объектом системы оценки результатов образования в соответствии с ФГОС выступают требования к результатам

Предметные результаты знания умения, опыт творческой деятельности и др. Метапредметные результаты способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, толерант- ность ЧТО ТАКОЕ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Требования ФГОС

Объект оценки Предмет оценки Процедуры оценки сформированность личностных универсальных учебных действий эффективность деятельности системы образования, ОУ внешние мониторинговые исследования с использованием неперсонифицированных потоков информации Оценка личностных результатов

Объект оценки Предмет оценки Процедуры оценки сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий а) уровень сформированности данного вида действий б) уровень присвоения универсального учебного действия а) внутренняя накопленная оценкавнутренняя накопленная оценка б) итоговая оценка Оценка метапредметных результат ов

Объект оценки Предмет оценки Процедуры оценки сформированность учебных действий с предметным содержанием способность к решению учебно- познавательных и учебно- практических задач с использованием системы опорных знаний а) внутренняя накопленная оценка б) итоговая оценка (внутренняя или внешняя) Оценка предметных результатов

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ 1. Новые образовательные цели не проверяются старыми контрольно измерительными материалами 2. Традиционная фиксация в журнале не позволяет увидеть соответствие требованиям 3. Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок 4. Традиции оценивания не позволяют развивать самооценку школьников 5. Традиции оценивания дискомфортны для учеников, отрицательно влияют на их мотивацию

Современные тенденции развития практики оценивания достижений учащихся: Приоритет письменной формы оценки знаний над устной. Суммирование результатов текущего (рубежного) контроля и экзаменационного контроля в итоговой оценке. Использование индивидуального рейтинга, компьютерного тестирования. Использование многобалльных шкал оценивания наряду с сохранением классической в качестве основы.

ТЕНДЕНЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ специальный отбор содержания образования для контроля; структурирование учебного материала; использование более дифференцированных, по сравнению с пятибалльной, шкал оценивания; использование нестандартных форм и средств оценивания; ознакомление с критериями оценивания и учеников и их родителей; совместная с учащимися выработка критериев оценки; оценивание каждого, даже самого незначительного достижения ученика; создание условий для самоконтроля и самооценки учащихся; делегирование ученикам полномочий в сфере контроля и оценки; привлечение учащихся к взаимоконтролю и взаимооценке; предоставление учащимся возможности выбора уровня и характера заданий для контроля.

МЕСТО СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 1. Система оценивания - механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, а также понимание этой связи самим учащимся. 2. Cистема оценивания и самооценивания является естественным механизмом саморегуляции образовательного процесса, что и определяет его исключительную важность. 3. Место системы оценивания в развитии образовательной системы уникально, так как именно она является наиболее очевидным интегрирующим фактором школьного образовательного пространства.

ДИАГНОСТИ РУЮЩАЯ оценка степени готовности к освоению учебной программы + отслеживание качества знаний учащихся и измерение их уровня на различных этапах обучения. СТИМУЛИРУ ЮЩАЯ воздействие на аффективно- волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений. КОНТРОЛИ- РУЮЩАЯ информация о качестве учебного процесса и качестве работы учителя с использованием различных форм контроля знаний: текущего, промежуточного, итогового, фронтального, индивидуального. Основные функции системы оценивания

ОБЪЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ способность принимать и сохранять учебную цель и задачу умение преобразовывать практическую задачу в познавательную (самостоятельно, с помощью учителя или одноклассников) умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения, отнесения к известным понятиям умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДОЛЖНА ПОЗВОЛЯТЬ: сравнивать и давать характеристику возможностям, способностям и достижениям каждого обучающегося в соответствии со стандартами, либо собственными целями; быть диагностирующим инструментом в поддержке учебного процесса; способствовать самооцениванию, развитию самопознания и самосовершенствованию личности.

ТЕСТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Учащиеся овладевают обобщенными способами учебных действий в процессе решения учебных задач со специально подготовленными образцами учебных заданий с различным сочетанием известной и неизвестной части в содержании каждого задания. Высокая степень объективности внешнего контроля оценки результатов учебной деятельности позволяет постепенно переводить его в самоконтроль и самооценку.

