Готова ли Образовательная система «Школа 2100» к работе по стандартам второго поколения ? Вечно куда-то торопимся. Не успели освоить прежний стандарт-

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСВОЕНИЕ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС)
Advertisements

Требования к результатам освоения Основной Образовательной программы при переходе на ФГОС.
Новый стандарт: революция или эволюция? Р.Н.Бунеев, А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов.
Образовательная система «Школа 2100». Что такое Образовательная система «Школа 2100»? Единство более 100 ученых-авторов и 40 тысяч учителей-практиков,
Образовательная система «Школа 2100» Авторский коллектив ОС «Школа 2100» - лауреат премии Правительства РФ в области образования 2008 года О работе учителей.
Реализация стандартов второго поколения в «Школе 2100» А.А. Вахрушев, С.А.Козлова 1.
1 Центр системно-деятельностной педагогики «Школа » 2012г. Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…» как механизм реализации ФГОС–2.
Основные особенности работы по системе «Школа 2100» в 5 классе 1.Цели 2.Технологии 3.Содержания.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100» - И ЕЕ ГОТОВНОСТЬ К ФГОС 900igr.net.
Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира На примере Образовательной системы «Школа 2100»
УМК «ШКОЛА 2100». Образовательная система «Школа 2100» - это: 1. Концепция и научно-теоретические материалы, созданные авторским коллективом под научным.
Преемственность между начальным и средним звеном.
ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ? АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. ЗАРИФМУЙТЕ ПРОБЛЕМУ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ТЕМУ.
Проектная деятельность учащихся начальной школы как фактор развития универсальных учебных действий М.Д.Черепанова, учитель начальных классов ГОУ «Красночикойская.
Образовательная система «Школа 2100» Образовательная система «Школа 2100» – одна из четырех государственных систем РФ Учебники используются в школах.
Системно-деятельностный подход при формировании универсальных учебных действий Некрасова Н.А. учитель истории, обществознания МБОУ «Лицей 89»
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
МБОУ ЧУХЛОМСКАЯ СОШ ИМЕНИ А.А. ЯКОВЛЕВА Использование учебно - методических комплексов нового поколения в период внедрения ФГОС Руководитель РМО учитель.
ФГОС: I. Общие положения. п. 7 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как.
Транксрипт:

Готова ли Образовательная система «Школа 2100» к работе по стандартам второго поколения ? Вечно куда-то торопимся. Не успели освоить прежний стандарт- и снова все менять?! А нам ничего менять не придется. Наша система уже готова к реализации идеи развития школьников. 1

Концептуальные основы «Школы 2100» и образовательные стандарты нового поколения Р.Н. Бунеев, А.А. Вахрушев 2

Часть 1 Воспоминания о важнейшем! 3

Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования (Закон РФ «Об образовании », ст.7 ). Что такое государственный образовательный стандарт? 4

Этимология стандарта Стандарт – логическое развитие положений закона РФ «Об образовании» (1992 г.) Стандарт формулируется, опираясь на уже существующие наиболее перспективные образовательные реалии. Стандарт задает образовательный уровень и вектор развития образования. 5

В чем смысл нового стандарта? законодательном впервые образовательный процесс нацеливается на всестороннее развитие личности учащихся, умение добывать знания и пользоваться ими Главное – переосмысление образовательных целей. На законодательном уровне впервые образовательный процесс нацеливается на всестороннее развитие личности учащихся, умение добывать знания и пользоваться ими. 6

Часть 2 Продолжение традиций «Школа 2100» в Федеральном государственном образовательном стандарте 7

Главное – это правильно сформулировать основную идею Главная идея Образовательной системы «Школа 2100» – сделать развивающее образование не элитарным, а массовым, доступным всем 1996 год 1996 год ФГОС второго поколения Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности годы годы 8

Главный результат образования ФГОС гг. : Функциональная грамотность в области математики, чтения и русского языка, естествознания, то есть способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий Функционально грамотная личность Человек самостоятельный Человек познающий Человек, умеющий жить среди людей « Школа 2100» (еще в 1990-е годы): 9

