Знание и опыт Данилова В.Л. Школа по методологии 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности методологической рефлексии (в традиции ММК) и формы ее организации В.Л. Данилова.
Advertisements

Презентация к уроку на тему: Что такое метапредмет?
5-я ежегодная конференция по схематизацииСхематизация в мышлении, деятельности, рефлексии Москва, 2 июня 2011 г. Вячеслав Марача «Схема схем»: методологическое.
Проектирование современного урока Автор презентации: М.Г.Ермолаева, к.п.н., профессор кафедры педагогики и андрагогики СПбАППО.
Использование технологий мыследеятельностной педагогики в образовательной деятельности по развитию у дошкольников способности воображения Е.П. Келлер,
Образовательная технология развития критического мышления Комиссарова И.А. Учитель начальных классов МОУ «СОШ с.Новорепное»
ОДИ 80-х годов: несостоявшийся институт методологического мышления Данилова В.Л. XIX Чтения памяти Г.П. Щедровицкого.
Развитие коммуникативных умений через разработку творческого проекта.
Методическая разработка Метод проектов (в помощь учителю)
Особенности организации деятельности над исследовательской работы Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет,
Организация исследовательской деятельности учащихся Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет, Одно неведомое.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Как научиться описывать педагогический опыт Умейте осмыслить пройденный путь… Осмысление того, что уже сделано, - это большое духовное богатство школы.
Деятельность и общение. Деятельность и общение.. Деятельность и общение. 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования.
Развитие познавательных навыков учащихся; развитие умений самостоятельно конструировать свои знания; развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
Методика изучения темы «Алгоритмизация и программирование».
Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ.
Деятельностный подход: чему и как учить? Ю.Г. Юдина, доцент базовой кафедры «Педагогика развития» ИППС СФУ, к.пед.наук. Презентация разработана на основе.
Математика 9 класс. Мы должны ответить на вопросы: Все ли графики являются функциями? Как прочитать график функции? Какая математическая модель может.
Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках информатики Сафиуллина И.С., учитель информатики МАОУ лицей 1 имени А.С. Пушкина.
Транксрипт:

Знание и опыт Данилова В.Л. Школа по методологии 2012

Ситуация и замысел доклада По мере того, как готовясь к этому докладу, я начитывала всякий относящийся к теме материал и разбиралась, что же я все-таки хочу сказать, я чувствовала все большее отвращение к этой теме и задаче. Слово «знание» слишком привычно, его значения слишком разнообразны, а последнее время оно еще и слишком идеологически (и ценностно) нагружено. Оно настолько перегружено смыслами, что непонятно, как подступиться к этому смысловому клубку. С другой стороны, я понимаю, что идея знания (и представления о знаниях) необходимы для рефлексии и организации вполне практических действий (например, для разработки новых образовательных программ). Т.о. разбираться с этим все равно придется. И наконец, я принадлежу к традиции ММК, в которой есть простые ответы на вопрос о том, что такое знание – например, есть схема атрибутивного знания. Однако не очень понятно, имеют ли эти схемы какое-либо отношение как к тем смыслом, который приобрела тема знания в современной коммуникации, так и к практическим ситуациям.

Ситуация и замысел доклада Таким образом самая простая рефлексия моей ситуации требует от меня учитывать, различать и соотносить друг с другом: смыслы, связанные с темой знания (и соответственно, существующие дискуссии на этот счет), идеализации (т.е. представленность идеи знания в теоретическом мышлении) и практики, где эти смыслы и идеализации могут/должны воплощаться. смыслы идеализации (схемы) практики

Жанр и цель доклада По жанру это будет неторопливое рассуждение, где я буду класть некоторую определенность в одну из этих трех областей и делать из нее выводы. Я хочу обсудить с вами те вопросы, которые получены в результате этого рассуждения и те схемы относительно знания, которые выглядят достаточно осмысленными и практичными.

Знание и процессы передачи опыта Я начну с одной из наиболее общих методологических идей относительно знания – с предположения, что знание существует в процессах передачи опыта. Обращаясь к схеме передачи опыта (слайд 6), мы можем выделить цикл жизни единицы опыта. Определенный опыт складывается в ходе практической деятельности 1; «схватывается» в рефлексии; получив культурное оформление, хранится (передается) и, с одной стороны, используется в практической деятельности 2, а с другой - закрепляется в культурных стандартах и нормах. То, что мы привыкли называть знанием, оказывается одним из моментов этого цикла жизни – это форма хранения и передачи опыта.

Схема передачи опыта

Пояснение к тезису Утверждение, что знание имеет отношение к опыту настолько привычно, что для того, чтобы начать к нему как-то относиться, необходимо посмотреть по крайней мере, чему оно противостоит. Во-первых это – утверждение об источнике знания. Знание не является результатом откровения свыше (воспоминания врожденных идей, трансцендентальной интуиции и т.д.). Оно также не является результатом конструктивной работы (например, онтологического конструирования). И наконец – оно не является результатом познавательной деятельности. Во-вторых, знанием можно называть только то, что соответствует существующим в настоящее время нормам знания (знание – то, что культурно оформлено). Знание надо отличать от субъективных привычек и способностей (даже, если они приобретены в опыте и полезны в дальнейшей деятельности). Разным типам знания соответствуют разные культурные формы. И наконец – это утверждение о месте знания в деятельности. То, что не имеет практического применения, знанием не является.

Типы ситуаций передачи опыта Сохранение деятельности Целенаправле нное изменение деятельности Есть перетекание людей из сит. 1 в сит.2 Нет перетекания людей из сит. 1 в сит.2

Интерпретации и идеи (1) За последние десятилетия произошло по крайней мере три заметных изменения в цикле жизни единиц опыта: Стала типовой задача передачи опыта в ситуации, не предполагающие естественного перетекания людей и обстоятельств. Стала типовой задача использования опыта прошлых ситуаций для целенаправленного изменения деятельностей и ситуаций. Стала типовой задача оформления нового опыта. Оказалось, что имеющиеся культурные формы накопления, хранения и передачи опыта для этого плохо подходят. Нынешняя ситуация подобна ситуации раннего Возрождения – происходит массовый отказ от старой культуры оформления знания и поиск новых культурных форм.

Практические следствия (для обучения) Нужно учить человека осмысленно обращаться к чужому опыту, и оформлять свой. Это, с одной стороны, требование к историческим курсам, с другой – к учебным играм, имитирующим всякие перипетии появления, передачи и использования опыта. Нужно разобраться, какие новые формы аккумулирования и передачи опыта (=новые формы знания?) сложились в практиках XX века и как этому можно учить. Нужно проанализировать, какой очевидно значимый опыт мы не умеем передавать и начать конструировать эпистемологические формы для этого.

Что осталось за пределами моего сегодняшнего обсуждения? Я одном из своих поздних интервью Георгий Петрович сказал: «Я исхожу из того, что человек должен знать не только внешний объект или предмет, но и отвечать на вопросы "что есть он сам? каковы его цели? его ценности? что он хочет делать и как он будет это делать?" На мой взгляд, человек складывается, прежде всего, в меру наличия знания своей собственной человеческой функции и назначения, а уже все остальное, чем он занимается сегодня, завтра и послезавтра - это дела текущие, меняющиеся. И эпистемология должна описать все многообразие знаний, она дает знание о тех типах знаний, которые нужны человеку, чтобы быть человеком, а не придатком к той или иной системе производства. Производственная идеология не имеет больше права на существование. Люди должны строить условия своей жизни и заниматься жизнестроительством, а не производством вооружения или чего-то подобного». Г.П.Щедровицкий «Знание должно быть свободным»