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ Комплекс оценивающих механизмов, представленный шкалой «стоимости» различных видов учебной деятельности и представляемых результатов. Обеспечивает обработку информации об учебных достижениях как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной работы школьников.

Рейтинг контрольного диктанта во 3 классе

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ В ходе реализации проекта формируются, развиваются и закрепляются важнейшие, общеучебные умения и навыки, приобретаемые, в том числе, и в результате совместной работы в триаде «ученик- учитель-родитель».

МОНИТОРИНГ Обеспечивает учителя оперативной обратной связью об уровне усвоения учащимися учебного материала. Является эффективным средством выявления зон успешности учебной деятельности. Позволяет учителю проектировать и проводить педагогическое исследование.

Индивидуальные карты учащихся

Задача учителя: Отследить продвижение ребёнка в освоении всех умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, счёта и т.д. 24

Индивидуальные карты учащихся Освоение навыков отмечается с помощью каких- либо значков. Фиксируются текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам. Заполнение карт ведётся учителем или самим учеником. 25

Вид работы/ дата проведения Звук, буква, слог 2.Классификация гласный- согласный 3.Классификация твердый – мягкий 4. Классификация звонкий – глухой 5. Деление на слоги 6. Ударение 7. Письмо под диктовку слов 8.Письмо под диктовку предложений 9. Списывание ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩЕГОСЯ 1-Б КЛАССА ГУЛЬЦЕВА ЕВГЕНИЯ (1 полугодие)

Вид работы/ дата проведения Графический диктант 2.Нумерация 3.Состав чисел 4.Составление записи к схеме 5.Сложение в пределах 10 6.Вычитание в пределах 10 7.Решение составных выражений 8.Решение неравенств 9.Отрезок. Чертеж и сравнение отрезков ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА ПО МАТЕМАТИКЕ УЧАЩЕГОСЯ 1-Б КЛАССА ЕЛФИМОВОЙ АНАСТАСИИ (1 полугодие)

Формируемые навыки и умения Старт Ноябрь Декабрь Февраль Март Апрель Итог 1. Обучение грамоте 1. Предмет и схема слова 2. Звук и буква 3. Различие гласных и согласных 4.Фонетический анализ слова 5. Ударение 6. Деление на слоги 2. Навыки чтения 1. Темп чтения 2. Способ чтения 3. Правильность чтения 4. Понимание текста 5. Выразительность чтения Лист индивидуальных достижений учени_____1 «Б» класса МОУ «СОШ 39»

3. Навыки письма 1. Развитие мелкой моторики 2. Пишет (печатает ) слова 3. Соблюдает нормы письма 4. Графическое написание предложения 5. Формирование почерка 6. Печатание текста 7. Списывание с печатного текста 8. Письмо под диктовку 9. Оформление предложений при письме 10. Деформированное предложение 11. Перенос слов 12. Пропуски, замена букв 13. Орфограммы в словах

4. Математические навыки 1. Прямой и обратный счёт 2. Признаки, расположение и счёт предметов 3. Состав чисел 4. Числовой луч. 5. Запись равенств по числовому лучу 6. Отрезок. Сравнение отрезков 7. Составление текстов задач по иллюстрациям 8. Составление и чтение схем к задачам 9. Вычислительные навыки 10. Нестандартные задания

32

33

Рефлексивные карты учащихся

Содержание модулей учебного предмета1 ч2ч3 ч4ч - перенос слов - разбор предложения (характеристика, главные члены предложения, словосочетания) - определение типа текста - деление на части текста - озаглавливание текста (выявление основной мысли) - изложение текста - сочинение текста - звуко – буквенный анализ слова - знание частей слова - разбор слов по составу - подбор однокоренных слов разных частей речи - знание и распознавание частей речи - правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением - правописание парных согласных в корне слова - правописание непроизносимых согласных Рефлексивная карта по русскому языку 3___класс Ф.И.ученика_____________________________________________ Условные обозначения: ! – знает или умеет очень хорошо * - иногда ошибается ? – пока испытывает трудности