Портрет выпускника Патриот, носитель ценностей гражданского общества. Способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Уважающий ценности иных культур, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении. Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни. Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата. 1. Человек самостоятельный: Способный к самостоятельному выбору; отвечающий за свои решения; умеющий нести ответственность за себя и близких Умеющий искать и находить решение в нестандартной ситуации 2. Человек познающий: Обладающий приемами учения, готовый к постоянному самообразованию, Владеющий современными информационными технологиями 3. Человек, умеющий жить среди людей Способный к гражданскому самоопределению Толерантный, умеющий общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща. ОС «Школа 2100» Проект ФГОС второго поколения (подтверждено исследованиями психологов РАО) 10

11 Как сделать так, чтобы цель не была просто декларацией? Функционально грамотная личность Общеучебные умения организационные, интеллектуальные, оценочные, коммуникативные Цели предметов – линии развития (какие жизненные задачи помогает решать) Учебные задания, развивающие предметные умения

12 Общеучебные умения – самое главное, что должно оставаться после школы Организационные Организационные - умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность Интеллектуальные Интеллектуальные - умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире Оценочные Оценочные - умения самостоятельно делать ВЫБОР в мире ЦЕННОСТЕЙ и ПОСТУПКОВ и отвечать за этот выбор Коммуникативные Коммуникативные - умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми

Метапредметные результаты Система общеучебных умений «Школа 2100» Система универсальных учебных действий (ФГОС) ОценочныеЛичностные ОрганизационныеРегулятивные ИнтеллектуальныеПознавательные Коммуникативные Проект 13

Учебный предмет – это не столько основа науки, сколько «проекция» науки на жизнь человека Стандарт 2004 года Наука Содержание предмета (минимум) ФГОС Жизнь Цели предмета Умения Содержание (средство) ОС «Школа 2100»: 1) Линии развития личности средствами предметов направлены на решение жизненных задач 2) продуктивные задания развивают умение решать жизненные задачи 14

15 ЛИТЕРАТУРА 1-4 и 5-9 Самостоятельная интерпретация литературного произведения (понимание, эмоциональная и нравственная оценка) Приобщение к литературе как искусству слова (понятия теории литературы) Приобретение и систематизация знаний об истории литературы, книгах, писатель Функциональная грамотность (получение текстовой информации, различные виды чтения) Приобщение к читательской культуре (эстетический вкус, самостоятельный выбор) ЛИНИИ РАЗВИТИЯ средствами предмета ЛИТЕРАТУРА

Новый образовательный результат: вместо знаний – умения ими пользоваться Функционально грамотная личность (1996 г.) Цели новые (революционный стандарт) Представь, что ты оказался на месте своего предка – участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. t Среди биологов ходит такой анекдот. В институте, на экзамене по зоологии, профессор задает студентке вопрос: «А теперь расскажите, чем дышит муха?» – «Ртом». – «Вы уверены?» - Студентка, задумавшись на минуту, добавляет: «…и немножко носом». Для кого из изученных животных этот ответ студентки был бы верным, хотя бы частично? Продуктивные задания 16

Главное – не знания, а умение их добывать и применять Образовательная система «Школа 2100»: технология проблемного диалога технология формирования типа правильной читательской деятельности Федеральный государственный стандарт второго поколения: деятельностный подход Проект стандарта 17

Школьник – полноправный участник процесса обучения Технология оценивания учебных успехов Каждое умение проверяется и оценивается отдельно Таблицы требований Уровни успешности: необходимый, программный и максимальный Составная часть стандарта – модель системы оценки КИМ = конкретному требованию (умению) Ознакомление учащихся с требованиями. Уровневая дифференциация Проект стандарта 18

воспитание Образование – это не только обучение и развитие, но и воспитание Принципы гуманистического воспитания в «Школе 2100» социальной активности социального творчества взаимодействия личности и коллектива развивающего воспитания мотивированности проблемности индивидуализации целостности воспитательного процесса единства образовательной среды опоры на ведущую деятельность Ценностная ориентация ФГОС – формирование российской идентичности БУП БОП Внеучебная работа Проект стандарта 19

Деятельность Образовательной системы «Школа 2100» высоко оценена РАО РАО г. оценило научную работу Образовательной системы «Школа 2100» «… авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая развивающегообразования эффективно реализует идеи развивающего образования…» Правительство РФ наградило авторский коллектив «Школы 2100» Премией в области Образования «За научную разработку Образовательной системы нового поколения и ее практическую реализацию в учебниках» 20

Часть 3 Размышления о будущем… Размышления о б удущем Размышления о б удущем 21

Системность, непрерывность, преемственность 22

Для получения нового образовательного результата недостаточно просто понимать цель образования. Нужна целостная образовательная система, которая позволит ее достичь Образовательная система Образовательная система – это совокупность общеобразовательных программ всех ступеней обучения, построенных в единстве философско- методологических, дидактических, методических, психологических, воспитательных и содержательных подходов, предлагающая собственные психолого- педагогические принципы, технологии, систему оценивания и диагностики, а также пути их практической реализации в учебном процессе. 23

Системность, непрерывность, преемственность УМК 1. Философско-методологическая 2. Дидактическая 3. Психологическая 4. Методическая 5. Воспитательная 6. Содержательная 24

1. Философско-методологическая системность Развивающая, личностно-ориентированная парадигма Развивающая, личностно-ориентированная парадигма Культурно-исторический подход Л.С. Выготского Культурно-исторический подход Л.С. Выготского Деятельностный подход А.Н. Леонтьева Деятельностный подход А.Н. Леонтьева Образовательная программа «Школа 2100» (авторский коллектив под руководством А.А. Леонтьева) Образовательная программа «Школа 2100» (авторский коллектив под руководством А.А. Леонтьева) 25

2. Дидактическая системность Психолого-педагогические принципы: личностно ориентированные культурно ориентированные деятельностно ориентированные Школа зубрежки Школа объяснения (Я.А. Коменский) Школа развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов…) 26

3. Психологическая системность Единое психологическое пространство Единые подходы к развитию речевой деятельности на всех предметах (А.А. Леонтьев) Учет возрастных особенностей восприятия материала и ведущего вида деятельности (Д.И. Фельдштейн) 27

4. Методическая системность Проблемно-диалогическая технология Технология формирования типа правильного читательской деятельности Технология оценки учебных успехов Принцип минимакса Система общеучебных умений, структурированная по ступеням образования 28

5. Системность в воспитании Принципы гуманистического (развивающего) воспитания социальной активности социального творчества взаимодействия личности и коллектива развивающего воспитания мотивированности проблемности индивидуализации целостности воспитательного процесса единства образовательной среды опоры на ведущую деятельность опоры на традицию 29

6. Системность в содержании сквозные содержательно-целевые линии развития учащихся средствами предмета межпредметная интеграция Химия Физика География Обществознание История Окружающий мир УМЕТЬ ОБЪЯСНЯТЬ МИР УМЕТЬ ОБЪЯСНЯТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ Биология 30

Деятельность Образовательной системы «Школа 2100» высоко оценена РАО РАО г. оценило научную работу Образовательной системы «Школа 2100» «… авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая развивающегообразования эффективно реализует идеи развивающего образования…» Правительство РФ наградило авторский коллектив «Школы 2100» Премией в области Образования «За научную разработку Образовательной системы нового поколения и ее практическую реализацию в учебниках» 31

Часть 4 Задание для мозгового штурма 32

По каким критериям определить, соответствует ли учебник ФГОСу ? Каждый считает, что «его» учебник соответствует новому стандарту. Новый стандарт – это «революция» в образовании, в том числе в требованиях к учебнику. Обычные школьные учебники 33

34 Новая роль учебника Учебник = сумма знаний Учебник = инструмент для развития личности, задающий алгоритм образовательного процесса

35 Учебник 5 Учебник – элемент учебно-методического комплекса с 1 по 11 классы Учебник 4 Учебник 3 Учебник 5 Учебник 4 Учебник 3 Учебник 5 Учебник 4 Учебник 3

Время учить детей не бояться жизни Удачи! Р.Н.Бунеев, А.А. Вахрушев г. 36