- правописание разделительного мягкого знака - правописание разделительного твёрдого знака - правописание предлогов со словами - правописание приставок - правописание безударных гласных в корне слова, непроверяемых ударением (словарные слова) - правописание не с глаголами - знание частей речи (значение, грамматические признаки, вопросы, роль в предложении, изменения) - определение падежей имён существительных - изменение имён существительных по числам - склонение имён существительных по падежам - правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных - изменение имён прилагательных по родам - изменение глаголов по числам - изменение глаголов по временам - неопределённая форма глаголов - употребление синонимов, антонимов

Что это даёт? ученикуучителю Формировать навык самоконтроля и самооценки Видеть своё продвижение Наглядно видеть процесс формирования предметного знания у детей, обеспечивать своевременную и целенаправленную коррекцию Сделать отметку содержательной и для ученика и для родителей Сделать оценку работы оптимистичной

Анализ индивидуальных и рефлексивных карт позволяет Видеть общую динамику развития образовательного процесса. Определить зону ближайшего развития для каждого ученика. Оказывать педагогическую помощь конкретным детям. Формировать банк разноуровневых заданий по стержневым темам программы. Разрабатывать варианты дифференцированного и индивидуального контроля. Сделать выводы о качестве преподавания, обученности и о характере пробелов в знаниях учащихся.

Портфолио ученика

Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен». Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет. 40

СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ: в школах недостаточно разработана методическая база по обеспечению соответствующей работы; неподготовленность учащихся в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт; недостаточно развита мотивация достижений; неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, позволяющего подтвердить уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения.

О чём стоит подумать учителю, прежде чем приступить к работе с портфолио? Есть ли возможность индивидуализировать процесс обучения? Можно ли выделить время для рефлексии или всё будет делаться в спешке? Есть ли у меня мотивация и возможности взять на себя много работы, но работы интересной? 42

Портфолио позволяет решать следующие задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию поощрять самостоятельность, расширение возможностей самообразования, самореализации развивать навыки самооценки деятельности обучающихся формировать умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную и внеучебную деятельность создавать дополнительных возможности для успешной социализации обучающихся

Планируемые результаты технологии портфолио: сформировать у учащихся навыки и умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями на основе полученной информации, рассмотрев все возможные варианты, принимать правильное самостоятельное решение. А также систематизировать, анализировать собранный материал. Повысить учебную мотивацию и мотивацию успеха учебной деятельности.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности: учебной творческой социальной коммуникативной

Структура портфолио ученика Титульный лист Мой мир Моё имя Моя семья Мои достижения Мое творчество Мои интересы Мои друзья Портфолио ученика

-Моё имя -Моя семья; -Мои друзья; -Мои интересы -Мои достижения -Мои впечатления -Моё творчество

- значение имени - имена знаменитых людей - знак зодиака

- экскурсионно- познавательные программы - посещение театров, музеев, выставок

Творческие работы: - стихи, сказки - рисунки - поделки

- грамоты - сертификаты - дипломы - благодарственные письма - фотографии призов (кубков, медалей)

Послесловие Кто работает с портфолио, тот работает больше, но его работа будет интереснее, его ученики станут более самостоятельными и их достижения более зримыми. Удачи! 56

Выявлено, что учащиеся имеют более высокие результаты, если: они хорошо мотивированы не тревожны верят в собственные силы и способности владеют эффективными стратегиями обучения (включая постановку цели, выбор стратегий, самоконтроль и самооценку процесса обучения).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Бахмутский А.Е.. Школьная система оценки и качества образования.// Школьные технологии С Герасимова Н.. Оценка знаний должна воспитывать// Воспитание школьников Громова Т.. Не оценивать, а мотивировать// Управление школой ноября (22). - С Камаева Е.В. Оценочная деятельность на уроке // Школьные технологии С Костылев Ф.В.. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: Оценка в современной школе.// Стандарты и мониторинг в образовании С. 14 – 20. Формирование успешности учащихся средствами рейтингового контроля.// Школьные технологии С. 94 – 99. Хлебников В.А. Теория и методы оценки эффективности систем обучения коллективного использования.- Дисс. … доктора ф-м наук. – М., – 160 с.

Спасибо за внимание!